Фонд социального страхования Российской Федерации
Деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов России от 25 декабря 1990 г. № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР». Ныне действует в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. До создания ФСС РФ вопросы социального страхования при временной нетрудоспособности находились в ведении профсоюзов.
Существуют следующие риски наступления временной нетрудоспособности в результате: заболевания; беременности и родов; материнства; несчастных случаев на производстве и т.д. Страхованием этих рисков занимается Фонд социального страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерации – централизованный 4юнд денежных ресурсов общегосударственного назначения, обеспечивающий работающих граждан гарантированными государственными пособиями по социальному страхованию при временной нетрудоспособности.
Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации. Положение о Фонде утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.
Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Структура Фонда социального страхования Российской Федерации. При Фонде социального страхования Российской Федерации образовано Правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях – координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами. Управление Фондом возложено на Правление Фонда и его председателя. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.
Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах – аппараты органов Фонда.
В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:
- региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
- центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
- филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках. Местонахождение Фонда – г. Москва.
Отделения данного Фонда созданы во всех субъектах Российской Федерации и в 14 отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожный, морской транспорт и т.д.).
Задачи Фонда социального страхования РФ. Основными задачами Фонда являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий: по временной нетрудоспособности; беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; при усыновлении ребенка; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; санаторно- курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
- разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Бюджет Фонда социального страхования РФ. В бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации подлежат зачислению следующие доходы:
§налоговые доходы: доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающих от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
а) налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – по нормативу 5%;
б) налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – по нормативу 5%;
в) минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – по нормативу 20%;
г) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, – по нормативу 5%;
д) единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 6,4%;
§ неналоговые доходы:
- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;
- доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
§ безвозмездные поступления;
- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;
- прочие поступления.
В соответствии с действующим порядком формирования бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (Инструкция от 2 октября 1996 г., введена в действие с 1 января 1997 г.) сумма страховых взносов распределяется следующим образом:
74% страховых взносов остается на предприятии, бухгалтерия которого по поручению профкома делает необходимые расчеты по социальному страхованию;
26% страховых взносов централизуется на региональном и федеральном уровнях для предоставления помощи регионам.
Если плательщиком средств ФСС РФ (74%) до конца отчетного периода средства на цели социального страхования израсходованы не полностью, то остаток перечисляется в бюджет Фонда следующего года.
Средства Фонда направляются на следующие цели:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности; беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; при усыновлении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком- инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
- оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, и в санаторно-курортные учреждения в государствах – участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
- частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно массовое обслуживание);
- частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
- частичное содержание детских юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно- тренировочного процесса);
- оплату проезда к месту лечения и обратно;
- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
- финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
- проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
- осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
- участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда – управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.
Пособие по временной нетрудоспособности – один из видов материального обеспечения рабочих и служащих за счет средств Фонда социального страхования. Оно рассчитывается исходя из числа дней нетрудоспособности по больничному листу, стажа и среднедневного заработка работника. Среднедневной заработок работника исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период (12 месяцев, предшествующих данному моменту), на число фактически отработанных в этом периоде дней.
Пособие по временной нетрудоспособности выдается в случаях:
- болезни, связанной с потерей трудоспособности; санаторно- курортного лечения;
- болезни члена семьи в случае необходимости ухода за заболевшим;
- карантина; временного перевода на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием;
- протезирования с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия.
Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.
Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.
Рассмотрение спорных вопросов между работниками и работодателями по обеспечению пособиями по социальному страхованию осуществляется отделением Фонда или его филиалом, зарегистрировавшим страхователя, либо в ином порядке, предусмотренном законодательством.
Страхование от несчастных случаев предназначено для возмещения ущерба, вызванного потерей здоровья или смертью застрахованного, может осуществляться в групповой (например, страхование работников предприятия) и индивидуальной формах, а также в форме добровольного и обязательного страхования (например, пассажиров, военнослужащих и других категорий граждан).
С 2000 г. на Фонд социального страхования возложены функции по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за счет которого выплачивается страховое обеспечение пострадавшим на производстве (пособие по временной нетрудоспособности при производственной травме, единовременная и ежемесячные страховые выплаты, дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию).
Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются ежегодно федеральным законом. Взносы страхования от несчастных случаев уплачиваются исключительно работодателем за работающих по трудовому договору (контракту). Задачами этого вида социального страхования являются:
- предотвращение несчастных случаев на производстве;
- восстановление трудоспособности пострадавшего, в том числе помощь в приобретении новой профессии;
- денежные страховые выплаты пострадавшему или его родственникам как возмещение понесенного работником ущерба.
Один из главных принципов добровольного страхования от несчастных случаев – ограничение страховой ответственности при несчастном случае с застрахованным лицом. Данное ограничение обеспечивает доступность тарифов и расширяет сферу применения страхования от несчастных случаев как дополнение социального страхования. Наибольшее распространение имеет индивидуальное страхование от несчастных случаев на случай смерти, временной нетрудоспособности (инвалидности).
К страховым событиям не относятся:
- травмы, полученные страхователем в связи с совершением им действий, в которых следственными органами или судом установлены признаки умышленного преступления;
- травмы, полученные страхователем в связи с управлением им в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения любым самоходным средством, имеющим двигатель внутреннего сгорания или электродвигатель, а также в связи с передачей управления ими лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- травмы или отравление в результате покушения страхователем на самоубийство;
- умышленное причинение себе телесных повреждений страхователем и т.д.
Выплата по договорам страхования от несчастных случаев может производиться в виде:
- страховой суммы, указанной в договоре;
- части страховой суммы, указанной в договоре;
- пенсии;
- страхового пособия;
- суточного вознаграждения.
Действие договора страхования от несчастных случаев прекращается:
- по истечении срока страхования в день, предшествующий тому, в который договор вступил в силу;
- в случае выплат страховщиком полной страховой суммы, указанной в страховом свидетельстве;
- в случае смерти страхователя.
Могут быть предусмотрены другие основания для прекращения договора (например, в случае выезда страхователя на постоянное место жительства за границу).
На основании Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 г.» от 19 декабря 2006 г. № 234-ФЭ бюджет Фонда социального страхования на 2007 г. утвержден по доходам в сумме 283 869 488,4 тыс. руб., из них на обязательное социальное страхование – 1 787 676 226,1 тыс. руб., и по расходам в сумме 306 214 977,3 тыс. руб., из них на обязательное социальное страхование – 202 764 384,1 тыс. руб. и на покрытие дефицита Фонда – 23 997 158,0 тыс. руб.
Законом установлено, что доходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 г. формируются за счет налогов, страховых взносов и иных поступлений. Налоги и взносы на социальные нужды в доходах бюджета Фонда социального страхования составляют 213 724 652,8 тыс. руб., или 75,3%, в том числе единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования, – 170 350 458,8 тыс. руб., или 60% всех доходов; страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – соответственно 43 374 194,0 тыс. руб., или 15,3%; налоги на совокупный доход – 7 048 732,0 тыс. руб., или 2,5%; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ – 60 371 554,3 тыс. руб., или 21,3%, в том числе средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, передаваемые бюджету Фонда социального страхования РФ на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, – 4 197 943,3 тыс. руб., или 1,5%. Таким образом, доходы бюджета Фонда социального страхования на 2007 г. на 77,8% сформированы за счет налоговых доходов, на 21,3 — за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и на 0,9% – за счет неналоговых доходов, а также штрафов, санкций и возмещения ущерба.
Расходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 г. предусмотрены по следующим функциональным разделам и подразделам (в тыс. руб. и в % ко всем расходам Фонда):
§ общегосударственные вопросы – 9 732,5 и 0,003;
§ социальная политика – 290 734 829,2 и 94,9;
§ социальное обеспечение населения – 268 133 210,6 и 87,6;
§ социальное обслуживание населения и меры социальной поддержки граждан – 7 628 591,2 и 2,5;
§ социальное страхование – 14 973 027,4 и 4,8, в том числе:
- пособие по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию – 103 314 595,2 и 33,74;
- пособие по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 1 602 943,1 и 0,52;
- пособие по беременности и родам – 27 288 054,0 и 8,91;
- пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет – 31 535 680,0 и 10,3;
- пособие при рождении ребенка – 13 147 200,0 и 4,29;
- молодежная политика и оздоровление детей – 14 973 027 и 4,89;
- прикладные научные исследования в области социальной политики - 75 803,5 и 0,02;
- оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников – 3 676 192,5 и 1,2;
- единовременные страховые выплаты – 561 085,8 и 0,18;
- переподготовка и повышение квалификации кадров – 497 388,2 и 0,16;
- международное сотрудничество – 9 732,5 и 0,003;
- строительство объектов общегражданского назначения – 669 600,0 и 0,22.
