Заголовочная (вступительная) часть.

В этой части документа отражаются идентификационные данные школы, а также ее учредителя. Дополнительно указывается плановый период, на который представляются сведения, и наименования единиц измерения показателей объе­ма услуг (как стоимостных, так и количественных (натуральных).

Основа плана финансово-хозяйственной деятельности-планируемые финансовые показатели, отражаемые в рублях с точностью до двух знаков после запятой. Учитывая, что данные указываются в тысячах рублей, два знака после запятой означают не копейки, а десятки и сотни рублей. 2. Основная (содержательная) часть.

Этот раздел плана включает текстовую (описательную) и табличную (пояс­няющую) части. В текстовой (описательной) части указываются:

- цели деятельности в соответствии с федеральными законами, другими нормативными правовыми (муниципальными) актами и уставом школы;

- виды деятельности, относящиеся к основным в соответствии с уставом школы;

- перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности, которые для физических и юридических лиц предоставля­ются за плату;

- общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана (с учётом стоимости имущества, закрепленного собственником имущества за школой на праве оперативного управления; приобретенного школой за счет выделенных собственником имущества школы средств; приобретенного школой за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности);

- общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;

- иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

В табличной части плана указываются показатели финансового состояния школы (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчётную дату, предшествующую дате составления плана), плановые показатели по поступлениям и выплатам школы.

Поступления в плане финансово-хозяйственной деятельности должны детализироваться по субсидиям на выполнение задания учредителя, доходов от оказания платных услуг и других поступлений. При этом доходная часть платной услуги формируется на основании цены на нее, утвержденной учредителем. Обратим внимание на то, что если платная услуга облагается НДС, её стоимость определяется с учётом этого налога. Уплата НДС и налога на прибыль возможна только за счет средств, поступивших от покупателей. Поэтому сумма этих налогов должна быть запланирована в поступлениях со знаком «минус» (собственно говоря, также как и при составлении сметы).

Эти поступления отражаются школой на основании информации, предоставленной учредителем на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год. Плановые показатели по поступлениям указываются по видам работ (услуг).

Таблица «Показатели поступления и выбытия по выплатам учреждения» представляет собой своего рода кассовый план школы. В таблице указываются:

- планируемые остатки денежных средств на лицевых счетах в казначействе или на расчетных счетах в кредитных организациях на начало года;

- суммы поступлений по их видам (субсидии, бюджетные инвестиции, поступления средств на выплату публичных обязательств физическим лицам и т. д.);

- поступления от оказания школой услуг (выполнения работ) в рамках приносящей доход деятельности;

- поступления от реализации ценных бумаг;

- планируемые остатки денежных средств на лицевых счетах в казначействе

или на расчётных счетах в кредитных организациях на конец года.

Плановые показатели по выплатам должны формироваться школой с учетом выплат, указанных в плане, с детализацией до уровня групп и статей классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации РФ, а по группе « Поступление нефинансовых активов» - с указанием кода группы классификации операций сектора государственного управления.

Объёмы поступлений от оказания школой услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с ее уставом к основным видам деятельности и предоставляемых физическим и юридическим лицам на платной основе, планируются в соответствии с порядком определения платы, установленным учредителем на основании совместного Приказа Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 137н/527 «О Методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений».

В расходной части приводятся только статьи и подстатьи расходов, по которым бюджетное учреждение предусматривает затраты. Коды операций сектора государственного управления (КОСГУ) устанавливаются в соответствии с приказом Минфина России от 28.12.2010 № 190н « Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Содержательная часть текста документа должна включать раздел о порядке утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, который предусматривает процедуру его утверждения и уточнения показателей.

После утверждения в установленном порядке федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период план при необходимости уточняется школой и направляется на утверждение учредителю.

Соответствующие показатели плана (связанные с принятием закона о федеральном бюджете) уточняются школой не позднее одного месяца после официального опубликования этого закона. Показатели плана, связанные с выполнением государственного задания, и показатели по приносящей доход деятельности уточняются учредителем.

После уточнения показателей составляется новый план. Его показатели не должны вступать в противоречие по кассовым операциям по выплатам, проведенным до внесения изменений в план, т.е. правка в той части, которая исполнена, не допускается.

Изменения вносятся при наличии у школы соответствующих обоснований и расчетов величины измененных показателей (уменьшение (-), увеличение (+) в соответствии с установленным в школе государственным заданием.

Несмотря на подробное изложение различных показателей в плане, бюджетное учреждение формально самостоятельно определяет направление расходования средств, за исключением целевых субсидий, и представляет свои предложения учредителю, автономное же учреждение получает заключение от наблюдательного совета.

3. Заключительная (оформляющая) часть плана должна содержать подписи должностных лиц, ответственных за сведения, включенные в план: руководителя школы (уполномоченного им лица), руководителя финансово-экономической службы школы (или иного уполномоченного руководителем лица), исполнителя документа.

Содержание требований к плану ФХД показывает, что основные затраты, связанные с его разработкой, будет нести сама школа. Учредитель наделен правом устанавливать множество дополнительных правил (начиная с детализации плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей классификации операции сектора государственного управления бюджетной классификации РФ и заканчивая утверждением единой формы плана для подведомственных учрежде­ний, правил его заполнения).

План государственного (муниципального) автономного учреждения(План с учетом изменений) утверждается руководителем автономного учрежде­ния на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения. Проект плана ФХД подлежит рассмотрению и согласованию членами наблюда­тельного совета автономного учреждения. Копия заключения наблюдательного совета по итогам рассмотрения плана ФХД направляется учредителю. На на­блюдательном совете также по представлению руководителя автономного учре­ждения рассматривается отчет о его выполнении.

