Бухгалтерский учёт и аудит

Очень часто руководители в школе считают бухгалтерский и налоговый учёт реальностью сегодняшнего дня, а аудит - лишь перспективной возможно­стью. Попытаемся преодолеть это заблуждение, проанализировав соотношение между аудитом и традиционным бухгалтерским учётом.

Бухгалтерский учёт - это процесс классификации и подведения итогов эко­номической деятельности. Его цель - подготовить информацию для хозяйствен­ных решений. Одна из задач бухгалтерского учёта - обеспечить руководство школы количественной достоверной информацией для выработки необходимого решения. Порядок предоставления отчётности автономных и бюджетных учреж­дений и её состав определены Приказом Минфина России от 25.03.2011 № ЗЗ «Об утверждении инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчётности государственных (муниципальных) бюд­жетных и автономных учреждений».

При аудите бухгалтерских данных определяется, правильно ли отражает за­писанная информация экономические действия (аренда, дополнительные плат­ные образовательные услуги, оформление целевых поступлений благотвори­тельных пожертвований, оплата охраны и т.п.), за проверяемый период и соот­ветствует ли эта информация нормативам, законодательным документам.

6 декабря 2011 года был принят Федеральный закон «О бухгалтерском учё­те» № 402-ФЗ. Действие этого закона в соответствии со статьёй 2 распространя­ется на коммерческие и некоммерческие учреждения. Напоминаем, что все обра­зовательные учреждения независимо от типа (казённые, бюджетные, автоном­ные) относятся к некоммерческим организациям (Федеральный закон № 7 «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. (в редакции от 18.07.2011).

С точки зрения аудита в нормативно-правовом поле для обеспечения безо­пасности финансово-хозяйственной деятельности необходимо использовать тер­минологию некоммерческой организации. Обращаем внимание бухгалтеров. всем известный, привычный термин «хозяйственная операция» в соответствии со статьёй 5 ФЗ- 402 от 6 декабря 2011 «О бухгалтерском учёте» заменён понятием «факт хозяйственной жизни» (этот закон вступит в действие с 1 января 2013 г.).

В своей финансово-хозяйственной деятельности администрация школы, как правило, исходила из положения налоговой и коммерческой тайны. Но в соот­ветствии с Федеральным законом от 29.07.04 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (редакция от 11.07.11) если организация некоммерческая, то коммерческой тай­ной не могут быть размеры и структура её доходов, размер и состав имущества, расходы, численность, оплата труда её работников (статья 5 ФЗ-98).

Таким образом, внутренний аудит финансово-хозяйственной деятельности представляет собой систему мер по документальной проверке законности, обоснованности платных образовательных услуг и (или) иной приносящей доход дея­тельности школы, правильности их отражения в бухгалтерском и налоговом учёте и отчетности, а также законности действии директора, бухгалтера и других долж­ностных лиц, на которых возложена ответственность за их осуществление (т.е. это предупредительные меры до начала проверки соблюдения законодательства РФ). Внутренний аудит финансово-хозяйственной деятельности не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой отчётности), осуществляемого в соот­ветствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления. Таким образом, внутренний аудита школы, выявление нарушений и их устранение смогут существенно сократить время при­сутствия в школе налоговых инспекторов и ревизоров.

Задачи

Задачей внутреннего аудита школы может быть проверка: правильности ор­ганизации, постановки и ведения бухгалтерского и налогового учёта; заключе­ния трудовых договоров; составления и условий выполнения гражданско-правовых договоров; оформления благотворительной помощи; переоценки и ин­вентаризации имущества; организации работы с наличностью; расчёта налогооб­лагаемой базы и своевременности выплаты налогов; анализ учётной политики школой, эффективности затрат по различным показателям результатов (в част­ности, соотношения: затраты - качество оказываемых услуг); разработка для руководителей школ конкретных предложений по улучшению организации бух­галтерской и налоговой отчётности, созданию программ экономического разви­тия (бизнес-планов).

Контрольные моменты

Система внутреннего аудита в школе состоит из большого количества кон­кретных методик и процедур, которые называются «контрольными моментами».

Все вместе они образуют структуру внутрихозяйственного аудита школы Контрольные моменты должны быть определены для каждого вида финансово хозяйственной деятельности: платных образовательных услуг; поступления средств от благотворителей; сдачи в аренду имущества.

