Контртеррористический комитет Совета Безопасности («КТК», «СТС»). 4 страница
30 октября 2007 года объединенная комиссия по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ одобрила эти документы.
Проект модельного закона «О противодействии торговле людьми» регулирует общественные отношения в данной сфере, устанавливает основы юридической ответственности физических и юридических лиц, в том числе определяет принципы уголовной ответственности за совершение соответствующих преступлений, регламентирует организационные основы противодействия торговле людьми и компетенцию в указанной сфере государственных органов и должностных лиц, формы и методы их взаимодействия, сотрудничества с негосударственными организациями, общественными объединениями, другими институтами гражданского общества, средствами массовой информации, международными организациями.
Проект модельного закона «Об оказании помощи жертвам торговли людьми» направлен на регулирование правовых и организационных основ государственной политики и международного сотрудничества государств в сфере защиты и оказания помощи пострадавшим лицам.
Проект Рекомендаций по унификации и гармонизации законодательства государств – участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми устанавливает принципы унификации и гармонизации, включая соблюдение норм международного права, признание торговли людьми общественно опасным видом деятельности, в том числе осуществляемой под контролем транснациональной организованной преступности, обеспечение криминализации всех форм и способов торговли людьми, установление за их совершение уголовной и административной ответственности.
Следует отметить, что в уголовных кодексах большинства государств – участников Содружества диспозиции норм, предусматривающих ответственность за торговлю людьми, имеют сходную конструкцию. Они связывают ужесточение ответственности с совершением торговли неоднократно, группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой, с применением или угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья. Подобная схожесть уголовно-правовых норм государств СНГ является основой для сотрудничества, позволяет вырабатывать общие принципы борьбы с таким явлением.
Упомянутой Программой, которая разработана с учетом положений универсальных документов ООН в этой сфере, рекомендуется государствам – участникам СНГ принять дополнительные правовые акты, направленные на защиту интересов жертв торговли людьми, их физическую, психологическую и социальную реабилитацию, предусматривающие лицензирование международной брачной посреднической деятельности, модельного бизнеса, агентств по туризму и трудоустройству граждан за рубежом.
Большая роль в противодействии торговле людьми отводится специализированным органам СНГ, таким как Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и спецслужб, Координационный совет генеральных прокуроров, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений. Программой предусматривается проведение ими согласованных процессуальных действий, профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций по борьбе с торговлей людьми и, в первую очередь, по выявлению и ликвидации каналов ввоза и вывоза жертв такой торговли, выявлению и пресечению деятельности по производству и сбыту поддельных документов, незаконному функционированию агентств в сфере трудоустройства за рубежом, создание специализированного банка данных о транснациональных преступных группах, занимающихся торговлей людьми, их лидерах, и так далее.
Эти и другие задачи, обозначенные Программой, представляются значимыми, актуальными и реально выполнимыми. О ходе реализации Программы Исполнительный комитет СНГ ежегодно представляет доклады Советам глав государств и глав правительств Содружества.
§ 4. Место и роль Интерпола в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью
История возникновения и развития Интерпола
Проблемы преступности и борьбы с ней имеют давнюю историю и постоянно были в повестке дня всех государств во все периоды истории, однако именно на рубеже ХІХ-ХХ веков возникла острая необходимость оказания межгосударственной взаимопомощи в противодействии наиболее опасным видам преступности, обусловленная целым рядом факторов: развитие межгосударственных коммуникаций, упрощение приграничных процедур, распространение туризма привели к увеличению возможностей преступников по перемещению их одного государства в другое, рост профессиональной и организованной преступности, объектом особого внимания многих государств стали такие виды преступлений, как контрабанда, незаконная торговля наркотиками, терроризм, «торговля людьми», фальшивомонетничество, которые по своему характеру и масштабам вреда обществу и отдельным лицам требовали борьбы с ними на основе единых, общепризнанных и согласованных между государствами, тактико-технических мер, необходимость строгой процессуальной унификации розыска и задержания скрывающихся преступников, согласования порядка выдачи преступников (экстрадиции).
