Права граждан-потребителей и особенности их гражданско-правовой ответственности

Закон о защите прав потребителей урегулировал систему фунда­ментальных прав потребителей,установленных Руководящими прин­ципами в защиту интересов потребителей, единогласно принятыми Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Вместе с тем в данном законе содержатся правовые механизмы реализации указанных прав. В пре­амбуле закона перечислены наиболее важные, признанные во всем мире права потребителей:

• право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества;

• право на безопасность товаров (работ, услуг) для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;

• право на информацию о товарах (работах, услугах) и их изготовите­лях (исполнителях, продавцах);

• право на просвещение потребителей и компетентный выбор необ­ходимых товаров (работ, услуг);

• право на государственную и общественную защиту прав потреби­телей;

• право на объединение потребителей в добровольные общественные организации.

Все перечисленные права реализуются через механизмы, закреплен­ные в конкретных статьях Закона о защите прав потребителей и иных нормах российского законодательства. Разумеется, не все права и да­леко не в одинаковой степени получают гражданско-правовую охрану. В связи с этим в дальнейшем будут рассмотрены только те гражданско-правовые конструкции, которые призваны обеспечить повышенную ох­рану прав потребителейкак участников договорных отношений.

Пунктом 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей предусматри­вается общее правило, по которому условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными зако­нами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Данное положение закона корреспондирует п. 1 ст. 422 ГК, согласно которо­му договор должен соответствовать законам и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Недействительными могут быть признаны не только условия дого­вора, прямо противоречащие законодательству, но и условия, ущем­ляющие права потребителей в целом, т.е. ухудшающие положение по­требителя, делающие его менее благоприятным по сравнению с пре­дусмотренным законодательством. Убытки, возникшие у потребителя вследствие исполнения договора, в котором имеются условия, нару­шающие действующее законодательство или являющиеся менее бла­гоприятными, чем установленные в нем, подлежат возмещению из­готовителем (продавцом) в полном объеме.

В п. 2 и 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей приводятся ва­рианты возможного нарушения (ущемления) прав потребителей, которые влекут недействительность договорных условий. Прежде всего запрещается обусловливать приобретение одних товаров обязатель­ным приобретением иных товаров. Имеется в виду навязывание по­требителю товаров «в наборе», «заказе» и т.п. Продавец не вправе на­вязывать потребителю приобретение товара, не являющегося единой ассортиментной единицей — «комплектом» согласно п. 1 ст. 479 ГК (набор посуды или мебели). Комплектность товара должна соответ­ствовать условиям договора о комплектности (п. 1 ст. 478 ГК), в про­тивном случае присоединение иного дополнительного товара к това­ру, необходимому потребителю, фактически приводит к увеличению цены одних товаров за счет других, не пользующихся спросом и не могущих быть реализованными иным способом. Подобные действия и составляют ущемление прав потребителей.

Устанавливается запрет обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условия­ми, не связанными с недостатками товаров.

Наконец, продавцу запрещается без согласия потребителя предос­тавлять дополнительные работы и услуги за плату. Закон в данном слу­чае дает право потребителю отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца воз­врата уплаченной суммы.

Согласно ст. 13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, уполномоченная орга­низация, уполномоченный индивидуальный предприниматель, им­портер) несет ответственность, предусмотренную законом или дого­вором. Убытки,причиненные потребителю в связи с нарушением его прав, подлежат возмещению в полном объеме и взыскиваются сверх неустойки(пени), установленной законом или договором, которая, следовательно, имеет штрафной характер. Возмещение убытков и уп­лата неустойки не освобождает продавца (изготовителя, уполномо­ченную организацию, уполномоченного индивидуального предпри­нимателя, импортера) от выполнения в натуревозложенных на него обязательств перед покупателем (ст. 505 ГК и п. 3 ст. 13 Закона о за­щите прав потребителей).

Согласно ст. 23 Закона о защите прав потребителей за нарушение сроков, предусмотренных ст. 20, 21 и 22 данного закона, а также за не­выполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предос­тавлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара про­давец (изготовитель, уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки не­устойку (пеню)в размере 1% цены товара.

Кроме того, в случае невыполнения требований потребителя в сро­ки, предусмотренные ст. 20-22 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные ст. 18 этого закона. В этом случае неустойка (пеня) за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления потре­бителем нового требования из числа предусмотренных ст. 18 закона. При этом следует иметь в виду, что в случае просрочки выполнения нового требования с ответчика также взыскивается неустойка (пеня),предусмотренная п. 1 ст. 23 данного закона (по день фактического ис­полнения судебного решения). В соответствии со ст. 231 Закона о защи­те прав потребителей в случае нарушения установленного договором срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю про­давец также обязан уплатить ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 0,5% суммы предварительной оплаты товара.

В случае когда нарушены сроки устранения недостатков товара или сроки замены товара с недостатками, а также не выполнено либо не­своевременно выполнено требование потребителя о предоставлении во временное пользование аналогичного товара длительного пользо­вания, неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное наруше­ние.Вместе с тем суд в соответствии со ст. 333 ГК вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нару­шения обязательств.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона о защите прав потребителей законода­тельством, а также договором между потребителем и продавцом может предусматриваться ответственность за нарушение последним обяза­тельств, за которые Законом о защите прав потребителей ответствен­ность не предусмотрена или установлен более высокий размер от­ветственности.

Наши рекомендации