Основы финансового права Республики Казахстан
Финансовое право- это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе фи- нансовой деятельности государства, для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый отдельный период развития.
Финансовое право состоит из двух частей: к общей частифинансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, вопросы финансового регулирования, финансового контроля в государстве; особенная частьвключает в себя расположенные в определенном порядке институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Основные институты финансового права: бюджетное право, налоговое право, право, регулирующее кредитные, эмиссионные, валютные и другие финансовые отношения.
Система финансового права – нормы, закрепляющие финансовую деятельность, её задачи, методы, формы. Это группа норм, устанавливающих компетенцию финансовой деятельности:
1. Нормы финансового контроля.
2. Нормы финансовой ответственности.
3. Первый институт - бюджетное право (финансовое право не может существовать без бюджетного права).
4. Бюджетные и не бюджетные фонды.
5. Государственные фонды.
6. Государственный кредит, государственное страхование, государственные расходы.
7. Банковское кредитование.
8. Денежное обращение и расчёт.
9. Валютное регулирование.
Финансовая деятельность государства на современном этапе.
Финансовая деятельность государства - особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права.
сновная цель - выполнение программ финансового развития.
В настоящее время, однако, особенно остро проявляются недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие нашей страны. К ним относятся: нетворческий характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства; отсутствие стратегических концептуальных разработок; отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в народном хозяйстве и т.д.
В программах стабилизации экономики и перехода к рынку Республики Казахстан предусмотрен комплекс мер по финансовому оздоровлению экономики и налаживанию денежного обращения, нормализации потребительского рынка, обеспечении стабильности производства, укрепления хозяйственных связей.
Основными направлениями перехода к рыночным отношениям в Казахстане были определены разгосударствление экономики, приватизация собственности, демонополизация экономики, развитие предпринимательства и конкуренции, а также создание рыночной инфраструктуры (товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, сеть коммерческих оптовых предприятий по торговле товарами, коммерческие банки, страховые фирмы, складское, транспортное, тарное хозяйство, центры коммерческой информации, рекламные фирмы, сеть сервисных, ремонтных, консультационных и юридических услуг и т.д.) Создаются следующие виды рынков: потребительских товаров и услуг, средств производства, сельскохозяйственной продукции, труда, жилья, финансовый рынок.
Целью финансовой политики является достижение сбалансированности государственного бюджета, и решить проблему финансового оздоровления народного хозяйства на основе стабилизации экономики.