Бухгалтерский учёт и аудит
Очень часто руководители в школе считают бухгалтерский и налоговый учёт реальностью сегодняшнего дня, а аудит - лишь перспективной возможностью. Попытаемся преодолеть это заблуждение, проанализировав соотношение между аудитом и традиционным бухгалтерским учётом.
Бухгалтерский учёт - это процесс классификации и подведения итогов экономической деятельности. Его цель - подготовить информацию для хозяйственных решений. Одна из задач бухгалтерского учёта - обеспечить руководство школы количественной достоверной информацией для выработки необходимого решения. Порядок предоставления отчётности автономных и бюджетных учреждений и её состав определены Приказом Минфина России от 25.03.2011 № ЗЗ «Об утверждении инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчётности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».
При аудите бухгалтерских данных определяется, правильно ли отражает записанная информация экономические действия (аренда, дополнительные платные образовательные услуги, оформление целевых поступлений благотворительных пожертвований, оплата охраны и т.п.), за проверяемый период и соответствует ли эта информация нормативам, законодательным документам.
6 декабря 2011 года был принят Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ. Действие этого закона в соответствии со статьёй 2 распространяется на коммерческие и некоммерческие учреждения. Напоминаем, что все образовательные учреждения независимо от типа (казённые, бюджетные, автономные) относятся к некоммерческим организациям (Федеральный закон № 7 «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. (в редакции от 18.07.2011).
С точки зрения аудита в нормативно-правовом поле для обеспечения безопасности финансово-хозяйственной деятельности необходимо использовать терминологию некоммерческой организации. Обращаем внимание бухгалтеров. всем известный, привычный термин «хозяйственная операция» в соответствии со статьёй 5 ФЗ- 402 от 6 декабря 2011 «О бухгалтерском учёте» заменён понятием «факт хозяйственной жизни» (этот закон вступит в действие с 1 января 2013 г.).
В своей финансово-хозяйственной деятельности администрация школы, как правило, исходила из положения налоговой и коммерческой тайны. Но в соответствии с Федеральным законом от 29.07.04 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (редакция от 11.07.11) если организация некоммерческая, то коммерческой тайной не могут быть размеры и структура её доходов, размер и состав имущества, расходы, численность, оплата труда её работников (статья 5 ФЗ-98).
Таким образом, внутренний аудит финансово-хозяйственной деятельности представляет собой систему мер по документальной проверке законности, обоснованности платных образовательных услуг и (или) иной приносящей доход деятельности школы, правильности их отражения в бухгалтерском и налоговом учёте и отчетности, а также законности действии директора, бухгалтера и других должностных лиц, на которых возложена ответственность за их осуществление (т.е. это предупредительные меры до начала проверки соблюдения законодательства РФ). Внутренний аудит финансово-хозяйственной деятельности не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой отчётности), осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления. Таким образом, внутренний аудита школы, выявление нарушений и их устранение смогут существенно сократить время присутствия в школе налоговых инспекторов и ревизоров.
Задачи
Задачей внутреннего аудита школы может быть проверка: правильности организации, постановки и ведения бухгалтерского и налогового учёта; заключения трудовых договоров; составления и условий выполнения гражданско-правовых договоров; оформления благотворительной помощи; переоценки и инвентаризации имущества; организации работы с наличностью; расчёта налогооблагаемой базы и своевременности выплаты налогов; анализ учётной политики школой, эффективности затрат по различным показателям результатов (в частности, соотношения: затраты - качество оказываемых услуг); разработка для руководителей школ конкретных предложений по улучшению организации бухгалтерской и налоговой отчётности, созданию программ экономического развития (бизнес-планов).
Контрольные моменты
Система внутреннего аудита в школе состоит из большого количества конкретных методик и процедур, которые называются «контрольными моментами».
Все вместе они образуют структуру внутрихозяйственного аудита школы Контрольные моменты должны быть определены для каждого вида финансово хозяйственной деятельности: платных образовательных услуг; поступления средств от благотворителей; сдачи в аренду имущества.