Как следует из Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годы» от 21 июля 2007 г. № 183-ФЭ, на 2011 г. утверждаются следующие основные характеристики Фонда социального страхования Российской Федерации:
- общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 305 665 591,3 тыс. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 27 211 299,0 тыс. руб. и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 16 600 000,0 тыс. руб.;
- общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 323 879 347,3 тыс. руб.;
- предельный объем дефицита бюджета Фонда в сумме 18 213 756,0 тыс. руб.
Основные характеристики бюджета Фонда на плановый период и 2012 гг. утверждены в следующих величинах:
прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2010 г. – в сумме 346 470 113,2 тыс. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 28 081 766,2 тыс. руб. и бюджета Фонда обязательного медицинского страхования – в сумме 17 000 000,0 тыс. руб., и на 2011 г. – в сумме 389 962 820,5 тыс. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета–в сумме 34 981 312,3 тыс. руб. и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования – в сумме 17 000 000,0 тыс. руб.;
- общий объем расходов бюджета Фонда на 2010 г. – в сумме 356 067 380,0 тыс. руб. и на 2011 г. – в сумме 389 463 607,5 тыс. руб.;
- предельный объем дефицита бюджета Фонда на 2010 г. – в сумме 9 597 266,8 тыс. руб. и на 2011 г. – в сумме 499 213,0 тыс. руб.
Проект Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на период до года» разрабатывался в соответствии с Методическими указаниями по корректировке показателей перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007–2009 гг. в части показателей 2008–2012 гг. и формированию проектировок федерального бюджета на 2011 г. по субъектам бюджетного планирования Минфина России (от 23 января 2007 г. № 02-02-14/111) на базе основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 г. и на период до 2012 г., разработанных Минэкономразвития России и направленных в Правительство Российской Федерации (от 12 апреля 2007 г. № 5ОЮ-ГГ/Д03), с учетом динамики основных показателей по формированию и расходованию средств
Фонда социального страхования Российской Федерации, данных по исполнению бюджета Фонда за 2008 г., статистических данных Фонда по показателям, характеризующим расходы на обеспечение по обязательному социальному страхованию.
Проект Федерального закона о бюджете Фонда формировался на три года в соответствии с проектом Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ».
Средства федерального бюджета на выполнение государственных функций предусмотрены в соответствии с бюджетными проектировками, в том числе:
- на выплату пособий работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в размерах, сверх установленных законодательством об обязательном социальном страховании: 35 200,0 тыс. руб. – на 2009 г., 40 000,0 тыс. руб. – на 2010 г., 42 600,0 тыс. руб. – на 2011 г.;
- на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезно-ортопедическими изделиями: 8 989 699,0 тыс. руб. – на 2009 г., 9 680 090,0 тыс. руб. – на 2010 г., 10 387 050,0 тыс. руб. – на 2011 г.;
- на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию: 17 238 400,0 тыс. руб. – на 2009 г., 16 795 276,2 тыс. руб. – на 2010 г., 17 169 184,8 тыс. руб. – на 2011 г.;
- на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размерах, сверх установленных Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. № 3061-1), гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие указанного Закона, в сумме 948 000,0 тыс. руб. – на 2009 г., 1 004 970,0 тыс. руб. – на 2010г., 1 091 800,0 тыс. руб. – на 2011 г.
Проектом Федерального закона ассигнования на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, не предусмотрены. Указанные средства на 2008 г. были определены после 1 октября 2007 г.
Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотрены в рамках реализации национального проекта «Здоровье» на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также в части диспансерного наблюдения ребенка в начальный период его жизни в сумме 16 600 000,0 тыс. руб. – на 2009 г., 17 000 000,0 тыс. руб. – на 2010 г. и 17 000 000,0 тыс. руб. – на 2011 г.
Планируемые доходы бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию в 2009 г. с учетом остатка средств по данному виду страхования на 1 января 2009 г. – в сумме 14 820 482,5 тыс. руб., в 2010 г. с учетом остатка средств по данному виду страхования на 1 января 2009 г. – в сумме 8 929 686,6 тыс. руб. и с учетом средств федерального бюджета на покрытие дефицита – в сумме 561 430,0 тыс. руб., а также в 2010 г. с учетом средств федерального бюджета на покрытие дефицита – в сумме 6 290 677,5 тыс. руб. позволят обеспечить финансирование всех расходных обязательств, предусмотренных бюджетом Фонда в предшествующие годы.
