Правила игры и управленческие решения

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................

ГЛАВА 1. ПРАВИЛА ИГРЫ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ............ .8

1.1. Исходные положения................................................................................... .8

1.2. Производство и сбыт..................................................................................…9

1.3. Финансовые операции................................................................................ .16

1.4. Овердрафты и банкротство........................................................................ .23

1.5. Прогноз денежного потока......................................................................... .24

ГЛАВА 2. ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………….26

2.1. Бухгалтерский учет...................................................................................…27

2.2. Управленческая отчетность...................................................................... ..27

2.3. Финансовая отчетность................…......................................................... ..28

2.4. Налоговая отчетность................................................................................. .29

2.5. Сводный отчет............................................................................................. .30

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .................. ..31

3.1. Финансовые показатели...........................................................................….31

3.2. Налоговые показатели................................................................................ ..32

3.3. Операционный анализ ................................................................................ .32

3.4. Анализ цены и структуры капитала........................................................... .33

3.5. Инвестиционный анализ...........................................................................…33

3.6. Рынок акций ................................................................................................ .35

3.7. Графики и диаграммы .......................................................:........................ .35

ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ……………………………….36

4.1. Обсуждение проблемы ............................................................................... 36

4.2. Механизм формирования рейтинга........................................................... .37

4.3. Рыночная цена акции.................................................................................. .40

4.4. Влияние эмиссионной политики на рейтинг...............................…......... .42

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА...............,..………………………………44

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Отличия деловых игр серии БИЗНЕС-КУРС..........…. 46

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Установка и запуск программы.................….................. 47

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Ваши первые действия в игре......................…................ 49

ВВЕДЕНИЕ

О компьютерных деловых играх серии "БИЗНЕС-КУРС"

Во всем мире давно признано, что наиболее эффективными являются ак­тивные формы обучения. Важное место среди них занимает метод компью­терных деловых игр. Его суть - управление экономическим объектом, дея­тельность которого имитирует компьютер.

Проект "БИЗНЕС-КУРС" был задуман в 1994 г. специалистами МГУ им. М.В. Ломоносова и имел целью создание компьютерных деловых игр по управлению фирмой, отвечающих мировым стандартам и в то же время учи­тывающих российское законодательство.

Первая версия игры "БИЗНЕС-КУРС" вышла в свет в 1995 г. Версия 2 за­няла первое место на Первом Всероссийском Конкурсе образовательных про­грамм (1996 г.).

Настоящая версия 3 существенно улучшена и дополнена. В процессе ее создания были учтены замечания и предложения многочисленных пользова­телей, а также богатый опыт использования игры в учебном процессе.

Версия 3 представлена тремя самостоятельными программами:

• "БИЗНЕС-КУРС: Предприятие".

• "БИЗНЕС-КУРС: Корпорация".

• "БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс".

Эти программы отличаются набором управленческих решений и объемом отчетно-аналитической информации. Каждая следующая программа (в пере­численном порядке) сохраняет все содержание предыдущей и включает в себя ряд дополнительных моментов, связанных с углублением проблематики фи­нансов предприятия.

Данные программы последовательно развивают навыки управления в условиях конкуренции, дают конкретные экономические знания, выраба­тывают экономический образ мышления.

В наиболее простой программе "БИЗНЕС-КУРС: Предприятиепользо­ватель выступает в роли руководителя и единственного учредителя закрыто­го акционерного общества. Он должен принимать управленческие решения по разнообразным вопросам текущей (производственно-сбытовой), инвести­ционной и финансовой деятельности предприятия, включая вопрос о размере личного дохода (дивидендов) в пределах годовой чистой прибыли общества. При этом остаток прибыли служит источником дальнейшего развития пред­приятия. Учащиеся наглядно познают здесь проблему оптимальных пропор­ций потребления и накопления, имеющую общеэкономическое значение.

В качестве результатов деятельности общества компьютер выдает деталь­ную управленческую отчетность, основные формы финансовой отчетности, общепринятые финансовые показатели. В процессе изучения этой информа­ции приобретаются базовые знания по экономике и финансам предприятий.

