Раскрытие информации акционерными обществами и владельцами ценных бумаг (комментарий по системе нормативных актов)

Существование и развитие фондовых рынков, как в отдельных субъектах РФ, так и в России в целом невозможно без доступной и надежной информации о ценных бумагах и разместивших их эмитентах. Информация, раскрываемая акционерным обществом, создает некий “образ”, который в целях объективности должен отражать как хорошее, так и плохое. Многие руководители хотели бы ограничиться только “хорошим”, но тогда в “образе” останется только реклама, что не устраивает фактических потребителей информации, к которым относятся акционеры, инвесторы, профессиональные участники рынка ценных бумаг, контрагенты, государственные органы и т.д. Они смотрят на представленный “образ” с разных точек зрения, но от их реакции зависит существование и успешность деятельности общества. Поэтому при достаточно широком круге заинтересованных лиц требуется (и рекомендуется) соблюдать общие требования и правила, которые установлены в различных законах и подзаконных актах, а также объединены в Кодексе корпоративного поведения.

Основы требований по раскрытию информации заложены еще в Гражданском кодексе Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (далее ГК РФ), устанавливающим основные юридические понятия ценных бумаг, акций, акционерных обществ открытого и закрытого типа. Так в статье 97 ГК РФ непосредственно после определения открытого акционерного общества, для которого отмечается возможность проведения открытой подписки и свободной продажи, выпускаемых им акций, устанавливается необходимость раскрытия (опубликования) информации: “Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков”. “В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, закрытое акционерное общество может быть обязано, публиковать для всеобщего сведения” перечисленные выше документы. “Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала”, причем это требование распространяется на все типы акционерных обществ (см. ст. 99 ГК РФ). В статье 101 ГК РФ оговаривается, что “уменьшение уставного капитала общества допускается после уведомления всех его кредиторов в порядке, определяемом законом об акционерных обществах”, при этом запрещается “объявлять и выплачивать дивиденды” (см. ст. 102 ГК РФ). Эти же требования содержатся в статье 35 Федерального закона “Об акционерных обществах” № 208-ФЗ от 26.12.1995 г. (в ред. от 29.04.2008 г. № 58-ФЗ – далее Закон “Об АО”). “Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ”, установленный совместным Приказом Минфина РФ № 10н и ФКЦБ России № 03-6/пз от 29.12.2002 г., теперь приближен к требованиям международной финансовой отчетности. Причем оценка стоимости чистых активов должна теперь производиться всеми акционерными обществами (закрытыми и открытыми) ежеквартально и в конце года, а также раскрываться в промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности.

Необходимо отметить, что в ряде перечисленных документов требуется именно опубликование информации, хотя в новых редакциях законов и подзаконных актах, выпущенных в 2001-2003 годах, применяется термин “раскрытие информации”, подразумевающий использование не только печатных, но и других, например, электронных средств распространения информации. Кодексом корпоративного поведения рекомендуется использовать все доступные способы раскрытия информации, поэтому публикациями в средствах массовой информации пренебрегать, также не стоит.

Руководители акционерных обществ, допустившие снижение стоимости чистых активов ниже размера уставного капитала и не предпринявшие мер по исправлению положения, в дальнейшем нередко сталкиваются с различными трудностями. Например, нельзя осуществить дополнительный выпуск ценных бумаг в пользу стратегического инвестора, поскольку регистрирующий орган откажет в регистрации такого выпуска ценных бумаг.

Другой случай необходимости раскрытия информации предусмотрен статьей 106 ГК РФ, в которой установлено, что “хозяйственное общество, которое приобрело более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно публиковать сведения об этом в порядке, предусмотренном законами о хозяйственных обществах”. Причем в публикации должны отражаться сведения о результатах предварительного согласования с антимонопольным органом (см. Постановление ФКЦБ РФ при Правительстве РФ от 14.05.1996 г. № 10 “О порядке опубликования сведений о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества”). Владелец, вступивший во владение 20% (или более) любого вида ценных бумаг эмитента, а также изменивший свою долю кратно еще 5%, в соответствии с требованиями ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” обязан раскрыть информацию об этом путем уведомления федерального органа исполнительной власти (ФСФР России или Регионального отделения). Обязательно также письменное уведомление самого общества (эмитента), причем в 10-дневный срок с даты приобретения акций новым владельцем, ставшим в результате этого аффилированным лицом (см. ст. 93 Закона “Об АО” и Федеральный закон от 22.03.91 г. № 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, в котором определены понятия аффилированного лица и группы лиц).

Теперь рассмотрим особенности раскрытия информации акционерными обществами в случае когда регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг связана с регистрацией проспекта ценных бумаг (ранее применялся термин проспект эмиссии ценных бумаг). В соответствии с новой редакцией статьи 19 Закона “О рынке ЦБ” проспект ценных бумаг сопровождает государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, размещаемого путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500. В случае открытой подписки необходимо опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг в печатном органе массовой информации (периодическом печатном издании), распространяемом тиражом не менее 10 тысяч экземпляров (ранее требовалось обращаться в периодическое печатное издание с тиражом свыше 50 тысяч экземпляров), а при закрытой подписке тираж должен быть не менее 1 тысячи экземпляров. Причем в сообщении должно быть указано, где можно ознакомиться с информацией, содержащейся в проспекте ценных бумаг (эмитент обязан обеспечить доступ к ней любым заинтересованным лицам).

