Характеристика конкурентного положения на рынке

Название конкурирующей организации Место расположения Доля рынка, которым она владеет, % Предполагаемый объем продаж Предполагаемые потери, вызванные деятельностью конкурентов
         

Для оценки собственных сравнительных преимуществ по перечисленным вопросам можно использовать метод сегментации рынков по основным конкурентам, позволяющий систематизировать информацию по конкурентоспособности фирмы и главных конкурентов. Эту информацию целесообразно представить в виде таблицы (приложение 2).

Приведенный в таблице перечень факторов может быть скорректирован в зависимости от конкретных условий. Каждый фактор в таблице должен получить оценку от 0 (наиболее слабые позиции по данному фактору) до 5 баллов (доминирующие позиции на рынке) как для рассматриваемой организации, так и для ее основных конкурентов. Оценки проставляются в каждой графе, а затем суммируются.

Следующим шагом является оценка сильных и слабых сторон организации в конкурентной борьбе, которая представлена в следующей таблице (приложение 3).

В этой таблице необходимо сделать отметку по каждой группе показателей, чтобы оценить предполагаемые позиции организации по отношению к конкурентам. Для определения места предприятия на рынке в таблице используются пять граф:

I – лучше, чем любое предприятие на рынке. Явный лидер в отрасли;

II – выше среднего уровня. Показатели хозяйственной деятельности достаточно хорошие и стабильные;

III – средний уровень. Полное соответствие отраслевым стандартам. Устойчивые позиции на рынке;

IV – следует позаботиться об улучшении позиций на рынке. Есть повод для беспокойства;

V – положение тревожное. Позиции на рынке должны быть улучшены самым решительным образом. Предприятие может попасть в кризисную ситуацию.

С помощью этой таблицы можно также сопоставить различные подразделения организации по уровню конкурентоспособности, оценить их слабые и сильные стороны.

ПЛАН МАРКЕТИНГА

В данный раздел следует обязательно включить следующие пункты:

· цели и стратегии маркетинга;

· ценообразование;

· каналы распространения товара;

· методы стимулирования продаж;

· организация послепродажного обслуживания клиентов;

· реклама;

· формирование общественного мнения об организации и товарах.

Таблица 3

Формы реализации (продвижения) товаров

Каналы сбыта продукции (услуг) Как будут реализованы Эффективность (преимущества и недостатки)
1. Со складов фирмы    
2. Через посредников    
3. Через магазины    
- оптом    
- в розницу    
4. Заказы по почте    
5. Продажа фирмам и организациям    
6. Заказы по телефону    
7. Другие способы    

ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Данные этого раздела желательно рассчитать на 2-3 года вперед, для крупных предприятий – на 4-5 лет. Ниже перечислены основные проблемы, которые необходимо изложить в плане производства.

1. Разработка продукта (краткая информация о тех разработках, которыми организация занимается или намерена заниматься).

2. Изготовление (процесс производства). Описание здания, оборудования, потребностей в сырье и трудовых ресурсах; технологических процессов, сборочных линий, а также возможностей бизнеса, в частности производственных мощностей, и программа контроля качества.

3. Внешние воздействия. В некоторых случаях следует рассмотреть такие факторы, как ограничения, налагаемые органами по контролю за экологической чистотой производства или требованиями к технике безопасности. При описании воздействия внешних факторов следует в сжатой форме рассмотреть:

· характер и источник воздействия;

· потенциальные воздействия и их отрицательные или положительные итоги;

· способы, к которым организация может прибегнуть для преодоления негативных влияний.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

В данном разделе бизнес-плана рассматривают две группы вопросов.

Во-первых, организационная структура предприятия:

· организационная схема управления;

· состав и функции подразделений;

· порядок координации деятельности и взаимосвязь между ними и другие вопросы организации.

Во-вторых, подбор и оценка персонала:

· определение ближайших потребностей в персонале;

· определить, какого рода сотрудники будут способны выполнять те или иные функции;

· анализ взаимоотношений между сотрудниками, а также того, как будут устанавливаться для них задания.

РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В этом разделе необходимо изложить вопросы о возникновении предполагаемых рисков, внешние и внутренние факторы их возникновения, последствия рисков и рассмотреть пути их предупреждения и минимизации.

