Проявление и провозглашение царства
«И исцеляйте находящихся в нем больных и говорите им: «Приблизилось к вам Царствие Божие», Луки 10:9
«Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам», Луки 10:19
1. ИСЦЕЛЯЙТЕ БОЛЬНЫХ И ЯВЛЯЙТЕ ЦАРСТВО БОЖЬЕ!
Так много христианского мира состоит из слов… книги, ТВ, радио, проповеди, CD, DVD и в каком-то смысле это нормально, ведь мы передаем благую весть. Нам нужно «святить Господа в сердцах наших и всегда быть готовыми всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:15). Нам следует изучать, стремиться понимать и быть готовыми свидетельствовать о Господе, которого святим в своих сердцах! Тем не менее, Павел говорит Коринфянам (1 Коринфянам 4:20): «Ибо Царство Божье не в слове, а в силе». Это фраза сказана им в контексте его нравственного права убеждать, но это определение Царства Божье также указывает на большую проблему. Мы не можем убеждать людей, что Царство реально, словами лишь, и Иисус от нас и не ждал этого. Он повелел нам исцелять больных и только тогда провозглашать о Царстве, когда мы прежде показали его присутствие и силу. Это проявление должно происходить в доме человека мира. Его не говорили прежде всего проявлять в особом круссейде с особенным евангелистом, с песнопениями хора и созданием подходящей атмосферы. Помазание не зависит от «подходящей» атмосферы, которая создается профессиональными музыкантами одночасовыми песнопениями. Помазание не опускается. Можете ли вы себе представить, чтобы Иисус отказывался молиться за людей, пока Петр прежде не провел час поклонения и затем не провозшласил толпе, что вот, Святой Дух сошел? Помазание – это выражение силы и присутствия Духа Святого, обитающего в вас и покоящемся на вас. Нам нужно читать Луки 4:18-21 вновь! Мы уже более не в Ветхом Завете, где помазание спускалось и шло на особых людей. Ваше тело – храм Духа Святого. Помазание не приходит и не уходит. Он приходит в нас, чтобы остаться. Мы – обитель Бога, не гостиница.
Почему плохо видеть в основном слова в христианстве? Любой способен говорить красиво, духовно и даже цитировать Писание, но при этом говорить из своего разума. Словами можно выстроить любую иллюзию и можно манипулировать толпами эмоциональными, динамичными выступлениями и презентациями. Однако молитва за одного или нескольких одержимых людей в комнате без динамики толпы – вот настоящий вызов, тут уже не выстроишь иллюзию. Они еще не знают Иисуса. Они не знают вас. Они либо исцеляются и освобождаются, либо нет. Вы либо знаете Иисуса и живущего в вас Святого Духа, либо нет.
Это не зависит уже от количества мест Писаний, которое вы цитируете, от духовности ваших речей при молитве или насколько громко вы кричите и провозглашаете. (Да и в любом случае вы будете выглядеть достаточно смешно, крича и прыгая в чьей-то кухне!) Люди получают исцеление только через нашу смиренную зависимость от Святого Духа в нас и простую веру в Его способность любить и исцелить их.
Человеческая нужда заставляет нас предстать пред Богом обнаженными. Несем ли мы Царство или нет? Можем ли мы явить людям Царство или нет? Любим ли мы людей или нет?
Исцеление больных также означает практическое служение людям. Есть старое высказывание: «людям нет заботы, во что вы верите, пока они не поверят, что вы заботитесь о них». Какое-то время назад один друг начал проводить время в так называемом «Парке наркотиков» с бездомными людьми, зависимыми и бродягами. Он возил их по их нуждам на своей машине, давал им небольшую помощь и на карманные расходы и в целом позволял им себя использовать. Да, они тратили большинство из тех денег на сигареты, наркотики и выпивку, но он им служил, он знал, что вероятно, куда он их отвозил были местами, где они покупали сигареты, наркотики и выпивку, но он служил им как мог. Спустя какое-то время люди с улицы начали верить, что он действительно за них переживал и заботился и начали задавать ему вопросы. Со временем «парк наркотиков» стал называться «парком молитвенных встреч». Практическое служение вело к исцелению, освобождению, спасению и образованию церкви в парке.
Постоянно слышны такие свидетельства со всего мира, где растут движения по насаждению церквей, - многие простые церкви начинаются через какое-то действие Духа Святого, как исцеление или освобождение. Часто человек мира – тот, кто получил исцеление или освобождение или является главой того дома, где его ребенок или супруг были исцелены. Если убеждать кого-то уверовать своими словами, то легко может найтись другой, который также своими словами разубедит их верить. Однако если этот кто-то увидел любовь Бога, которая бы исцелила или освободила любимого им близкого, то он знает, что видел.