Процедура эмиссии ценных бумаг, сопровождающаяся регистрацией проспекта ценных бумаг, имеет несколько этапов, каждый из которых сопровождается раскрытием информации. Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения и по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

Существует следующая трехуровневая система раскрытия информации:

в ленте новостей – не позднее 1 дня;

на странице в сети “Интернет” – не позднее 3 дней;

в периодическом печатном издании – не позднее 5 дней.

На этапе принятия решения о размещении ценных бумаг информация раскрывается в форме сообщения о принятии решения о размещении ценных бумаг. В данном случае моментом, с которого начинается отсчет дней, является дата составления протокола общего собрания акционеров.

Этап утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг также сопровождается опубликованием сообщения.

На этапе государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг помимо сообщенияпредусмотрено опубликование текста зарегистрированного проспекта ценных бумаг, но только на странице в сети “Интернет”.

Этап размещения ценных бумаг может сопровождаться опубликованием следующих сообщений:

- о дате начала размещения ценных бумаг;

- об изменении даты начала размещения ценных бумаг;

- о цене (порядке определения цены) размещения ценных бумаг;

- о приостановлении размещения ценных бумаг;

- о возобновлении размещения ценных бумаг;

- о завершении размещения ценных бумаг.

На заключительном этапе государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг публикуется сообщение(в форме существенного факта) и текст зарегистрированного отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (на странице в сети “Интернет”).

По Закону “О рынке ЦБ” “обращение ценных бумаг – заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги”. Следует отметить, что обращение ценных бумаг может наступить только после их размещения, т.е. только после появления первого (ых) владельца (ев). Понятно, что в обществе с одним учредителем - акционером обращенияценных бумаг быть не может, пока он не продаст часть акций общества, причем продажа всех 100% акций приводит только к смене собственника, но по прежнему исключает возможность их обращения. Сделанное исключение вполне согласуется с изменениями, внесенными в Закон “Об АО” применительно к акционерным обществам с единственным акционером. Такие общества могут быть как закрытыми, так и открытыми. В других акционерных обществах на обращение ценных бумаг могут накладываться некоторые ограничения. Акционеры закрытого общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, но даже здесь остаются “лазейки” для третьих лиц, например, на основании договора дарения хотя бы одной акции так же можно получить статус акционера. Поэтому закрытостьобщества тоже не может служить достаточным основанием для освобождения его от обязанности раскрывать информацию. Доказательством отсутствия обращения акций конкретного акционерного общества может служить факт полного соответствия распределения акций состоянию, зафиксированному в учредительном договоре. В этом случае с момента окончания размещения ценных бумаг за время существования общества гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на акции не происходило, т.е. этап обращенияне наступил. Для ЗАО, созданного по договору всего нескольких учредителей, неизменный состав акционеров и отсутствие сделок с акциями в течение длительного времени довольно типично.

Таким образом, для подавляющего большинства акционерных обществ как в форме ОАО, так и ЗАО,на которых обязанность по раскрытию информации возлагалась в соответствии с “Положением о ежеквартальном отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг”, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 11.08.1998 г. № 31 и “Положением о порядке раскрытия информации о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг”, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 12.08.98 г. № 32, эта обязанность сохраняется, причем в привычных формах ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах, поскольку все перечисленные выше этапы эмиссии ценных бумаг ими уже завершены.

В статье 30 Закона “О рынке ЦБ” установлено прямое соответствие между содержанием информации в ежеквартальном отчете с информацией, раскрываемой в проспекте ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг. Учитывая, что требования к содержанию проспекта ценных бумаг (см. статью 22 Закона “О рынке ЦБ”) также существенно расширены и детализованы, в “Положении 03-32/пс” приведены образцы (формы) проспекта ценных бумаг и ежеквартального отчета (Приложение № 11). Раньше требовалось, чтобы в отчете за первый квартал было 4 блока бухгалтерской информации: за 3 предыдущих года и еще за 1-ый квартал текущего года, что существенно увеличивало объем ежеквартального отчета, который достигал 150 страниц и более. Теперь необходимо представлять итоговую информацию за предыдущий год и 1-ый квартал текущего года. В случае составления сводной бухгалтерской отчетности эмитент такую отчетность (за последний завершенный финансовый год) будет включать в состав ежеквартального отчета за 2-й квартал.

Сроки предоставления ежеквартального отчета в регистрирующий орган не изменились и по прежнему составляют 45 дней с даты окончания отчетного квартала, но следует учитывать, что текст отчета теперь необходимо опубликовать на странице в сети “Интернет”, где он должен оставаться доступен в течение 6 месяцев с даты его опубликования.

Порядок раскрытия информации в форме сообщения о существенном факте, также как и для другихсообщений, предусматривает трехуровневую систему раскрытия информации:

в ленте новостей – не позднее 1 дня;

на странице в сети “Интернет” – не позднее 3 дней;

в периодическом печатном издании – не позднее 5 дней.

При опубликовании информации (сообщения) в периодическом печатном издании такая информация должна быть также опубликована в “Приложении к Вестнику ФКЦБ России” (сроки опубликования не установлены).

