Третье: если гарантийный менее двух лет, то в пределах двух лет.
Ст. 477 ограничивает именно срок обнаружения недостатков. Он не имеет никакого отношения к срокам исковой давности. Следовательно, будут действовать общие правила: 3 года с момента, когда лицу стало или должно стать известно. Обнаружение недостатка начальный момент. В этом аспекте тоже впереди планеты всей, в иностранных правопорядках рассматривается как сокращенный срок исковой давности. Из главы 37 видно, что не относится к исковой: в подряде ответственность за недостатки построена по той же модели, решается отсылкой к кп, в вопросах сроков отсылает к кп при этом специальная норма об исковой.
Наложение правил ст. 476 и 477 даст полноценное представление:
1. ГС не установлен. Если недостаток через полгода, отвечает ли продавец? Да, бремя доказывания момента на покупателе. Если недостаток возникает через 1,7 года, отвечает продавец? Да, бремя доказывания на покупателе. Если через 2,7, продавец не отвечает.
2. ГС 1 год. Полгода? Отвечает, бремя доказывания на продавце. 1,7 отвечает, бремя на покупателе. 2,7 не отвечает.
3. 1,5 года. Все аналогично
4. 2,5. Полгода отвечает, бремя на продавце. 1,7 тоже самое. 2,7 не отвечает.
Первые два правила: гарантийный срок и срок годности. Но третья ситуация: только гарантийный срок. Разумный срок, указанный в норма, приобретает разумные черты, если гарантийный срок не установлен вообще, а срок годности в пределах годяа.
Ст. 477 диспозитивна, стороны могут изменять срок для обнаружения недостатков. А самостоятельное установление распределения рисков? Продавец часто пытается осуществить отчуждения на условиях как есть: продавец продает, говорит ответственность нести не буду, что соответствует обыденным воззрениям. Если лица чуть более понимают в праве, продавец стремится освободится от рисков недостатков, о которых сам не знает. Раньше решался однозначно: нет аппендикса «если иное», нельзя и пересмотреть. Новая волна позволяет посмотреть по другому, но даже самые ярые апологеты свободы договора не решаются дать ответа (B2C и C2C наверное, но вряд ли, а B2B возможно).
Какие же требования могут быть предъявлены покупателем, если обнаружены недостатки? Ст. 475, дифференциация от характера недосткатков. ГК делит на недостатки существенные и обычные (несущественные):
1. Если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
соразмерного уменьшения покупной цены;
безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
2. В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
3. Требования об устранении недостатков или о замене товара, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.
4. В случае ненадлежащего качества части товаров, входящих в комплект (статья 479), покупатель вправе осуществить в отношении этой части товаров права, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи.
5. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если настоящим Кодексом или другим законом не установлено иное.
Существенные: не могут быть изменены, требуют больших финансовых усилий. Стороны могут установить, какие недостатки для них существенны. Но в СОЮ не пользуются легальной дефиницией, там считают, что существенный только тот, который не позволяет пользоваться по назначению. В Постановлении Пленума N17 2012 по закону о защите прав потребителя в п. 13: влияние недостатка в виде невозможности использования по назначению. Такая позиция закону не соответсвует, но ВС на такие величины никогда и не разменивался. Решение суда основывается на усмотрении суда, базирующимся ра рассмотрении материалов дела, СОЮ относятся к этому как к порядку действий, закон нет смысла смотреть. Тетенька решила купить автомобиль, в нем отказала система обогрева стекла. Она пошла к дилеру, давайте починим. Диллер починил, но эта система снова сломалась. Тетенька четырежды починила систему, выдвинула требования о возврате покупной цены (может быть предъявлено только при существенном недостатке). По ст. 475 недостаток существенный, может предъявлять. Но СОЮ говорит только если исключает возможность использования по назначению, по ПДД использование автомобиля с неработающим обогревом разрешается. Только судья женщина может так ненавидеть женщину. Вот к чему приводит творческое понимание СОЮ (дотерпело до кассации). Мы себе не можем позволить опускаться до уровня СОЮ, мы умеем читать. Формальное обнаружение недостатков, подпадающих под ст. 475 открывает все возможности. Если пепельница в автомобиле сломалась второй раз уже неважно, разгоняется ли автомобиль за 2,7 до ста и теща прикипела душой, это означает, что недостаток существенный.