Немецкий криминалист Р. Хайндль отмечал, образно описывая ситуацию в 1924 году, что «современный преступник, прежде чем взломать сейф, заказывает место в спальном вагоне. Он покупает инструмент для взлома в Лондоне, совершает взлом в Берлине, продаёт украденное в Амстердаме и тратит деньги в Париже».
Необходимость тесного сотрудничества побудила представителей национальных служб криминальной полиции контактировать в официальных и неофициальных формах на различных уровнях. Впервые, в 1883 году, выступил с идеей создания международной организации с целью преследования преступников в масштабах Европы известный немецкий криминалист Франц фон Лист. С 1885 года стали проводиться международные криминально-антропологические конгрессы, инициированные итальянским криминалистом Чезаре Ломброзо, с участием психиатров, судебных медиков, антропологов, педагогов, правоведов и адвокатов. Говоря о характере такого рода организаций, выдающийся российский правовед В. Коркунов («Опыт конструирования международного уголовного права», 1889 г.) и российский юрист-международник П. Казанский («Всеобщие административные союзы государств», Одесса, 1897 г.) подчёркивали, что «такие организации должны быть органами между государствами, а не над ними».
Осознание криминологами и криминалистами, в теории, необходимости объединения усилий по борьбе с преступностью, привело к проведению ряда международных форумов, которые предшествовали созданию Интерпола, а именно:
в 1889 году состоялось учредительное заседание Международного союза уголовного права в Брюсселе (по инициативе Ф.фон Листа), на котором кроме научного исследования причин преступности и борьбы с ней было предложено подвести под акции, проводимые в порядке сотрудничества полиций разных стран, постоянно действующую, организационно оформленную базу сначала на национальном, а затем и международном уровнях;
на 10-й международной ассамблее Международного союза криминалистов в 1905 году в Гамбурге было предложено создать во всех странах в составе полицейских подразделений центральные бюро для борьбы с международной преступностью, создать международные полицейские центры по борьбе с отдельными видами преступлений;
в 1910 году из Буэнос-Айреса (Аргентина) поступило предложение Международного союза криминалистов учредить всемирный союз полиции;
в 1912 году в Мюнхене и Дрездене на внутригерманской полицейской конференции немецкие криминалисты также обсуждали вопросы международного сотрудничества криминальных полицейских служб;
в апреле 1914 года в г. Монако состоялся первый международный конгресс криминальной полиции – наиболее представительный форум, в работе которого участвовали представители из 24 стран Европы, Азии, центральной и Южной Америки. На конгрессе обсуждались проблемы унификации процедуры экстрадиции преступников, разработки мер по ускорению и упрощению ареста преступников, международной превентивной антропометрии, учреждению отдела по учёту международной криминальной информации.
Кроме перечисленных международных форумов созданию Интерпола способствовала инициатива отдельных лиц – видных полицейских деятелей: голландца Ван Хутена, австрияков Иоганна Шобера, Бруно Шульца и других. Все они предлагали создать в каждом государстве национальный полицейский центр с обязанностью постоянного сотрудничества с аналогичными в других странах, информация должна передаваться через международный центр, сотрудничающий с Лигой Наций, последняя руководит всеми национальными центрами через свой специально созданный орган, что обеспечивало бы невмешательство в суверенные дела государств.
В результате многолетней подготовительной работы в сентябре 1923 года в городе Вене состоялся международный полицейский конгресс, в котором приняли участие 138 представителей из 20 государств Европы, Азии и Америки. На этом конгрессе 7 сентября была учреждена международная комиссия уголовной полиции (МКУП), президентом которой был избран И. Шобер, а место размещения МКУП определено в городе Вене в связи с наличием там на то время самой многочисленной картотеки преступников.