В заключение следует отметить, что эмитент обязан обеспечить доступ любому заинтересованному лицу к информации содержащейся в каждом из сообщений, публикуемых в соответствии с “Положением 03-32/пс”, что соответствует требованиям Закона “Об АО” (см. п. 2 ст. 91): по требованию акционера общество в течение 7 дней должно представить для ознакомления в помещении исполнительного органа документы обязательного хранения, перечисленные в п. 1 ст. 89 Закона “Об АО”. В том числе: годовые отчеты; документы бухгалтерской отчетности; списки аффилированных лиц; проспекты, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом. Причем по требованию акционера общество обязано представить и копии требуемых документов за плату, не превышающую затрат на их изготовление. Все эти документы и сведения не могут быть отнесены к документам “внутреннего” пользования, поскольку они перечислены в Постановлении Правительства РСФСР от 05.12.91 г. № 35 “О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну”.

Нарушения, связанные с не раскрытием (не предоставлением) информации Федеральным законом от 05.03.99 г. № 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”, отнесены к серьезным и могут повлечь наложение штрафа до пятидесяти тысяч рублей в соответствии со статьями 15.17 – 15.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Вопросы для повторения

1. В чем необходимость раскрытия информации на различных этапах эмиссии?

2. Кто несет ответственность за нераскрытые информации – менеджер или совет директоров компании?

3. Какую информацию о компании необходимо раскрыть в случае регистрации проспекта ценных бумаг?

Рекомендуемая литература

1. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 29.04.2008 №58-ФЗ);

2. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 06.12.2007 №334-ФЗ);

3. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 22 июня 2005 г. N 05-23/пз-н "Об утверждении Положения о требованиях к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой информации" (ред. от 17.06.2008).

4. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г. N 05-5/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (с изм. и доп. от 10.10.2006 №06-117/пз-н).

5. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 11 октября 2004 г. N 04-674/пз "О публичном раскрытии информации на рынке ценных бумаг".

6. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 января 2007 г. n 07-4/пз-н, ред. от 12.07.2007 n 07-76/пз-н «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»

7. Кодекс корпоративного поведения (5 апреля 2002 года.)

8. Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг– СПб.: Питер, 2005.- 320 с.

9. А.П. Шихвердиев. Корпоративное управление. Москва, Изд. центр “Акционер”. 2001.-192с.

Тема 9. Биржевые и внебиржевые торговые системы

Согласно действующему российскому законодательству фондовая биржа относится к участникам рынка ценных бумаг, организующим их куплю-продажу, т. е. «непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами»[2]. По закону фондовая биржа не может совмещать деятельность по организации торговли ценными бумагами с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.[3] Поэтому ее задачи и функции определяются тем положением, которое фондовая биржа занимает на рынке ценных бумаг как ее участник. Следует подчеркнуть, что фондовые отделы других (товарных и валютных) бирж приравнены к фондовым биржам, поэтому в своей деятельности (за исключением вопросов создания) не отличаются от последних. Являясь организатором рынка ценных бумаг, фондовая биржа первоначально занимается исключительно созданием необходимых условий для ведения эффективной торговли, но по мере развития рынка ее задачей становится не столько организация торговли, сколько ее обслуживание. Изначально фондовая биржа создавалась для того, чтобы поощрять и поддерживать торговлю ценными бумагами, обеспечивающую соблюдение интересов ее участников. Поэтому биржа рассматривалась как надлежащим образом организованное место для торговли.

Первая задача биржи заключается в том, чтобы предоставить место для рынка, т.е. централизовать место, где может происходить как продажа ценных бумаг их первым владельцам, так и вторичная их перепродажа. При этом принципиальным положением существования бирж как организованного оптового рынка ценных бумаг является соблюдение обязательного требования всеми участниками торгов вести себя в соответствии с твердыми правилами. Фондовая биржа представляет собой организацию со своими исторически сложившимися правилами ведения торгов. И несмотря на то, что в настоящее время открытый биржевой торг, требующий физического присутствия его участников, заменяется компьютерным (электронным, экранным), дающим возможность принимать участие в торговле из своего офиса (со своего рабочего места), обязательным остается соблюдение установленных правил и системы регулирования торговли, а также готовность всех участников торгов эти правила соблюдать. Для выполнения первой задачи фондовой бирже недостаточно отработать правила и системы регулирования торговли, необходимо предъявлять достаточно жесткие требования к компаниям, поставляющим ценные бумаги для продажи, и членам биржи, которые на профессиональном уровне ведут торговлю и представляют интересы клиентов, не имеющих возможности принимать непосредственное участие в торговле на бирже, а вынужденных прибегать к услугам посредников. Биржа также должна располагать обученным высококвалифицированным персоналом, способным не только провести сам биржевой торг, но и обеспечить эффективный надзор за исполнением сделок, заключенных на бирже. Объясняется это тем, что инвестор и эмитент ищут ликвидные и эффективные рынки, которые характеризуются «узким» спрэдом, эффективными торговыми системами, большим оборотом и эффективной защитой инвестора.

