Самый быстрый способ стать богатым: соединение ментальных рычагов
Вскоре после выхода моей четвертой книги из серии «Богатый папа рекомендует», «Богатый ребенок, умный ребенок», в одной из крупных газет появилась статья с подборкой отзывов о ней средств массовой информации. Почти все они были чрезвычайно благоприятными, но в то же время весьма объективными. Однако автор данной статьи, высказывая свое мнение о книге «Богатый ребенок, умный ребенок», пошел наперекор всем прочим. Он начал с того, что обрушился на мои литературные способности и заявил, что мне неплохо было бы вернуться в среднюю школу и заново поучиться писать. Ирония заключается в том, что я сам открыто рассказываю в книге, что дважды срезался на экзаменах по английскому языку при попытке поступить в высшее учебное заведение. Из-за этого меня заклеймили как тупицу, и это происшествие, случившееся, когда мне было 15 лет, оставило очень болезненный след в моей жизни.
С тех пор я никогда не утверждал, что могу быть писателем. Я не умел писать сочинений, и это было причиной того, что в школе мне приходилось несладко. Четвертая книга из серии «Богатый папа рекомендует» рассказывает о том, как я все-таки смог окончить колледж, преодолев свою неспособность читать и писать. Книга «Богатый ребенок, умный ребенок» — о том, как найти и развить уникальные способности вашего ребенка (которые могут заключаться не в чтении и письме), а также о настоятельной необходимости развивать в нем навыки финансового выживания. Так что критические замечания этого журналиста касались не содержания, а только стилистических навыков, то есть той проблемы, которая постоянно преследовала меня в школе.
Завершая свой обзор, журналист как бы невзначай вставил одну фразу, которой думал мне польстить и тем самым сбалансировать содержание статьи и показать свою объективность. Он написал: «Эта книга поможет вашему ребенку стать более трудолюбивым». Я еще могу смириться с выпадами в адрес моей манеры писать. Но писать в статье, что моя книга полезна только тем, что поможет сделать вашего ребенка более трудолюбивым, настолько не соответствует моим идеям, что я посчитал себя оскорбленным. Я стал сомневаться, читал ли вообще автор статьи мою книгу. В ней вовсе ничего не говорится о том, как сделать вашего ребенка более трудолюбивым. Книга «Богатый ребенок, умный ребенок» посвящена тому, как научить вашего ребенка трудиться как можно меньше. Если вы хотите отойти от дел молодыми и богатыми, то должны думать над тем, как трудиться все меньше, а не больше. А разницу можно найти в различии ментальных реальностей.
Как перестать любить труд
В заключение главы, посвященной важности ментальных рычагов, я написал, что ваша реальность — это то, о чем вы думаете. Или, как обычно говорят, ваша реальность — это то, как вы воспринимаете окружающий мир.
Когда меня спрашивают: «Трудно ли изменить свою реальность?» — я отвечаю: «Смотря кому». Для меня лично это была тяжелая борьба — отбросить реальность моего бедного папы, то есть все то, что он считал правильным и разумным делать, и принять точку зрения богатого папы. Часто изменение реальности человека из среднего или бедного классов на реальность богатого можно сравнить с процессом переучивания ребенка, который привык брать вилку правой рукой, на то, чтобы он брал ее левой. Добиться этого нетрудно, если только приложить упорство и старание, без которых не могут быть выполнены даже самые легкие задачи.
Самый быстрый способ стать богатым заключается в скорейшем изменении вашей реальности. Может быть, большинству людей это легче сказать, чем сделать, потому что я вижу, как большинство людей предпочитают оставаться в своей старой, привычной реальности, даже если она связана с финансовыми трудностями. Богатый папа говорил: «Большинство людей скорее предпочтут жить в тисках скудных средств к существованию, чем попытаться от них избавиться». Он считал, что большинство людей довольствуются привычным тяжелым трудом в течение всей жизни, вместо того чтобы на несколько лет заняться непривычным делом — работать изо всех сил над изменением своей реальности, но зато потом взять от жизни все. Используя метафору еды с помощью правой и левой руки, можно сказать, что большинство людей предпочитают всю жизнь есть скудную пищу правой рукой, чем, научившись есть левой, стать богатыми. Во многих случаях это именно то, что требуется для изменения ментальной реальности.