Текущий дефицит по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2009 г. – в сумме 3 393 273,5 тыс. руб. и в 2010 г. – в сумме 667 580,2 тыс. руб. покрывается соответственно по годам за счет остатка средств, сформировавшегося на начало 2009 г. по данному виду страхования.
Сумма резерва средств на обеспечение обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на начало 2009 г. предусмотрена с учетом ожидаемого исполнения бюджета за 2008 г. – в сумме 11 428 071,8 тыс. руб., на конец 2009 г. – 11 698 071,8 тыс. руб., на конец 2010 г. – 11 948 071,8 тыс. руб., на конец 2011 г. – 12 183 071,8 тыс. руб. На пополнение указанного резерва предполагается направить средства капитализированных платежей в объеме 270 000,0 тыс. руб. — в 2008 г., 250 000,0 тыс. руб. – в 2010 г., 235 000,0 тыс. руб. – в 2011 г. в случае ликвидации страхователей – юридических лиц.
В связи с принятием постановления Пленума Высшего Арбитражного Супа Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей», содержащего разъяснения о том, что требования о капитализации, заявляемые исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении застрахованных лиц, должны квалифицироваться как требования кредиторов третьей очереди, будет начиная с 2007 г. наблюдаться тенденция к резкому снижению общего объема поступления капитализированных платежей по новым требованиям исполнительных органов Фонда ввиду того, что у ликвидируемых страхователей, как правило, не хватает имущества и денежных средств для расчета с кредиторами третьей очереди. Поэтому в 2009–2011 гг. ожидается поступление капитализированных платежей на уровне не более 15% от их поступления в 2007 г.
Норматив оборотных денежных средств на начало каждого года установлен в размере не менее 25% среднемесячных расходов по каждому виду страхования, что соответствует минимальному необходимому объему средств, обеспечивающему финансовую устойчивость системы Фонда.
Предусмотренные проектом бюджета Фонда доходы от единого социального налога рассчитывались исходя из прогноза Минэкономразвития России по фонду оплаты труда на 2009 г. – в объеме 8921,0 млрд руб., на 2010 г. – в объеме 10 299,0 млрд руб., на 2011 г. – в объеме 11 771,0 млрд рублей и с учетом норм Налогового кодекса в редакции Федерального закона «О внесении изменений в ст. 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 6 декабря 2005 г. № 158-ФЗ на 2009 г. – в сумме 207 562 836,3 тыс. руб., на 2010 г. – в сумме 238 713 519,4 тыс. руб., на 2011 г. – в сумме 268 816 946,9 тыс. руб.
При определении налоговой базы для исчисления единого социального налога фонд оплаты труда, прогнозируемый Минэкономразвития России, снижен на 8,2%, включая суммы, не подлежащие налогообложению, суммы выплат, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций и на доходы физических лиц, на вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, сумму разницы фонда оплаты труда, с которого уплачивается налог, начисляемого в декабре текущего года и в декабре предшествующего года, сумму налоговых льгот организациям, использующим труд инвалидов.
Сумма единого социального налога снижена на величину потерь, связанных с применением налогоплательщиками специальных налоговых режимов.
Поступления в счет погашения задолженности по налогу (недоимка), пеней и штрафов предусмотрены в 2009 г. – в сумме 1 765 804,8 тыс. руб., в 2010 г. – в сумме 2 272 462,9 тыс. руб., – в 2011 г. – в сумме 3 223 250,9 тыс. руб.
Коэффициент сбора (с учетом недоимки, пени и штрафов) планируется по всем годам в размере 0,99.
Среднегодовой коэффициент сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом недоимки принят в размере 0,98.
Общая сумма поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимки, пени и штрафы, предусмотрена в бюджете Фонда на 2009 г. – в объеме 44 119 043,4 тыс. руб., на 2010 г. - в объеме 50 933 935,8 тыс. руб., на 2011 г. – в объеме 55 530 848,6 тыс. руб.
Доходы от недоимки, пени и штрафов по взносам в Фонд (мобилизация просроченной задолженности страхователей по страховым взносам, образовавшейся на 1 января 2001 г.) оцениваются на 2009 г. – в сумме 450 000,0 тыс. руб., на 2010 г. – в сумме 420 000,0 тыс. руб., на 2011 г. – в сумме 400 000,0 тыс. руб.