Для чего же нужно деление недостатков на существенные и несущественные? Круг требований. Ст. 475: продавец отвечает, недостатки носят обычный характер: уменьшение цены, устранение недостатков, возмещение своих расходов на устранение. Если существенный: предыдущие три плюс замена товара, отказ от договора, возврат покупной цены. Может ли перечень быть пересмотрен соглашением сторон? 5 ноября 2013 Постановление ВАС 8498/13: две организации заключили договор кп долей в уставном капитале, где было указано, что покупатель мог требовать только возврат. ВАС сказал, что стороны могут сами предусмотреть круг способов защиты. В отношениях B2B это допустимо до пределов Постановления 16. Можно форматировать способы защиты любым образом, но нельзя исключать способы защиты вообще и возможность выхода из отношений как минимум в ситуации с существенными недостатками (аналогично мнению по ст. 463).
Может ли применяться категория качества к имущественным правам? Да, категория качества уже даже по лексическим предпосылкам не связана с категорией вещей. Качество – соответствие определенному комплексу требований. Все догматические и практические наработки, применяющие правила о качестве для имущественных прав, ускоряют оборот. ВАС также ответил положительно: по договору была совершена уступка, договор был расторгнут т.к. право требования не соответствовало качеству. Такой подход удачен для целого ряда сегментов рынка, например, корпоративных прав. Покупателей интересует возможность контроля в ООО, ключевой интерес в 99% контроль над самим ООО, использование его имущества. Есть ООО, которое занимается строительством дорог, при этом у него есть техника, публичные разрешения на деятельность. Если кого то интересует данный бизнес, как он может поступить? Продажа предприятия – тупиковая ветвь. Приобретается субъект, контролирующий объект. Продавец говорит: все хорошо, бизнес на ходу. Когда приобретаем бизнес, все эти обстоятельства волнуют. Если категория качества неприменима: покупатель купит 100% ООО, а потом придет, а там пусто, на все его претензии скажут: ты приобретал долю в ООО, что тебя не устраивает? Тебя не устраивают обременения имущества, а это разные объекты.
За счет использования категории качества ситуация решается легко: отношения легализованы, стороны защищены, пишем в договоре: «параметрами качества является то-то». Применение категории качества к имущественным правам не просто игра ума, а серьезный практический вопрос.
Свободным от прав третьих лиц. Задача не просто передать товар, но передать все права на него. Не только физическое качество, но и юридическая безупречность. Ст. 460:
1. Продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц.
Неисполнение продавцом этой обязанности дает покупателю право требовать уменьшения цены товара либо расторжения договора купли-продажи, если не будет доказано, что покупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц на этот товар.
2. Правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, соответственно применяются и в том случае, когда в отношении товара к моменту его передачи покупателю имелись притязания третьих лиц, о которых продавцу было известно, если эти притязания впоследствии признаны в установленном порядке правомерными.
Настройки вопросов: какие права и притязания лежат на риске продавца, за какие он отвечает? Совпадают с таковыми для физических качеств.
С т.з. П. 1 ст. 460 и ст. 461, 462 продавец несет ответственность за права третьих лиц, за исключением согласия покупателя принять обремененный товар. Никакого влияния на вопросы ответственности знание продавца не оказывает. Воплощение системы гарантий: продавец несет риск существования прав третьих лиц.
Если права возникли до передачи товара или предопределены до передачи товара (условная сделка), продавец несет ответственность, кроме случаев согласия покупателя принять с обременениями.
