Дополнение 3. У клиента есть гордость

Если у Вас был конфликт с клиентом, и клиент от Вас ушёл — спустя некоторое время он может понять, что был неправ. Или что он, пусть и был прав, себе же сделал хуже. Потому что теперь покупает тот же товар дороже, или худшего качества, или на худших условиях. И тут бы ему вернуться к Вам… но теперь ему мешает гордость.

Та самая гордость, из-за которой порой расстаются мужчина и женщина, когда каждый из них ждёт, пока второй придёт извиняться.

То есть, клиент не хочет идти мириться первым, потому что ему кажется, что тогда он «теряет лицо» и проигрывает. Он уже готов к примирению, но не готов сделать первый шаг. С другой стороны, той же позиции придерживается и компания…

Так вот, господа — в бизнесе есть очень важный принцип. Можно быть правым, а можно зарабатывать деньги. И часто эти варианты исключают друг друга.

Поэтому если Вы считаете, что клиент готов к Вам вернуться, но его удерживает гордость — сделайте шаг к примирению со своей стороны. Корона с Вас не упадёт. Какую именно форму примет этот шаг — приползёте ли на брюхе, униженно виляя хвостом, или сдержанно извинитесь — зависит от обычной Вашей манеры вести дела с клиентом. Но первый шаг должен быть сделан Вами — чтобы дать клиенту возможность выйти из угла, куда он сам себя загнал, и сделать ответный шаг Вам навстречу.

Хотя Вы можете этого и не делать, конечно. Особенно если Ваша гордость превыше денег, которые мог бы принести этот клиент…

Часть 6. Как сокращать расходы — способы сэкономить

ЧТОБЫ БИЗНЕС ПРИНОСИЛ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ:

— Привлекайте больше новых клиентов.

— Заключайте с ними больше сделок.

— Продавайте больше товаров каждому.

— Берите за каждый товар больше денег.

— Делайте больше повторных продаж.

Используйте больше способов сэкономить.

«Сберечь пенни — то же, что получить два»

Бенджамин Франклин — тот самый, чей портрет украшает стодолларовую купюру, — был не только политическим деятелем и ученым, но также предпринимателем и журналистом. Он издавал ежегодник под названием «Альманах бедного Ричарда» и публиковал в нем уйму советов на каждый день. Многие из этих советов стали крылатыми фразами.

Например, знаменитая фраза «Время — деньги» взята из статьи Франклина «Советы молодому предпринимателю».

Одним из наиболее частых был совет экономить. Франклин повторял его на все лады в разных своих статьях, возвращаясь к нему снова и снова, потому что он считал экономию одним из двух главных секретов богатства. «Сберечь пенни — то же, что получить два», — писал он.

И вслед за великим американцем я хочу напомнить вам, уважаемый читатель, что сэкономленный рубль — все равно что заработанный рубль, а то и лучше. Экономия, сокращение расходов — такой же способ поднять чистую прибыль вашего бизнеса, как и увеличение доходов за счет привлечения новых клиентов или роста продаж. Поэтому в заключительной части книги я хочу рассказать вам о нескольких несложных способах сократить расходы.

Скупость против экономии

Однако прежде чем мы заговорим о способах сэкономить, я хочу напомнить вам, что в бизнесе помогает экономия — но не скупость.

Чем отличается одно от другого? Экономный бизнесмен не тратит деньги на ненужные вещи. Нужные же вещи он приобретает непременно, и хотя старается купить их как можно дешевле, он не опускается ниже минимально приемлемого для его бизнеса уровня качества. Он знает, что пригодность вещи важнее ее цены, и если вещь негодная, нет смысла ее покупать, как бы дешево она ни продавалась.

И разумеется, он умеет отличать нужное от ненужного, а пригодное от непригодного.

Скупой же таким навыком не обладает — и поэтому пытается сберечь деньги, отказываясь даже от нужного, а также покупая вещи слишком низкого качества.

Например, если экономный человек страхует свой дом, он проверит все пункты договора и не станет страховать свой дом от наводнения, если дом стоит высоко на холме. Скупой же, чтобы сберечь деньги, вовсе не станет страховать дом и в случае пожара останется и без дома, и без денег.

В результате бизнес экономного предпринимателя развивается быстрее, чем бизнес расточительных конкурентов, а возможные неурядицы менее страшны ему, поскольку он способен выжить на меньшем бюджете. Скупец же нередко оказывается в ситуации «не было гвоздя — подкова пропала», и поэтому его бизнес либо развивается гораздо медленнее, чем мог бы, либо и вовсе постепенно гибнет.

Поэтому хоть я и призываю к экономии — но хочу предостеречь вас от скупости.

Наклейка дороже джинсов

Зачастую товары, которые продаются в магазинах вашего города под эмблемами разных фирм, производятся на одном и том же заводе где-нибудь в Иордании или на Тайване, из одного материала и по одному чертежу. Потом на них ставят разные логотипы и, что гораздо интереснее, продают по разной цене. Иной раз, когда человек покупает «брендовые» джинсы, наклейка на заднем кармане обходится ему дороже самих джинсов.

