Роль государства в регулировании кризисных ситуаций в транзитивных экономиках
Мировой опыт подтверждает, что рынок конкурирующих продавцов является пока лучшим способом эффективной организации производства и распределения товаров и услуг. Однако рынок нуждается в правовой и регулирующей основе. И государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Вмешательство государства может выступать в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов благ и услуг, в иных проявлениях. Отношения между государством и рынком осуществляются в 4 аспектах: развитие человека, внутренняя экономика, международная экономика и макроэкономическая политика. Эти сферы деятельности взаимосвязаны.
Использование концепции риска в государственном регулировании предполагает предвидение возможных критических ситуаций, оценку вероятных потерь для населения с выявлением их качественного и количественного характера в зависимости от масштабов и реальности их возмещения. Как собственник государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве принадлежащего ему промышленного и финансового капитала. Повышение доходности государственной собственности напрямую зависит от качества управления собственностью.
Свои управленческие функции государство реализует в нескольких сферах. Во-первых, это организации государственной собственности. Организацию управления ими как имущественными комплексами осуществляет Комитет по управлению государственным имуществом РБ. Оперативное руководство (управление) производством осталось за отраслевыми министерствами и ведомствами. Ими, а также Министерством экономики РБ, осуществляется мониторинг финансового состояния и его перспектив в организациях, управление путями реструктуризации производства, его диверсификации, осуществлением стратегического планирования. Во-вторых, это организации с государственной долей участия в уставном фонде. В этих организациях государственная доля акций также является объектом воздействия со стороны государства. Осуществляется оно путем включения в органы управления этих организаций представителей государства, которые должны быть хорошими менеджерами, владеть методами исследования эффективности применяемых систем управления, обладать чувством социальной ответственности. В-третьих, государство обладает недвижимым имуществом, которое должно постоянно эффективно функционировать, увеличивая при этом свою капитализацию. В-четвертых, с деятельностью государства тесно связаны земельные отношения. Как показывает практика реформирования экономик пост социалистических стран, в ряде организаций, вследствие нарастания кризисных явлений, как правило, возрастали убытки, объемы которых были равны или превышали квартальную выручку, оборот велся на заемных средствах, а собственный капитал был утрачен в убытках.
Институт банкротства следует рассматривать, с одной стороны, как инструмент страхования рисков предпринимательской деятельности, удовлетворения интересов, как должника и его работников, так и кредиторов, с другой стороны, как механизм оздоровления экономики путем освобождения ее рыночного пространства от неэффективных субъектов хозяйствования и их неэффективных собственников. В этой связи в условиях перехода к рыночной экономике практическое управление любой организацией в той или иной мере является или, точнее, должно быть антикризисным управлением, так как та или иная кризисная ситуация может возникнуть на любой стадии жизненного цикла организации.
Контрольные вопросы к теме № 2
1. Что понимается под государственным антикризисным регулированием?
2. Изложите известные вам определения, раскрывающие сущность государственного регулирования.
3. Что понимается под антикризисным управлением?
4. Назовите виды государственного регулирования кризисных ситуаций. Чем, по вашему мнению, обусловлена их типология?
5. В чем заключаются методы прямого регулирования?
6. Каким образом осуществляются методы нормативного воздействия?
7. Перечислите основные направления финансового регулирования кризисных ситуаций.
8. Почему промышленная политика рассматривается как вид государственного регулирования кризисных ситуаций?
9. В каких сферах, и каким образом государство осуществляет свои управленческие функции?
10. Почему в условиях кризиса требуется усиление социальной ориентации государственного регулирования, и каким образом оно достигается?