Второй задачей фондовой биржи следует считать выявление равновесной биржевой цены. Выполнение этой задачи возможно в силу того, что биржа собирает большое количество как продавцов, так и покупателей, предоставляя им рыночное место, где они могут встречаться не только для обсуждения и согласования условий торговли, но и для выявления приемлемой стоимости (цены) конкретных ценных бумаг. Кроме того, биржа добивается доверия к достоверности достигнутых цен в процессе биржевого торга. Для реализации указанной задачи биржа обеспечивает открытость информации, характеризующей как эмитента, так и его ценные бумаги, стандартизацию условий установления цен, использование средств массовой информации для распространения информации о котировках цен и сделках. Это позволяет членам биржи и профессиональным участникам знать самые последние цены, по которым можно совершать сделки, и знать о самых последних сделках, которые были совершены. Все более распространяющейся тенденцией на западных биржах становятся теперь попытки устроить показ котировок акций, зарегистрированных их биржами, на экранах домашних телевизоров для частных лиц, с помощью такой службы, как Телетекст («Рынок ценных бумаг» электронного экрана). Это дает возможность заинтересовать в биржевой торговле новых участников, прежде всего покупателей.

Третья задача биржи — аккумулировать временно свободные денежные средства и способствовать передаче права собственности. Привлекая покупателей ценных бумаг, биржа дает возможность эмитентам взамен своих финансовых обязательств получить нужные им средства для инвестиций, т.е. способствует мобилизации новых средств, с одной стороны, а с другой — расширению круга собственников. При этом биржа создает возможности для перепродажи приобретаемых ценных бумаг, т.е. обеспечивает передачу прав собственности, постоянно привлекая на биржу новых инвесторов, имеющих в наличии крупные или мелкие суммы временно свободных денежных средств. Обеспечивая перепродажу ранее купленных ценных бумаг, биржа освобождает покупателя от «вечного» их владения. У него появляется возможность продать ранее купленные ценные бумаги и искать другие возможности использования своих денежных средств или вложить их в другие более привлекательные для него ценные бумаги. Такая смена владельца не затрагивает эмитента, полученные им денежные средства остаются у него в распоряжении, изменился только кредитор или акционер.

Четвертая задача фондовой биржи — обеспечение гласности, открытости биржевых торгов. Нужно иметь в виду, что биржа не гарантирует того, что вложенные в ценные бумаги средства обязательно принесут доход. Как дивиденды, так и курсовая стоимость акций, например, могут расти и падать, но фондовая биржа гарантирует, что участники торгов могут иметь достаточно достоверную информацию и располагать справедливыми правилами для формирования собственных суждений о доходности принадлежащих им ценных бумаг. Биржа обязана каждому заинтересованному сообщать о дате и времени заключения сделок, наименовании ценных бумаг, являющихся предметом сделки, государственном регистрационном номере ценных бумаг, цене одной ценной бумаги и количестве проданных (купленных) ценных бумаг. При этом следует особо обратить внимание на то, что биржа должна обеспечить доступность информации, способной оказать влияние на рыночный курс ценных бумаг для всех участников биржевой торговли в одно и то же время. Кроме того, все они должны обладать одинаковой информацией, т.е. все должны находиться в одном положении. Биржа отвечает за централизованное распространение биржевой информации. Она также должна получать и комментировать любые решения правительства, которые могут повлиять на курсы тех ценных бумаг, которые котируются на ней.

Пятая задача биржи заключается в обеспечении арбитража. При этом под арбитражем следует понимать механизм для беспрепятственного разрешения споров. Он должен определить круг лиц, которые могут выполнять поставленную задачу, а также возможные компенсации пострадавшей стороне. Многие биржи для решения задачи арбитража создают специальные арбитражные комиссии, в состав которых включают независимых лиц, имеющих как опыт в ведении биржевой торговли, так и в решении споров, имеющих возможность беспристрастно выслушать обе стороны и принять взвешенное решение. Влиятельность арбитражной комиссии должна быть общепризнанной. Для усиления ее значимости ей придается иногда статус третейского суда, и тогда решения арбитражной комиссии имеют не только рекомендательный, но и обязательный характер. Поэтому решение о компенсации должно быть приемлемо как для потерпевшей стороны, так и для ответчика и обязательно для исполнения. Хотя всякий арбитраж предполагает апелляцию.

Шестая задача биржи — обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в биржевом зале. Ее выполнение достигается тем, что биржа гарантирует надежность ценных бумаг, которые котируются на ней. Это достигается тем, что к обращению на бирже допускаются только те ценные бумаги, которые прошли листинг, т. е. соответствуют предъявляемым требованиям.

Как только участники торгов (члены биржи, брокеры — представители продавца и покупателя) согласовали условия сделки, они тут же регистрируются, и участник торгов получает соответствующее подтверждение от биржи. Поэтому не может быть никаких споров о том, какое конкретное соглашение было принято по поводу этой сделки. Выполняя указанную задачу, биржа берет на себя обязанности служить посредником при осуществлении расчетов. Под этим подразумевается, что биржа принимает на себя ответственность за предоставление гарантии на все подтвержденные сделки, и что покупки будут оплачены, а все проданные акции будут доставлены для передачи на имя нового покупателя или по его указанию на другое имя. Это чрезвычайно важная функция биржи, поскольку она дает всем покупателям и продавцам гарантию, что они получат полностью результаты своих операций, так как в противном случае биржа, руководствуясь своими правилами, аннулирует сделки.

