Характеристика конкурентного положения на рынке
Название конкурирующей организации | Место расположения | Доля рынка, которым она владеет, % | Предполагаемый объем продаж | Предполагаемые потери, вызванные деятельностью конкурентов |
Для оценки собственных сравнительных преимуществ по перечисленным вопросам можно использовать метод сегментации рынков по основным конкурентам, позволяющий систематизировать информацию по конкурентоспособности фирмы и главных конкурентов. Эту информацию целесообразно представить в виде таблицы (приложение 2).
Приведенный в таблице перечень факторов может быть скорректирован в зависимости от конкретных условий. Каждый фактор в таблице должен получить оценку от 0 (наиболее слабые позиции по данному фактору) до 5 баллов (доминирующие позиции на рынке) как для рассматриваемой организации, так и для ее основных конкурентов. Оценки проставляются в каждой графе, а затем суммируются.
Следующим шагом является оценка сильных и слабых сторон организации в конкурентной борьбе, которая представлена в следующей таблице (приложение 3).
В этой таблице необходимо сделать отметку по каждой группе показателей, чтобы оценить предполагаемые позиции организации по отношению к конкурентам. Для определения места предприятия на рынке в таблице используются пять граф:
I – лучше, чем любое предприятие на рынке. Явный лидер в отрасли;
II – выше среднего уровня. Показатели хозяйственной деятельности достаточно хорошие и стабильные;
III – средний уровень. Полное соответствие отраслевым стандартам. Устойчивые позиции на рынке;
IV – следует позаботиться об улучшении позиций на рынке. Есть повод для беспокойства;
V – положение тревожное. Позиции на рынке должны быть улучшены самым решительным образом. Предприятие может попасть в кризисную ситуацию.
С помощью этой таблицы можно также сопоставить различные подразделения организации по уровню конкурентоспособности, оценить их слабые и сильные стороны.
ПЛАН МАРКЕТИНГА
В данный раздел следует обязательно включить следующие пункты:
· цели и стратегии маркетинга;
· ценообразование;
· каналы распространения товара;
· методы стимулирования продаж;
· организация послепродажного обслуживания клиентов;
· реклама;
· формирование общественного мнения об организации и товарах.
Таблица 3
Формы реализации (продвижения) товаров
Каналы сбыта продукции (услуг) | Как будут реализованы | Эффективность (преимущества и недостатки) |
1. Со складов фирмы | ||
2. Через посредников | ||
3. Через магазины | ||
- оптом | ||
- в розницу | ||
4. Заказы по почте | ||
5. Продажа фирмам и организациям | ||
6. Заказы по телефону | ||
7. Другие способы |
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
Данные этого раздела желательно рассчитать на 2-3 года вперед, для крупных предприятий – на 4-5 лет. Ниже перечислены основные проблемы, которые необходимо изложить в плане производства.
1. Разработка продукта (краткая информация о тех разработках, которыми организация занимается или намерена заниматься).
2. Изготовление (процесс производства). Описание здания, оборудования, потребностей в сырье и трудовых ресурсах; технологических процессов, сборочных линий, а также возможностей бизнеса, в частности производственных мощностей, и программа контроля качества.
3. Внешние воздействия. В некоторых случаях следует рассмотреть такие факторы, как ограничения, налагаемые органами по контролю за экологической чистотой производства или требованиями к технике безопасности. При описании воздействия внешних факторов следует в сжатой форме рассмотреть:
· характер и источник воздействия;
· потенциальные воздействия и их отрицательные или положительные итоги;
· способы, к которым организация может прибегнуть для преодоления негативных влияний.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
В данном разделе бизнес-плана рассматривают две группы вопросов.
Во-первых, организационная структура предприятия:
· организационная схема управления;
· состав и функции подразделений;
· порядок координации деятельности и взаимосвязь между ними и другие вопросы организации.
Во-вторых, подбор и оценка персонала:
· определение ближайших потребностей в персонале;
· определить, какого рода сотрудники будут способны выполнять те или иные функции;
· анализ взаимоотношений между сотрудниками, а также того, как будут устанавливаться для них задания.
РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В этом разделе необходимо изложить вопросы о возникновении предполагаемых рисков, внешние и внутренние факторы их возникновения, последствия рисков и рассмотреть пути их предупреждения и минимизации.