Согласно учредительному акту (заменяющего Устав) высшим органом МКУП устанавливался съезд представителей стран, каждый из которых мог принимать участие в обсуждении любого вопроса повестки дня. Всей деятельностью МКУП руководил президент, который в составе с четырьмя вице-президентами составляли президиум для коллегиального рассмотрения важнейших вопросов. При президенте был создан рабочий аппарат – административный комитет. Сессии Комиссии стали проводиться ежегодно.
В мае 1924 года МКУП приняла резолюцию по пяти важным вопросам, которые определили направление её деятельности на многие годы вперёд:
создание информационных отделений по сбору фактов о международной преступности
разработка систем доказательств и международный розыск
организация отделений по идентификации лиц на расстоянии
издание печатного органа международной полиции
создание совместной программы по предотвращению и выявлению поддельных документов и банкнот.
С 1938 по 1946 года деятельность Комиссии была нарушена вследствие аншлюса Австрии к Германии и второй мировой войны. К руководству Комиссии пришли нацисты, использовавшие активно в своей преступной деятельности архивы организации. За этот период не было ни одного официального конгресса МКУП.
На первом послевоенном (15-ом) конгрессе МКУП, проходившем в июне 1946 года в Брюсселе (Бельгия), организация была воссоздана представителями 17 государств. Главный инспектор Министерства юстиции Бельгии М. Луваж и М. Луне Дукло, глава Французской криминальной полиции были избраны соответственно Президентом и Генеральным секретарём МКУП. Эти должности стали выборными. Был создан исполнительный орган – Правление (5 человек). Вместо Учредительного акта 1923 года был принят Статут (временный регламент) из 9 статей. Местонахождением штаб-квартиры избран Париж, куда были перевезены оставшиеся архивы из Вены. Конгрессы МКУП было решено проводить ежегодно и именовать Генеральными.
На 16-ой сессии Генерального конгресса МКУП в Париже в 1947 году с легкой руки представителя Италии Д. Дози и группы итальянских полицейских, телеграфное обозначение адреса штаб-квартиры Комиссии – INTERPOL вошло в общее употребление для обозначения всей организации.
В 1956 году в Вене на 25-ой сессии Генерального конгресса МКУП был принят новый Устав организации, в первой статье которого закреплено новое название – «Международная организация уголовной полиции-Интерпол». К этому времени в организации числилось 57 стран-членов.
С 1956 года состоялось 51 сессия Генеральной Ассамблеи МОУП (нумерация ведётся с первой сессии МКУП в 1923 году, всего 75 сессии), которые подтверждают всемирный и универсальный характер Интерпола. Тематика сессий самая разнообразная (общая, организационная и специальная), к примеру:
о контрабанде наркотиков, фальшивомонетничестве (49-я сессия);
особенности ограблений финансовых учреждений (банков, сберкасс, почтовых отделений), наиболее распространенные экономические преступления, мошенничество с финансовыми документами, аферы на морских и воздушных линиях, подделка промышленной продукции, торговые махинации и компьютерные преступления (52-я сессия);
принятие КНР в члены и исключение Тайваня (53-я сессия);
принятие программы «Остановить преступность» («Crime Stopper») (55-ая сессия);
принятие «Свода правил по процедурам», которые разъясняют проверку мандатов делегаций, голосование без подсчета голосов, обязательства страны-организатора сессии, статус наблюдателей (65-я сессия);
принятие Резолюции, одобряющей «Соглашение о сотрудничестве Интерпола с ООН» (66-я сессия);
31 октября 2011 года в г. Ханой (Вьетнам) проведена 80-я сессия Генеральной Ассамблеи Интерпола.
На сессии Генеральной Ассамблеи обсуждались вопросы взаимодействия правоохранительных органов стран-членов Интерпола, в том числе по линии информационного обеспечения борьбы с транснациональной преступностью и международным терроризмом, морским пиратством и распространением детской порнографии в сети Интернет, коррупцией в спорте (в частности, с договорными матчами).
