Раздел 3. обзор программных продуктов, применяемых в банке
В МДМ банке идут работы по повсеместному внедрению Retail bank object (RBO).
RBO – это специализированное банковское программное обеспечение. Его внедрение позволит создать внутри банка единое информационное пространство обслуживания клиентов и управления финансовыми потоками розничной сети, откроет новые возможности для расширения функциональности розничного бизнеса. Установка новой автоматизированной системы позволит модернизировать продуктовую линейку и как следствие – значительно повысить конкурентоспособность банка
До конца апреля 2009 года на территории Урала проходили работы по предпроектному исследованию по внедрению RBO, участие в которых приняли специалисты различных подразделений банка. В целом в команде проекта было задействовано более 100 сотрудников банка. Также к работе были привлечены специалисты компаний «Центр финансовых технологий» (ЦФТ) и «Программные системы и технологии» (ПСиТ) для выполнения доработок систем, помощи при внедрении, конвертации и т. п.
Стоит отметить, что переход банка на единую ритейловую платформу являлся одним из приоритетов развития ОАО «УРСА Банк» на 2009 год. В Сибирском банке этот процесс начался в 2007 году, его планируется завершить до конца текущего квартала, на Урале аналогичный процесс планируется завершить в начале 2010 года.
«ЦФТ–Банк» (Платформа развития на базе Oracle) – объектно-ориентированная банковская система на основе СУБД Oracle [6].
Система является лидером российского IT-рынка по всем основным показателям:
1) количеству инсталляций банковских систем на основе СУБД Oracle;
2) количеству одновременно работающих пользователей в системе;
3) объемам транзакций, выполняемых в системе в течение операционного дня;
4) лучшему соотношению цена-качество в своем классе.
«ЦФТ–Банк» обеспечивает создание единой технологической платформы банка:
1) интегрированный доступ к функциям различных бэк-офисов (в том числе, регионально распределенных);
2) возможность централизации всех бэк-офисных функций;
3) единые и интегрированные каналы продаж (филиалы, отделения, пункты самообслуживания, Интернет, мобильные телефоны и т.д.);
4) централизацию данных о клиентах с возможностью всестороннего анализа.
Система обеспечивает минимизацию удельных затрат банка на поддержание и развитие информационных систем за счет максимального использования экономии на масштабах.
«ЦФТ–Банк» (Платформа развития на базе Oracle) насчитывает более 250-ти инсталляций в крупнейших банках России, среди которых: Сберегательный банк РФ, «Уралсиб», «Внешэкономбанк», «Уралтрансбанк», «Петрокоммерц», «Славинвеcтбанк», ВЕФК–Сибирь, «МДМ Банк», «Далькомбанк», «Городской ипотечный банк», «Белпромстройбанк» (Белоруссия), «БТА-Банк» (Казахстан) и др.
«ЦФТ–Банк» (Платформа развития на базе Oracle) аттестован Сбербанком России и используется для построения интегрированного решения на уровне территориальных управлений банка.
Компанией «Новая Афина» разработана Информационная система управления банковской деятельностью «Новая Афина» – эффективное средство комплексной автоматизации современного банка [7]. По оценкам большинства экспертов-аналитиков, а также банков-клиентов компании, Назначение системы охватывает следующие направления:
1) управление банковским бизнесом (информационная поддержка управления);
2) комплексная автоматизация деятельности банка;
3) обеспечение эффективной деятельности и возможности развития банковского бизнеса в изменяющихся условиях рынка.
Электронный документооборот «Новой Афины» позволяет вести учет операций банка, как по российским, так и по международным стандартам с минимальными настройками, быстро адаптировать процедуру учета к изменениям законодательства и требованиям конкретных банков, обеспечивает настройку схемы проводок, контрольных и учетных действий в различных моделях учета.
Централизованное ведение учет и анализ банковских продуктов и услуг – стержень бухгалтерских настроек «Новой Афины». Позволяет получать аналитическую информацию по всем необходимым разрезам: по клиентам, по услугам, по подразделениям.
