Страхование воздушного и ракетно-космического транспорта

Авиационное страхование представляет собой страхование рисков авиационного предприятия, прежде всего воздушных судов, и страхование ответственности за продукт в авиации.

При более широком толковании в авиационное страхование можно включить страхование рисков промышленного производства воздушных транспортных средств, их узлов и деталей.

Страхование рисков авиакомпании включает в себя: различные виды имущественного страхования (прежде всего каско); страхование гражданской ответственности; страхование экипажа; страхование рисков, связанных с наличием собственной службы эксплуатации, ангаров для стоянки самолетов и т. д.

В числе видов имущественного авиастрахования самый важный – это каско-страхование авиационных транспортных средств. Его предметом является потеря или повреждение застрахованного воздушного транспортного средства по причине несчастного случая на земле, в воде, в воздухе или при транспортировке.

Не включаются в состав страхового покрытия ущербы, которые связаны с военными событиями, актами террора, насилия или саботажа, забастовками, гражданскими волнениями и т. п.

Страхование экипажапредлагается в двух формах: на случай потери лицензии; бортового персонала от несчастных случаев. Из страхового покрытия исключаются случаи:

1) утраты профессиональной пригодности из-за заболеваний нервного и психического характера независимо от того, являются ли они результатом несчастного случая или длительных органических изменений;

2) умышленных действий, ведущих к профессиональной нетрудоспособности, включая попытки самоубийства;

3) алкоголизма или потребления наркотических средств и ядовитых веществ;

4) совершения или попытки совершения преступления;

5) участия в соревнованиях.

Для защиты от рисков, связанных с техническим обслуживанием воздушных судов, существуют следующие виды страхования:страхование монтажных рисков; каско-страхование воздушного судна в мастерской; страхование от огня; страхование ответственности за продукт.

Страхование ракет-носителей и космических аппаратов является частью страхования ракетно-космических рисков.

Как и в авиационном страховании, в страховании ракетно-космических рисков выделяют каско-страхование ракеты-носителя и запускаемого аппарата, страхование экипажа и пассажиров космического корабля и страхование гражданской ответственности государства, владельца космического аппарата и организации, производящей запуск, за вред третьим лицам и окружающей среде на случай аварии при запуске или в полете.

Страхование грузов

По характеру перевозимых грузов различаются:

1) страхование генеральных грузов (генгрузы – термин внешнеторговых операций), включающее грузы, упакованные в стандартную, общепринятую тару, не требующие особых условий перевозки;

2) страхование наливных, насыпных, навальных грузов;

3) страхование сельскохозяйственных и других животных;

4) страхование драгоценных металлов, банковских банкнот, монет.

Наибольшие повреждения грузов проявляются в процессе перевозки. Кроме опасности воздействий на груз и влияния на него специфических условий, таких как морская вода при перевозке на морском транспорте, атмосферное давление при транспортировке самолетом, потери и повреждения грузов характерны для всех видов транспорта.

Договор морской перевозки заключается в форме чартера и в форме коносамента, которые различают по характеру перевозимого груза.

Чартер, или чартер-партия, – договор на перевозку грузов трамповыми судами. Существуют следующие виды чартеров: тайм-чартер; димайз-чартер; бербоут-чартер.

Коносамент– документ, выдаваемый судовладельцем грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским путем на судах регулярных линий. Коносамент выполняет следующие функции: удостоверяет принятие судовладельцем (перевозчиком) груза к перевозке, является товарораспорядительным документом, свидетельствует о заключении договора перевозки морским путем, по которому перевозчик обязуется доставить груз.

Для грузов существуют виды ущербов, в принципе не подлежащие страхованию. К этим ущербам относятся:

1) изначально поврежденное состояние груза;

2) ошибки конструкции, изготовления застрахованного груза;

3) недостача груза при целостной наружной упаковке;

4) ошибка или недостаток (дефект, брак) обычной упаковки;

5) способ погрузки и разгрузки, заведомо приводящий к ущербу груза.

Одним из общих условий страхования грузов является франшиза, ограничивающая ответственность страховщика по сумме возмещаемого убытка. Она позволяет исключить из ответственности страховщика мелкие убытки, которые практически неизбежны при транспортировке определенных грузов. Существенным фактором при предъявлении претензий к перевозчику является ограничение ответственности перевозчика, выше которого он не несет ответственности при любой форме своей вины.

По общепринятым в международной практике правилам страхования грузов риск ущерба вследствие стихийных бедствий покрывается автоматически. Кроме того, за дополнительную страховую премию страховой полис может покрыть и некоторые другие риски.

Наши рекомендации