В программе " БИЗНЕС-КУРС: Корпорация”требуется уже руководить открытым акционерным обществом, акции которого обращаются на фондо­вом рынке. Наряду с теми решениями, которые предусмотрены в игре "Пред­приятие", здесь можно осуществлять эмиссию акций с целью привлечения дополнительных средств. Возможна и обратная операция выкупа собственных акций. В данной игре больше внимания уделяется вопросам стратегического менеджмента: выбору направления инвестиций и источников их финансиро­вания, согласованию дивидендной и эмиссионной политики и т.д.

В программе "Корпорация" представлен также бухгалтерский учет как ос­нова системы отчетности предприятия. При этом вопросы учета, финансовой отчетности и налогообложения отражены в строгом соответствии с россий­ским законодательством. В частности, бухгалтерский учет ведется здесь с использованием нового Плана счетов 2000 г.[19]. Данная программа дает уникальную возможность комплексного изучения основных дисциплин, свя­занных с финансами предприятий.

Наиболее насыщенная программа " БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс

предназначена для профессиональной подготовки специалистов в области финансового менеджмента. По сравнению с программой "Корпорация" в нее дополнительно включены: возможность покупки и продажи акции других ор­ганизаций, элементы отчетности по международным стандартам, операцион­ный анализ, анализ цены капитала, инвестиционный анализ и др.

Можно сказать, что компьютерные деловые игры серии "БИЗНЕС-КУРСпредставляют собой своеобразные интерактивные учебники по управлению и финансам с огромным количеством примеров, порождае­мых действиями самих обучающихся.

Отметим, что программа "Корпорация", вышедшая первой в данной серии, уже получила гриф Министерства образования РФ "Рекомендовано в качестве учебного пособия для высших учебных заведений экономического профиля".

Индивидуальный и коллективный варианты

В настоящее время игра "Предприятие" представлена индивидуальным ва­риантом, а "Корпорация" и "Корпорация Плюс" - как индивидуальным, так и коллективным.

Индивидуальный вариантможет использоваться для самообразования и самостоятельных занятий в рамках очных учебных программ, а также при заочном и дистанционном обучении. Здесь пользователь, управляя предпри­ятием, один на один конкурирует с компьютером.

Для учебных заведений предлагается специальная конфигурация индивиду­ального варианта для установки в сетевом компьютерном классе с возможно­стью одновременного и независимого использования на заданном числе рабо­чих мест. Это дешевле, чем соответствующее количество обычных копий ин­дивидуальной игры.

Коллективный вариантпредназначен для проведения групповых занятий в компьютерном классе под руководством преподавателя. Участники коллек­тивной игры разбиваются на команды, каждая из которых руководит своей фирмой, конкурируя с другими командами (фирмами) на рынке готовой про­дукции. Передача информации между компьютерами команд и преподавателя осуществляется по локальной сети или через дискеты.

Максимальное количество команд оговаривается условиями поставки. Обычно в игре участвуют 5-10 команд по 2-3 человека в каждой. Для прове­дения коллективной игры требуется от 18 до 48 учебных часов. Ее можно проводить как в рамках интенсивных краткосрочных семинаров, так и на про­тяжении целого семестра с включением в недельную сетку занятий.

Коллективная игра особенно эффективна в сочетании с традиционными формами обучения - лекциями и семинарами. Она позволяет проиллюстриро­вать и закрепить теоретический материал, существенно оживляет учебный процесс, оставляя незабываемые впечатления у ее участников.

Индивидуальные и коллективные игры серии "БИЗНЕС-КУРС" - полез­ный инструмент для всех учебных заведений, где ведется подготовка и переподготовка руководящего состава предприятий, бухгалтеров, эконо­мистов, финансовых менеджеров.

ООО "Высшие компьютерные курсы бизнеса" открыто для всех форм со­трудничества по внедрению как индивидуального, так и коллективного вари­анта игр серии "БИЗНЕС-КУРС" в учебный процесс.

Настоящее руководство и справочная система

В настоящий момент Вы держите в руках Руководство для Пользователя индивидуального варианта игры "БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс".Основная часть Руководства состоит из четырех глав.