Некоторые христиане, особенно на западе, говорят много о том, как мирская культура уже не верит а абсолютные имстины или доверяет только так называемым авторитетным источникам. Они рассуждают о том, как гуманистическая (человекоцентричная) культура верит только в то, что переживает и верит в то, что их друзья говорят им. Эти тенденции они называют постмодернистическим мышлением, где личные переживания – это истина, эмоция – доказательство и подтверждением служат свидетельства и аналогичный опыт друзей. Многие христиане отчаиваются в попытках делиться о Христе в такой культуре нравственной относительности и отсутствия абсолютов.
Так и есть, эта мирская культура не верит в абсолютные истины и не желает слышать разговоры об истине из уст людей, представляющих себя авторитетами. Но, с другой стороны, никогда не было культуры, более открытой к сверхъестественному, к духовным вещам, к проявлению Царства Божия. Тем не менее, здесь не все так гладко – они не пойдут на наши собрания, чтобы увидеть проявление. Они думают, что мы там только и занимаемся раскачиванием толпы и сбором денег, и если посмотреть на призывы к пожертвованиям на больших круссейдах и на ТВ, то они правы. Все замешано на деньгах. На каком основании им нам доверять? То есть нам нужно идти к ним, в их контекст, среди их друзей и просто поступать согласно Царству, чтобы они могли видеть, что оно реально. Еще не было поколения раньше, кому было бы легче проявить Царство. Но нам нужно это совершать в их среде, благодаря чему они могли бы начать доверять, что у нас действительно христианство, заботящееся о ближнем и строящее дружбу, а не замешанная на деньгах и власти секта.
2. ПРОВОЗГЛАШАЙТЕ И ПОКАЗЫВАЙТЕ ОБРАЗ ЦАРСТВА БОЖИЯ
После 1970-х годов возникали различные движения «возрождения апостольства» и один общий акцент у всех был на «восстановление» власти пятигранного служения с особенным фокусом на служение апостола как власть над церковью. Фразы типа «присоединиться к выстроенному объединению», «признание Божественного порядка», «придти к порядку», «служить вышестоящим», «подчиниться властям в Царстве», «подчиниться делегированным властьимеющим», «духовное покрытие», «почитать власть», «признание мужа Божьего» стали общей разменной монетой этих движений.
Мысленная и духовная картина этого «порядка» - пирамида политической иерархии, коммерческих организаций и царства тьмы, где подчинение, почитание и богатство течет с низов в верха, а с верхов в низы текут указы и контроль. Власть, авторитет, престиж и состоятельность человека на верху структуры зависит прямо от количества в разных уровнях иерархии ниже него.
Все эти новые апостольские движения обещают свободу в духе и часто они «обогащены» громкой современной музыкой, танцами, маханиями флагов, пророческими песнопениями и пророческими высказываниями. Один из самых любимых стихов – «Там, где Дух Господень, там свобода» (2 Коринфянам 3:17). Все прекрасно, кроме как свобода эта относится к жизни внутри тех четырех стен, а точнее, как двигать телом во время собрания. Структура лидерства – ярко выраженная строгая иерархичная пирамида, и если кто-то отклоняется от подчинительного поведения каким-либо образом, то уже автоматически дисквалифицируется или считается неподходящим для лидерства или какой-либо ответственности. Если вы – мужчина, то в вас немедля определяют дух Авессалома, человеком-бунтарем и подрывающим авторитет, а если вы – женщина, то вам ставят диагноз – дух Иезавели.
Иерархия может быть единственной моделью, по которой какая-либо грузная сложная организация способна функционировать (как правительственные структуры, религиозная организация, КГБ, мафия или царство тьмы), ведь один человек может быть в одно время только в одном месте, и поэтому должен делегировать полномочия руководства, раздробляя их и управляя подчиненными, получая регулярную отчетность через управленческую цепь звеньев снизу вверх. Тем не менее, даже в бизнес мире все большую распространенность получают уравненные, «плоские» организационные структуры и сила организаций «без лидеров».
Тело Христа – организация без возвышенностей. Он – ее глава, и Он не ограничен. Они вездесущ и всемогущ. Он во всех местах во всякое время. Он видит все и знает все. Ему не нужны отчеты не по каким управленческим звеньям и Ему не нужно делегировать какие бы то ни было полномочия.
Он никогда не давал человеку какой-либо власти над друг другом. Да, власть дана, но «над всякой вражьей силой». Более того, он явно запретил любое проявление такой власти – «да не будет так среди вас»!
«Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют над ними, но между вами да не будет так; а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матфея 20:25-28 )
И вы спросите, а разве «апостол» - это не глава над всеми дарами служения? Это проблема восприятия и не основана на Новом Завете. В мире тех дней, около трети населения Римской Империи были рабами, другая треть были освобожденными рабами, и последняя треть были рабовладельцами. Это не были рабами, крепостными как имущество, как существовало при рабовладении в Соединенных Штатах или как существует сегодня в Северной Африке, где арабские мусульмане владеют чернокожими африканскими рабами. Согласно кодексу Римской Империи о рабах должна была быть явлена хорошая забота, их нужно было отпустить после срока службы, они могли иметь высшее образование, могли быть доверенными лицами в домохозяйстве, в усадьбе, имении, вплоть до управления делами их владельцев, преподавании их детям, права зарабатывать и выкупать собственную свободу. Освобожденные рабы часто возвращались в статус раба просто потому, что имели лучшую жизнь в рабстве, нежели в свободе.
Слово «апостол» на греческом означает всего лишь «посланный», но мы потеряли важность этого значения.
Раб низшего статуса назывался апостолом. Почему? Путешествия в тот период истории были нередко опасными и трудными. Если вы посланы с дипломатической миссией или перевезти ценные вещи, то вас сопровождал бы вооруженный эскорт для защиты от грабителей. Если же вы везли нечто не столь ценное, то ехали одни. Хозяин отправлял своего самого малоценного раба для перевозки. Незащищенный, «апостола» легко можно было ограбить, или схватить и перепродать в рабство. Если вы представляли собой самую низшую ценность для своего господина, то вы и были апостолом (см. Приложение №1, «Апостолы – Рабы Христа»). Римлянам 1:1 выглядит совсем по-иному в этом свете!
«Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию».
Культура тех дней понимала это так, что Павел представлял себя наименьшим рабом.
Но как это связано с Царством Божьим»?
Непосредственно и целиком! Евангелие Царства должно быть доброй вестью для всякого слышащего. И так и есть! Евангелие Царства в том, что Иисус – ваш Царь, ваш Господь, ваш Господин, ваш Глава, ваша Слава, а не человек, и Он живет в вас и Он ваша надежда славы!
Если же я говорю, что вам нужно подчиниться мне, чтобы быть в Царстве Божьем и быть в его порядке, то это уже не добрая весть! Называть какого-то человека духовной главой или покрытием, или властью – это отвергать 1 Тимофея 2:5: «ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеком, человек Иисус Христос».
Любопытно, что мы так однозначно верим в свое индивидуальное спасение только через Иисуса и что Иисус – Глава каждому из нас. Мы отвергаем католический и православный догмат, говорящий, что священник – это тот посредник, отпускающий грехи и цитируют 1 Тимофея 2:5, но когда речь заходит о практической коллективной жизни в Царстве Божьем, мы проповедуем практически тот же католический и православный догмат о подчинении человеческому лидерству. Нам говорят, что мы может функционировать в Царстве только если подчинены человеческой главе. Нам говорят, что Телу Христа, коллективному Его выражению, нужен посредник, некто другой, а не Иисус. Когда происходит такое, то Иисус становится всего лишь фигуральной главой. Тем не менее, Иисус всегда есть и будет истинной, функциональной Главой своего Тела. Наше учение о личном Господстве и затем коллективном подчинении человеческому главенстве – почти шизофреническое противоречие. И разве удивительно после этого, что верующие такие запутавшиеся и такие бесплодные?
Также не удивительно, что повсеместное недовольство лидеров церквей новообращенными – они «бунтари», «независимые» и им нужно учиться «подчиняться властьимущим». Проблема в том, что новообращенный встретился со своим Царем, голосом Царя, который ныне звенит в их сердцах, Духом Царя, который движется в их существе, и они теперь пылают огнем, чтобы идти со своим новым Царем, который наполнил их своими целями и любовью к людям. Прихожане вокруг были обучены доктрине, что есть суть коллективное массовое непослушание религиозной культуры, которая заботится только о себе и имеет очень мало взаимоотношений или заинтересованности в мире вокруг и путь ее не ведет никуда.
Большинство церквей «пастор-прихожане» - почти такие же, какими были 20 лет назад.
Однако в течение всего того времени они провозглашали пробуждение, молились за наполнение сидений и зданий людьми и пророчествовали, что это происходит со дня на день. Они убивают жизнь Иисуса в новообращенном и затем проводят ежегодные собрания пробуждения, пытаясь воскресить эту жизнь, которую они обескровили.
