Ценообразование на предприятии. Основные методы установления базовых и окончательных цен.
Ценообразование — это проблема, над разрешением которой работает огромная армия ученых — экономистов, финансистов, бухгалтеров, маркетологов и др. Каждый из них, используя определенный арсенал средств, стремится проанализировать процессы формирования цены товара или услуги с позиций фирмы, рынка и непосредственно покупателя. Различие в подходах к цене со стороны экономистов и маркетологов состоит лишь в выборе факторов, оказывающих влияние на отдельные ее переменные. Общее, что объединяет все стороны, — заинтересованность в эффективном назначении цен, обеспечивающих спрос и предложение товара и услуги в условиях конкуренции.
Цены могу классифицироваться как по способу измерения, так и по условиям применения.
По способу измерения различаются цены, выраженные:
· в отечественной валюте;
· в валюте других государств;
· в условных валютных единицах.
В расчетах могут использоваться:
· цены товаров, включающие и не включающие НДС, пошлины или акцизы;
· цены товаров, включающие стоимость доставки или нет;
· цены товаров народного потребления (розничные или оптовые, т.е. включающие или не включающие торговую наценку).
По сфере формирования различаются рыночные (внутренние и мировые), теневые, трансфертные и нормативные (отчетные) цены.
Под рыночной (внутренней или мировой) ценой понимается цена, по которой товар приобретается на свободном (соответственно внутреннем или мировом) рынке.
Теневые цены, или общественные (экономические), — это цены, отражающие реальную экономическую стоимость товара, т.е. ценность этого товара с точки зрения общества. Теневые цены находят применение при оценке общественной эффективности инвестиционных проектов. В условиях совершенной конкуренции с позиций микроэкономики теневые цены совпадают с рыночными, поскольку: на рынке действуют большое количество продавцов, доля которых в общем объеме продаж невелика; продавцы и покупатели независимы между собой и друг от друга, исключаются какие-либо соглашения по контролю рынка; продавцы и покупатели достаточно хорошо осведомлены о происходящих на рынке событиях; отсутствуют транспортные издержки или, что то же самое, их величина равна для всех производителей в расчете на единицу продукции.
Трансфертная (внутренняя) цена - это цена, принятая для взаиморасчетов между участниками одного инвестиционного проекта или программы. Подряду причин этими ценами нельзя руководствоваться при выходе на внешний рынок. Они могут также не устраивать отдельных участников, поэтому подбираются взаимовыгодные для них трансфертные цены, которые используются в расчетах эффективности.
Нормативная (отчетная) цена - это цена товара, которая указывается предприятием в отчетных документах и которую государство в лице налоговых органов принимает во внимание во взаимоотношениях. Нормативные (отчетные) цены разнообразны. Они имеют соответственно разные стоимостные характеристики.
В предпринимательстве, к примеру, цена товара является ключевым фактором продвижения товара на рынок, устранения конкурентов и решения задач, связанных с рентабельностью, эффективным инвестированием капитала в различные новые сферы производства и потребления.
Цена является составной частью комплекса маркетинга (реклама, стимулирование сбыта, исследование рынка).
Известно, что цена непосредственно определяет уровень спроса и объем продаж. Слишком высокая или низкая цена отрицательно сказывается на эффективности деятельности фирмы.
Надо отметить, что государство принимало до недавнего времени меры, ограничивающие свободную конкуренцию или создающие преимущества отдельным группам предприятий (налоговые льготы, квотирование импорта, дифференцированные таможенные пошлины).
Цена должна быть неразрывно связана с понятием качества и должна влиять на имидж марки. В зависимости от принятой стратегии фирмы выделяют три группы целей, связанных с прибылью, объемом продажи и конкуренцией.
Цели, связанные с прибылью, ориентированы на ее максимизацию и тем самым на достижение нормы доходности на инвестированный капитал. Такой подход используют в экономике инвестиций при выборе «достаточной» цены, обеспечивающей при планируемом объеме реализации продукции пороговый уровень отдачи на инвестированный капитал. Поскольку данный подход не учитывает того обстоятельства, что именно цена в большинстве случаев определяет уровень спроса, он концептуально ошибочен.
Цели, обусловленные объемом продаж, чаще всего применяют фирмы, рассчитывающие на достаточно высокие темпы роста объемов реализации товаров. Поэтому они формируют такую цену, которая по сравнению с конкурентами была бы ниже и позволяла расширять объем продаж. После выбора цены проникновения и закрепления на рынке фирмы ставят цель получения достаточной нормы доходности на вложенный капитал.
Большую выручку можно получить не только за счет увеличения объема продаж, но и за счет повышения цены товара, за который некоторые покупатели готовы платить из-за его высокой ценности. Такую стратегию, названную «снятие сливок», применяют фирмы, выпускающие новые товары с коротким жизненным циклом и в условиях, когда спрос неэластичен. Ее главное преимущество в том, что она позволяет после продажи определенного объема товара распространить его на большую группу покупателей по меньшей цене.
Цели фирмы, ориентированные на конкуренцию, состоят либо в стабилизации цен, либо в позиционировании относительно конкурентов. Чаще всего такую стратегию применяют фирмы, не способные повлиять на ситуацию на рынке. Поэтому они стремятся сконцентрировать свои усилия на конкуренции по неценовым факторам (качество, гарантийное обслуживание и др.).
Все указанные цели и способы их достижения базируются на анализе себестоимости изготовления товаров. Понятно, что если изготовитель понес расходы на обоснование идеи проекта и все другие прединвестиционные, инвестиционные и эксплуатационные фазы проекта, то он стремиться прежде всего вернуть вложенные средства и получить прибыль.
Затраты, как основа ценовых решений.Очень многие предприниматели при установлении цены основным считают следующий вопрос: какую цену нам надо установить, чтобы покрыть затраты и получить хорошую прибыль? Таким образом, образом следует рассмотреть концепцию затратного ценообразования, которая представляет собой концепцию установления цены, когда в качестве отправной точки берутся фактические затраты фирмы на производство и сбыт товаров.
Этот подход обладает большими недостатками: до тех пор, пока неизвестен объем производства, => неизвестен объем затрат, неизвестна себестоимость единицы и => неизвестна цена.
Какие затраты мы можем себе позволить, чтобы заработать прибыль при тех рыночных ценах, которых мы можем добиться? – сначала анализируются цены, которые мы можем получить за свои товары, а потом уже какое количество товара мы будем производить и какие будут затраты.