Денежные средства в иностранных валютах для реализации».
Субсчет 57/1«Инкассированные денежные средства» предназначен для организаций, осуществляющих сдачу выручки для зачисления на расчетный или валютный счета в банке через инкассаторов.
Субсчет 57/2 «Денежные средства для приобретения иностранной валюты» предназначен для отражения операций по покупке организацией иностранной валюты.
. Субсчет 57/3«Денежные средства в иностранных валютах для реализации» предназначен для отражения операций по продаже валюты организацией.
При списании валюты с текущего валютного счета для продажи, ее сумма пересчитывается белорусские рубли по курсу НБ РБ на дату списания средств со счета.
Основным нормативным актом, регламентирующим порядок купли продажи иностранной валюты на территории РБ является «Инструкция о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических и индивидуальных предпринимателей», утвержденная Постановлением Правления НБ РБ от 28.07.05г. №112.
При оформлении валютно-обменных операций организация заключает договор с банком и оформляет заявку на покупку или продажу валюты.
Для подтверждения заявленных целей на покупку валюты в банк предоставляются следующие документы:
- внешнеторговый контракт;
- приказ о направлении работника в служебную командировку за границу;
- кредитный договор на получение кредита и др.
При совершении сделок по обязательной продаже иностранной валюты на торгах ОАО «БВФБ» организация уплачивает комиссионный сбор банку в размере 0,3%, включая биржевой сбор. При совершении других сделок купли-продажи иностранной валюты размер комиссионного сбора не должен превышать 1% от суммы сделки.
По сделкам купли-продажи иностранной валюты комиссионный сбор взимается в белорусских рублях, за исключением операций по конвертированию валюты, по которым сбор может взиматься не только в белорусских рублях, но и в иностранной валюте.
Купленная на внутреннем рынке валюта зачисляется на специальный валютный счет. Срок ее использования организацией составляет 7 рабочих дней. Неиспользованная валюта по истечению срока ее хранения должна быть реализована на том сегменте валютного рынка, на котором она была приобретена. В этом случае организации на расчетный счет будет зачислен рублевый эквивалент от продажи валюты.
Основным нормативным актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций являются:
1. Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории РБ, утвержденная пост. Правления НБ РБ от 29.03.2011г. № 107.
2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31 марта 2014 г. № 199 «О внесении дополнений и изменений в Инструкцию о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь»
Размер сумм наличных денег в кассе предприятия ограничен лимитом, установленным на конец рабочего дня банком по согласованию с предприятием.
Для проведения операций с наличными денежными средствами организация имеет валютную кассу, т.е . помещение или место приема, выдачи, хранения иностранной валюты, кассовых документов в иностранной валюте. Касса по рублевым операциям с кассой по операциям с наличной иностранной валютой совмещены. При этом имеются раздельные сейфы для раздельного хранения иностранной валюты от рублевых средств. В состав оборудования кассы входят каталоги отличительных признаков определения подлинности иностранных валют, а также технические приборы для проверки подлинности купюр наличной иностранной валюты.
Кассовые операции в иностранной валюте – это операции юридического лица, подразделения, ИП между собой, с банком, с физическим лицом, которые связаны с приемом в кассу или выдачей из кассы наличной иностранной валюты с отражением этих операций в соответствующих книгах учета.
Наличная иностранная валюта поступает в кассы организации по специальным денежным чекам и расходуется на те цели, на которые они были получены (указано в чеке)и по приходным кассовым ордерам (форма № КО-1в), подписанным главным бухгалтером. О приеме денег выдается квитанция.
Вся наличная иностранная валюта, поступившая в кассу юридического лица, за исключением наличной иностранной валюты, полученной со счета в банке и возврата наличной иностранной валюты, ранее выданной на командировочные расходы, называется выручкой.
Выдача наличной валюты организациями осуществляется в основном на командировочные расходы и расходуется только на цели, на которые она получена.
Организация сдает валюту в кассу обслуживающего банка.
Прием наличной иностранной валюты осуществляется по приходным кассовым ордерам формы КО-1в, а выдача - по расходным кассовым ордерам формы КО-2в. подписанным главным бухгалтером или лицом им уполномоченным. Расходный кассовый ордер подписывается также руководителем организации. Данные документы выписываются в валюте и рублевом эквиваленте по курсу НБ РБ на дату совершения операции. В приходном кассовом ордере в строке «Основание» указывается источник поступления наличной иностранной валюты и назначение платежа.
В подтверждение приема наличной иностранной валюты выдается квитанция к приходному кассовому ордеру формы КО-1в и другие документы, утвержденные в соответствии с законодательством РБ.
Документами подтверждающие личность вносителя или получателя наличной иностранной валюты являются: паспорт, удостоверение беженца, вид на жительство.
Приходные и расходные кассовые ордера, при приеме и выдаче по ним наличной иностранной валюты подписываются кассиром.
Все поступления и выдачи наличных денег отражаются в кассовой книге.
