Источники и анализ бизнес-идей
В основе каждого бизнес-плана лежат оригинальные бизнес-идеи. Идеи это целевые установки и предмет деятельности. Предпринимательские идеи - отражение в сознании предпринимателя существующих у потребителя потребностей, или предугадывание таких потребностей в будущем, или программирование возможных потребностей. А также представление о том, каким образом эти потребности можно удовлетворить
Процесс накопления, отбора и анализа идей у разных людей имеет свои персональные особенности. Однако, существуют общие принципы и закономерности, которые представлены ниже.
Во-первых. Предпринимательские идеи накапливаются в определенном направлении, связанном с предпринимательской деятельностью данного субъекта. Процесс накопления идей осуществляется за счет следующих источников:
- Товарный рынок: от товарного рынка, от торговых агентов поступает информация о дефиците продукции, новых технологиях, которые могут стать источником бизнес-идеи.
- Анализ структурного или географического разрыва в процессе общественного производства: анализ структурного разрыва показывает, какие виды продукции производятся, какие не производятся, или же в технологической цепочке производства данного продукта имеют место разрывы. Что же касается географических разрывов, то это возможность выявить, что производится в данном регионе, стране, за рубежом.
- Достижения науки и техники: каждый предприниматель должен следить за всеми инновациями и общими тенденциями научно-технического прогресса, в том числе и не связанными с его непосредственной деятельностью.
- Рождение предпринимательской идеи на основе анализа уже производимого продукта: это либо модификации продукта, либо перенос его из одной сферы в другую.
- Предугадывание и/или просчет на основе знания закономерностей спроса, возникновения в будущем тех или иных потребностей.
- Посещение семинаров, презентаций, встреч, симпозиумов и т.п. Чтение деловой, экономической, специальной литературы и периодики.
Второе. Предприниматель из накопленных идей осуществляет отбор наиболее перспективных и адекватных его конкретным производственным условиям. Критериями отбора являются следующие:
- эффективность идеи
- перспектива завоевания рынка
- длительность рабочего периода, то есть, времени, необходимого для реализации идеи
- размер капитала, необходимого для реализации идеи
- доступность и цена ресурсов
- наличие необходимой рабочей силы.
В целом, отбор идей осуществляется в определенном порядке, например в таком:
- потребность в первоначальном капитале
- норма прибыли
- срок окупаемости
- объем производства
- стратегическая цель.
Третье. После отбора необходимой идеи производится ее анализ на основе конкретных экономических показателей. Идея подвергается предпринимательской экспертизе, осуществляемой или экспертной службой фирмы, или же специально приглашаемыми независимыми экспертами. Обычно экспертиза состоит из следующих этапов:
а) выявление конъюнктуры рынка: сопоставляется спрос и предложение
б) выяснение того, на что можно рассчитывать при реализации данного товара, работ или услуг
в) проведение оценки предпринимательского риска и выбор методов управления риском.
Процесс отбора бизнес-идеи можно структурировать следующим образом:
Этап первый – составление списка возможных идей.
Выбор бизнес-идеи лучше всего проводить методом мозгового штурма: сначала необходимо, не оценивая ценность идей, просто записать все возможные варианты бизнесов, которые приходят в голову, пусть самые неожиданные и неосуществимые. Необходимо стимулировать наиболее оригинальные предложения, пусть сначала даже непонятно как на такой деятельности можно зарабатывать.
Особенно важно записать все те идеи применительно к которым существует опыт деятельности.
Этап второй– первичная оценка и рейтингование.
После того, как черновой список составлен, и он, наверняка, окажется достаточно большим, нужно провести его первичную оценку по следующим параметрам:
- персональная предрасположенность именно к этой деятельности
- перспективы развития бизнеса
- обеспеченность стартовыми ресурсами.
Проведя процедуру первичного оценивания, вы получите, условно говоря, три рейтинга - идей индивидуально близких вам, перспективных и начально ресурсо-обеспеченных. После чего вы составите сводный рейтинг. Предпроектные идеи, которые занимают первые пять-семь мест, и есть тот набор наиболее вероятностных идей, которые надо более тщательно проработать.