Содержание против контекста
В статье «Урок 101», недавно напечатанной в солидном журнале «Fast Company», можем прочесть: «Обучение — наиважнейший инструмент для отдельных лиц, групп и компаний, которые хотят ускорить свою работу и войти в новую экономику».
Далее в этой статье, автором которой является Эсти Соломон Грэй, эксперт по стратегии в электронных сетях компании «InterWise, Inc.», написано: «Если в старой экономике главным было содержание, то в новой экономике главное — контекст».
Другими словами, научиться тому, в какой руке держать вилку — в правой или в левой, важнее, чем то, какая именно вилка используется.
Современная, школьная система все еще борется за то, чтобы давать детям лучшее содержание, вместо того чтобы обратить внимание на то, что информационный век уже изменил контекст окружающего мира. Точно так же, как в рецензии на мою книгу журналист написал, что единственным ее оправданием с социальной точки зрения является ее нацеленность на развитие в ребенке трудолюбия, большинство школьных учителей стараются построить курс обучения так, чтобы ваш ребенок наверняка стал очень трудолюбивым. Именно поэтому школьная система продолжает сосредоточивать внимание на содержании, а не на контексте.
Но контекст окружающего мира уже изменился. Мои мама и папа росли в эпоху Великой Депрессии, и окружающий их контекст был таков, что рабочих мест на всех не хватало и главным было получить стабильную работу. Именно поэтому они так высоко ценили важность хороших отметок и гарантированного рабочего места. В те времена найти стабильную работу в хорошей компании, быть исполнительным и трудолюбивым было очень важно — это означало, что вы прочно утвердились в жизни. Ответственность за вашу финансовую защищенность после того, как вы уходили на пенсию, несла ваша компания. Сегодня, после кризиса начала 1990-х, большинство людей понимают, что контекст, а следовательно, и правила относительно занятости изменились навсегда.
Содержание, контекст и способность
Хотя мой богатый папа не слишком часто использовал слова контекст и содержание, предпочитая вместо этого слово реальность, но слово способность он использовал регулярно. Мне доводилось от него слышать: «Бедный человек не просто имеет реальность бедного; наличие этой реальности означает, что данный человек не способен удержать при себе попадающие ему в руки деньги».
Он имел в виду, что, когда люди говорят: «Я никогда не буду богат», «Я не могу себе этого позволить» или «Инвестиции — дело рискованное», — это уменьшает их способность стать богатыми. Он говорил: «Когда человеку из бедного или среднего классов внезапно случается получить какие-то деньги, ему часто не хватает умственных и эмоциональных способностей, чтобы справиться с этим неожиданным изобилием... и в результате деньги так же быстро уходят от него». Именно поэтому нам так часто приходится слышать высказывания типа «Деньги текут у меня между пальцами», «Независимо от того, сколько я зарабатываю, к концу месяца я остаюсь ни с чем» или «Я начну инвестировать, когда у меня появятся дополнительные деньги».
Иногда я использую наглядный пример из области домашнего хозяйства, который богатый папа имел обыкновение показывать своему сыну и мне. Он брал пустой стакан и лил в него воду из полного большого кувшина. Так как в стакан входило значительно меньше воды, чем было в кувшине, то она вскоре начинала переливаться через край. Богатый папа комментировал это так: «В мире есть огромное количество денег. Но если вы хотите стать богатыми, то должны сначала расширить свою реальность (контекст), чтобы иметь возможность вместить свою долю этого изобилия». На семинарах я тоже использую этот наглядный пример, чтобы объяснить слушателям отношения между содержанием, контекстом и способностью. Сначала я лью воду в мерный стаканчик на одну унцию, потом — в обычный маленький стакан, а потом — в большой. Таким образом можно показать различия в способности у людей из бедного, среднего и богатого классов удерживать попадающие им в руки деньги.