П. 2 ст. 460 притязания третьих лиц. Продавец несет ответственность только за известные ему притязания.
При несоблюдении отказ от договора, уменьшение покупной цены, убытки по ст. 461.
Ст. 462: ответственность за эвикицию:
Если третье лицо по основанию, возникшему до исполнения договора купли-продажи, предъявит к покупателю иск об изъятии товара, покупатель обязан привлечь продавца к участию в деле, а продавец обязан вступить в это дело на стороне покупателя.
Непривлечение покупателем продавца к участию в деле освобождает продавца от ответственности перед покупателем, если продавец докажет, что, приняв участие в деле, он мог бы предотвратить изъятие проданного товара у покупателя.
Продавец, привлеченный покупателем к участию в деле, но не принявший в нем участия, лишается права доказывать неправильность ведения дела покупателем.
Тара и упаковка. Ст. 481:
1. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки.
2. Если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования.
3. Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям.
Не является существенным условием, восполняющая норма. Существуют нормативные предписания, также по соглашению сторон.
Последствия нарушения ст. 482:
1. В случаях, когда подлежащий затариванию и (или) упаковке товар передается покупателю без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке, покупатель вправе потребовать от продавца затарить и (или) упаковать товар либо заменить ненадлежащую тару и (или) упаковку, если иное не вытекает из договора, существа обязательства или характера товара.
2. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, покупатель вправе вместо предъявления продавцу требований, указанных в этом пункте, предъявить к нему требования, вытекающие из передачи товара ненадлежащего качества (статья 475).
Тара и упаковка нужна лишь для сохранности товара, ст. 482 также отсылает к возможности использования требований из ненадлежащего качества.
Обязанности покупателя:
1. Принять товар
2. Оплатить
Принять товар. В ст. 484:
1. Покупатель обязан принять переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи.
2. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи, покупатель обязан совершить действия, которые в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями необходимы с его стороны для обеспечения передачи и получения соответствующего товара.
3. В случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора.
В обязательстве по передачи товара покупатель кредитор. Если обязанность передать у продавца, у кредитора право требовать. У кредитора в данном отношении нет обязанности. Термин законодателя обязанность принять товар некорректен. Правильно говорить о кредиторской обязанности (ст. 406), которая не является обязанностью в строгом смысле. Формулировка ст. 484 дала неокрепшим юридическим умам возможность полагать иск о принуждении к принятию. Как можно препятствовать покупателю, который противится принять? Поиздеваться именем РФ над покупателем закон не должен поддерживать.
Защита продавца в случае уклонения от принятия: возмещение убытков, предъявление требований об оплате (п.4 ст. 486 по аналогии с условными сделками):
3. Если покупатель в нарушение договора купли-продажи отказывается принять и оплатить товар, продавец вправе по своему выбору потребовать оплаты товара либо отказаться от исполнения договора.
Оплатить. Единственная обязанность по договору кп. По общему правилу цена несущественное условие. Порядок оплаты (ст. 486) также определяется соглашением и не относится с существенным условиям:
1. Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
2. Если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью.
3. Если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов в соответствии со статьей 395 настоящего Кодекса.
4. Если покупатель в нарушение договора купли-продажи отказывается принять и оплатить товар, продавец вправе по своему выбору потребовать оплаты товара либо отказаться от исполнения договора
5. В случаях, когда продавец в соответствии с договором купли-продажи обязан передать покупателю не только товары, которые покупателем не оплачены, но и другие товары, продавец вправе приостановить передачу этих товаров до полной оплаты всех ранее переданных товаров, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
До или после категория оценочная, не наполнить универсальным смыслом. Инф. Письмо ВАС N 69 по договору мены. В рамках мены используется формула идентичная ст. 486. Раз используется одна и та же категория, толкование должно быть одинаковое. Толкуя до или после передачи ВАС пришел к выводу, что в качестве такового срока должна восприниматься ситуация: не позднее следующего дня за днем исполнения. Проценты должны начисляться со второго лня после передачи товара. Возможно справедливо, но нельзя придавать характер универсальной нормы.