Кроме того, в повестку дня включен вопрос о перспективах использования технических возможностей Интерпола при расследовании преступлений, а также о создании в Сингапуре Всемирного инновационного комплекса Интерпола (новой штаб-квартиры Интерпола, ориентированной на страны Азиатско-Тихоокеанского региона).
Как и в предыдущие годы, в рамках проведения сессии Генеральной Ассамблеи организована выставка, которая включает демонстрацию технических разработок частных компаний для нужд правоохранительных органов.
Динамика количества государств – членов Интерпола: на момент принятия Устава (1956 год) – 57, 1967 год – 100, 1974 год – 117, 1983 год – 135, 1987 год – 142, 1995 год – 177, 2003 год – 182, 2011 год – 190. Первый прилив государств в организацию происходил в 50–60-е года за счёт стран Азии и Африки, освободившихся от колониальной зависимости. Второй прилив – в 80-ые годы, когда членами Интерпола становятся страны бывшего социалистического лагеря: Румыния (вышла из МКУП в 1950 г.), Венгрия (вышла в 1952 г.), Китай, Болгария (вышла в 1951 г.), Албания, Вьетнам, Монголия, Польша, Чехословакия (не участвовали с 1952 г.). Третий прилив – в 90-е годы вследствие распада Советского Союза, Чехословакии и Югославии состав Интерпола пополнился за счет вновь образовавшихся независимых стран: из бывших советских республик до настоящего времени только Таджикистан не вступил в МОУП.
Сложная и противоречивая история создания и развития Интерпола, его специфичность как международной организации, неразрывная связь со всё усложняющейся жизнью мирового сообщества в ХХ-ХХI веках, вызывает определённые трудности в его определении и характеристике его правового положения (статуса).
Пишущие об Интерполе правоведы, в основном, стараются уйти от его чёткого определения. Тем не менее, не все. Так, некоторые российские ученые дают такое определение: «межправительственная организация по предупреждению уголовных преступлений международного характера и борьбе с преступностью путём развития широкого сотрудничества уголовной полиции разных стран». Согласно права международных организаций (совокупности норм, регулирующих создание, структуру, функционирование и полномочия межгосударственных структур, являющихся международными организациями), одной из отраслей международного права, «международная организация – это стабильная форма международных отношений, включающая в подавляющем большинстве случаев контрагентов по крайней мере из трёх государств и имеющая согласованные её участниками цели, компетенцию деятельности и свои органы, а также другие специфические организационные институты (устав, процедуры, членство, порядок работы, принятие решение и т.д.), цели и деятельность которых должны соответствовать общепризнанным принципам международного права, закреплённым в Уставе ООН». Другое определение: «международная межправительственная организация – постоянное объединение государств, созданного на основе международного соглашения (устава или иного учредительного документа) с целью решения международных проблем и развития всестороннего сотрудничества, имеет постоянные органы и действует в интересах государств – членов при соблюдении принципа уважения их суверенитета».
Сомнения в межправительственном статусе Интерпола на протяжении многих лет были вызваны отсутствием международного договора о его создании, не дипломатическим уровнем конгрессов 1923 и 1946 годов. Данные обстоятельства, на наш взгляд, можно опровергнуть следующими аргументами:
согласно венской Конвенции о праве международных договоров 1969 года (ст. 5) устав по своей юридической природе является международным договором особого рода (sui generis), что и указано в выше приведённых определениях,
в теории международного права статус межправительственного или неправительственного договора определяется характером его сторон, в нашем случае делегаты конгрессов МКУП были представителями правоохранительных органов своих стран,
в Уставе МОУП 1956 года указано следующее: «заявка на членство подаётся соответствующими правительственными властями» (ст. 4 Устава МОУП-Интерпол), «один глава делегации назначается компетентным правительственным ведомством» (ст. 7 устава), «только один делегат от страны имеет право голоса на Генеральной ассамблее» (ст. 13 Устава), «каждая страна должна назначить орган, который будет её Национальным центральным бюро» (ст. 32 Устава).
