Денежно-кредитная политика. Совокупность мероприятий в области денежного обращения, на­правленных на изменение денежного кредита

Совокупность мероприятий в области денежного обращения, на­правленных на изменение денежного кредита, получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель - регулирование хо­зяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирова­ние кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увлечения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и сни­жения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто со­провождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить перегрев конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Основные направления денежно-кредитного регулирования. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться сколько-нибудь успешно лишь в том случае, если государство через цен­тральный банк способно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулиро­вание осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их способности своевременно покрывать требования вкладчиков (преж­де всего за счет учетной (дисконтной) политики), операций на откры­том рынке, установления норм обязательных ресурсов.

Управление государственным долгом является направлением госу­дарственного регулирования в условиях хронических бюджетных де­фицитов и огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссуд­ных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций, условия их продажи; различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется прежде всего для воздействия на хозяйственную актив­ность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым направлениями. Регулирование банков­ской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государствен­ным секторами, уровень процентных ставок, банковскую ликвид­ность. Размещение государственных долговых обязательств в бан­ковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, вне бан­ковской системы - к ее сокращению.

Общие и селективные методы денежно-кредитной политики. Они делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных от­раслей, крупных фирм и т.д.).

Охарактеризуем общие методы денежно-кредитной политики.

Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с сере­дины XIX в. Возникновение этого метода было связано с превраще­нием центрального банка в кредитора коммерческих банков. Послед­ние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это за­трудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению про­центных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных опе­раций.

Наибольшей популярностью учетная политика пользовалась в конце XIX - начале XX в. В 30 - 40-х гг. нашего столетия централь­ные банки проводили рекомендованную Кейнсом политику «деше­вых денег», т.е. низких процентных ставок и обильного кредито­вания. В Англии с 1932 по 1951 г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948 г.- 1 %. Большую роль в поддер­жании низких ставок сыграло стремление обеспечить финансирова­ние казначейства на льготных условиях и в период после второй мировой войны. С 50-х гг. во многих странах вновь активизировалось использование учетной политики. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими снизилось.

Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государ­ственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В слу­чае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резерв­ных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоя­нии резервной позиции банковской системы и используются как ме­тод ее регулирования.

Установление норм обязательных резервов ком­мерческих банков, с одной стороны, способствуют улучшению бан­ковской ликвидности, с другой стороны, эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обяза­тельных резервов - метод прямого воздействия на величину банков­ских резервов. Впервые этот метод применили в США в 1933г.

К селективным методам денежно-кредитной политики относятся следующие.

Контроль по отдельным видам кредитов часто прак­тикуется по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, по потре­бительским ссудам на покупку товаров в рассрочку, по ипотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государ­ство стремится перераспределить ссудные капиталы в пользу отдель­ных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.

Регулирование риска и ликвидности банковских операции. В многочисленных правительственных положениях (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регу­лирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Государствен­ный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Ха­рактерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов с суммой собственных средств банка.

Поэтому при кредитовании клиентуры во многих странах банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе «породненных» клиентов, дол­жен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка (в США не более 10). В развитых странах определяется также соотношение общего объема кредитных опера­ций и собственных средств. Во Франции сумма всех кредитов, предо­ставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства.

Современные тенденции в денежно-кредитной политике. Главными особенностями техники денежно-кредитного регулирования, которое осуществляется в соответствии с неокейнсианскими рекомендациями, являются изменение официальной учетной ставки центрального банка; ужесточение или ослабление прямого ограниче­ния объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции; использование операций с государственными облигациями преиму­щественно для стабилизации их курсов и понижения цены государ­ственного кредита.

Принципиальное отличие техники денежно-кредитного контроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количествен­ных ориентиров регулирования, от изменения которых изменяется направление денежно-кредитной политики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира денежно-кредитной политики во многом определяет и главные объекты, и саму технику денежно-кре­дитного контроля. Такими показателями могут быть как совокупная денежная масса, так и ее отдельные агрегаты.

Следует также особо подчеркнуть, что государственные органы стран рыночной экономики в последнее время все чаще используют «политику развития конкуренции» в банковской сфере, т.е. стимули­руют конкуренцию, расчищают для нее место, включая и меры, направленные против антиконкурентного сотрудничества. В рамках этой политики находятся и предпринимаемые в последние годы дей­ствия по либерализации внутренних и международных финансовых рынков, отмене контроля над процентными ставками и ряда ограни­чений для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности. При этом широкий доступ иностранных банков к местным рынкам рассматривается как необхо­димый фактор повышения эффективности последних.

Финансовый рынок

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) - это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике представляет совокупность кредитно-финансовых инсти­тутов, направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам в обратно. Главная функция финансового рынка (рынка ссудных капиталов) состоит в трансформации бездействующих де­нежных средств в ссудный капитал.

Наши рекомендации