Внешние факторы, влияющие на уровень риска:
1. Факторы прямого воздействия:
· законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность;
· непредвиденные действия государственных служб и учреждений;
· налоговая система;
· взаимоотношения с партнерами;
· конкуренция и т.д.
2. Факторы косвенного воздействия:
· политические условия;
· экономическая обстановка в стране;
· экономическое положение в отрасли;
· международные события;
· стихийные события и т.д.
Внутренние факторы:
· стратегия организации;
· управление организацией и принятие управленческих решений;
· организация процессов производства и обращения;
· наличие финансовых средств и т.д.
Механизмы нейтрализации рисков:
1. Уклонение от риска.
2. Передача, или трансферт, риска (Факторинг; поручительство; передача рисков поставщикам; хеджирование).
3. Страхование.
4. Объединение предпринимательского риска.
5. Диверсификация. (Предпринимательской деятельности; поставщиков; покупателей; валютной корзины; кредитного портфеля; программы реального инвестирования; портфеля ценных бумаг и т.п.).
6. Упреждающие методы нейтрализации финансовых рисков:
· стратегическое планирование деятельности организации;
· обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет включаемой в контракты системы штрафных санкций;
· сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с партнерами;
· совершенствование управления оборотными средствами предприятия;
· сбор и анализ дополнительной информации о финансовом рынке;
· прогнозирование тенденций изменения внешней среды и конъюнктуры финансового рынка.
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Основными подразделами финансового плана являются:
1. Прогноз объемов реализации. Составляется в натуральных единицах, что дает возможность сделать расчеты финансовых показателей в нескольких вариантах. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:
· 1-й год – данные приводятся помесячно;
· 2-й год – поквартально;
· 3-й год – приводится общая сумма продаж за 12 месяцев.
2. План поступлений и выплат (приложение 4). Статьи и суммы вложения средств, поступления от реализации продукции отражаются следующим образом:
· 1-й год – данные приводятся помесячно;
· 2-й год – поквартально;
· 3-й год – приводится общая сумма продаж за 12 месяцев.
3. План доходов и расходов:
· 1-й год – данные приводятся помесячно;
· 2-й год – поквартально;
· 3-й год – приводится общая сумма продаж за 12 месяцев.
Среди анализируемых показателей выделяются:
· доходы от продаж;
· издержки производства товаров;
· суммарная прибыль от продаж;
· общепроизводственные расходы;
· чистая прибыль.
4. Сводный баланс активов и пассивов организации.
5. Расчет точки безубыточности – такой объем продаж, при котором величина всех затрат на производство равна выручке от продаж.
6. Стратегия финансирования – план получения средств для создания или расширения организации. Источниками средств могут служить:
· собственные средства;
· кредиты банков;
· привлечение средств партнеров;
· привлечение средств акционеров;
· получение оборудования по лизингу и т.д.
Желательно включить в бизнес план специальные расчеты, дающие возможность определить срок окупаемости вложений.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Наиболее распространенными документами, входящими в приложения являются:
· технические данные о продукции;
· анкеты руководящих работников;
· организационная и другая схема;
· результаты аудиторских проверок;
· мнения консультантов и экспертов.
Все разделы бизнес-плана должны содержать необходимые экономические расчеты, аналитические таблицы, графический материал.
Заключение.
В заключении необходимо сформулировать выводы по проделанной курсовой работе, а также определить направления дальнейшего совершенствования разработок.
Литературные источники.
Необходимо привести список литературных источников, использованных студентом в ходе подготовки и написания курсовой работы. Список литературы должен содержать библиографическое описание директивных и нормативно-методических материалов, научных и периодических изданий, информационных ресурсов используемых при написании работы. На все приводимые литературные источники должны быть ссылки в работе. Список использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с ГОСТом (автор, название источника, место издания, издательство, год издания и количество страниц текста; в библиографии литературные источники располагаются по алфавиту).
Кроме опубликованных изданий студенты могут воспользоваться информационными ресурсами сети Internet, в этом случае также необходимо приводить ссылки на источники с полным указанием названия работы и ее электронного адреса.
Приложения.
В приложения можно вынести расчетные материалы (при значительном объеме вычислительных работ по проекту); формы документов, содержащие анализ процессов производства и управления, а также другие материалы, использование которых в текстовой части нарушает логическую стройность изложения.