В Главе 1 описываются основные правила игры и все управленческие ре­шения, которые Вы сможете принимать по ходу игрового курса. Значительное внимание уделяется здесь вопросам стратегии и тактики управления.

В Главе 2 дается обзор разделов программы, представляющих бухгалтер­ский учет и разнообразную отчетность предприятия - управленческую, фи­нансовую, налоговую.

В Главе 3 дается обзор разделов программы, посвященных анализу и фи­нансовому планированию деятельности предприятия.

В Главе 4 излагается методика, по которой будет оцениваться эффектив­ность Вашей деятельности на посту руководителя предприятия.

В заключительной части Руководства приводится список Рекомендуемой литературы для тех, кто хотел бы углубить свои знания по вопросам, охва­тываемым данной программой.

В Приложении А собраны воедино основные отличия программ серии "БИЗНЕС-КУРС", о которых шла речь выше.

В Приложении Б приведены технические требования к компьютеру, а так­же инструкции по установке и запуску программы.

В Приложении В описывается последовательность Ваших первых шагов в игровом курсе. Далее Вы будете действовать по тому же образцу.

Программа снабжена обширной контекстно-зависимой справочной систе­мой ("помощью"), которая существенно дополняет и конкретизирует содер­жание настоящего Руководства. Эта система вызывается на любом экране по клавише F1 или через пункт "?" в верхнем меню.

Тем не менее, рекомендуем сначала внимательно прочитать данное Руко­водство, поскольку это позволит Вам быстрее войти в курс дела и охватить широкую картину игры.

Заметим, что разъяснение всех понятий, выделенных курсивом в основной части настоящего Руководства, можно найти в обширном Словаре терминов, входящем в указанную справочную систему.

Вашему вниманию предлагается редакция 2 от 31 мая 2001 г. компьютер­ной деловой игры "БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс. Версия 3". О внесен­ных в нее изменениях по сравнению с редакцией 1 от 15 декабря 2000 г. мож­но узнать из раздела "Что нового?" справочной системы.

Наш сайт в Internete

Фирма "Высшие компьютерные курсы бизнеса" будет рада услышать от Вас замечания и предложения по совершенствованию игры "Корпорация Плюс". Это поможет сделать следующую редакцию игры более полезной и увлекательной.

Для того чтобы быть ближе к пользователям, мы открыли свой сайт в сети 1п1егпе1 (http://www.vkkb.ru) и надеемся, что он станет не только местом, где Вы сможете получить наиболее свежую информацию об играх серии "БИЗНЕС-КУРС", но и своеобразным клубом для всех, кого интересуют ком­пьютерные методы в экономическом образовании. На страницах нашего сайта Вы можете поделиться своим опытом использования игры в самообразовании и обучении, задать вопросы разработчикам, вступить в дискуссию.

Если Вам удастся добиться отличного результата в игре (см. конец пункта 4.2), пришлите нам файл с соответствующим игровым курсом (операция "Экспорт" на первом экране программы). В этом случае Ваше имя будет по­мещено на странице «Лидеры игры "Корпорация Плюс"».

А теперь в путь! Вам предстоит увлекательное путешествие в мир бизнеса и финансов. Но этот мир не сразу раскроет свои тайны, поскольку освоение игры " Корпорация Плюс " требует определенных усилий. После преодоления начального этапа знакомства с игрой Вам откроются широкие возможности для получения конкретных навыков и знаний в эмоционально захватывающей игровой форме.

Мировой опыт применения компьютерных деловых игр показывает, что те, кто преуспевают в виртуальном игровом пространстве, прекрасно ориенти­руются и в реальном бизнесе.

Желаем Вам успеха в игре и реальных делах!

ГЛАВА 1

ПРАВИЛА ИГРЫ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В игре "Корпорация Плюс" Вы выступаете в роли Генерального директора предприятия, образованного в форме открытого акционерного общества. Ваша задача - эффективно управлять этим предприятием в течение всего иг­рового курса.