Наиболее существенной проблемой в биржевой торговле является проблема исполнения сделок, т. е. сможет ли покупатель заплатить за купленные ценные бумаги, на покупку которых он дал указание, или сможет ли продавец действительно представить ценные бумаги, в отношении которых он дал указание о продаже. Хотя биржа не может проверить каждого конкретного продавца и покупателя, она может и должна предъявлять жесткие требования, как к профессионализму участников торгов, так и к их финансовому состоянию. Кроме того, гарантия исполнения сделок достигается за счет постоянно совершенствующейся системы клиринга и расчетов.

Гарантия исполнения сделок обеспечивается контролем над системой, обслуживающей биржу (уменьшение риска системы в связи с ее повреждением или цепного невыполнения финансовых условий).

Биржа должна обеспечивать постоянный контроль над содержанием своих внутренних систем коммуникаций, чтобы гарантировать их надежность и осуществлять надзор за финансовой дисциплиной своих членов—участников торгов, чтобы банкротство одного члена (участника) не повлекло за собой банкротства другого. Гарантия исполнения сделок, заключенных на бирже, тесно связано с такой проблемой, как защита денег клиента. Самостоятельно решить эту проблему биржа не может, однако в своих правилах торговли она отмечает, что члены биржи, управляющие деньгами клиента, по которым еще не наступил срок платежа по сделке, должны хранить их отдельно от своих собственных основных денег[4]. Правила торговли биржи могут включать требование, чтобы такие деньги были положены на отдельный инвестиционный счет в банке третьей стороны так, чтобы в случае неспособности фирмы—члена биржи выполнить свои собственные финансовые обязательства, она бы не смогла, даже неумышленно, использовать деньги клиента для такой цели. Система регулирования здесь чрезвычайно жесткая, и биржа должна проводить строго регулярные проверки правильности ведения учета операций и контроль ведения банковского счета (в основном ежедневно).

Седьмая задача биржи — разработка этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли. Для ее выполнения на бирже принимаются специальные соглашения, которые разрешают использование специфических слов и оговаривают соблюдение их строгой интерпретации: устанавливают место и способ торговли (биржевой зал, терминал, экран, телефон), а также время, в течение которого могут совершаться сделки; предъявляют определенные квалификационные требования к участникам торгов (обязательная сдача экзаменов для получения квалификационного аттестата или статуса).

Фондовая биржа относится к числу закрытых бирж. Это означает, что торговать на ней ценными бумагами могут только ее члены. Фондовая биржа — это некоммерческая организация, поэтому в ее деятельности заинтересованы те, кто профессионально занимается ценными бумагами. Именно поэтому в российском законодательстве определяется, что членами фондовой биржи любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. В России к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относят коммерческие банки, поэтому они также могут быть членами биржи. Причем коммерческие банки, как правило, самые активные члены биржи. Хотя следует отметить, что не во всех странах коммерческим банкам разрешено заниматься биржевой деятельностью или, напротив, на них делается основная ставка. Например, в 1993 г. 79% акций Франкфуртской фондовой биржи принадлежали отечественным коммерческим банкам и 10% — зарубежным банкам.[5]

Членами российских фондовых бирж являются, как правило, юридические лица. В зарубежной практике можно выделить разное отношение к категории членов фондовой биржи. В одних странах предпочтение отдается физическим лицам (США), в других — юридическим (Япония, Канада), в третьих (их большинство) — не делается различия между физическими и юридическими лицами.

В большинстве государств в деятельности бирж разрешается принимать участие иностранным физическим и юридическим лицам, удовлетворяющим предъявляемым требованиям. В то же время в отдельных странах (в Канаде и во Франции) иностранные лица не могут быть членами биржи или их участие в уставном фонде бирж ограничивается. В российском законодательстве прямо этот вопрос пока не затрагивался.

Требования, предъявляемые к членам биржи, устанавливаются как законодательством, так и самими биржами. При этом обычно в законах устанавливаются лишь общие требования к членству на бирже, а внутрибиржевые нормативные документы предъявляют дополнительные требования. Например, биржа может определить необходимость содержания в уставах организаций, претендующих на членство, статей, декларирующих право проведения операций с ценными бумагами, а также обязательность наличия квалификационных аттестатов у физических лиц, представляющих их на бирже. Биржа дает возможность своим членам:

· участвовать в общих собраниях биржи и управлении ее делами;

· избирать и быть избранными в органы управления и контроля;

· пользоваться имуществом биржи, имеющейся информацией и любыми услугами, которые она оказывает;

· торговать в зале биржи как от своего имени и за свой счет (исполняя функции дилера), так и от имени и за счет клиента (исполнять функции брокера):

· участвовать в разделе и получении оставшегося после ликвидации биржи имущества.[6]

Вместе с тем биржа определяет и обязанности членов биржи. Они должны:

· соблюдать устав биржи и другие внутрибиржевые нормативные документы;

· вносить вклады и дополнительные взносы в порядке, размере и способами, предусмотренными уставом и нормативными документами;

· оказывать бирже содействие в осуществлении ее деятельности.[7]

Чтобы фондовая биржа могла выполнять поставленные перед ней задачи, она должна иметь эффективную организационную структуру, которая могла бы обеспечить не только более низкие издержки, связанные с торговлей ценными бумагами, но и ликвидность рынка, достаточное число продавцов и покупателей, возможность получения участниками торгов необходимой и точной информации как о прошлых ценах и объемах заключенных сделок, так и текущих ценах продавца и покупателя, представленных объемах и видах ценных бумаг. Организационная структура биржи должна также обеспечить доверие к ней со стороны ее членов, т. е. она должна иметь демократически избранные органы управления.

