Франчайзинг» Все для одного и один для всех
Шаблон
При использовании бизнес-модели «Франчайзинг» франчайзер продает франчайзи право использовать свою бизнес-модель (рис. 71). Система позволяет компании очень быстро расширить свой бизнес в географическом плане, и при этом у нее не возникает необходимости задействовать собственные ресурсы или брать на себя все риски (как, почему). Обе эти функции выполняет получатель франшизы, который выступает в качестве независимого предпринимателя и поэтому несет ответственность за большинство операций. Франчайзи выигрывает от возможности использовать проверенную бизнес-модель со всеми ее плюсами и отличительными характеристиками, такими как продукты, торговые марки, оборудование, процессы (что).
Потенциальный предпринимательский риск в данном случае меньше, чем при самостоятельной реализации новаторской бизнес-модели (что). Франчайзи пользуется опытом и компетенцией франчайзера, которые могут включать профессиональное развитие, глубокое знание процессов и переносы ассоциации с одного бренда на другой (что, как). При идеальном развитии событий «Франчайзинг» обеспечивает обоюдовыгодное сотрудничество, когда франчайзер быстро расширяет свой бизнес, а франчайзи участвует в разделении прибыли.
Происхождение
Изначально «Франчайзинг» появился в средневековой Франции, где использовался преимущественно королями, которые позволяли третьей стороне производить определенные товары от королевского имени. По мере того как индустриализация набирала обороты, модель стала действовать и в частном секторе экономики. Основанная в 1851 г. компания Singer Corporation — американский производитель и дистрибьютор швейных машин — одной из первых стала ассоциироваться с концепцией «Франчайзинга». Singer на основе франчайзинга предлагала швейные машинки розничным предприятиям, которые затем продавали их по лицензии в определенной географической области. Компания также оказывала этим предприятиям финансовую поддержку в производстве и продаже швейных машин по лицензии. Розничные предприятия в свою очередь несли ответственность за обучение людей пользованию машинками. Singer получала прибыль в форме лицензионных отчислений от увеличенного объема продаж и выигрывала от широкой дистрибутивной сети, доступ к которой она не получила бы из-за чрезмерно высоких производственных издержек.
Всемирную славу гигант фастфуда McDonald's обрел именно благодаря «Франчайзингу» и сети ресторанов быстрого обслуживания. В истории успеха McDonald's ключевую роль сыграл торговый представитель Рэй Крок, сумевший убедить братьев Ричарда и Мориса Макдональд позволить ему расширить их ресторан, открыв новые заведения по всей стране. Заручившись согласием братьев, Крок в последующие годы активно пополнял ряды франчайзи, и бизнес оказался настолько удачным, что в 1961 г. он выкупил у них права на бренд за $2,7 млн. Кроку удалось превратить McDonald's в крупнейшую в мире ресторанную сеть и стать одним из богатейших людей в Соединенных Штатах. Сегодня рестораны McDonald's работают в 119 странах по всему миру. Предприниматели подают заявку на участие во франчайзинге, и в случае ее одобрения McDonald's снабжает их информационными материалами, оборудованием и мебелью для открытия ресторана. Стандартизация позволяет компании продавать концепцию единым целым, включая процессы и продукты. Доход и прибыль McDonald's в качестве франчайзера складываются из комиссионных от обширной сети франчайзи, разбросанных по всему миру. Основной упор компания делает на ключевую услугу — фастфуд по низким ценам, снижая расходы на обслуживающий персонал и прочие накладные издержки и увеличивая число посетителей и прибыль.
Новаторы
Пользующийся огромной популярностью в пищевой индустрии, «Франчайзинг» применяется множеством известных ресторанных сетей, включая Subway, Pizza Hut и KFC. Subway, к примеру, — американская сеть ресторанов быстрого питания, славящаяся своими сэндвичами, похожими на подводную лодку, и салатами. Функционируя более чем в ста странах, Subway на сегодняшний день является одной из самых быстрорастущих франчайзинговых сетей в мире. Франчайзи перенимают бизнес-концепцию Subway и воплощают ее в жизнь в ресторанах в самых разных местах по всему миру. Меню варьируется от страны к стране, что позволяет компании учитывать местные вкусы и традиции и охватывать больше клиентов. Компания предоставляет франчайзи информационные материалы, недвижимость и поддержку в целях сохранения единообразия бренда на выбранной территории. В свою очередь Subway получает роялти от масштабной, непрерывно растущей сети франчайзи и свыше 30 000 ресторанов. Среди других международных компаний, успешно применяющих концепцию «Франчайзинг», можно отметить Starbucks и 7-Eleven.