Из этого с очевидностью следует, что фактически членами Интерпола являются государства. Другое дело, что межправительственные организации в теории подразделяются на собственно межправительственные и межведомственные (или административные, по западной юридической терминологии). Интерпол относится именно к последним.
Проанализировав с правовой точки зрения историю Интерпола, можно сказать следующее:
признаки многостороннего членства, постоянных органов, учредительного соглашения, уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств – членов, порядка принятия и приобретения юридической силы решений приобретены организацией в 1923–1930 годах;
признаки самостоятельности международных прав (привилегии и иммунитеты, независимость штаб-квартиры, иммунитет персонала, неприкосновенность архивов, служебной переписки и всех видов связи, освобождение от прямых налогов и таможенных сборов, валютные льготы, дипломатическая неприкосновенность руководителя организации и другие права) оформились в 1956 -1984 годах.
МОУП-Интерпол как международная организация прошла следующие виды правового статуса: несамостоятельная неправительственная (1923–1930 г.г.), неправительственная (1930–1984г.г.), межправительственная (с 1984 г.)
Анализируемое определение Интерпола как международной межправительственной организации указывает на специализированный её характер (в отличие от универсальных):
по предмету деятельности – правовая;
по цели и принципам деятельности – со специальной компетенцией, а именно, предупреждение уголовных преступлений международного характера путём широкого сотрудничества компетентных органов разных стран. Однако МОУП нельзя рассматривать как организацию уголовных полиций разных государств, так как некоторые страны представлены в Интерполе не конкретно полицейскими, а другими правоохранительными органами, что также правомочно на основании ст. 7 Устава;
по порядку приёма членов организации – открытая (ст. 4 Устава):
по масштабу охвата территории – всемирная;
по кругу участников – универсальная (в неё входят государства экономически богатые и бедные, с демократическим и авторитарным режимами, светские и клерикальные, федеративные и унитарные).
Подводя итог, необходимо отметить, что Интерпол, соблюдая нормы международного права, не может своими силами вести самостоятельные расследования, заниматься раскрытием преступлений и розыском преступников в разных странах (то есть она не является наднациональной организацией с делегированными полномочиями стран-участниц), однако на сегодняшний день – это ведущая и уникальная по информационным, техническим и организационным возможностям организация по предупреждению и борьбе с международной уголовной преступностью. За свою 80-летнюю историю Интерпол прошёл путь от несамостоятельной неправительственной, в основном европейской, организации с представителями от 20 государств до всемирной межправительственной организации со 190 государством-членом, встав в один ряд с Организацией Объединённых Наций.
C 2000 г. Генеральным секретарем Интерпола является Рональд К. Нобл, профессор права Нью-йоркского университета (переизбран на третий пятилетний срок в 2010 году).
Советский Союз стал членом Интерпола в 1990 г.
7 апреля 1990 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 338 «О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции – Интерпол». 27 сентября 1990 г. на 59-й сессии Генеральной ассамблей Интерпола (Оттава, Канада) СССР был принят в члены Интерпола. С 1 января 1991 г. в структуре МВД СССР начало действовать Национальное центральное бюро Интерпола (далее – НЦБ Интерпола).
После распада СССР НЦБ Интерпола в России стало правопреемником союзного Бюро. Днем образования российского НЦБ Интерпола считается 27 сентября 1990 г.
Первым начальником НЦБ Интерпола стал первый заместитель Министра внутренних дел СССР генерал-полковник внутренней службы Трушин Василий Петрович.
С июня 2011 г. НЦБ Интерпола России возглавляет генерал-майор полиции Прокопчук А.В.