Чтобы довести новообращенного до конформирования и подчинения этой религиозной системе и принятия за норму недостаток послушания Истине у других прихожан, лидеру приходится прибегать к психологическому воздействию, давлению, эмоциональным манипуляциям и «дрессировке» поведения. Писания искажаются и злоупотребляются, чтобы убедить новообращенного, что эти непослушные и духовно холодные, но милые люди – их старейшины в вере, пример для подражания! Это – процесс взращивания никого иного, как прозелита, нежели последователя Христа. Это – процесс «воцерквления» в учрежденческую церковь кого-то до такой степени, что их преданность и посвящение учреждению больше, чем Иисусу.
Эта преданность лидерству и учреждению становится очень похожей на преданность, которую требуют криминальные группировки. Вы должны оставаться преданным и служить, даже зная, что вышестоящий человек делает нехорошие вещи. Вы остаетесь преданными, даже если нарушаются вопросы правдивости и искренности. А когда преданность кому-то становится выше преданности вопросов правды и недвойственности, то вы уже не в Царстве Бога. Вы – в криминальной организации и нередко религиозные лидера и поступают, как преступники, если кто-то осмеливается их обличить во лжи или двойной жизни!
И как это связано с Луки 10? Мы должны провозглашать, что Царство Божье приблизилось после того, как мы явили его людям, исцеляя больных. Какая здесь динамика? Что происходит достаточно естественно, если чей-то больной сын, муж, дочь, супруга или отец получают исцеление по вашей молитве? Они начинают относится к вам с большим уважением и иногда благоговением. Вы с легкостью могли бы воспользоваться таким отношением, чтобы сделаться царьком. Как же реагировать? Вашей реакцией должно быть провозглашение, что Царство Бога приблизилось. Что бы это означало? Это означает, что хозяин этого дома и его члены могут войти в Царство Бога, если захотят это сделать, и иметь такую же власть над болезнями и бесами, которая есть у вас. Вы – «апостол» всего лишь, который являет Царство так, чтобы хозяева дома видели это и вошли в Царство Божье и знали Иисуса сами.
Мы являем Царство через выражение власти Царя над царством тьмы и мы показываем образ и пример жизни в Царстве тем, что остаемся слугами и почитаем Царя. Мы никогда не становимся посредниками между Богом и человеком. Мы никогда не становимся духовными главами над кем-либо.
Это особенно деликатный вопрос в мусульманской культуре. Некоторые в ней – очень ревностные искатели истины, готовые и умереть за то, что они посчитали истиной. Слово «мусульманин» означает «послушный Богу». Однако если им говорят, что, чтобы войти в Царство Бога, нужно подчиниться иностранной религиозной культуре, иностранной духовной иерархии или войти в иностранное здание – это большое преткновение, потому что они всем своим нутром чувствуют, что такое подражание и подчинение просто неправильно.
Мы являем Царство Божье в их домах и их культурах. Мы никогда не становимся царями, но всегда слугами и наше служение – проявить Царство Божье таким образом, чтобы мы могли свободно войти в него через Иисуса и лишь Него, и жить в нем в послушании только Иисусу. Конечно, это относится к любой культурной или этнической группе.
3. КТО ГЛАВНЫЙ?
Первый вопрос о любой человеком созданной организации и о каждой церкви с прихожанами: «а кто там главный?». Картина организационной структуры, которая автоматически рисуется в нашем разуме – это пирамида, иерархия, и, чтобы соотнести себя с организацией, мы пытаемся представить, в какую ее часть мы можем вписаться. Новые апостольские движения пытались предотвратить неизбежные конфликты о том, как распределять ресурсы в поместных церквях через сильную центральную власть и контроль. Они говорили, что это «возрождение» того, что было в ранней церкви, хотя на самом деле это было старой системой, построенной на Папе Римском. Папа, священник, кардинал, епископ, батюшка замешаются апостолом, пророком, пастором, старейшиной. Это создает множество маленьких попов, множество рабов, множество проблем и не имеет ничего общего с ранней церковью. Пирамиды – для мертвых людей. Пирамиды строятся рабами!
Однако Луки 10 нам рисует иную картину. Что было в ранней церкви? Когда вы идете в чей-то дом, то всегда гость, всегда слуга. Вы никогда не главный, не хозяин. Вы не начинаете им говорить, как переставить мебель, как устраивать дом и не требуете любимых блюд.
Ваша задача – явить Царство через то, чтобы научить хозяев дома стать пасторами/пастухами/епископами/старейшинами своих семей и друзей (все эти понятия эквивалентны, или взаимозаменяемя в Новом Завете – Деяния 20:17 и 20:28). Естественный авторитет, влияние и Выражение Царства Бога на земле – через семью.