При этом нужно понимать, что до или после это лишь общее правило. Норма диспозитивна, стороны могут общее правило изменить. В попытках охватить возможные девиации законодатель обращает внимание на наиболее распространенные:
· Предварительная оплата (ст. 487)
· Оплата в кредит (ст. 488) + ст. 489 с рассрочкой платежа
Ст. 486 идеал, наиболее кратчайший срок. Но стороны могут договориться утром деньги, вечером стулья (предварительная оплата). Изначально оплата, потом передача ст. 487:
1. В случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не предусмотрен, в срок, определенный в соответствии со статьей 314 настоящего Кодекса.
2. В случае неисполнения покупателем обязанности предварительно оплатить товар применяются правила, предусмотренные статьей 328 настоящего Кодекса.
3. В случае, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок (статья 457), покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом.
4. В случае, когда продавец не исполняет обязанность по передаче предварительно оплаченного товара и иное не предусмотрено законом или договором купли-продажи, на сумму предварительной оплаты подлежат уплате проценты в соответствии со статьей 395 настоящего Кодекса со дня, когда по договору передача товара должна была быть произведена, до дня передачи товара покупателю или возврата ему предварительно уплаченной им суммы. Договором может быть предусмотрена обязанность продавца уплачивать проценты на сумму предварительной оплаты со дня получения этой суммы от покупателя.
Либо утром стулья, вечером деньги. Оплата в кредит (в экономическом смысле). Денежные средства платим позднее (аналогично платим сейчас и тут же даю вам эту сумму в кредит). Ст. 488 общее правило оплаты в кредит, деньги вечером все сразу:
1. В случае, когда договором купли-продажи предусмотрена оплата товара через определенное время после его передачи покупателю (продажа товара в кредит), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не предусмотрен, в срок, определенный в соответствии со статьей 314 настоящего Кодекса.
2. В случае неисполнения продавцом обязанности по передаче товара применяются правила, предусмотренные статьей 328 настоящего Кодекса.
3. В случае, когда покупатель, получивший товар, не исполняет обязанность по его оплате в установленный договором купли-продажи срок, продавец вправе потребовать оплаты переданного товара или возврата неоплаченных товаров.
4. В случае, когда покупатель не исполняет обязанность по оплате переданного товара в установленный договором срок и иное не предусмотрено настоящим Кодексом или договором купли-продажи, на просроченную сумму подлежат уплате проценты в соответствии со статьей 395 настоящего Кодекса со дня, когда по договору товар должен был быть оплачен, до дня оплаты товара покупателем.
Договором может быть предусмотрена обязанность покупателя уплачивать проценты на сумму, соответствующую цене товара, начиная со дня передачи товара продавцом.
5. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, с момента передачи товара покупателю и до его оплаты товар, проданный в кредит, признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате товара.
Ст. 489 матрица отношений та же, но деньги траншами:
1. Договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку.
Договор о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа считается заключенным, если в нем наряду с другими существенными условиями договора купли-продажи указаны цена товара, порядок, сроки и размеры платежей.
2. Когда покупатель не производит в установленный договором срок очередной платеж за проданный в рассрочку и переданный ему товар, продавец вправе, если иное не предусмотрено договором, отказаться от исполнения договора и потребовать возврата проданного товара, за исключением случаев, когда сумма платежей, полученных от покупателя, превышает половину цены товара.
3. К договору о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа применяются правила, предусмотренные пунктами 2, 4 и 5 статьи 488 настоящего Кодекса.
