Управление собственным капиталом в процессе деятельности предприятия.
Управление собственным капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия.
Основными задачами управления собственным капиталом являются:
- определение целесообразного размера СК;
- увеличение, если требуется, размера СК за счет нераспределенной прибыли или дополнительного выпуска акций;
- определение рациональной структуры вновь выпускаемых акций;
- определение и реализация дивидендной политики.
Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам.
1)Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде.
Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.
2)Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах.
Эта потребность определяется по следующей формуле
Псфр = (Пк * Уск) / 100 – СКн + Пр
Пк – общая потребность в капитале на конец планового периода;
Уск – планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме;
СКн – сумма собственного капитала на начало планируемого периода;
Пр – сумма прибыли направляемой на потребление в плановом периоде.
3)Оценка стоимости привлечения СК из различных источников (внутренних и внешних).
4)Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников (в первую очередь за счет чистой прибыли и амортизационных отчислений)
5)Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников в том случае, если эта потребность полностью не обеспечена за счет внутренних источников (дополнительный паевой и акционерный капитал, безвозмездная помощь).
6)Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.
Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:
- обеспечении минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов.
- обеспечении сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями.
Эффективность разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов оценивается с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем периоде: (прибыль+аморт отчисления)/(кредиторская задолженность+заемные средства). Его уровень должен соответствовать поставленной цели.
Управление собственным капиталом предприятия включает также определение оптимального соотношения между собственными и заемными финансовыми ресурсами при помощью финансового рычага. Эффект финансового рычага показывает насколько увеличится рентабельность СК при привлечении дополнительной единицы ЗК. Он показывает, на сколько увеличится рентабельность собственного капитала.
Нпр – налог на прибыль, Ра – рентабельность активов, ПК – проценты за кредит.
Таким образом, базовым индикаторам для принятия решения о структуре капитала служит показатель «Эффект финансового рычага», который должен стремиться к увеличению.
11)Дивидендная политика: сущность, факторы, ее определяющие, теории, типы.
Дивидендная политика – это процесс формирования доли собственника в полученной прибыли в соответствии с его вкладом.
Цель дивидендной политики – решение двух основных проблем:
1)Выплата дивидендов должна обеспечить защиту интересов собственников и создать предпосылки для роста курсовой цены акций,
2)Максимизация выплаты дивидендов сокращает доли прибыли, реинвестируемой в развитие производства.
Источник выплаты дивидендов – это чистая прибыль. Дивиденды выплачиваются и по обыкновенным, и по привилегированным акциям.
В практике финансового менеджмента различают три основных подхода к формированию дивидендной политики:
I.Консервативный. В нем выделяют 2 подтипа:
1)Остаточная политика дивидендных выплат: дивидендный фонд образуется только после того, как за счет прибыли были удовлетворены все инвестиционные потребности общества.
Преимущество: политика направлена на развитие и рост финансовой устойчивости компании,
Недостаток: возможно снижение рыночной стоимости акций.
2)Политика фиксированного размера дивидендных выплат на протяжении длительного времени.
Преимущество: простота исчисления дивидендов, сглаживание колебаний рыночной стоимости акций.
Недостаток: слабая связь с финансовыми результатами компании.
II.Умеренный или компромиссный. В нем выделяют подтип – Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в определенные периоды (или политика выплаты гарантированного минимума и экстрадивидендов).
Преимущество: обеспечиваются стабильные гарантированные выплаты дивидендов и высокий уровень связи с финансовыми результатами компании. Недостаток: если долго не выплачиваются надбавки, то снижается инвестиционная привлекательность акций и падает их рыночная стоимость.
III.Агрессивный подход. Выделяют 2 подтипа:
1)Политика фиксированной нормы дивидендных выплат от суммы чистой прибыли.
Преимущество: простота начисления и прямая связь с финансовыми результатами компании. Недостаток: зависимость дивидендов от размера чистой прибыли вызывает постоянные перепады в рыночной стоимости акций.
2)Политика постоянного возрастания размеров дивидендных выплат в размере на 1 акцию. Возрастание дивидендов, как правило, происходит в процентном соотношении к их размеру в предшествующем периоде.
Преимущество: обеспечивается рост стоимости акций; простота начисления; формирование положительного имиджа для инвесторов. Недостаток: постоянное возрастание финансовой напряженности с вытекающими последствиями.
Большинство хозяйственных обществ в России используют консервативный подход.
Практика формирования дивидендной политики складывается из ряда этапов:
1)Оценка основных факторов, определяющих тип дивидендной политики:
-Стадия жизненного цикла компании,
-Необходимость расширения инвестиционных программ,
-Величина нераспределенной прибыли прошлых лет,
-Стоимость привлечения дополнительного заемного капитала,
-Уровень налогообложения дивидендов,
-Уровень дивидендных выплат компаний-конкурентов,
-Возможность утраты контроля над фирмой,
-Прочее.
2)Выбор типа дивидендной политики, соответствующей стратегии компании,
3)Оценка эффективности дивидендной политики компании на основе следующих оценочных показателей:
-Прибыль на 1 акцию:
Dna – фонд выплаты дивидендов по привилегированным акциям,
Noa – количество обыкновенных акций в обращении.
Этот показатель определяет инвестиционную привлекательность фирмы: чем он выше, тем вероятнее привлечение инвестиций через дополнительную эмиссию акций.
-Доходность акций с учетом курсовой стоимости:
∑D – сумма дивидендов в течение всего периода владения акцией,
Цр – цена реализации акции,
Цп – цена покупки акции.
-Дивидендный выход:
Общество, в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах», не вправе объявлять о выплате дивидендов:
1)До полной оплаты всего уставного капитала общества,
2)Если на день принятия решения о выплате дивидендов общество отвечает признакам несостоятельности, или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов,
3)Если не принято решение о выплате в полном размере дивидендов по всем типам привилегированных акций, размер дивидендов по которым определен Уставом общества.