Кризис организации и тенденции ее цикличного развития
В настоящее время в теории управления преобладает точка зрения, согласно которой любая система (в том числе социально-экономическая, будь то фирма, национальная экономика или мировое экономическое сообщество в целом) находится в одной из двух форм своего существования – функционирования и развития. Функционирование – это поддержание жизнедеятельности системы, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики. Развитие – это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.
Развитие характеризует изменение в предмете, средствах труда и человеке. Критерием этих изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность функционирования социально-экономической системы или создающего принципиально новые условия для этого. Фактом развития является повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии, усиление мотивации деятельности.
Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, что отражает возможность и закономерность наступления и разрешения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и в то же время является его питательной средой, развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для более устойчивого его осуществления. Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно являются разрушительными, они могут протекать с определенной степенью остроты, но их наступление вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой социально-экономической системы. Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития, но могут возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями их использования (помещение, климатическая среда, технологическая культура и пр.).
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Коммерческая организация, как одна из разновидностей экономических систем, в своей жизнедеятельности также проходит определенные циклы. Каждый такой цикл завершается, как правило, переходом на новый уровень воспроизводственного процесса (выше, ниже, уже, шире). При этом они могут не совпадать с ритмами общего развития экономики или развития других организаций. Каждая организация имеет собственный потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития социально-экономической системы. Поэтому она находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы, свои причины и возможности наступления и разрешения кризисов. В наиболее общем виде в жизненном цикле коммерческой организации обычно выделяют следующие пять фаз (рисунок 1.1):
Рисунок 1.1 – Фазы (этапы) жизненного цикла организации
1) формирование (линия a-b). На этом этапе происходит инвестирование в организацию производства – приобретение оборудования, набор и подготовка кадров, закупка сырья и т.п. Организация несет убытки;
2) рост (линия b-с). На этом этапе организация начинает получать прибыль. Вложенные средства откликаются значительным приростом объема продаж, прибыли, производственных мощностей. Это наиболее прогрессирующая фаза жизненного цикла организации, ее «звездный час»;
3) равновесное функционирование (линия с-d). На этом этапе организация получает максимальную прибыль («стрижет купоны»), а именно – без существенных инвестиций происходит процесс равномерного функционирования, получения стабильного дохода. Однако, в конце концов, изнашивается оборудование (физический износ), претерпевают моральный износ основные фонды и продукция, стареют кадры и организация приближается к спаду.
4) спад (линия d-е). Если не предпринимать реконструкции и реорганизации, то организация постепенно стагнирует и переходит в следующую фазу, характеризующуюся убыточной деятельностью.
5) ликвидация (линия e-j). На данной стадии организация ликвидируется как юридическое лицо. Ликвидация может происходить как вне судебной процедуры, так и в процедуре банкротства.
Однако наличие в организации квалифицированного персонала, конструкторско-технологической базы и не полностью изношенного оборудования обеспечивают ей возможность начала нового жизненного цикла. Для этого на фазе спада (в точке l) необходимо изыскать и направить средства (произвести инвестиции) в реконструкцию и реорганизацию. Такой маневр позволит через некоторое время преодолеть кризисное состояние (линия l-m) и сообщить организации ускоряющее движение к очередному росту (линия m-n), но уже от более высокого уровня.
Возможность кризиса и повышение вероятности его наступления возникает в переходные периоды развития организации, в периоды между этапами цикла развития. Качественная определенность этапа развития организации характеризуется сочетанием внутренних и внешних признаков, выраженных в показателях функционирования фирмы, а переходный период отражает последовательные изменения в определенном направлении от этапа к этапу.
Внутренние признаки этапа развития – финансовое положение, управляемость, социально-психологическая атмосфера деятельности, интеллектуальный и инновационный потенциал, ресурсосбережение, стратегия, информационные технологии, качество персонала.
Внешние признаки этапа развития – конкурентоспособность, конкурентные преимущества, имидж фирмы, региональная структура, социально-политическая позиция, международные связи, связи с общественностью, природные условия. Но не всякие изменения отражают переходный период. Некоторые изменения характеризуют простую неустойчивость, колебания показателей под воздействием природных или социальных условий, перипетии конкурентной борьбы, ситуации рынка. Поэтому в практике антикризисного управления очень важно уметь распознавать характер изменений в управляемых и неуправляемых процессах, отделять изменения переходного периода от изменений нормального функционирования фирмы. Бытует мнение, что жизненный цикл средней промышленной организации составляет примерно 30 лет и имеет тенденцию к сокращению.