Поэтому биржа рассматривается как саморегулируемая организация, действующая на принципах биржевого самоуправления. Это проявляется в том, что в рамках действующего законодательства биржа сама принимает решение об организации своего управления, что находит отражение в ее уставе.

В соответствии с российскими законодательными документами фондовые биржи создаются в форме некоммерческого партнерства.[8] Поэтому ее органы управления делятся на общественную и стационарную структуры.

Общественная структура может быть представлена в виде схемы:[9] (Рис.1)

 
  Раскрытие информации акционерными обществами и владельцами ценных бумаг (комментарий по системе нормативных актов) - student2.ru

Рис. 1 Структура управления биржей.

Общее собрание членов биржи является ее высшим законодательным органом управления. Собрания членов биржи бывают годовыми, созываемыми в обязательном порядке раз в год с интервалом между ними не более 15 месяцев, и чрезвычайными (внеочередными). Последние созываются биржевым комитетом (советом), ревизионной комиссией или членами биржи, обладающими не менее 10% голосов.

Согласно ныне действующего законодательства к исключительной компетенции общего собрания относятся:[10]

· осуществление общего руководства биржей и биржевой торговлей;

· определение целей и задач биржи, стратегии ее развития;

· утверждение и внесение изменений во внутрибиржевые нормативные документы;

· формирование выборных органов;

· рассмотрение и утверждение бюджета биржи, годового баланса,

· счета прибылей и убытков, распределение прибыли;

· прием новых членов биржи;

· утверждение сметы расходов на содержание комитета (совета) и персонала биржи, в том числе определение условий оплаты труда должностных лиц биржи, ее филиалов и представительств;

· принятие решения о прекращении деятельности биржи, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса.

Так как собрание членов биржи собирается один раз в год, для оперативного управления биржей выбирается биржевой совет. Он является контрольно-распорядительным органом текущего управления биржей и решает все вопросы ее деятельности, кроме тех, которые могут решаться только на общем собрании членов биржи. Как правило, на биржевой совет возлагаются:

· заслушивание и оценка отчетов правления;

· внесение изменений в правила торговли на бирже;

· подготовка решений общего собрания членов биржи;

· установление размеров всех взносов, выплат, денежных и комиссионных сборов;

· подготовка решения о приеме или исключении членов биржи;

· руководство биржевыми торгами;

· распоряжение имуществом биржи;

· наем и увольнение персонала биржи и т.д. Из состава совета формируется правление, которое осуществляет оперативное руководство биржей и представляет ее интересы в организациях и учреждениях.[11]

Порядок действия биржевого совета и правления определяется уставом и может иметь различия на разных биржах.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью биржи осуществляет ревизионная комиссия, которая избирается общим собранием членов биржи одновременно с биржевым советом.

Ревизионная комиссия вправе оценить правомочность решений, принимаемых органами управления биржи. К общему собранию членов биржи ревизионная комиссия проводит документальную проверку финансово-хозяйственной деятельности биржи (сплошную или выборочную), ее торговых, расчетных, валютных и других операций. Кроме того, ревизионная комиссия проверяет:

· финансово-хозяйственную деятельность биржи, состояние ее счетов и достоверность бухгалтерской документации;

· постановку и правильность оперативного, бухгалтерского и статистического учета и отчетности;

· выполнение установленных смет, нормативов и лимитов;

· своевременность и правильность платежей в бюджет;

· своевременность и правильность отчислений и выплат;

· соблюдение биржей и ее органами законодательных актов и инструкций, а также решений общих собраний членов биржи;

· состояние кассы и фондов биржи.

· Ревизионная комиссия ведет проверки по:

· поручению общего собрания членов биржи:

· собственной инициативе;

· требованию биржевого комитета и участников биржи, обладающих в совокупности более 10% голосов.

Ревизии проводятся не реже одного раза в год. Члены ревизионной комиссии вправе требовать от должностных лиц биржи представления всех необходимых документов и личных объяснений.

Результаты проверок направляются общему собранию членов биржи. При отсутствии аудиторов ревизионная комиссия составляет заключение по годовым отчетам и балансам, на основании которого общее собрание членов биржи может его утверждать. Члены ревизионной комиссии обязаны потребовать созыва чрезвычайного собрания членов биржи, если возникла серьезная угроза интересам биржи.

Стационарная структура фондовой биржи может быть представлена следующей схемой:[12] (Рис. 2)

 
  Раскрытие информации акционерными обществами и владельцами ценных бумаг (комментарий по системе нормативных актов) - student2.ru

Рис. 2 Стационарная структура фондовой биржи.

Стационарная структура биржи необходима для ведения хозяйственной биржевой деятельности. От того, как осуществляют свою работу подразделения, составляющие стационарную структуру, во многом зависит эффективность работы биржи.