Печальная реальность многих традиционных церквей и систем – они стали деструктивными для авторитетов в семьях и домах, и программы учреждения конкурируют с семьей, на которую нужны силы и время. Один из следствий этого – большинство детей, выросших в домах верующих, уходят от веры, становясь самостоятельными взрослыми.
Когда вы провозглашаете Царство, вы также провозглашаете, что ваш новый ученик – член Царства священников, царственного священства, святого народа (1 Петра 2:1-10), сын или дочь Небесного Отца (1 Иоанна 3:3-1), имеющий доступ к Святому Святых посредством крови Иисусу (Евреям 10:19-25, 12:22-24), имеет Дух Святой внутри себя, который его ведет во всякую истину (Иоанна 16:13-15 и 1 Иоанна 2:24-27), имеет новое сердце, на котором Бог пишет Свои законы (2 Коринфянам 3:3), имеет Иисуса как славу и Главу (Колоссянам 1:18) и имеет все во Христе (Ефесянам 1-3 и 1 Коринфянам 3:21-23).
Как в это все вписывается человеческое лидерство? Основная задача лидерства – являть Царство через явление своего собственного доверия и уверенности в том, кем они являются во Христе и доверие Богу, что Он их поведет. Смысл человеческого лидерства – любить и высвобождать людей в Господство Христа во всем.
«Не… берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем (то есть являемся соработниками) вашей радости; ибо верою вы тверды». (2 Коринфянам 1:24).
На протяжении как 1, так и 2 послания Коринфянам, Павел стремится дать советы и убеждать коринфян разобраться со своими проблемами и проявить дисциплину к брату во грехе. Он не пишет старейшинам, указывая им это сделать! Он не следует протоколу делегированной власти или по цепочке управленческих уровней. Он пишет ко всей церкви и умоляет церковь поступать согласно тому, что они знают, есть праведность, ведь он их любит и всегда им служил, лично платя цены.
Лидерство в Царстве Бога – это вести собственным примером и давать совет, консультировать, наставлять. Этот совет дается и мудрым, и не очень, а окончательное решение остается за теми, кому потом жить с этими решениями.
Суть этого – оставить детей Бога пред Богом, чтобы они брали ответственность самостоятельно, и позволить Иисусу строить свою церковь. Лидерство в большинстве современных церквей выражается в разрешении чего-то или нет, одобрении чего-то или нет, благословении чего-то или нет. Оно построено на «да» и «нет». Служителя говорят вам, что можно и нельзя делать, даже в вопросах не нравственных, а личных предпочтений. Контроль и повеления производят духовно деформированных детей, которые не знают, как быть соработником и партнерам Бога.
Широко распространено мнение, что в большой организации должно быть жесткое управление и контроль.
Вероятно, так и есть, но задумывалась ли церковь Иисуса быть большой организацией? Если мы послушаемся Иисуса и взращиваем учеников по домам и приумножаем это, каждая церковь мала и каждый член может с готовностью практиковать свое наследие, свою способность слышать и послушаться голосу Господина, и ждать друг друга, или иными словами, терпеливо позволять друг другу выражаться и возрастать. Церковь Иисуса Христа – это церковь двенадцати. Церковь Иисуса Христа – это Его тело. Такие малые организмы размножились по всей Римской Империи, и десять процентов населения стали христианами. Они это совершали без центрального офиса, без иерархии, без средств применения иерархического контроля или какого-либо централизованного фандрейзинга (сбора средств) системы распределения. Каждый верующий нес в себе ДНК организации в своем сердце. Каждый верующий с верностью и посвящением воспроизводил других учеников, согласно ДНК Господина. Все идет наперекосяк, когда человеческое лидерство заступает на место между Головой и членами Его тела! Все идет криво, когда живой организм превращается в организацию, в учреждение.
Мы настолько привыкли видеть церковь такую, как мы знаем, что уже не можем себе представить, что церковь Иисуса может выглядеть иначе! Нас «надрессировали» принимать, нуждаться, и беззаветно доверяться человеческому лидерству, что выражение доверия Иисусу считается бунтарской независимостью!
Какое сравнение можно провести с церковью, которую замыслил Иисус в Луки 10? Дуб или клубничные кустики? Слон или кролик? Да, Бог создал обоих, но что же характеризует церковь, которая образуется в результате послушания Луки 10? Ответ однозначен! Кустики клубники и кролики. Слава Богу за слонов и дубы, но почему люди упорно строят дубы и слонов? Можно построить трон на дубе или на слоне, и весь мир сможет вас обозревать на нем восседающим и видеть, какое впечатляющее у вас служение. Но будет выглядеть глупо, если попытаться сесть на кустик клубники или ехать на кролике.