Оплата в кредит. Срок оплаты несущественное условие, отсылка к 314. Ст. 328 действует для регулирования отношений сторон. П. 5 ст. 488 законный залог, законодатель уравнивает баланс интересов. По умолчанию возникает, в особом указании не нуждается в тексте договора. Для третьих лиц этот залог вступит в силу только когда зарегистрирован, учтен, может быть противопоставлен лицам и которым он просто известен, даже без регистрации. Ст. 488 действует независимо от предмета и субъектного состава, напр,, при продаже доли в ООО также переходит в залог.
Частный случай оплаты в кредит ст. 489. Общие правила оплаты в кредит действуют и здесь. Вид должен повторять все признаки рода, залог тоже работает. В данном случае срок, цена, период оплаты существенный, правила ст. 489 в этом отношении капитан очевидность, нет восполнимого, мы знаем только то, что платим по частям. Если объективно не восполнить, то условие существенное.
Противоположная девиация – предварительная оплата (аванс). Срок оплаты не является существенным (ссылка на ст. 314). Если при оплате в кредит закон регулирует и общее правило и частный случай, то здесь только общее. Возможно ли установлении предварительной с рассрочкой? Ничье право не нарушает, стороны могут сами регламентировать, лишь бы срок до передачи. В данном случае цена, период и размер транша тоже существенные.
Законодатель этими тремя правилам не устанавливает перечень, он перечисляет наиболее частые (напр., можно часть оплаты до передачи, а часть после, тут будет смешение правил, будем применять соответственно моменту передачи).
Последствия нарушения. Возмездность в кп исключительно денежный характер. Обязательство денежное, по умолчанию проценты ст. 395, убытки ее не покрытые. Иные формы защиты в частных правилах ст. 487, 488. Но самый важный вопрос остается октрытым: я продаю вам фломастер, мы договорились, что я передам его 16 февраля, я его передаю. Какая формула оплаты будет применима? Общие правила, специально мы ничего не сказали (то есть оплата непосредственно до или после передачи). Жизнь крайне сложная штука, вы не оплатили. Что я могу? Потребовать оплаты. В 486 нет регулирования насчет одностороннего отказа, руководствуемся общими правилами ст. 310. Это недоступно. Что с судебным порядком? Могу, в ст. 486 нет правила, ст. 450 общее правило, там существенное нарушение обязательств из договора. Необходимо доказать все 5 признаков существенности. Вполне можно доказать это и потребовать расторжения. Но для отечественной судебной системы это слишком сложно. Высшие судебные инстанции еще с 1997 пытаются указать на недопустимость расторжения. Подход основан на непонимании зачем давать возможность расторгнуть договор (при расторжении требования об оплате не будет) и фобии (расторгает, наверное, хочет вернуть назад, а что с ПС? А если запись уже в реестре? Не позволим трогать реестр, не позволим расторгать). В абстрактных разъяснениях ВАС это и воплощалось. ВС долго уговаривать не надо было, идею подхватили. Затем АС начали из этой идеи выбираться, поняли, что расторжение договора не влияет на титул (расторжение имеет перспективный эффект, ПС по прежнему у покупателя), реестр не посыпется. В Инф. Письме N 49 ВАС стал допускать расторжение в случае неоплаты. ВС упирался до последнего, в Постановлении 10/22 суды прямо говорят о возможности расторжения, при этом не является основанием автоматического перехода титула обратно, возникает лишь обязанность продавца передать обратно. Вроде вздохнули, вытерли пол со лба, но смотрим судебную практику: у АС фобия с продажей долей: договор заключен, не исполнен, требования о расторжении и возврате доли, потребовалось дважды вмешательство ВАС. У СОЮ тоже самое: передана недвижимость, не оплачена вообще. Продавец говорит давайте расторгнем, ВС говорит нет, расторжение не предусмотрено, истец не доказал существенность нарушения. При каждом удобном случае у судов возникает желание съехать. При расторжении титул автоматически не возвращается, возникает лишь обязанность по кондикции, продавец правопреемник покупателя, он ничего не восстанавливает, все обременения переходят. Постановление Пленума N 35 о расторжении.