Примерная структура внутрихозяйственного контроля финансово-хозяйственной деятельности школы по платным образовательным услугам
Содержание проверяемого аспекта деятельности | Контрольный момент |
Наличие в действительности учтённых услуг | Реальность предоставления |
Наличие услуги в составе видов уставной деятельности школы | Отражение в уставе школы данного вида услуги |
Необходимость получения лицензии на оказываемые дополнительные платные образовательные услуги | Лицензирование (если необходимо) |
Ценообразование услуги | Соответствие налоговому законодательству |
План финансово-хозяйственной деятельности | Соответствие бюджетной классификации |
Договорные отношения с заказчиками (потребителями) услуги | Наличие и существенность договоров |
Договорные отношения с исполнителями услуги | Наличие и существенность договоров |
Организация и оформление расчётов с потребителями | Сроки и порядок расчёта |
Регистрация финансовых операций по оказываемой услуге | Своевременность и достоверность |
Достоверность отражения в бухгалтерском учёте совершённых операций | Достоверность данных бухгалтерского учёта |
Достоверность отражения совершённых операций в регистрах налогового учёта | Достоверность данных налогового учёта |
Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов | Ведение налогового учёта |
Эффективность предоставляемой услуги по различным критериям | Эффективность, качество |
Лицензирование
С точки зрения аудита платных образовательных услуг бюджетным и автономным образовательным учреждениям необходимо учитывать изменения в лицензировании образовательной деятельности. В соответствии с законом № 99-ФЗ от 22.04.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» не подлежат лицензированию индивидуальная педагогическая деятельность, проведение разовых занятий. В соответствии с этой логикой платные образовательные услуги подлежат лицензированию.
Каждый из элементов системы внутрифирменного контроля при необходимости должен быть адаптирован к конкретному типу образовательного учреждения (казенное, бюджетное, автономное). В структуре учетной политики необходимо также определить: типы хозяйственных операций (фактов с 1 января 2013 г.); типы бухгалтерских записей; методы обработки информации о хозяйственной операции (хозяйственного факта с января 2013 года); особенности финансовой и налоговой отчётности; способы амортизации имущества; раздельный учёт облагаемых и необлагаемых налогами результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Учётная политика
Новым законом «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. (который вступает в силу с 1 января 2013 года), наконец, разрешено известное противоречие: налоговое законодательство обязывало образовательное учреждение вести учётную политику в соответствии с налоговым учётом, а Закон о бухгалтерском учёте 1996 г. освобождал бюджетные учреждения от ведения учётной политики. В законе 402-ФЗ в статье 8 «Учётная политика» даётся определение учётной политики как совокупности способов ведения экономическим субъектом (в данном случае некоммерческой организацией) бухгалтерского учёта. Образовательное учреждение (казенное, бюджетное, автономное) формирует свою учётную политику и в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учёте она должна быть последовательной из года в год. А каждая хозяйственная операция (хозяйственный факт с января 2013 г.) должна оформляться первичным учётным документом. В статье 9 ФЗ-402 «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. прописаны обязательные реквизиты первичного учётного документа. Для внутреннего аудита необходимо, чтобы:
• бухгалтерский учёт был полностью изолирован и осуществлялся под контролем специально назначенного сотрудника, который не является материально ответственным лицом и не выполняет другие виды хозяйственной деятельности;
• материальная ответственность по наличным денежным средствам, включая их оприходование и выдачу, была обязанностью кассира;
• внутренние аудиторы (ревизионная комиссия) отчитывались перед руководством данной школы.
Выделяют несколько видов внутреннего аудита, в том числе аудит на соответствие и аудит финансовой отчётности.
Аудит на соответствие
Его цель - определить, соблюдаются ли специфические правила или требования, предписанные нормативно-правовыми документами, в частности, касающиеся видов деятельности, юридических норм, ставок федеральных, региональных и местных налогов.
Примером может служить аудит на соответствие постановлению Минтруда России от 30.06.03 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры». Созданная в школе специальная комиссия проверяет порядок приёма на работу совместителей, оформление педагогических и других работников для выполнения работ (совмещение, выполнение трудовых функций), которые не являются совместительством, и даёт рекомендации руководству школы для устранения выявленных нарушений.
Право школы оказывать платные образовательные услуги и вести иную приносящую доход деятельность, предусмотренную уставом, вызывает необходимость проверки достоверности финансовых результатов.