Однако, если посадить кустик клубники на участке земли, вскоре он отбросит усики и даст начало другим кустикам клубники. Каждый кустик пустит свои корни и будет искать для себя Воду Жизни и каждый раскинет листочки, впитывая любовь Сына, и вскоре поле будет покрыто кустиками клубники. Они будут связаны отношениями, но не будут зависеть друг от друга! И уже невозможно определить, какой кустик клубники был среди них первым!
Если оставить двух кроликов на два года, то через два года получится по крайней мере миллион кроликов. Если оставить двух слонов на два года, то они воспроизведут только одного другого слона, и при этом употребят неимоверное количество ресурсов для этого.
«Проблема» организаций без лидеров в том, что трудно использовать их для создания себе богатства. Иерархии создают целые потоки богатства. Кто-то как-то выразил мысли, что человек не поймет что-то, если его зарплата зависит от того, что он и дальше это НЕ понимает.
Один новый приятель учится на докторскую степень в местной семинарии. Многие магистры и кандидаты в доктора в ней обсуждают простые, органические церкви и начинают приходить к убеждению, что это – библейская модель. Однако, у них массовая проблема. Они года учились, чтобы подавать заявления на должности профессиональных служителей в больших церквях. Если они примут последствия своего мышления об органической церкви и что повеление Иисуса – воспитывать учеников, а не строить учреждения, то им пришлось бы искать иные средства к существованию для себя и своих семей.
Кто же главный?
Иисус!
4. ВСЕГДА СЛУГА И НИКОГДА НИ ЦАРЬ, ИЛИ КАК НА СЧЕТ СТАРЕЙШИН?
Смотря через Луки 10 на весь Новый Завет, вы можете вилеть 15 прямых и 15 косвенных упоминаний церкви дома (см. Приложение №2). Это – церкви, где человека мира взрастили и он стал пастухом\пастором\епископом\старейшиной своих семьи и друзей.
Но что на счет признания старейшин, или пресвитеров? Разве это не подразумевает иерархии? Как это вписывается в органическое видение?
Прежде всего, нам, вероятно, нужно держаться в стороне от термина «рукополагать» (назначать). «Рукоположение», которое практикуется в религиозных учреждениях, однозначно подразумевает, что позиция и власть дается кем-то вышестоящим в иерархии. Вместо этого, процесс, о котором говорит Павел в 1 Тимофея 3 и Титу 1 наилучшим образом характеризуется как простое признание благодати Божьей на индивидууме, которое подтверждается зрелым плодом. Нам также следует учитывать восточную культурную реалию почитания старших в годах, в жизненном опыте и во времени в Боге. Это не западный стили поднятия молодых авансом на основании дарований, харизматичности, личностной привлекательности. Это восточное почитание тех, кто способен нести ответственность старейшины благодаря успешному жизненному опыту.
Таким образом, Павел прошел по Криту и основал несколько домашних церквей. Затем в Титу 1 он направляет Тита, чтобы он вернулся туда и признал старейшин, при чем руководствоваться их характером и порядочностью во взаимоотношениях, проявленных за это время, а не дарах и талантах личности. Смотря через призму Луки 10, на один дом признавался один старейшина, пресвитер, что также означало, что он служит или может служить вне своего дома и давать советы и наставления другим собраниям церквей в городе. Главы некоторых семейств попросту не имели плода в своих жизнях, который бы обусловливал признание их старейшинами. Те же, кто имел такой плод в жизни, и назывались пресвитерами церквей на Крите. Давайте взглянем на наставление Павла эфесским пресвитерам в этом свете.
Тот же самый процесс насаждения, испытания на деле и признания произошел в Эфесе и, когда Павел созвал пресвитеров в его последний приезд в Иерусалим и предупреждал их в Деяниях 20:29-30:
«Ибо я знаю, что после моего отшествия войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою».
Он видел две опасности. Одной из них были «лютые волки» извне. Он также говорил об этом во 2 Коринфянам 11, - это лжеапостолы, которые были озабочены лишь властью и деньгами. Он говорил об этой внешней опасности вновь в Тита 1:11: «каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти».
Вторая опасность происходила изнутри, - что кто-то из пресвитеров притянет учеников к себе. Какая здесь динамика?
Пресвитер – это некто, признанный внутри еге\ее собственного дома как пресвитер, а вне своего дома признан пресвитером церкви в том городе. Ответственность таких слуг прежде всего в том, чтобы удостоверять здоровье отдельных домашних церквей через проявление и личный пример жизни в Царстве; во-вторых – быть доступными для служения исцеления через возложение рук; в-третьих, поддерживать взаимодействие и сотрудничество с другими поместными церквями, то есть церковью этого города или района; в-четвертых, помогать им преумножать новые домашние церкви в этом районе; в-пятых, способствовать каким-то открывающимся возможностям служения транслокально, то есть с переездами, - например, Павел собирал дары от македонцев и коринфян, перенося их в церкви Иудеи, которые переживали голод.