Примерная структура внутрихозяйственного контроля финансово-хозяйственной деятельности школы по платным образовательным услугам

Содержание проверяемого аспекта деятельности Контрольный момент
Наличие в действительности учтённых услуг Реальность предоставления
Наличие услуги в составе видов уставной деятельности школы Отражение в уставе школы данного вида услуги
Необходимость получения лицензии на оказываемые дополнительные платные образовательные услуги Лицензирование (если необходимо)
Ценообразование услуги Соответствие налоговому законодательству
План финансово-хозяйственной деятельности Соответствие бюджетной классификации
Договорные отношения с заказчиками (потребителями) услуги Наличие и существенность договоров
Договорные отношения с исполнителями услуги Наличие и существенность договоров
Организация и оформление расчётов с потребителями Сроки и порядок расчёта
Регистрация финансовых операций по оказываемой услуге Своевременность и достоверность
Достоверность отражения в бухгалтерском учёте совершённых операций Достоверность данных бухгалтерского учёта
Достоверность отражения совершённых операций в регистрах налогового учёта Достоверность данных налогового учёта
Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов Ведение налогового учёта
Эффективность предоставляемой услуги по различным критериям Эффективность, качество

Лицензирование

С точки зрения аудита платных образовательных услуг бюджетным и авто­номным образовательным учреждениям необходимо учитывать изменения в ли­цензировании образовательной деятельности. В соответствии с законом № 99-ФЗ от 22.04.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постанов­лением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174 «Об утверждении положе­ния о лицензировании образовательной деятельности» не подлежат лицензиро­ванию индивидуальная педагогическая деятельность, проведение разовых заня­тий. В соответствии с этой логикой платные образовательные услуги подлежат лицензированию.

Каждый из элементов системы внутрифирменного контроля при необходи­мости должен быть адаптирован к конкретному типу образовательного учрежде­ния (казенное, бюджетное, автономное). В структуре учетной политики необхо­димо также определить: типы хозяйственных операций (фактов с 1 января 2013 г.); типы бухгалтерских записей; методы обработки информации о хозяйствен­ной операции (хозяйственного факта с января 2013 года); особенности финансо­вой и налоговой отчётности; способы амортизации имущества; раздельный учёт облагаемых и необлагаемых налогами результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Учётная политика

Новым законом «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. (ко­торый вступает в силу с 1 января 2013 года), наконец, разрешено известное проти­воречие: налоговое законодательство обязывало образовательное учреждение вес­ти учётную политику в соответствии с налоговым учётом, а Закон о бухгалтер­ском учёте 1996 г. освобождал бюджетные учреждения от ведения учётной поли­тики. В законе 402-ФЗ в статье 8 «Учётная политика» даётся определение учётной политики как совокупности способов ведения экономическим субъектом (в дан­ном случае некоммерческой организацией) бухгалтерского учёта. Образователь­ное учреждение (казенное, бюджетное, автономное) формирует свою учётную по­литику и в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учёте она должна быть последовательной из года в год. А каждая хозяйственная операция (хозяйственный факт с января 2013 г.) должна оформляться первичным учётным документом. В статье 9 ФЗ-402 «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. про­писаны обязательные реквизиты первичного учётного документа. Для внутреннего аудита необходимо, чтобы:

• бухгалтерский учёт был полностью изолирован и осуществлялся под кон­тролем специально назначенного сотрудника, который не является материально ответственным лицом и не выполняет другие виды хозяйственной деятельности;

• материальная ответственность по наличным денежным средствам, вклю­чая их оприходование и выдачу, была обязанностью кассира;

• внутренние аудиторы (ревизионная комиссия) отчитывались перед руко­водством данной школы.

Выделяют несколько видов внутреннего аудита, в том числе аудит на соот­ветствие и аудит финансовой отчётности.

Аудит на соответствие

Его цель - определить, соблюдаются ли специфические правила или требо­вания, предписанные нормативно-правовыми документами, в частности, касаю­щиеся видов деятельности, юридических норм, ставок федеральных, региональ­ных и местных налогов.

Примером может служить аудит на соответствие постановлению Минтруда России от 30.06.03 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педа­гогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культу­ры». Созданная в школе специальная комиссия проверяет порядок приёма на ра­боту совместителей, оформление педагогических и других работников для вы­полнения работ (совмещение, выполнение трудовых функций), которые не яв­ляются совместительством, и даёт рекомендации руководству школы для устра­нения выявленных нарушений.

Право школы оказывать платные образовательные услуги и вести иную приносящую доход деятельность, предусмотренную уставом, вызывает необхо­димость проверки достоверности финансовых результатов.

Наши рекомендации