Этап третий – проведение вторичного оценивания и выбор бизнес-идей.
Потенциально успешной может считаться бизнес-идея, которая основана на объективных возможностях экономической ситуации, на объективных возможностях отдельного рынка. Особенности состояния рынка делают более прибыльным и растущим отдельные виды бизнеса, например, большой спрос на новые квартиры и высокие темпы строительства нового жилья объективно расширяют рынок бытовой техники (холодильников, стиральных машин и пр.) и мебели, т.к. переезд в новую квартиру обычно сопровождается покупкой новой мебели и бытовой техники. В то же время сокращение рождаемости уменьшает спрос на образовательные услуги для детей и увеличивает конкуренцию на этом рынке.
Не стоит считать, что удастся сделать что-либо лучше конкурентов без особых на то предпосылок. В частности нельзя сделать цены ниже, чем у конкурентов, если вы не владеете какой-нибудь уникальной технологией, снижающей затраты.
Большинство бизнес-идей можно немного модифицировать, чтобы значительно улучшить их перспективность. Например, продажа канцтоваров может показаться не особенно успешным бизнесом. Однако, если удастся разместить торговые точки в вузах или в зданиях с большим количеством офисов, то оценка перспектив существенно улучшится.
Итогом этого последнего этапа работы будет небольшая группа идей (две-четыре), прошедших начальную оценку.
После выбора бизнес идей необходимо проанализировать барьеры входа на конкретный рынок. Барьеры можно структурировать следующим образом:
1. Рыночные. Рынки различаются по степени своей открытости или закрытости. Вход на рынки является одним из ключевым моментов хозяйственной деятельности. Он обеспечивается совокупностью институтов рыночной инфраструктуры. Состояние инфраструктурных элементов, способы взаимодействия предпринимателей с данными институтами во многом определяют характер рыночных отношений.
Формальные процедуры входа на рынок связаны не только с преодолением многочисленных административных барьеров, но и с ощутимыми транзакционными издержками. То, что регистрация предприятия перестала быть для предпринимателя серьезной проблемой, не свидетельствует о снятии бюрократических препон. Просто прохождение регистрационных процедур берут на себя специализированные фирмы. В то же время лицензирование деятельности по-прежнему представляет собой проблему, требующую затрат и времени, и средств. Немало сложностей нужно преодолеть сегодня, чтобы закрыть предприятие. Поэтому многие не закрывают их, а «бросают» или «топят», сводя к нулевому балансу.
2.Финансовые. За последнее десятилетие условия входа на многие рынки в целом серьезно усложнились. Решающая причина связана с дефицитом финансовых средств, являющимся для российского предпринимателя наиболее острой проблемой после высокого налогового бремени. Размеры минимального капитала, необходимого для разворачивания дела практически во всех сферах, существенно возросли. В то же время кредиты на «приемлемых» условиях стало получить сложнее. Относительная неразвитость банковского кредитования привела к широкому использованию предприятиями неформальных сетей деловой поддержки. А «теневое» кредитование со стороны частных лиц вышло на первую позицию по степени распространенности. Добавим, что поддержку от органов власти и коммерческие кредиты получают преимущественно крупные и средние предприятия. Зато к ссудам от частных лиц прибегают именно малые предприятия, дискриминируемые в формальной экономике.
3. Барьер «начинающих». Независимые предприниматели и «абсолютные новички» становятся все более редким явлением. Чаще происходит «отпочкование» новых предприятий от уже существующих крупных компаний или сети фирм, которые выделяют деньги, иногда становятся основными заказчиками производимой продукции и услуг. Серьезным подспорьем для успешного старта по-прежнему остается патронаж со стороны тех или иных государственных органов.