Доходы от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, зачисляемые в Фонд, определены на 2009 г. – в сумме 8 678 768,6 тыс. руб., на 2010 г. – в сумме – 10 287 627,8 тыс. руб., на 2011 г. – в сумме 12 203 894,7 тыс. руб., в том числе:
- единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в 2009 г. – 4 992 523,2 тыс. руб., в 2009 г. - 6 056 969,4 тыс. руб., в 2010 г. - 7 391 661,3 тыс. руб.;
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2009 г. – 3 590 717,9 тыс. руб., в 2010 г. – 4 118 409,8 тыс. руб., в 2011 г. – 4 684 320,5 тыс. руб.;
- единый сельскохозяйственный налог в 2009 г. – 95 527,5 тыс. руб., в 2010 г. –112 248,6 тыс. руб., в 2011 г. – 127 912,9 тыс. руб.
Состав и структура расходов бюджета Фонда социального страхования на 2008 г. характеризуется следующими данными (в тыс. руб. и % к общей сумме расходов Фонда):
- общегосударственные вопросы – 3 110,4 и 0,001;
- социальная политика – 307 800 848,8 и 95,03;
- пособие по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний –1 721 208,6 и 0,53;
- пособие по беременности и родам – 29 157 015,0 и 9,0;
- пособие при рождении ребенка –13 464 000,0 и 4,16;
- молодежная политика и оздоровление детей –15 497 081,0 и 4,78;
- оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников – 3 933 525,9 и 1,21;
Переподготовка и повышение квалификации кадров – 42 465,9 и 0,01.
Из проведенного анализа следует, что доходы Фонда социального страхования Российской Федерации в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличатся на 21 796 102,9 тыс. руб., или на 7,6% (с 283 869 488,4 в 2007 г. до 305 665 591,0 в 2008 г.), расходы Фонда также увеличатся на 17 664 370,0 тыс. руб., или на 5,8% (с 306 214 977,3 тыс. руб. в 2007 г. до 323 879 347,3 тыс. руб. в 2008 г.). Предельный объем дефицита бюджета Фонда сократится в 2009 г. по сравнению с 2008 г. с 18 213 756,0 тыс. руб. до 9 597 266,0 тыс. руб. (в 1,9 раза) и к 2010 г. - в 3,6 раза, составив 499 213,0 тыс. руб. В то же время расходы Фонда на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний увеличатся на 7,4%; на выплату пособий по беременности и родам – на 6,8; на выплату пособий при рождении ребенка – на 2,4; на молодежную политику и оздоровление детей – на 3,5%.
За последнее десятилетие в стране сформирована система социального обслуживания граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, которая требует своего дальнейшего развития и совершенствования в целях устойчивого удовлетворения потребности отдельных категорий социально незащищенных граждан в части повышения качества и увеличения объема услуг, в том числе по реабилитации и социальной интеграции инвалидов. Однако в стране до настоящего времени проблемы социальной защищенности малообеспеченных и бедных граждан остаются актуальными.
Согласно официальным данным, доля бедных в России оценивается на уровне 20%. Анализ структуры бедности свидетельствует, что среди бедных около 50% составляют лица трудоспособного возраста.
Высокое представительство трудоспособных граждан в числе бедных определяется прежде всего низким уровнем оплаты труда. Около 30% бедных составляют семьи, где все трудоспособные имеют регулярную оплачиваемую работу. Другим фактором бедности является незанятость или неполная занятость лиц трудоспособного возраста, что обусловливается недостаточным уровнем их образования. В то же время дети из бедных семей имеют значительно меньшие шансы, чем дети из обеспеченных семей, на получение высшего и среднего профессионального образования. В дальнейшем это ведет к снижению их конкурентоспособности на рынке труда- и способствует воспроизводству хронических зон бедности в долгосрочной перспективе.
В территориальном разрезе бедность концентрируется в сельской местности и небольших городах.
Несмотря на тенденцию к увеличению темпов роста реальных доходов населения, отмечающуюся в 2000–2006 гг., продолжает оставаться значительным число семей, имеющих уровень потребления, ненамного превышающий прожиточный минимум. Поэтому сохраняется риск увеличения числа бедных в случае возникновения неблагоприятной ценовой конъюнктуры на международных энергетических рынках и последующего ухудшения экономической ситуации в стране.