Стационарная структура делится на исполнительные (функциональные) подразделения и специализированные.

Исполнительные (функциональные) подразделения — это аппарат биржи, который готовит и проводит биржевой торг. Они весьма разнообразны и зависят от объема биржевых сделок, количества членов и брокеров, которые работают на бирже. Однако обязательны такие подразделения, как информационный отдел, отдел листинга, регистрационное бюро, бюро по программному обеспечению, отдел по организации торгов.

Специализированные подразделения делятся на коммерческие организации, такие, как расчетная палата, депозитарий и комиссии, наиболее важными из которых являются: арбитражная, котировальная, по приему в члены биржи, по правилам биржевой торговли и биржевой этике.

Характеристика внебиржевого рынка ценных бумаг.

Торговля ценными бумагами может быть организована самым различным образом, а встречи продавцов и покупателей для заключения сделок купли-продажи могут происходить на различных торговых площадках.

При изучении составных частей инфраструктуры рынка следует обратить внимание на различия между двумя основными схемами организации торговли - биржевой (order-driven) и внебиржевой (dealer-driven). Основное отличие этих схем состоит в принципе выбора участников сделки и гарантированности исполнения сделок.

В электронной биржевой системе предполагается, что сделка заключается между участниками на принципах анонимности, и биржа в этом случае выступает в качестве посредника и в этом смысле гаранта исполнения сделки.

Во внебиржевой схеме торговая система ни в коей мере не является участником сделки, а служит лишь как место, где фиксируется по определенным правилам факт совершения сделки между двумя участниками, и торговая система выступает не как участник, а в определенном смысле как независимый арбитр при совершении этой сделки.

Центральную роль в структуре организации внебиржевого рынка играет система правил торговли, контроля за их выполнением и меры дисциплинарного воздействия, осуществляемые организатором внебиржевой торговли.

Организация фондового рынка прошла путь от так называемого «уличного» (дикого) неорганизованного рынка ценных бумаг до фондовой биржи и современных электронных систем торговли ценными бумагами. Фондовая биржа является одной из наиболее развитых форм организации торговли ценными бумагами. Напомним, что биржевой рынок представляет собой особый институционально организованный рынок, на котором обращаются ценные бумаги наиболее высокого качества и операции на котором совершают профессиональные участники рынка ценных бумаг. Отличительными признаками биржевого рынка являются:

· определенное время и место проведения торговли;

· определенный круг участников (профессионалов фондового рынка);

· определенные правила торгов и подчинение участников этим правилам;

· организатором торгов является определенное учреждение (организация, имеющая соответствующую лицензию).

Внебиржевой и «уличный» рынок ценных бумаг — не тождественные понятия, поскольку внебиржевой рынок можно подразделить на организованный и неорганизованный. «Уличный» (дикий) рынок может быть охарактеризован как внебиржевой неорганизованный рынок. Внебиржевой неорганизованный рынок подробно будет рассмотрен в данной работе позднее.

Значение биржевых и внебиржевых рынков в организации торговли ценными бумагами, их соотношение в различных странах неодинаково. В одних государствах торговля вне бирж не играет существенной роли, а в других — даже запрещена. В то же время в ряде стран во внебиржевом обращении находится значительная масса ценных бумаг.

Хотя в странах с развитой рыночной экономикой фондовые биржи все еще играют достаточно большую роль в организации обращения ценных бумаг тем не менее значение биржи и биржевых механизмов купли-продажи фондовых ценностей постоянно снижается. По сути дела, биржа при наличии высокоэффективных средств связи не столь уж необходима, и на Западе биржа как место, где ведется торговля финансовыми активами, постепенно утрачивает свои позиции. Основными ее конкурентами выступают коммерческие и инвестиционные банки, все более превращающиеся в расчетные центры и центры торговли фондовыми ценностями. Все более решительно заявляют о себе новые формы организации внебиржевого оборота с использованием компьютерной техники и каналов связи.[13]

Наибольшее развитие внебиржевой рынок получил в США, где преобладающее большинство торговых сделок с государственными ценными бумагами производится через компьютерные экраны или с помощью телефонов, телексов и без биржевых посредников.

Значительная часть государственных ценных бумаг в этой стране существует только в форме записей в книгах или хранится в банках данных федеральной резервной системы. Когда эти бумаги продаются, Федеральный резервный банк осуществляет передачу прав собственности посредством телеграфной или телексной связи.[14] Еще одной альтернативой биржевому рынку в США является NASDAQ (National Association Of Securities Dealers Automated Quote) - Система автоматической котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам — НАСДАК, которая образовалась как междилерский рынок зарегистрированных, но не котирующихся на бирже ценных бумаг. Под эгидой этой ассоциации в США с 1971 г. функционирует своеобразная электронная биржа.[15] Аналогичные процессы протекают и в других высокоразвитых странах Запада. Конкуренцию бирже составляют новые организационные формы (механизмы и технологии) торговли ценными бумагами.