Вместо исполнения этих пяти функций слуги, некоторые пресвитеры использовали свои дары для извращения Царства и привлечения других учеников за собой от других домашних церквей. Если они продолжают служить в доме и продолжают послушаться обязательствам по Луки 10, то есть идти, то всегда остаются слугами. Они всегда будут идти и всегда помогать новым домам мира стать последователями Иисуса.
Но если пресвитера увлекают, или притягивают учеников к себе, они могут превратиться в царей. Они могут использовать свои дары, свое помазание, силу личности для узурпации места Иисуса над своей Церковью. Они могут построить фундамент для создания себе положения, власти, богатства и саботировать процесс преумножения. Павел говорит, что те, кто перестал идти служить как слуга и стал собирать вокруг себя, сумели это сделать только «говоря превратные вещи».
Однако в современном христианском мире те, кто увлекает наибольшие толпы за собой, считаются самыми успешными и организуют конференции, обучая других, как говорить «превратное».
Так что да, пресвитера были признаны и обозначены. Тем не менее, они не функционировали так, что говорили другим, что им делать и что не делать. Они не давали и не удерживали разрешений. Они служили людям и давали пример хождения в повелениях Христа в отношении «друг ко другу». В их задачи не входило принятие решений о том, каким именно служением заниматься другим людям. «Утверждение», «одобрение», «разрешение» - это не было Новозаветным пресвитерианским служением. Новозаветные старейшины – это зрелые, плодоносящие лидера домашних церквей, которые на основе этого признаны способными служить в других домах. Если они начинали увлекать за собой, стягивать около себя толпы, то это означало извращение своего служения. Если они становятся лицами, «имеющими власть» дать на что-то дозволение или не дать, то этим они занимают место Иисуса, Главы Тела.
Старейшина ли вы? Любите ли вы людей? Если да, то дадите ли вы им такую же свободу в Иисусе, какую вы желал бы для себя и покажете ли через личный пример смирение, недвойственность, передачу и принятие мудрости.
5. ИИСУС - РЕАЛЬНАЯ ГЛАВА, А НЕ НОМИНАЛЬНАЯ
Опять же, мы должны являть Царство через то, как мы почитаем Царя. Как функционирует церковь в доме? Как функционирует группа Царственных Священников? Как члены тела Христа являют на деле то, какой у них общий Глава? Как живые камни храма Духа Святого выражают свое почитание и поклонение Богу, который в каждом из них как в доме, который сотворил обитель внутри? Метафоры, описывающие Тело Христово в Новом Завете, варьируются от «тела», далее «храма», и до «семьи» и «армии». Словами «аудитория», «слушатели и зрители» оно точно не описывается. Тело не состоит из пассивных наблюдателей, которые платят пожертвования, чтобы полноправно смотреть служения и выступления суперлидеров. Мы не разделены на духовенство и прихожан, на гладиаторов и зрителей. Если мы верим, что Дух Святой живет в каждом верующем, то тогда нам нужно видеть воплощение этого через активное участие каждого члена, через выражение Духа, живущего в них.
В Новом Завете есть около сорока повелений в рамках «друг ко другу» - «любите друг друга», «ждите друг друга», «несите бремена друг друга», «говорите истину друг другу» и «подчиняйтесь друг другу в страхе Божьем» (для полного перечня взгляните на Приложение №3). Если мы прибавим к ним стихи, говорящие о ближних и братьях, то количество заповедей о взаимоотношениях превышает семьдесят, и конечно, среди них есть заповедь «люби ближнего, как самого себя».
Однако с другой стороны есть только около шести стихов, призывающие нас уважать тех, кто над нами в Господе. Какой же из этих двух наборов стихов – первые семьдесят или вторые шесть – акцентируются больше всего в учрежденческих церквях? Именно! Те несколько о послушании лидерам. Такое избирательное акцентирование порождает еретический подход. Эти стихи притягиваются для обоснования иерархии, а большинство стихов, говорящих о теле святых священников под единым Первосвященником игнорируются. Это как злоупотребление или искажение Писания для оправдания рабовладения на Юге Америки или апартеида в Южной Африке, когда стихи о равенстве и братстве никогда и не упоминались.