План государственного (муниципального) бюджетного учреждения(План с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. В то же время учредитель вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать План (План с учетом изменений) руко­водителю государственного (муниципального) бюджетного учреждения. Однако сомнительно, что это будет широко использоваться в практике деятельности муниципальных образовательных учреждений (на федеральном уровне такие решения в отношении федеральных государственных бюджетных образователь­ных учреждений более чем вероятны, учитывая, что руководителям таких учре­ждений ранее предоставлялось право утверждать сметы.

Поскольку план ФХД должен быть утвержден перед началом финансового го­да, его нужно утверждать в ноябре-декабре предыдущего отчетного года. На прак­тике же планы финансово-хозяйственной деятельности школы получают не только после новогодних праздников, но и вообще в феврале следующего года. При этом во многих случаях получают от централизованных бухгалтерий уже с распределе­нием средств по статьям расходов, точно так же, как раньше получали смету.

Показатели плана финансово- хозяйственной деятельности изменяются путем внесения корректировок, что позволит исполнить его в следующем периоде наибо­лее эффективно. Анализ плана финансово-хозяйственной деятельности необходим для определения направлений использования денежных средств, их целевого рас­ходования, эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Рассмотрим уже действующие планы, по которым работают многие образо­вательные учреждения (как бюджетные, так и автономные) в отдельных регио­нах РФ. Можно использовать приведенный ниже образец плана.

Образец плана финансово-хозяйственной деятельности государствен­ного (муниципального) автономного образовательного учреждения

1. Краткое содержание плана финансово-хозяйственной деятельности.

2. Учетная карта автономного образовательного учреждения.

3. Общее описание ситуации.

4. Анализ существующего положения и перспектив развития автономного образовательного учреждения.

5. Маркетинг.

6. Характеристика оказываемых услуг.

7. План основных параметров деятельности.

8. План доходов.

9. План обеспечения средствами труда.

10. План по трудовым ресурсам.

11. Оценка риска.

12. Финансово-экономический план.

13. Источники финансирования деятельности школы.

14. Расчет точки безубыточности - нет.

15. Перечень мероприятий по повышению эффективности деятельности на ближайшие годы.

Перевод образовательных учреждений в новый статус бюджетных (нового типа) и автономных открывает целый ряд новых возможностей, среди которых: развитие материальной базы школы; повышение эффективности расходования бюджетных средств (т.е. финансирование в форме субсидий); более гибкое реа­гирование на запросы родителей и общественности; возможность распоряжаться заработанными средствами (поступления от платных услуг); в автономных уч­реждениях - возможность перейти на упрощенную систему налогообложения.

Однако целесообразность этого перехода будет эффективной, если есть оп­ределенные условия деятельности образовательных бюджетных и автономных учреждений:

- качество менеджмента и управления финансами в школе (активный гра­мотный директор, налаженная система бухгалтерского и налогового учета, нали­чие платных услуг);

- возможности расширить сектор платных услуг в доходах школы;

- привлечение благотворительных взносов, грантовых средств;

- конкурентные преимущества школы, выраженные в специализации, инно­вациях, уникальных технологиях;

- налаженные (хорошие) отношения с заинтересованными сторонами (орга­нами местной администрации, бизнес - структурами, благотворителями, общест­венными организациями);

- наличие команды единомышленников, гибкость в управлении коллективом.
Эти условия (критерии) эффективности деятельности школы, отсутствие

опыта, незавершенность законодательной базы функционирования бюджетных и автономных образовательных учреждений требуют оценить не только преиму­щества, но и возможные риски.

При оказании платных образовательных услуг бюджетными и автономными образовательными учреждениями необходимо учитывать изменения в лицензи­ровании образовательной деятельности. В соответствии с законом РФ № 99-ФЗ от 22.04.2011г. « О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постанов­лением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. №174 « Об утверждении положе­ния о лицензировании образовательной деятельности» не подлежит лицензиро­ванию индивидуальная педагогическая деятельность, проведение разовых заня­тий. Соответственно этой логике платные образовательные услуги подлежат ли­цензированию.

В плане ФХД (содержательная часть) необходимо ввести раздел (пункт) «оценка риска». Возможная классификация рисков:

- риск сокращения финансирования со стороны государственного заказчика (так как государственный заказ финансируется из бюджетов разного уровня, го­сударственные структуры могут не соблюдать платежную дисциплину). Риск ут­раты гарантированного бюджетно-сметного финансирования заключается в том, что государство, по сути, предлагает автономным образовательным учреждени­ям попробовать себя «в свободном плавании» в рыночных условиях, в конку­рентной образовательной среде, при сохранении минимального финансирования «по заказу» на основе задания учредителя;

- риск сокращения доходов, получаемых на платной основе;

- кадровые риски (неподготовленность коллективов школ к работе в новых организационно-правовых и хозяйственно-финансовых условиях);

- риск ухудшения финансовых результатов.

В то же время перечисленные сложности, возможные риски могут быть преодолены, если заблаговременно проанализировать пути и способы организа­ции финансово-хозяйственной деятельности как бюджетного, так и автономного образовательного учреждения необходимо организовать службу внутреннего ау­дита (определить регламент формирования, анализа и контроля за ключевыми показателями финансово-хозяйственной деятельности). Для обеспечения «эко­номической», «административной», «трудовой», «налоговой», безопасности фи­нансово-хозяйственной деятельности используются положения Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ (в редакции от 30.07.2010 г.) « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении го­сударственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Наши рекомендации