Банковский продукт – это совокупность услуг, которые банк предоставляет клиентам и условий, на которых эти услуги предоставляются.
Банковский продукт представляется совокупностью электронных документов, объединяющих всю информацию, необходимую для работы с клиентом в рамках заключенного с ним договора.
Система обеспечивает настройку банковских продуктов, услуг по продуктам, типов счетов по продуктам, комиссий по услугам, начислений по ресурсам, автоматический расчет комиссии и начисление процентов. Автоматические начисления могут быть настроены для различных моделей учета. Соблюдается принцип начислений при учете процентных и непроцентных доходов.
Поддержка учетной политики обеспечивается автоматизацией учета при заключении сделок и проведении обслуживания клиентов по всем банковским инструментам.
Сбор и консолидация информации. «Новая Афина» позволяет настраивать правила сбора и консолидации информации для построения различных отчетных форм, работать как с первичными данными, имеющимися в системе, так и с консолидированными показателями, загруженными из других программных комплексов.
Встроенный генератор отчетов позволяет быстро разрабатывать собственные отчетные формы.
Требования к персональному компьютеру: минимальный вариант: Pentium 200 или выше, рекомендуемый – Pentium-II 266 или выше. Рекомендуемый размер оперативной памяти: не менее 128 Мб, разрешение видеоадаптера и монитора - 800х600.
Операционные системы:
1) Windows 2000,
2) Windows NT 4.0 Workstation,
3) Windows 98 .
Предпочтительным является использование операционной системы MS Windows NT 4.0 Workstation.
Для запуска модулей комплекса необходима установка следующих программных продуктов:
1) SQL Windows Deploy (поставляется вместе с ИСУБД «Новая Афина»);
2) Oracle SQL*Net для соответствующей ОС (поставляется вместе с СУБД Oracle Server).
Рекомендации к серверному оборудованию:
Для работы системы на серверах баз данных под управлением сетевой операционной системы MS Windows 2000/NT Server необходимо наличие работающей РСУБД Oracle(8i) Server или Oracle(8i) Enterprise Edition for Windows NT корпорации Oracle.
Для работы системы на серверах баз данных под управлением сетевой операционной системы UNIX (например, Sun Solaris, HP UX, SCO UnixWare, Linux и др.) необходимо наличие работающей РСУБД Oracle(8i) Server или Oracle(8i) Enterprise Edition корпорации Oracle для соответствующей версии UNIX.
Принципиально важные требования к серверу состоят в следующем:
1) обязательно использование дублированных дисковых накопителей («зеркальных» дисков или RAID-массивов);
2) обязательно подключение к источнику бесперебойного питания (UPS), функционирующего с платой или драйвером мониторинга, которые, в свою очередь, должны быть совместимы с операционной системой сервера.
Система LanDocs в МДМ Банке – пример планомерного расширения масштабов использования компьютерных технологий работы с документами на основе долгосрочной программы формализации и документирования бизнес-процессов. С самого начала банк был ориентирован не на автоматизацию учета бумажных документов, а на внедрение системы безбумажного делопроизводства. Планировалось постепенное включение в контур электронного документооборота все большего числа различных видов документов. По мере отработки автоматизированной работы с ними в рамках пилотных проектов, новые технологии работы закреплялись в соответствующих внутрибанковских инструкциях.
В соответствии с данной программой с помощью системы LanDocs в банке переведены в электронную форму:
1) обработка входящей корреспонденции и подготовка ответов на письма;
2) работа с организационно-распорядительными документами (включая операции электронного визирования и подписания документа электронной цифровой подписью);
3) кадровый документооборот (LanDocs интегрирован с системой кадрового учета);
4) оформление командировок;
5) подготовка исходящих документов от проекта до регистрации официальной версии.
Система управления документами (СУД) LanDocs используется и для информационно-технологической поддержки основной деятельности банка. На ее основе ведется работа с документными досье клиентов.