Основные цели Интерпола
Основные цели Организации сформулированы в ст. 2 Устава Международной организации уголовной полиции Интерпол:
а) обеспечивать и развивать как можно более широкое взаимодействие всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующих законодательств различных стран и в духе Всеобщей декларации прав человека;
б) создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению и пресечению уголовной преступности.
Эти цели определили взаимозависящие и взаимодополняющие сферы приложения усилий Интерпола: внешнюю – способствовать взаимным контактам уголовной полиции разных стран; внутреннюю – создание в рамках Организации различных комитетов, технических служб, облегчающих поддержание прямых взаимных контактов и в целом содействующих борьбе с уголовной преступностью.
Сотрудничество государств-членов в системе Интерпола строится на следующих принципах:
уважение национального суверенитета, когда любая правоохранительная структура действует на своей территории согласно национальному законодательству;
борьба только с общеуголовными преступлениями, сотрудничество между членами Организации строится именно на этой основе;
Организация отказывает в помощи по делам политического, военного, религиозного или расового характера;
непрерывность деятельности, обеспечение взаимодействия сторон круглосуточно;
сотрудничество на взаимности, обязательности исполнения запросов, оперативности;
прочная организационная и правовая основа на национальном уровне (деятельность Национальных центральных бюро).
Структура Интерпола
Интерпол как межправительственная специализированная организация, являющаяся юридическим лицом по международному праву, с 1956 года выстраивалась по принципу международных организаций, являющимися специализированными агентствами в системе ООН, и сегодня имеет структуру, позволяющую обеспечивать выполнение целей и задач Организации. Высшим пленарным органом Интерпола является Генеральная Ассамблея, в период между ее сессиями высшим административным органом с более узкими полномочиями и составом – Исполнительный комитет во главе с президентом. Постоянно действующим рабочим органом является Генеральный секретариат, во главе которого стоит Генеральный секретарь. Особое положение в системе органов управления Интерпола занимают Национальные центральные бюро (НЦБ), действующие одновременно в двух системах: отдельного государства и данной организации с соответствующим двойным подчинением. Замыкают систему органов управления советники, исполняющие исключительно консультативные функции.
В состав Генеральной Ассамблеи входят представители всех стран-членов. Количественный состав делегации нигде не оговорен. Однако устав требует включать сюда чиновников уголовной полиции высокого ранга, служащих, функции которых в национальном масштабе связаны с деятельностью Интерпола, а также специалистов по вопросам, включенным в повестку дня очередной сессии Генеральной Ассамблеи (ст. 7). В работе сессии могут принимать участие в качестве наблюдателей представители стран, не входящих в Интерпол, а также делегаты от международных организаций.
Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно, в осеннее время, на разных континентах и в разных странах. Каждая делегация при голосовании имеет один голос. Уставные полномочия Генеральной Ассамблеи: определять основные направления сотрудничества полиции разных стран в рамках Интерпола; готовить и проводить мероприятия, облегчающие такое сотрудничество; принимать новых членов; рассматривать и утверждать план работы и бюджет на предстоящий год, избирать должностных лиц организации и решать финансовые вопросы. Здесь же образовываются постоянные и временные комиссии по специальному изучению отдельных вопросов борьбы с преступностью несовершеннолетних, распространением наркотиков и др. Резолюции Генеральной Ассамблеи по внутриорганизационным и процедурным вопросам являются обязательными для исполнения, а резолюции в адрес полицейских органов и правительств – рекомендательными.
Кроме названных сессий, представители государств-членов организации регулярно проводят Региональные конференции по проблемам, которые нецелесообразно выносить на сессию Генеральной Ассамблеи. Ряд проблем требует предварительного обсуждения в странах данного региона. Как правило, здесь формируется единая точка зрения ряда стран по данной проблеме, единый подход к ее решению, согласовываются и координируются практические усилия по борьбе с отдельными международными преступлениями уголовного характера, распространенными в данном регионе.