Существующие федеральные, региональные и местные программы социальной помощи слабо влияют на уровень бедности, поскольку основная часть их ресурсов, в том числе и программ адресной социальной помощи, распределяется в пользу небедных категорий населения.
Недостаточно развита практика совместного участия государственных органов, бизнеса и некоммерческих организаций в реализации совместных проектов, направленных на преодоление бедности.
Политика государства в области доходов населения. Правительством Российской Федерации выработаны основные направления сокращения масштабов бедности и развития социальной помощи, основные из них заключаются в следующем.
Главной целью политики в области доходов населения является существенное снижение уровня бедности на основе поддержания высоких темпов экономического роста, обеспечения макроэкономической стабильности, роста денежных доходов населения, повышения эффективности программ социальной защиты, направленных на борьбу с бедностью, и развития механизмов социального партнерства.
Важную роль в сокращении бедности и предотвращении ее нарастания по-прежнему играет поддержание высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности. В целях предупреждения роста бедности в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры макроэкономическая политика должна предусматривать адекватные меры, включая поддержание на экономически безопасном уровне золотовалютных резервов и стабилизационного фонда.
Наряду с мерами макроэкономической политики, для достижения поставленной цели необходимо добиться кардинального повышения вклада государственных социальных программ в дальнейшем снижении доли бедных. В свою очередь, решение этой задачи требует коренной перестройки форм и методов работы органов социальной защиты, ориентированной, прежде всего, на тесную координацию деятельности органов социальной защиты с органами содействия занятости населения и органами, осуществляющими предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи, на основе совместного планирования и реализации социальных программ и использования единых баз данных о бедных домохозяйствах, создание единой системы обеспечения занятости и социальной защиты населения.
Важное условие для предотвращения воспроизводства зон хронической бедности — реализация мер, направленных на повышение доступности качественного профессионального образования для детей из бедных семей. Решение задачи предполагает реализацию совместных программ на основе тесного взаимодействия органов социальной защиты и органов образования.
Особое внимание должно быть уделено обеспечению эффективного взаимодействия органов социальной защиты и занятости с негосударственными организациями, чья деятельность направлена на оказание помощи нуждающимся категориям населения, а также с представителями делового сообщества. Необходимо обеспечить развитие механизмов частно- государственного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлекать негосударственные организации для совместной разработки и реализации программ сокращения бедности на условиях государственного социального заказа, социальных фантов и в иных формах. Для этого потребуется, в частности, внесение изменений в бюджетное, налоговое и гражданское законодательство.
Требует развития система мониторинга бедности и контроля за эффективностью и результативностью программ помощи нуждающимся на основе единых методик, отработанных в международной практике, следует обеспечить дальнейшее проведение обследований бюджетов домохозяйств и занятости населения.
В слаборазвитых и депрессивных регионах с высоким уровнем бедности первостепенное внимание необходимо уделить мерам содействия экономическому развитию соответствующих территорий, в том числе на основе развития инфраструктуры, целенаправленных мер по созданию благоприятного инвестиционного климата и использования механизмов частно- государственного партнерства. Эти меры должны сопровождаться усилиями по повышению качества человеческого капитала (переобучение и повышение квалификации), программ содействия развитию малого бизнеса и другими мерами, способствующими повышению экономической активности трудоспособных бедных. В случае отсутствия перспектив появления новых рабочих мест в пределах соответствующего региона (например, в ряде районов Крайнего Севера) указанные меры могут быть дополнены программами содействия трудовой миграции за пределы региона постоянного проживания.
Учитывая низкую эффективность подавляющего большинства действующих социальных программ с точки зрения сокращения бедности, на первом этапе (2007–2008) представляется нецелесообразным увеличение в реальном выражении расходов на их финансирование. Основные усилия в этот период должны быть сосредоточены на перестройке системы оказания социальной помощи, включающей:
- реорганизацию органов социальной защиты;
- внедрение действенных механизмов межведомственной координации;
- отработку наиболее эффективных программ в рамках локальных экспериментов;
- совершенствование системы администрирования;
- формирование баз данных и системы мониторинга эффективности реализуемых программ.
На втором этапе (2009–2011) возможен переход к широкому внедрению наиболее эффективных программ по борьбе с бедностью и перераспределение на эти цели ресурсов бюджетов всех уровней.