Внешние факторы, влияющие на уровень риска:

1. Факторы прямого воздействия:

· законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность;

· непредвиденные действия государственных служб и учреждений;

· налоговая система;

· взаимоотношения с партнерами;

· конкуренция и т.д.

2. Факторы косвенного воздействия:

· политические условия;

· экономическая обстановка в стране;

· экономическое положение в отрасли;

· международные события;

· стихийные события и т.д.

Внутренние факторы:

· стратегия организации;

· управление организацией и принятие управленческих решений;

· организация процессов производства и обращения;

· наличие финансовых средств и т.д.

Механизмы нейтрализации рисков:

1. Уклонение от риска.

2. Передача, или трансферт, риска (Факторинг; поручительство; передача рисков поставщикам; хеджирование).

3. Страхование.

4. Объединение предпринимательского риска.

5. Диверсификация. (Предпринимательской деятельности; поставщиков; покупателей; валютной корзины; кредитного портфеля; программы реального инвестирования; портфеля ценных бумаг и т.п.).

6. Упреждающие методы нейтрализации финансовых рисков:

· стратегическое планирование деятельности организации;

· обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет включаемой в контракты системы штрафных санкций;

· сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с партнерами;

· совершенствование управления оборотными средствами предприятия;

· сбор и анализ дополнительной информации о финансовом рынке;

· прогнозирование тенденций изменения внешней среды и конъюнктуры финансового рынка.

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Основными подразделами финансового плана являются:

1. Прогноз объемов реализации. Составляется в натуральных единицах, что дает возможность сделать расчеты финансовых показателей в нескольких вариантах. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:

· 1-й год – данные приводятся помесячно;

· 2-й год – поквартально;

· 3-й год – приводится общая сумма продаж за 12 месяцев.

2. План поступлений и выплат (приложение 4). Статьи и суммы вложения средств, поступления от реализации продукции отражаются следующим образом:

· 1-й год – данные приводятся помесячно;

· 2-й год – поквартально;

· 3-й год – приводится общая сумма продаж за 12 месяцев.

3. План доходов и расходов:

· 1-й год – данные приводятся помесячно;

· 2-й год – поквартально;

· 3-й год – приводится общая сумма продаж за 12 месяцев.

Среди анализируемых показателей выделяются:

· доходы от продаж;

· издержки производства товаров;

· суммарная прибыль от продаж;

· общепроизводственные расходы;

· чистая прибыль.

4. Сводный баланс активов и пассивов организации.

5. Расчет точки безубыточности – такой объем продаж, при котором величина всех затрат на производство равна выручке от продаж.

6. Стратегия финансирования – план получения средств для создания или расширения организации. Источниками средств могут служить:

· собственные средства;

· кредиты банков;

· привлечение средств партнеров;

· привлечение средств акционеров;

· получение оборудования по лизингу и т.д.

Желательно включить в бизнес план специальные расчеты, дающие возможность определить срок окупаемости вложений.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Наиболее распространенными документами, входящими в приложения являются:

· технические данные о продукции;

· анкеты руководящих работников;

· организационная и другая схема;

· результаты аудиторских проверок;

· мнения консультантов и экспертов.

Все разделы бизнес-плана должны содержать необходимые экономические расчеты, аналитические таблицы, графический материал.

Заключение.

В заключении необходимо сформулировать выводы по проделанной курсовой работе, а также определить направления дальнейшего совершенствования разработок.

Литературные источники.

Необходимо привести список литературных источников, использованных студентом в ходе подготовки и написания курсовой работы. Список литературы должен содержать библиографическое описание директивных и нормативно-методических материалов, научных и периодических изданий, информацион­ных ресурсов используемых при написании работы. На все приводимые литературные источники должны быть ссылки в работе. Список использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с ГОСТом (автор, название источника, место издания, издательство, год издания и количество страниц текста; в библиографии литературные источники располагаются по алфавиту).

Кроме опубликованных изданий студенты могут воспользоваться информационными ресурсами сети Internet, в этом случае также необходимо приводить ссылки на источники с полным указанием названия работы и ее электронного адреса.

Приложения.

В приложения можно вынести расчетные материалы (при значительном объеме вычислительных работ по проекту); формы документов, содержащие анализ процессов производства и управления, а также другие материалы, использование которых в текстовой части нарушает логическую стройность изложения.

Наши рекомендации