«Франчайзинг» не обошел стороной и гостиничный бизнес. Одной из первых воспользовавшихся им компаний стала Marriott International, основанная в 1993 г. Marriott International — американская компания, владеющая отелями и жильем для отдыха. Компания открывает на условиях франчайзинга гостиничные предприятия, входящие в ее внушительный всемирный портфель брендов, и управляет ими. Основной акцент Marriott делает на бизнес-клиентов. Ориентируясь на бизнес-модель «Франчайзинг», Marriott использует свой бренд и концепцию для различных заведений по всему миру, предоставляя своим франчайзи информационные материалы, недвижимость и необходимую поддержку с целью сохранения единообразия брендинга и постоянства обслуживания. В период функционирования франчайзингового предприятия Marriott International получает от франчайзи вступительные взносы и регулярные отчисления. Франчайзи также уплачивает взнос за национальные маркетинговые программы и пользование системой бронирования Marriott International. «Франчайзинг» позволил Marriott International занять прочные позиции в 70 странах и войти в число самых крупных гостиничных сетей в мире.
Natur House, имеющую более 1800 магазинов по всему миру, можно смело причислить к крупнейшим испанским франчайзерам. В магазинах Natur House клиенты могут получить советы касательно рациона питания, регулярные консультации и планы диеты, а также приобрести пищевые добавки, продукты здорового питания, косметику и товары по уходу за телом. Natur House помогает франчайзи открывать собственные магазины под маркой Natur House, где предлагаются продукты и консультации в таких областях, как питание и диететика. Сеть формируется за счет «Лицензирования» и постоянной поддержки франчайзи. Последние выплачивают Natur House первоначальный взнос и ежегодные отчисления за право пользования брендом. Таким образом, компания выигрывает от растущего узнавания своего имени и, значит, увеличивает число покупателей и прибыль.
Еще одним удачным примером франчайзинга служит Holcim, ведущий мировой поставщик цемента, заполнителей бетона, готовых бетонных и асфальтовых смесей. Кроме этого, компания оказывает сопутствующие услуги. В 2006 г. Holcim Indonesia запустила инновационную франчайзинговую бизнес-модель под названием Solusi Rumah. В соответствии со своим девизом «Datang bawa mimpi, pulang bawa solusi» (Приходите с мечтой, уходите с решением) Solusi Rumah предлагает универсальное решение индонезийским застройщикам: архитектурные услуги, строительные материалы, доступ к финансированию жилищных ипотек и/или микрофинансирование, а также строительное и имущественное страхование. И все это под крышей одного предприятия. Такие предприятия управляются франчайзи Holcim, среди которых найдутся как производители бетона, так и розничные продавцы, не занимающиеся производством. Solusi Rumah позволяет Holcim быстро разрастаться, завоевывая индонезийский рынок, и дарит франчайзи возможность выделиться среди местных конкурентов за счет позиционирования Solusi Rumah как высококачественного премиум-бренда. Успех этой бизнес-модели компании Holcim не может не впечатлять: всего через несколько лет после введения на Яве, Бали и в южной части Суматры — самых густонаселенных частях страны — было открыто 180 магазинов Solusi Rumah.
Когда и как применять шаблон «Франчайзинг»
Внимание на шаблон «Франчайзинг» следует обратить в том случае, если вы успешно нарастили такие важные активы, как знания или устойчивость бренда, и хотите использовать их для дальнейшего быстрого роста при ограниченном риске.
Несколько вопросов для размышления
· Достаточно ли привлекательны сферы нашей компетенции и активы, чтобы убедить франчайзи играть по нашим правилам?
· Как нам расширить бизнес и реализовать потенциал роста при минимальном риске?
· Имеются ли в нашем арсенале стандартизированные процессы и ИТ-системы, необходимые для поддержания бизнес-модели и упрочения позиций наших партнеров?
· В состоянии ли мы юридически и/или технически защитить секретные данные от воспроизведения?
· Защищена ли от копирования наша бизнес-модель?
· Как нам удержать наших франчайзи?