Кроме того, почти все стихи, говорящие об уважении к старейшинам, окружены контекстом, пестрящим реалиями взаимоотношений и заповедями «друг ко другу», то есть «наравне». Таким образом, всем структурированным взаимоотношениям, описанным в Ефесянам 5, предшествует стих «повинуясь друг другу в страхе Божьем» (5:21). Наставление в 1 Петра 5:5: «также и младшие, повинуйтесь пастырям» в ЭТОМ же стихе сопровождается «все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием». Да, есть лидеры. Да, многое может родиться и умереть благодаря лидерству. Но, как говорится в 1 Петра 5:3 – нам нельзя «господствовать над наследием Божьим, а подавать пример стаду». Вести других тем, чтобы быть первым в ряду желающих взять на себя трудности, страдания; первым положить свою жизнь за других, первым прощать и первым признавать: «я был не прав, простите меня». Наше лидерство по сути должно быть примером и естественным влиянием по факту, а не навязыванию. Лидер, требующий подчинения, теряет всяческий нравственно-духовный авторитет и облик.
Это не религиозный, раболепный или выслуживающийся менталитет. Это не какого-то рода лжесмирение.
Да, мы – Дети Царя. Да, мы – глава и не хвост. Да, мы посажены со Христом на небесах. Но мы призваны «иметь такие же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек; смирял Себя, быв послушным ладе до смерти, и смерти крестной» (Филиппийцам 5:5-8).
Иметь такие же чувствования, иметь такое же мышление! Таким образом, если Иисус – реальная Глава Своего тела, а не просто личный Господь для отдельных членов, то одна из основных дисциплин в Теле – это учиться отказываться от чего-то, принадлежащего нам по полному праву, жертвовать, ждать друг друга. Это – одно из основных смыслов 1 Коринфянам 11:27-34. «Многие из вас немощны и больны, и немало умирает» не оттого, что есть личный, индивидуальный грех. Суть в том, что своим отношением к совместному приему пищи они демонстрировали отношение к Телу Христа в целом.
Мы едим хлеб как символ того, что мы – единое тело. Мы пьем из чаши символ того, что мы разделяем общую жизнь и судьбу. Мы провозглашаем Его смерть, пока Он вновь не придет. Мы провозглашаем, что смерть сделала нас одним целым. Когда мы собираемся для приема пищи, мы должны ждать друг друга. в чем была проблема в Коринфе?
Вечеря Господня – это настоящая еда, накрытый стол. Состоятельные люди приносили множество разнообразных блюд и напитков и ели, пока не наедались и не напивались, в то время, как бедные уходили голодными.
Богатые пристыживали бедных. Они не «рассуждали о Теле Господнем». Бедные были настолько же членами Господня Тела, насколько и богатые. В своем отношении к бедным они не выказывали почитание Иисусу и всего, за что Он умирал.
Решение? «Собираясь на вечерю, друг друга ждите» (1 Коринфянам 11:33).
И если вы настолько голодны, что не терпится наесться? Тогда совет был покушать заранее, перед приходом, чтобы не есть себе в осуждение, лишая других этой возможности (1 Коринфянам 11:34). И если присутствует человек со скромными заработками, неспособный кормить себя или свою семью? Тогда удостоверьтесь (благословите), чтобы и он мог поесть дома также перед собранием вечерей, ведь иначе нужда его и семьи будет так заметна на фоне других за столом, что ваше доброе угощение окажется щепетильным, задевающим его достоинство, которое он имеет, как член тела Христа, несмотря ни на что.
Ждать друг друга – это принцип, имеющий множество применений. Если я действительно переживаю главенство Христа над собой, то почитаю и жду тех, кто старше и более зрел в Боге, чем я. Я признаю Христа в них. Об этом и говорится в Евреям 13:8 – «Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки тот же». Это место Писания говорит не только об Иисусе. Да, Он таков, но это так очевидно, что нет особой нужды это подчеркивать. Восхищает то, что благодать Божья позволяет ежедневно иметь выражать и являть Иисуса в своих жизнях. Этот стих говорит о плодах жизни человека. Видим ли мы Иисуса в чьей-то жизни? Это – та вера, которой нам нужно следовать и брать пример. Индивидуумам, в которых мы постоянно видим Иисуса Христа, никогда не приходится требовать себе подчинения!
Если мы действительно живем жизнь так, что Иисус – наша Глава, как зрелые члены Тела Христова, то, с другой стороны признаем и принимаем и от самого недавнего члена Тела Христа. Мы сможем увидеть Христа и в них. И если я уверен, кто я во Христе, то никогда не буду призывать или заставлять себе подчиняться. Если они не видят во мне Иисуса и если Дух Святой не говорит им, почему мне это делать? Да как я могу?
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