Когда вы собираетесь покупать что-то дорогостоящее для своего бизнеса, не спешите выкладывать деньги за товар или услугу известной фирмы. Зачастую на рынке можно найти гораздо более дешевый товар не столь известного производителя и при этом либо не уступающий по качеству «фирменному», либо имеющий более низкое, но все еще приемлемое для вас качество.

Только не забудьте проверить, что качество «безымянного» товара действительно вас устраивает, чтобы не оказаться в положении скупца, который платит дважды.

Банка дороже напитка

Когда вы покупаете в магазине банку шипучего напитка, вы делаете это ради ее содержимого. Однако фактически за саму банку — которую вы вскоре выкинете — вы платите больше, чем за напиток внутри нее.

Если не верите, сравните, сколько стоят в одном и том же магазине шесть трехсотграммовых банок — и сколько стоит двухлитровая бутылка.

В бизнесе часто складывается подобная ситуация, когда какие-то дополнительные вещи — упаковка, доставка, страховка и т. п. — могут обойтись вам дороже самого товара, который вы хотите приобрести. Обычно для хитроумного продавца все это — еще один способ заработать на вас.

Например, если карта памяти в интернет-магазине стоит 1500 рублей, а за курьерскую доставку просят 500 рублей сверху, доставка почти наверняка приносит продавцу большую прибыль, чем собственно проданный товар.

И нередко вы можете сэкономить десятки процентов, если станете покупать «напиток, а не банку». Оптовая покупка «россыпью» или «в розлив» поможет не платить дополнительно за упаковку. Доставка своими силами может обойтись в разы дешевле, чем заказанная у продавца. Так же нередко обстоит дело и со страховкой, и со сборкой.

Поэтому всякий раз, когда планируете крупные траты, проверьте: какая часть цены приходится на «напиток», а какая — на «банку». И подумайте, можно ли сэкономить на «банке».

Доверяй, но проверяй

Даже если вы максимально тщательно выбирали поставщика, даже если вы на переговорах выбили из него самую низкую цену на рынке, время от времени вам стоит проверять, что та цена, которую вы платите, по-прежнему выгодная. Условия рынка постоянно меняются — но если они изменились в вашу пользу, продавец или провайдер услуг едва ли сообщит вам об этом по собственной инициативе. Он не заинтересован в том, чтобы вы платили меньше.

Мне доводилось видеть людей, которые продолжали платить за те или иные услуги по тарифам многолетней давности, хотя с тех пор рыночные цены упали в несколько раз.

Поэтому вам придется побеспокоиться о своей выгоде самостоятельно. Возьмите за правило раз в несколько месяцев (или по меньшей мере раз в полгода-год) проверять текущие расценки на все товары и услуги, которые ваш бизнес покупает регулярно. Вы удивитесь тому, как часто вам удастся сэкономить.

Только не гонитесь за грошовой экономией. Не меняйте проверенного и надежного поставщика на незнакомого ради незначительной разницы в ценах — вы рискуете потерять больше, чем выгадаете, если новый поставщик вас подведет. Идите на такой шаг лишь тогда, когда он сулит существенную выгоду. Но даже в этом случае попробуйте получить сходные условия от старого поставщика, прежде чем окончательно переходить к новому.

Завтрашний» йогурт

Множество разнообразных вещей экономный бизнесмен может приобрести по ценам гораздо ниже рыночных, если правильно выберет момент. Дело в том, что многие товары со временем «портятся» и продавцу оказывается выгоднее продать их с большой скидкой, нежели держать на полках, — если речь идет об оптовой или хотя бы о мелкооптовой покупке.

Наглядный пример такого товара — «завтрашний» йогурт. То есть такой, для которого срок годности, напечатанный на упаковке, истекает завтра. С этим товаром продавец оказывается в положении Золушки на балу — с двенадцатым ударом часов стоящие на полке молочного отдела йогурты превратятся в мусор. По закону их уже нельзя будет продать, останется только выбросить. Поэтому если в последний день найдется покупатель, который готов будет забрать «завтрашний» йогурт за полцены, за треть цены или даже за десятую часть цены, — для продавца это все равно окажется стоящей сделкой. Потому что мусорный бак не заплатит ни копейки.

Таким покупателем может быть, например, детский сад, заводская столовая или больница — весь купленный «завтрашний» йогурт будет съеден еще сегодня, до истечения срока годности.

Конечно, фиксированный срок годности есть лишь у немногих товаров. Но это не единственная ситуация, когда ценность товара резко падает и продавец стремится избавиться от него, пусть и с большой скидкой. Вот несколько других возможных причин:

— для «сезонных» товаров — конец сезона;

— для «модных» товаров — перемена моды;

— для «технологичных» товаров — выход новой модели и т. п.

Обратите внимание — все эти события предсказуемы. Вы можете заранее спрогнозировать их наступление и заранее же попробовать договориться с продавцом о том, что в подобной ситуации он продаст вам часть тех товаров, от которых захочет избавиться, но с большой скидкой.

Взгляните на список товаров, которые ваша фирма покупает регулярно. Есть ли среди них товары, подверженные периодическому устареванию, выходу из моды, истечению срока годности и т. п.? Если да — можете ли вы заранее так спланировать покупку этих товаров, чтобы не упустить момент, когда продавец будет готов отдать их дешево? Можете ли отложить покупку до тех нор, пока не наступит время максимального снижения цен?

Наши рекомендации