Тема 7. Государственный кредит и государственный долг (16 часов)
Экономическое содержание государственного кредита
Изучаемые вопросы
Государственный кредит как экономическая категория. Отличие государственного кредита от других видов кредитных отношений. Государственный кредит как финансовая категория, его функции.
Теоретические положения
Государственный кредит
Государственный кредит – это одна из форм мобилизации денежных ресурсов государством с целью выполнения своих функций.
В рамках государственного кредита государство может выступать в роли кредитора, заемщика, гаранта.
При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика и гаранта, так и в роли кредитора.
Как экономическая категория государственный кредит – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.
Государственный кредит выполняет трифункции: распределительную, регулирующую и контрольную.
Через распределительнуюфункцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.
Государственный долг и его классификация
Изучаемые вопросы
Государственные заимствования РФ. Внутренние займы РФ. Классификация государственных ценных бумаг. Нерыночные ценные бумаги. Внешние займы и внешний долг РФ. Российская Федерация как гарант. Российская Федерация как кредита. Бюджетные кредиты. Субфедеральный государственный кредит.
Теоретические положения
Кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату, образуют государственные займы.
Государственные займы осуществляются в виде:
- эмиссии государственных ценных бумаг;
- займов внебюджетных фондов;
- в порядке получения кредитов у банков.
В результате заемной деятельности государства образуется государственный долг.
Государственный долг — это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:
- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
- бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;
- государственных гарантий РФ;
- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.
Государственный долг разделяется на внутренний и внешний.
Внутренний долгпредставляет собой величину задолженности государства своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.
Внешний долг – задолженность данного государства гражданам и организациям иностранных государств.
В целом государственный долг приводит к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов. При наличии значительного долга происходит и перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.
Учет и регистрация государственных внутренних и внешних долговых обязательств Российской Федерации осуществляются в Государственной долговой книге Российской Федерации.
Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства по выплате долгов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Коэффициент обслуживания государственного долга – отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлением страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга считается его значение до 25 процентов.
В процессе управления государственным долгом применяются следующие средства:
1. Конверсия государственного долга – изменение доходности займов.
2. Консолидация государственного долга – увеличение срока действия уже выпущенных займов.
3. Унификация государственных займов – объединение нескольких займов в один.
4. Обмен облигации по регрессивному соотношению – приравнивание нескольких ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации.
5. Отсрочка погашения займа – перенос на более поздние сроки погашения займа и прекращение выплаты дохода по этому займу.
6. Аннулирование государственного долга – отказ государства от обязательств по выпущенным займа.
Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.
Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.
Последствием такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.
Консолидация – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительства-заемщика и правительства-кредитора.