В ст.182 НК наблюдается расширение объекта налогообложения.
Облагаемые налогами операции – в том числе приходование нефтепродуктов.
Введение подобных норм предназначено для уклонения от уплаты налогов нефтеперерабатывающими компаниями.
Налоговый контроль по акцизам – в гл.22 НК предусмотрены особые его формы:
ü существование налоговых постов
ü введение режима налоговых складов.
НДС подлежит исчислению и уплате непосредственно налогоплательщиком. Исключение: когда арендуется государственное имущество – арендатор, платя арендную плату, выступает налоговым агентом.
· Налог на имущество организаций
· Транспортный налог
· Налог на рекламу самостоятельно
· Таможенные пошлины
· Налог на имущество физических лиц (не включён в НК)
· Налог на имущество, переходящее в порядке
наследования или дарения.
Бюджетное право
Эта область правового регулирования кодифицирована.
Бюджетный кодекс (БК) был введён в действие, пришёл на смену закону РФ «Об основах бюджетного устройства» и закону РФ «О бюджетном процессе».
Бюджетный кодекс – это правовой акт, который призван закрепить общие положения, общие принципы функционирования бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов, правила осуществления бюджетного процесса, бюджетного контроля и вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Бюджет
Бюджет – это многозначное понятие.
ü Материальный аспект понятия бюджета:
Бюджет – это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении соответствующего публично-территориального образования.
В этом значении понятие бюджета соотносимо с понятием казны, закреплённом в ГК РФ.
Различие: казённым может признаваться различное имущество, не обособленное;
бюджет – это денежные средства.
ü понятие бюджета, закреплённое в ст.6 БК РФ
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для выполнения определённых функций.
Бюджет трактуется как определённая процедура, в рамках которой реализуются бюджетные отношения.
ü бюджет как нормативный правовой акт
(в этом смысле говорят: «Принят бюджет на текущий год»)
Каждое публично-территориальное образование (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования) имеет право на самостоятельный бюджет.
Выделяют также понятие консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет не принимается как отдельный правовой акт, эта категория применяется для расчёта и анализа. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.
Например: консолидированный бюджет РФ – это свод федеральных бюджетных показателей, всех субъектов РФ и всех муниципальных образований. Консолидированный бюджет Свердловской области – это свод бюджетных показателей Свердловской области и муниципальных образований.
Бюджетная система
Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов.
В рамках бюджетной системы наряду с бюджетом выделяется также 2 типа подразделений (образований):
1) целевые бюджетные фонды
2) внебюджетные фонды
Различие между ними: целевой бюджетный фонд образуется в рамках бюджета, о нём не принимается отдельного правового акта, не требуется создание специальной администрации, исполнение целевого бюджетного фонда осуществляется по правилам исполнения бюджета.
Существует 3 основных внебюджетных фонда:
1) Пенсионный фонд
2) Фонд социального страхования
3) Фонд обязательного медицинского страхования
Предусматривается принятие отдельных правовых актов о бюджетах этих внебюджетных фондов. Принятие, утверждение и исполнение внебюджетных фондов осуществляется по общим правилам (с некоторыми особенностями).
Для данных бюджетов создаётся администрация, которая контролирует и управляет поступающими в фонды средствами.
Бюджетное устройство
В БК РФ используется понятие бюджетного устройства.