В игре имеется интегральная оценка эффективности Ваших действий, на­зываемая рейтингом. Ваша цель заключается в достижении максимального значения этого показателя к концу игрового курса. Механизм формирования рейтинга описывается в Главе 4. Важную роль играет там чистая прибыль предприятия. Чем она больше, тем выше рейтинг. Поэтому в первом прибли­жении можно сказать, что Вам необходимо добиваться максимально возмож­ной чистой прибыли, хотя немаловажным является и ее распределение на раз­ных этапах игры, т.е. проводимая Вами дивидендная политика.

Игровой курс продолжается 73 условных месяца, т.е. 6 лет и еще один ме­сяц (необходимый для выплаты дивидендов по итогам последнего календар­ного года). В качестве первого месяца принят январь 2001 г. и, следовательно, последний месяц игры - это январь 2007 г.

Первый месяц игрового курса считается первым месяцем функционирова­ния Вашего предприятия. До этого был лишь сформирован уставный капи­тал в размере 100 тыс. руб. путем продажи 100 тыс. акций по номинальной стоимости 1 руб. Начальные активы предприятия состоят только из этих денежных средств.

В течение первого года перед Вами стоит задача развертывания деятельно­сти предприятия и получения первой прибыли. Затем появятся качественно новые задачи по обеспечению стабильного роста предприятия и укреплению его финансового состояния. Вы почувствуете, как по ходу игры постепенно будет нарастать сложность управленческих задач. Важно, начав игровой курс, доводить его до конца. Только тогда Вы сможете прочувствовать разнообраз­ные нюансы игры и побывать в различных управленческих ситуациях.

Процесс игры состоит в следующем. В каждом месяце компьютер будете предоставлять Вам богатую информацию о текущем положении дел на пред-' приятии и внешнем окружении. После тщательного анализа этой информации Вы принимаете управленческие решения на текущий месяц и даете команду компьютеру на переход к следующему месяцу. Компьютер на основе специ­альной математической модели, учитывающей огромное количество внутрен­них и внешних факторов, рассчитает результаты месячной деятельности предприятия и сформирует отчетность. Далее процесс повторяется: Вы анали­зируете полученную информацию, на этой основе принимаете (корректируе­те) решения и переходите к новому месяцу.

Ваше предприятие будет действовать в рыночном окружении, условно по­казанном на рис. 1. Элементы этого окружения раскрываются по ходу даль­нейшего изложения.

 
  правила игры и управленческие решения - student2.ru

Управлять предприятием придется в условиях инфляции, являющейся ха­рактерной чертой нынешней российской экономики. Инфляция будет прояв­ляться в систематическом росте цен на товарно-материальных рынках и вы­соких ставках процента на рынках кредитов и депозитов.

Теперь познакомимся ближе с характером деятельности Вашего предпри­ятия и теми управленческими решениями, которые Вам предстоит принимать.

ПРОИЗВОДСТВО И СБЫТ

Основной вид деятельности предприятия - производство. Всего можно производить три вида продукции: А, В и С. Названия этих продуктов в игре не конкретизируются. Вы можете дать им любые интерпретации.

Для производства продукции каждого вида необходимы:

• производственное помещение, называемое далее цехом

• оборудование соответствующего вида (А, В или С);

• сырье соответствующего вида (А, В или С);

• рабочая сила (одной простой квалификации).

При этом процесс производства может параллельно протекать в нескольких цехах. По условиям игры, цеха берутся в аренду, причем для производства продукции каждого вида можно арендовать не более четырех цехов. Таким образом, общее количество одновременно работающих цехов Вашего предприятия может достигать 12.

Общая схема производства одного продукта показана на рис. 2. Как мы ви­дим, эта схема очень проста. Однако на ее основе строится целостная система управления, отчетности, анализа и планирования, изучение которой даст Вам многое для понимания финансово-хозяйственной деятельности реальных предприятий.

 
  правила игры и управленческие решения - student2.ru

Вы будете принимать управленческие решения, типичные для любого про­изводства. Полный список таких решений по каждому виду продукции приве­ден в табл. 1.

Табл. 1

Наши рекомендации