Михаил болдырев: нужно ли попасть в это яблочко?
Досуг в сауне
Первую сауну владельцы открыли в 2002 году на месте бывших солдатских бань, полностью переоборудовав здание площадью 500 кв. м. В результате получился банный комплекс, состоящий из нескольких отдельных залов с парной, бассейном, комнатой отдыха и бильярдной. Услуга оказалась востребованной, и сейчас у компании семь подобных точек, расположенных в различных районах Москвы.
Залы оборудованы телевизорами и музыкальными центрами с караоке. Предусмотрены и спальни. «Среди наших клиентов есть и влюбленные парочки, но спальни нравятся практически всем — ведь так приятно полежать, расслабиться после парной»,— говорит Багирян. Залы рассчитаны на разное количество людей, самые большие могут вместить до 20 человек. «У нас иногда даже корпоративы проводят. Посетители с удовольствием играют в бильярд, поют караоке, мы даже устраиваем для них шоу-программы»,— рассказывает генеральный директор. Многие сауны имеют договоренности с ближайшим рестораном об обслуживании клиентов. Там, где ресторанов нет, посетителям разрешают приносить напитки и закуски с собой.
Слово «сауна» в данном случае достаточно условно: в заведениях «Сауналайф» есть и финские парные с сухим воздухом (собственно сауны), и русские влажные парные.
Стоимость часа аренды зала зависит от его величины, обычно от 1200 руб. до 2200 руб. Средний срок аренды, по словам Багирян, составляет три-четыре часа. Если клиенты снимают помещение на четыре часа, пятый час им предоставляется бесплатно.
В кризис количество постоянных клиентов сократилось, уменьшилось и время аренды. Раньше компании часто проводили в сауне больше четырех часов, но сейчас, похоже, люди стали экономить и время, и деньги.
На протяжении долгого времени заведения привлекали, прежде всего, посетителей-мужчин, любителей не только попариться, но и хорошо расслабиться с помощью алкоголя. Многие из них были постоянными клиентами. Мужчины и на данный момент составляют 70% посетителей «Сауналайф». 85% новых клиентов находят «Сауналайф» через интернет, но таких не так уж много.
Банный рынок
«Пять лет назад в Москве было около 300 саун, подобных нашим, сейчас их количество немного сократилось»,— рассказывает Алла Багирян. Многие сауны также объединены в сети, а наиболее предприимчивые владельцы тоже пытаются предложить какую-то интересную концепцию. Например, компании «Угрешские бани», «Банные усадьбы» делают упор на то, что у них все по-настоящему, печи топятся на дровах, помещения обшиты деревом, а клиенты могут ощутить дух настоящей русской (или финской) бани. Правда, и цены у них немаленькие, гораздо выше, чем у «Сауналайф».
Есть в Москве и так называемые культовые бани, например «Сандуны», куда люди ходят на протяжении многих лет. По мнению Багирян, в данном случае посетителей привлекает в первую очередь бренд, традиции — собираться в общем зале не очень удобно, а снять отдельный номер недешево и не всегда просто.
В «банной» конкуренции также участвуют и фитнес-центры, там есть и парные, и бассейны. Правда, посещать их могут только те, кто оплатил полный абонемент.
Городской спа-курорт
По мнению Багирян, ниша банных и спа-услуг для клиентов, интересующихся здоровым образом жизни, на данный момент свободна. Именно в этом направлении хочет развиваться и сеть «Сайналайф».
«Путешествуя, я вижу, что спа-услуги в отелях очень востребованы. Я сама люблю, когда есть свободное время, зайти в такой центр — попарится, поплавать, сделать массаж. Это приятно, расслабляет, очень полезно для тела и внешнего вида. Многие отели имеют специализированные спа-центры, где работают серьезные специалисты, куда люди приезжают специально для того, чтобы пройти оздоровительный курс»,— говорит Алла.
Последнее время спа-салоны стали появляться и в Москве. Но, по мнению Багирян, заведения, которые позиционируют себя подобным образом, как правило, не имеют даже бассейна и чаще всего состоят из нескольких массажных кабинетов. «Для того чтобы построить бассейн, нужны немалые вложения — около $25 тыс. за квадратный метр»,— комментирует Алла.
Бассейны у «Сауналайф» есть, и владельцы сети саун считают, что у них все шансы сделать уютные и недорогие клубы, куда женщины будут приходить попариться, сделать полезные для тела и лица процедуры, посидеть и поболтать о своих проблемах. «В наших саунах можно сделать небольшие магазинчики с товарами для красоты и здоровья. Сауны могут быть интересны и для семейного досуга — в бассейнах, например, для детей можно устраивать детские водные праздники»,— предполагает Багирян. При этом руководитель уверена, что компания может предложить и привлекательные финансовые условия: «Цены мы не меняли уже несколько лет. Поскольку помещения находятся в собственности, владельцы могут себе это позволить. А вложения в проект рассматривают как долгосрочные инвестиции».
Женские компании приходят в сауны и сейчас. Тем не менее, их не так много. Рассудив, что потенциальными посетителями саун могут стать жители близлежащих домов, в «Сауналайф» провели рекламную компанию, разбросав листовки в почтовые ящики. В листовках делали упор на пользу сауны для здоровья и красоты, но отдачи от акции практически не было. «Возможно, ассоциации со словом «сауна» не совсем хорошие, и нам надо придумать другое название»,— рассуждает Багирян.
Интересных идей у руководителей «Сауналайф» немало. Время от времени в компания устраивают мозговой штурм. Например, одна из идей — сделать хамам. Другая — проводить мастер-классы косметологов.
Но теперь из идей надо выстроить концепцию, расставить приоритеты. В переоборудование и строительство новых саун компания планирует вложить около $1 млн, еще $500 тыс. готова потратить на продвижение проекта. Каким образом можно попасть в яблочко? Как преодолеть «нехорошие» ассоциации со словом «сауна» и привлечь женскую и семейную аудиторию?
СЕРГЕЙ ЛОХАНОВ: САУНАЛАЙФ
Сейчас тема здорового образа жизни становится все более актуальной - нужно работать с компаниями и формировать постоянные группы на мини-сеансы (например, по 2 часа).
МИХАИЛ БОЛДЫРЕВ: НУЖНО ЛИ ПОПАСТЬ В ЭТО ЯБЛОЧКО?
Ответ на вопрос, как преодолеть негатив в отношении слова «сауна» - лежит на поверхности: нужно просто убрать слово «сауна», вот и все. Продавать продукт в новой упаковке. Но приведет ли такой шаг к искомому результату?