Управление собственным капиталом в процессе деятельности предприятия.

Управление собственным капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия.

Основными задачами управления собственным капиталом являются:

- определение целесообразного размера СК;

- увеличение, если требуется, размера СК за счет нераспределенной прибыли или дополнительного выпуска акций;

- определение рациональной структуры вновь выпускаемых акций;

- определение и реализация дивидендной политики.

Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам.

1)Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде.

Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.

2)Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах.

Эта потребность определяется по следующей формуле

Псфр = (Пк * Уск) / 100 – СКн + Пр

Пк – общая потребность в капитале на конец планового периода;

Уск – планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме;

СКн – сумма собственного капитала на начало планируемого периода;

Пр – сумма прибыли направляемой на потребление в плановом периоде.

3)Оценка стоимости привлечения СК из различных источников (внутренних и внешних).

4)Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников (в первую очередь за счет чистой прибыли и амортизационных отчислений)

5)Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников в том случае, если эта потребность полностью не обеспечена за счет внутренних источников (дополнительный паевой и акционерный капитал, безвозмездная помощь).

6)Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.

Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:

- обеспечении минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов.

- обеспечении сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями.

Эффективность разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов оценивается с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем периоде: (прибыль+аморт отчисления)/(кредиторская задолженность+заемные средства). Его уровень должен соответствовать поставленной цели.

Управление собственным капиталом предприятия включает также определение оптимального соотношения между собственными и заемными финансовыми ресурсами при помощью финансового рычага. Эффект финансового рычага показывает насколько увеличится рентабельность СК при привлечении дополнительной единицы ЗК. Он показывает, на сколько увеличится рентабельность собственного капитала.

Управление собственным капиталом в процессе деятельности предприятия. - student2.ru

Нпр – налог на прибыль, Ра – рентабельность активов, ПК – проценты за кредит.

Таким образом, базовым индикаторам для принятия решения о структуре капитала служит показатель «Эффект финансового рычага», который должен стремиться к увеличению.

11)Дивидендная политика: сущность, факторы, ее определяющие, теории, типы.

Дивидендная политика – это процесс формирования доли собственника в полученной прибыли в соответствии с его вкладом.

Цель дивидендной политики – решение двух основных проблем:

1)Выплата дивидендов должна обеспечить защиту интересов собственников и создать предпосылки для роста курсовой цены акций,

2)Максимизация выплаты дивидендов сокращает доли прибыли, реинвестируемой в развитие производства.

Источник выплаты дивидендов – это чистая прибыль. Дивиденды выплачиваются и по обыкновенным, и по привилегированным акциям.

В практике финансового менеджмента различают три основных подхода к формированию дивидендной политики:

I.Консервативный. В нем выделяют 2 подтипа:

1)Остаточная политика дивидендных выплат: дивидендный фонд образуется только после того, как за счет прибыли были удовлетворены все инвестиционные потребности общества.

Преимущество: политика направлена на развитие и рост финансовой устойчивости компании,

Недостаток: возможно снижение рыночной стоимости акций.

2)Политика фиксированного размера дивидендных выплат на протяжении длительного времени.

Преимущество: простота исчисления дивидендов, сглаживание колебаний рыночной стоимости акций.

Недостаток: слабая связь с финансовыми результатами компании.

II.Умеренный или компромиссный. В нем выделяют подтип – Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в определенные периоды (или политика выплаты гарантированного минимума и экстрадивидендов).

Преимущество: обеспечиваются стабильные гарантированные выплаты дивидендов и высокий уровень связи с финансовыми результатами компании. Недостаток: если долго не выплачиваются надбавки, то снижается инвестиционная привлекательность акций и падает их рыночная стоимость.

III.Агрессивный подход. Выделяют 2 подтипа:

1)Политика фиксированной нормы дивидендных выплат от суммы чистой прибыли.

Преимущество: простота начисления и прямая связь с финансовыми результатами компании. Недостаток: зависимость дивидендов от размера чистой прибыли вызывает постоянные перепады в рыночной стоимости акций.

2)Политика постоянного возрастания размеров дивидендных выплат в размере на 1 акцию. Возрастание дивидендов, как правило, происходит в процентном соотношении к их размеру в предшествующем периоде.

Преимущество: обеспечивается рост стоимости акций; простота начисления; формирование положительного имиджа для инвесторов. Недостаток: постоянное возрастание финансовой напряженности с вытекающими последствиями.

Большинство хозяйственных обществ в России используют консервативный подход.

Практика формирования дивидендной политики складывается из ряда этапов:

1)Оценка основных факторов, определяющих тип дивидендной политики:

-Стадия жизненного цикла компании,

-Необходимость расширения инвестиционных программ,

-Величина нераспределенной прибыли прошлых лет,

-Стоимость привлечения дополнительного заемного капитала,

-Уровень налогообложения дивидендов,

-Уровень дивидендных выплат компаний-конкурентов,

-Возможность утраты контроля над фирмой,

-Прочее.

2)Выбор типа дивидендной политики, соответствующей стратегии компании,

3)Оценка эффективности дивидендной политики компании на основе следующих оценочных показателей:

-Прибыль на 1 акцию:

Управление собственным капиталом в процессе деятельности предприятия. - student2.ru

Dna – фонд выплаты дивидендов по привилегированным акциям,

Noa – количество обыкновенных акций в обращении.

Этот показатель определяет инвестиционную привлекательность фирмы: чем он выше, тем вероятнее привлечение инвестиций через дополнительную эмиссию акций.

-Доходность акций с учетом курсовой стоимости:

Управление собственным капиталом в процессе деятельности предприятия. - student2.ru

∑D – сумма дивидендов в течение всего периода владения акцией,

Цр – цена реализации акции,

Цп – цена покупки акции.

-Дивидендный выход:

Управление собственным капиталом в процессе деятельности предприятия. - student2.ru

Общество, в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах», не вправе объявлять о выплате дивидендов:

1)До полной оплаты всего уставного капитала общества,

2)Если на день принятия решения о выплате дивидендов общество отвечает признакам несостоятельности, или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов,

3)Если не принято решение о выплате в полном размере дивидендов по всем типам привилегированных акций, размер дивидендов по которым определен Уставом общества.

Наши рекомендации