Исполнение бюджета по расходам

Ст.219 БК РФ выделяет следующие этапы санкционирования расходов бюджета:

1) составление и утверждение бюджетной роспись

Бюджетная роспись – это конкретизация правового акта о бюджете

2) утверждение и доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях. Утверждение смет о доходах и расходах.

Уведомление о бюджетных ассигнованиях – это документ, содержащий информацию о тех показателях бюджетной росписи, которые были утверждены и касаются получателя (т.е. то, сколько средств получателю выделено в этом году).

Смета – это документ, который на основании экономической, функциональной классификации определяет направления, по которым должны расходоваться полученные бюджетные средства.

3) утверждение и доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств

Лимиты бюджетных обязательств – это особый документ.

Понятие бюджетного обязательства закреплено в ст.222 БК РФ. Понятие обязательства является многозначным. БК РФ отождествляет обязательство с обязанностью.

Бюджетное обязательство – это признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить определённую операцию расходования бюджетных средств в течение особого временного периода.

Данная обязанность возникает в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

Суть этого документа – он определяет, в каком объёме получатель бюджетных средств может взять на себя определённые гражданско-правовые (трудовые, в сфере социального обеспечения) обязанности перед третьими лицами.

Данный документ показывает пределы обременений.

Если из утверждённых лимитов бюджетных обязательств следует, что по определённой статье получателю бюджетных средств выделена определённая сумма, то бюджетное учреждение не вправе заключить договор с третьим лицом на превышающую данный показатель стоимость.

Конкретизирующая роль:

ü из сметы видны доходные и расходные источники

ü из лимита бюджетных обязательств видно, какие именно обязательства могут быть взяты.

4) принятие бюджетных (денежных) обязательств

Суть принятия бюджетных обязательств состоит в том, что соответствующее бюджетное учреждение принимает решение о расходовании выделенных ему средств определённым образом.

Предъявляемые для подтверждения документы: платёжное поручение, договор.

Эти действия получателя бюджетных средств являются основанием для пятого этапа.

5) этап проверки и выверки исполнения бюджетного обязательства

Проверяется, насколько конкретная операция соответствует документам и самому бюджету.

Если государственным органом устанавливается, что соответствие имело место, то операция подтверждается.

На основании платёжных документов бюджетное учреждение обосновывает операцию à Федеральное казначейство подтверждает à Центральный Банк РФ списывает со счёта средства.

Т.о., действует предварительный контроль каждой операции по расходованию бюджетных средств.

БК РФ устанавливает ряд особых процедур, которые осуществляются в тех случаях, когда возникает потребность в изменении ранее утверждённых ассигнований и лимитов. Они могут быть задействованы, только если изменения не носят существенного характера (не превышают 10%), иначе – возвращаемся на первую стадию бюджетного процесса - подготовка проекта бюджета (ст.230 БК РФ).

В БК РФ закреплены определённые меры пресекательного характера (меры по блокировке расходов бюджета). Эти мероприятия могут быть осуществлены органом, осуществляющим исполнение бюджета (по федеральному бюджету – Федеральное казначейство).

Блокировка расходов бюджета осуществляется в силу несоответствия предоставленных документов на расходование бюджетных средств предъявляемым к ним требованиям либо если выявляется нецелевое использование бюджетных средств.

Это одновременно и мера пресекательного характера, и санкция.

Бюджетная ответственность

В отличие от налогового законодательства данная глава БК РФ построена по другой системе.

В НК РФ налоговая ответственность – это особый вид ответственности (НК содержит элементы). В БК не закреплено общее понятие бюджетных учреждений, нет понятия вины, нет перечней отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств, нет понятия деликтоспособности.

Конкретные составы БК РФ об отдельных видах правонарушений носят бланкетный (отсылочный) характер.

Когда речь идёт о специфических бюджетных санкциях, следует отметить, что они имеют специфический имущественный характер.

Блокировка расходов – по сути является имущественным ограничением, также как и начисляемые проценты за нецелевое расходование бюджетных средств (ориентиром для начисления процентов выступает ставка рефинансирования Центрального Банка РФ).

В БК РФ установлен бесспорный порядок взыскания каких-либо санкций с нарушителей бюджетного законодательства (в отличие от НК РФ, где налоговые санкции как с физических лиц, так и с организаций могут взыскиваться только в судебном порядке).

БК РФ детально не регулирует процедурную часть, связанную с наложением ответственности.

Наши рекомендации