4. Материально-технические.Острота проблем доступа к материальным ресурсам заметно ослабла. И помещение в аренду сегодня получить заметно легче. Однако здесь сохраняется одна из точек концентрации “теневых” операций, особенно если речь идет о дешевых государственных ресурсах. Что же касается аренды помещений, то зачастую в договорах фиксируются минимальные ставки оплаты, а до половины оговоренных сумм передаются в виде «черного нала».
5. Информационные. Информационный голод сегодня становится менее острым. Но подлинная важность информации по-прежнему осознается недостаточно. Потребность в ней никогда не ставится российскими предпринимателями на ведущие места в числе их актуальных проблем. Сохраняется определенная «зацикленность» на финансовых вопросах. Отсутствует и привычка адекватной оплаты информационных услуг. Предприниматели отдают некоторое предпочтение профессиональным, а не бытовым источникам деловой информации. Однако важнейшая информация добывается по личным каналам, оплачивается неформальными услугами и часто не имеет отчетливой денежной цены.
6. Барьеры внешнего привлечения. Спрос на услуги привлеченных специалистов и специальных фирм (консультационных, аудиторских, юридических и пр.) пока не высок. Многие стремятся справляться с трудностями своими силами, что приводит к многочисленным ошибкам и прямым потерям. Это происходит не только потому, что услуги слишком дороги или предприниматели сплошь сомневаются в качестве этих услуг. Решающая причина заключена в другом: бизнесмены боятся открываться посторонним людям, посвящать их в тайны своей бухгалтерии. Сказывается и воспитанное советской эпохой пренебрежение к экспертному знанию. Порою предпринимателем сохраняются иллюзии собственной тотальной компетентности. Впрочем, с ростом профессиональной подготовки руководителей обращения к экспертам становятся более частыми.
7. Бюрократические. Высокие налоги и сложность налоговой системы являются инструментом сохранения всеобщей бюрократической зависимости и порождают замкнутые круги. Подталкивая предпринимателя к нарушению закона, государство делает бизнес уязвимым - и перед лицом органов власти, и перед лицом силовых группировок. Вынужденная закрытость хозяйственной деятельности, обычные практики двойной бухгалтерии, помимо прочего, ограничивают и возможности привлечения дополнительных ресурсов - финансовых, информационных.
Глава 3 Анализ рынка
Анализ маркосреды проекта
Во-первых, необходимо провести анализ макросреды предприятия, который представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения предприятия, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые предприятие не может оказывать непосредственное влияние.
При анализе внешней среды бизнеса рассматривают следующие факторы.
Таблица № 1 Факторы анализа внешней среды
№п/п | Факторы внешней среды | Составляющие элементы |
Экономические | темпы инфляции (дефляции) налоговая ставка международный платежный баланс уровень занятости населения в целом и в отрасли платежеспособность предприятий уровень жизни населения поставщики потребители конъюнктура цены. | |
Политические | соглашения по тарифам и торговле между странами таможенная политика антимонопольное законодательство и отношение к нему государства и органов власти кредитная политика местных властей политическая стабильность законодательство формы собственности ограничения на получение ссуд и найм рабочей силы. | |
Рыночные | изменения демографических условий уровень доходов населения и их распределение жизненные циклы различных видов товаров и услуг уровень конкуренции в отрасли доля рынка, занимаемая предприятием емкость рынка или защищенность его правительством. | |
Технологические | изменения в технологии производства в конструкционных материалах применение вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг, в управлении изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации изменения в средствах связи и пр. | |
Конкурентные | анализ будущих целей конкурентов оценка их текущей стратегии оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли изучение сильных и слабых сторон конкурентов. | |
Социальные | общественные ценности, установки и нравы нормы поведения уровень образованности. | |
Международные | политика правительств других стран, направленная на защиту или расширение национального рынка в целом или отдельных его отраслей. | |
Правовые | нормативные акты местных органов власти и центрального правительства уровень развития правового регулирования экономики |
Анализ внешней среды бизнеса, проведенный на основе исследования рассмотренных выше групп факторов, значительно облегчит получение ответов на вопросы какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию предприятия и какие факторы внешней среды бизнеса представляют большие возможности для достижения целей предприятия.