Исполнительный комитет выполняет функции Генеральной Ассамблеи в период между сессиями. Он следит за проведением в жизнь рекомендаций Генеральной Ассамблеи, контролирует деятельность Генерального секретаря и готовит повестку дня очередной сессии. Исполнительный комитет состоит из избираемых Генеральной Ассамблеей Президента (сроком на 4 года), трех Вице-президентов (сроком на 3 года), которые должны представлять разные страны и континенты (Азию, Америку, Африку, Австралию и Европу) и девяти делегатов.
Президент Исполнительного комитета Интерпола фактически является главой всей организации и руководит ее деятельностью в период между сессиями Генеральной Ассамблеи. Все руководство осуществляется как через Исполнительный комитет, так и непосредственно путем принятия единоличных решений по текущим делам. В 1988 г. Президентом Интерпола был избран француз Иван Барбо – генеральный директор национальной полиции Министерства внутренних дел Франции, под началом которого находились все департаменты французской полиции и их личный состав в количестве более 125 тыс. служащих. По состоянию на 2011 год президентом Интерпола является Ху Бун Хуэй (Khoo Boon Hui), из Сингапура, избранный на 77-й Генеральной Ассамблеи Интерпола состоявшейся в Санкт-Петербурге в октябре 2008 года. Он будет оставаться президентом до 2012 года.
Заседания Исполнительного комитета проводится не менее одного раза в год. Все решения принимаются большинством голосов. Однако Президент пользуется своим правом голоса только в том случае, если голоса остальных членов распределились поровну. При выполнении своих функций все члены Исполнительного комитета действуют как представители Интерпола, а не как представители своих стран (ст. 21 Устава).
Генеральный секретариат является постоянно действующей службой всей организации, включает в себя Генерального секретаря, специалистов и административный персонал. Он проводит в жизнь решения Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета, действует как международный центр по борьбе с общей преступностью, а также как специализированный и информационный центры, обеспечивает эффективное административное руководство Интерполом, поддерживает связи с НЦБ и международными организациями, готовит необходимые публикации, выполняет обязанности рабочего секретариата на сессиях Генеральной Ассамблеи и заседаниях Исполнительного комитета, поддерживает связь с Президентом и тому подобное.
Возглавляет секретариат Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет из числа лиц, не старше 65 лет. Это главная фигура Интерпола в деле организации борьбы с преступностью. По своему усмотрению он подбирает персонал Генерального секретариата и руководит всеми его службами. По состоянию на январь 2007 г. в штате Секретариата насчитывалось около 300 сотрудников, из которых около 20 работают по контракту. Остальные направлены сюда на работу полицейскими службами стран-членов организации. Всем этим сотрудникам запрещено при исполнении своих функций запрашивать или придерживаться инструкций какого-либо правительства или других органов вне Интерпола. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могут препятствовать выполнению их международной миссии (ст. 30 Устава).
С 1987 г. в составе Генерального секретариата действует Европейский секретариат для разрешения чисто региональных проблем борьбы с незаконной торговлей наркотиками на континенте и другими преступлениями и совершенствования полицейского сотрудничества государств в Европе. В числе других органов Генерального секретариата следует назвать службу Генерального секретариата, специальное отделение для проведения работ общего характера и укрепления безопасности организации. В настоящее время в составе секретариата действуют 4 отдела: административный, полицейский, научно-исследовательский и технического обеспечения. Наибольший интерес представляет деятельность полицейского отдела, который координирует сотрудничество полицейских органов – членов в борьбе с преступностью. В его структуре имеются подотделы по борьбе с незаконной торговлей оружием, международным терроризмом. В другом подотделе обрабатывается информация об изготовлении и сбыте поддельных бумажных и металлических денег, дорожных чеков, облигаций, акций и других фактах фальшивомонетничества. Здесь работает своя экспертная лаборатория для исследования поддельных ценных бумаг, готовится и издается специальный бюллетень «Фальшивомонетничество и подделки», подписчиками которого являются более 15 тыс. банков и эмиссионных учреждений всего мира.