Принципы и методы распределения дох и расх между отдельными звеньями б-тной системы
БС РБ вкл. в себя множество б-тов различных видов и уровней. Исходя из этого возникает вопр. как распределить дох. и расх. м/у таким кол-вом б-тов. При этом надо учитывать, что в соотв. с действ. законодательством мест. б-ты д.б. бездеф., т.е с нулевым сальдо.
Балан б-тов достигается в процессе БР посредством применения различ. м-дов этого процесса.
БР-это процесс распределения и перераспределение дох. и расх. м/у уровнями бюдж. с-мы и отд. б-тами.
В процессе БР решаются след. задачи:
1. сбалансированность дох. и расх. б-та.
2. заинтересованность мест. власти в выполнении планов. поступлений общегос. дох. и налогов на их терр.
3. стимулировать работу мест. органов упр. и самоупр. в изыскании резервов роста дох. б-та.
4.на район. уровне – район. фин. отделы регулир-т дох. и расх. б-тов первич. уровня: районных, сельских и поселковых и г. район. подчинения.
БР сопровождается формированием множества бюдж. потоков кот. распределяют бюдж. рес. и определяют объем и направления расх. мест. б-тов. В рез. возникают сложные межб-т. отношения. Часть из этих потоков имеет восходящую направленность, а др. часть нисходящую направленность.
В БР распр-е дох. и расх. м/уб-тами осущ. на основе след. ринципов:
1. значимости
2. подчиненности
3. тер. принадлежности.
Исходя из этого на практике используются 3 метода:
1. закрепление дох. и расх. за уровнями б-та.
2. нормативно-долевого распределения.
3. предоставление фин. помощи.
Что касается расх. б-та, то они распределяются м/у уровнями и видами б-тов по указанным принципам. В отношении дох. действует след. порядок распределения. На основе принципов и методов распределения дох. происходит первичное распределение бюдж. рес. м/у уровнями бюдж. с-мы. с отд. б-тами. Формир. дох. респ. б-та и собствен. дох. мест. б-тов. В ст. 13 з-но о бюдж. с-ме записано, что к собствен. источ. дох. б-та относятся: источ. дох. закрепленные законодательством РБ за б-том кажд. уровня и доп. источ. дох. устанавливаемые самостоятельно мест. Советами депут.
Собств. дох. мест. б-тов:
1.местн. налоги
2. различ. сборы
3. дох. от приватизации
4. др.
В тексте закона отождествляется собственные и закрепленные дох. источ. М/у тем перечень дох. закрепленных за мест. б-тами м. изменяться з-ном о б-те на очередной фин. год. Объем расх. б-та не м. ограничиваться рамками собств. дох., п.э. в закон. порядке за мест. б-тами закрепляются опред. дох. (подох. налог с ФЛ, земельный налог, ННН, эколог. налог, акцизы и т.д.).
Собственные дох. составляют чуть более половины дох. тер. б-тов, п.э для покрытия деф. требуется привлечение доп. ср-в из вышестоящих б-тов.
Сбалансирование мест. б-тов осущ. по средствам:
1. регулир-х дох. в виде отчислений от общересп. дох. и нал.
2. в виде дотаций, субвенций, субсидий.
Т.о. при распр. дох. м/у б-тами применяются след. методы: 1. процентных отчислений от общегос. респ. нал. и дох. 2. предоставление фин. помощи регионам из вышестоящ. б-та.
Регулирующие дох. б-та- это респ. нал. иные платежи. по кот. устанавливаются нормативы отчислений в % мест. б-ты на очеред. фин. год.: налог на дох и приб; НДС, некот акцизы. разрешение отчислений от регулир-х дох устан-ся с учетом: 1) степени сбалансир-ти дох и расх конкрет б-та; 2) дох поступ на соотв тер. в соотв с з-ном о бюдж с-ме РБ в случае нецелев использ субсидий, субвенций они м б отозваны органами власти выдавшими их.
Такое перераспределение дох. м/у отд. видами б-тов путем передачи ср-в вышестоящ. нижестоящ. б-там и составляет содержание БР.
Б-тная классификация
Бюдж класс-я РБ является систематизированной группировкой дох-в,
расх-в и источников финансирования дефицита республ и местн б-в, гос целевых бюдж и внебюдж фондов, внебюдж ср-в бюдж организаций, основанной на их экономич характеристике и обеспечивающей республ и
международную сопоставимость показателей б-в.
Б-тная классификация включает:1.класс-ю дох-в; 2.класс-ю расх-в, в т.ч. функцион-ю, ведомств-ю, экономич-ю; 3.класс-ю источников внутрен финансир-я дефицита; 4.класс-ю источников внешн финансир-я дефицита; 5.класс-ю видов внутренн гос долга РБ и долгов органов местн управления и самоуправ; 6.класс-ю видов внешн гос долга РБ.
Бюдж класс-я является единой и используется при составлении, утвержден и исполнен республ и местн б-в, гос внебюдж и бюдж целевых фондов, внебюдж ср-в бюдж учреждений и организаций.
БК регулируется зак-м РБ о бюдж класс-ции. Она д. утверждаться Сов мин-в или по его поручению Минфином. В наст время утверждена Минфином. Она основывается на принципах эк группировки и сопоставимости данных.
Класс-я дох-в состоит из групп, подгрупп, видов, разделов и подразделов дох-в. Функциональн класс-я определяет основн направления ср-в на выполнение осн ф-й гос-ва. Состоит из разделов, подразделов, видов и параграфов расх-в. Ведомств класс-я –более подробная детализация рас-в по министерствам и ведомствам (глава, раздел, подраздел, вид). Экономич класс-я явл самой подробной (категория, группа, подгруппа, вид, раздел, подраздел).