Росту материальной обеспеченности работающего населения будет способствовать проведение мероприятий по повышению минимального размера оплаты труда и уровня оплаты труда работников бюджетных учреждений.
Переход на замену большинства натуральных льгот денежными компенсациями и введение новых механизмов предоставления наиболее существенных натуральных льгот в рамках «социального пакета» будут способствовать оптимизации социальной помощи, дифференциации ее объема, содействовать улучшению материального положения миллионов граждан.
Предстоит усилить адресный характер социальной поддержки с тем, чтобы не допустить маргинализации малообеспеченных слоев населения и «выпадения» из системы государственной помощи граждан, не способных к самообеспечению. При реализации адресной социальной помощи будет обеспечиваться учет как доходов, так и специфических индивидуализированных особенностей различных групп населения, нуждающихся не только в материальной, но и в иных видах социальной поддержки. При этом размер денежных выплат должен стать зависимым от материального положения граждан. Это оптимизирует систему социальной помощи, позволит перераспределить бюджетные ресурсы в пользу особо нуждающихся и тем самым сократить масштаб бедности в стране.
Развитие рынка социальных услуг намечается осуществлять с учетом обеспечения доступности этих услуг для бедных групп населения. Повышение качества и доступности социальных услуг потребует развития страховых, рыночных механизмов, конкурентной среды, партнерства с организациями гражданского общества и бизнеса, новых моделей управления социальной инфраструктурой. Для решения данной задачи предполагается проводить работу по формированию рынка социальных услуг с равными возможностями для их поставщиков, представляющих государственные и негосударственные социальные службы, созданию новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания. Будут определены приоритеты предоставления социальных услуг наиболее нуждающимся гражданам, в первую очередь одиноким пожилым гражданам по уходу на дому. Активизируется процесс разукрупнения домов-интернатов, создания домов-интернатов и геронтологических центров малой вместимости.
Отказ от сметного финансирования государственных социальных служб потребует определения фактической стоимости каждой социальной услуги, перехода на оказание социальных услуг на основе государственного заказа, а также их полной или частичной оплаты гражданами, имеющими достаточный уровень дохода.
Особое внимание должно быть уделено использованию потенциала социальных служб для формирования у малоимущих групп населения умений и навыков самообеспечения, развития семейных форм малого предпринимательства, создания групп самопомощи по принципу общего места жительства, общих семейных и профессиональных интересов.
Для приведения нормативной правовой базы в соответствие с поставленными задачами предполагается:
- разработать новую редакцию федеральных законов, регулирующих сферу социального обслуживания;
- обеспечить единые требования к стандартизации предоставления социальных услуг населению, разработать в помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации пакет модельных стандартов качества социальных услуг.
Для повышения качества и увеличения объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов следует предусмотреть проведение оптимизации системы медико-социальной экспертизы, совершенствования системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, в том числе детей-инвалидов, обеспечения доступности для инвалидов возводимого жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта.
Наряду с этим необходимо создать инфраструктуру реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, активизировать формирование реабилитационной индустрии по выпуску современных технических средств реабилитации, разработать для каждого инвалида индивидуальную программу реабилитации, включающую меры по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.
Реализация этих мер обеспечит сокращение численности инвалидов, ежегодный возврат к труду 80–100 тыс. инвалидов, укрепление материально-технической базы реабилитационных учреждений и протезно-ортопедических предприятий, внедрение импортозамещающих технологий.
Распространение бедности среди семей с детьми обусловливает повышенный риск асоциального поведения как самих родителей, так и в первую очередь их детей, ведет к безнадзорности и противоправному поведению детей, а в перспективе — к воспроизводству бедности в новых поколениях. Для предотвращения последующего воспроизводства бедности, сокращения численности безнадзорных и беспризорных, сокращения социального сиротства и противоправного поведения несовершеннолетних предполагается сосредоточить усилия на реализации следующих мер:
- проведении профилактической работы с семьями на ранних стадиях их социального неблагополучия;
- создании системы комплексной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- разработке и внедрении инновационных моделей семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей; форм и технологий профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними, нуждающимися в социальной реабилитации;
- реализации мер по развитию системы внешкольного воспитания и детского спорта;
- создании системы ювенальной юстиции.
Необходимо создание системы социальной реабилитации групп повышенного риска бедности, включая лиц, отбывших срок лишения свободы, лиц страдающих наркотической и алкогольной зависимостью.