Закономерностью развития организационных форм фондового рынка является постепенное стирание различий между биржевой и внебиржевой формами организации торговли ценными бумагами, появление различных переходных форм. Примером могут служить так называемые «вторые», «третьи», «параллельные» рынки, создаваемые фондовыми биржами и находящиеся под их регулирующим воздействием. Такого рода рынки функционируют с 80-х годов в важнейших европейских центрах торговли ценными бумагами. Их возникновение было обусловлено стремлением участников фондового рынка расширить границы рынка, желанием создать упорядоченный регулируемый рынок ценных бумаг для финансирования небольших и средних компаний, являющихся носителями наиболее современных технологий.

Поэтому эти рынки имеют в сравнении с биржевым более низкие требования к качеству ценных бумаг, включают в себя акции малых и средних компаний, но при этом поддерживают регулярность торговли, котировки, единство правил и т. д.

В то же время из внебиржевого оборота возникают системы торговли ценными бумагами, основывающиеся на современных средствах коммуникации и компьютерных технологиях. Эти системы представляют собой подобие территориально распределенной электронной биржи. Они имеют свои правила организации торговли, допуска ценных бумаг на рынок (листинг), отбора участников и т. д.

В качестве примера организованных компьютерных рынков внебиржевой торговли служат:

  1. Система автоматической котировки национальной ассоциации инвестиционных дилеров НАСДАК (NASDAQ — National Associatiin of Securities Dealers Automated Security);
  2. Канадская система внебиржевой автоматической торговли (СОАТС — Canadian Over-the-counter Automated);
  3. Система автоматической котировки и дилинга при Сингапурской фондовой бирже (SESDAQ — Singapore Stock Exchang Dealing And Automated Quotation System).[16]

Фондовые биржи, возникшие в России за 1991—1992 гг., не заняли лидирующие позиции на отечественном рынке ценных бумаг. Большинство из этих бирж «тихо скончалось» уже в 1994—1995 гг. Фондовая биржа образца 90-х годов не превратилась в торговое, профессиональное и технологическое ядро российского рынка ценных бумаг. Суждено ли занять этому институту финансового рынка в России подобающее ему место, покажет время.

Изначальное преобладание в России внебиржевого рынка ценных бумаг над биржевым связано с тем, что первичное размещение ценных бумаг осуществляется преимущественно на внебиржевом рынке, что соответствует и мировой практике.

В 1995 г. российский внебиржевой рынок ценных бумаг был представлен в виде следующих организационных форм и образований:

Электронная внебиржевая Российская торговая система (РТС, «Портал»), организованная Профессиональной ассоциацией участников фондового рынка (ПАУФОР):

· торговая сеть Сберегательного банка (основу составляет разветвленная филиальная сеть Сбербанка России);

· аукционная сеть (центры приватизации Государственного комитета по имуществу РФ, центры кассового союза) осуществляет первичное размещение выпусков акций приватизированных предприятий (ваучерная приватизация):

· телефонные дилерские рынки, которые получили развитие в процессе приватизации и выхода на рынок значительных объемов акций приватизированных предприятий, а также в процессе первичного размещения акций вновь создаваемых торгово-промышленных АО и акционерных коммерческих банков;

· стихийные внебиржевые рынки ценных бумаг (примером может служить уличная торговля «ценными бумагами» АО МММ).

Сейчас в результате длительного процесса превращения российского рынка ценных бумаг в более-менее цивилизованное образование внебиржевой фондовый рынок страны приблизился к моделям подобных рынков в странах с развитой рыночной экономикой. От явлений, подобных торговле суррогатными акциями мифических корпораций, на данном этапе, благодаря усилиям органов государственной власти и профессиональных участников фондового рынка, удалось избавиться. Однако и по сей день остается нерешенной проблема уличной, практически нерегулируемой так называемой скупки акций. Актуальным для сегодняшнего российского рынка ценных бумаг является также проблема в целом организованного, однако никоим образом не упорядоченного и нерегулируемого «телефонного» рынка ценных бумаг, представленного в России дюжиной брокерских площадок.

Каждый из вышеназванных видов внебиржевых рынков (каждый сегмент, сектор внебиржевого рынка) характеризуется определенной системой параметров:

· обращающиеся на данном рынке финансовые инструменты (условия их выпуска — эмиссии и обращения);

· состав участников (их функции);

· наличие (отсутствие) определенной обслуживающей инфраструктуры;

· механизм регулирования данного вида внебиржевого рынка;

· правила работы с данным финансовым инструментом;

· правила осуществления торгов.

Российская торговая система — система внебиржевой торговли ценными бумагами. В качестве ее первоначального варианта — «Портал» — была принята одна из подсистем американской внебиржевой системы торговли NASDAQ. Технические средства «Портал» были усовершенствованы российскими специалистами, и система получила свое нынешнее наименование. РТС была создана при финансовом содействии правительства США.

Основным объектом торговых сделок в РТС являются акции крупнейших российских предприятий, таких, как: Ростелеком, РАО «Норильский никель», НК «Лукойл». Всего в основном листинге РТС более 75 крупных компаний.

По оценкам брокеров к концу 2000 г. через РТС совершалось не более 10—15% всех сделок с акциями приватизированных предприятий (у крупных московских брокеров — основателей ПАУФОР через РТС проходило около 50% оборота). Однако ряд объективных причин привел к тому, что сейчас РТС является основной торговой площадкой для корпоративных ценных бумаг, через которую проходит около 80-90 % всего общероссийского объема торгуемых акций.[17]

Наши рекомендации