При совершении операций кассир подписывает расходные и приходные кассовые ордера, а потом их и приложенные к ним документы погашает надписью: «Получено» или «Оплачено», с указанием даты (число, месяц, год). После чего все операции кассир записывает в кассовую книгу.
Кассовая книга является регистром аналитического учета по счету 50 «касса». Каждое предприятие может иметь только одну кассовую книгу. Записи в кассовой книге ведутся кассиром в двух экземплярах – через копировальную бумагу. Вторые экземпляры отрывные, служат отчетом кассира. Записи в кассовую книгу производятся сразу после совершения операции (выдачи или получения денег). В конце каждого дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе и передает в бухгалтерию отчет с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (на первом экземпляре).
Полученные бухгалтерией кассовые отчеты и документы обрабатываются. При этом напротив каждой операции проставляется номер корреспондирующего со счетом кассы синтетического счета (бухгалтерская проводка).
Основанием для заполнения ж/о №1 и ведомости №1 служат отчеты кассира. Каждому отчету в ж/о отводится одна строка. Количество занятых строк в ж/о и ведомости должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов.
Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за причиненный предприятию ущерб в связи с неправильным их хранением. Все наличные деньги и ценные бумаги хранятся в сейфах, которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются сургучной печатью кассира. Помещение кассы изолировано, а двери в кассу во время совершения кассовых операций – закрыты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы посторонним лицам воспрещается.
Результаты инвентаризации кассы оформляются актом типовой формы № инв-15. На обратной стороне акта материально ответственное лицо пишет объяснение о причинах излишков или недостач, а руководитель предприятия – решение по результатам инвентаризации.
До передачи в кассу ордера заполняются и регистрируются бухгалтером в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в иностранной валюте по форме 1 или по форме 1а.
Журнал по форме 1 открывается отдельно на приходные и расходные кассовые ордера. В кассовой книге операции с валютой ведут раздельно по видам валюты (доллары, евро, российские рубли). В сроки, установленные руководителем организации, но не реже 1 раза в квартал проводится ревизия кассы. Приказом руководителя назначается комиссия, которая должна провести ревизию внезапно с полным пересчетом наличной иностранной валюты. Выявленные излишки иностранной валюты оприходуются, а суммы недостачи возмещаются либо виновным лицом (если имеются доказательства вины), либо за счет прибыли организации.
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе организации предназначен активный синтетический счет 50 "Касса".В организации открыты следующие субсчета:
50-1«Центральная касса (по видам валют)»;
50-2 «Денежные документы»;
50-3 «Касса столовой»;
50-4 «Кассы магазинов»
По дебету счета 50 "Касса" отражается поступление денежных средств в кассу, а по кредиту — их выбытие, сальдо счета 50 (дебетовое) означает сумму наличных денег в кассе организации на начало месяца.
Движение денежных средств в кассе представлено в таблице 5.
Таблица 5 – Корреспонденция счетов валютной кассы на 19.10.2016 года:
Содержание хозяйственной операции | Дебет | Кредит | Сумма | |
RUB | BYN | |||
Получено с валютного счета | 543,78 | |||
Выдано Шульженко С А.. | 383,58 | |||
Выдано Кузьменко Ю.А. | 160,20 |
Синтетический учет кассовых операций осуществляется в журнале-ордере №1 по кредиту счета №50 «касса». Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и контролируются ведомостью №1 по дебету счета №50 «касса».
К основным нормативным актам, регулирующим порядок проведения расчетов относятся:
1. Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" от 12 июля 2013 г. № 57–З (регламентирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности предприятиями Республики Беларусь независимо от форм собственности) [2];
2. Инструкция «О банковском переводе», утверждённая постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66 (в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.11.2012 № 583) [10];
3. Инструкция «О порядке совершения банковских документарных операций», утверждённая постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 N 67 (в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 11.12. 2012 г. № 647 [11];
4. Правила осуществления операций с электронными деньгами: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь, 26 ноября 2003 г., № 201: в ред. постановления Правления Национального банка Республики Беларусь, от 16 февраля 2007 г., № 52 [13].
Все безналичные расчеты осуществляются на основании расчетных документов.
Банковский перевод бывает международным и внутренним и при международном кредитовом переводе используется только платежное поручение.
Платёжное поручение представляет собой поручение (приказ) организации обслуживающему банку о перечислении со своего счета определённой суммы. Поручение оформляется на бланке установленной формы.
Поставщики – это организации, поставляющие какой-либо организации ТМЦ, электроэнергию, газ, пар, воду и т.д. Подрядчики выполняют для организации строительно-монтажные работы, наладочные и другие работы.
Все платежи осуществляются в порядке очередности поступления документов, кроме налогов в бюджет, оплаты энергоносителей, которые перечисляются в первоочередном порядке и выдачи заработной платы.
Списание средств со счета плательщика производится на основании первого экземпляра платежного поручения, на котором стоят подписи руководителя, главного бухгалтера, печать организации. В расчетных документах должны быть следующие реквизиты:
1) наименование расчетного документа, его номер и дата;
2) Номер и наименование банка плательщика;
3) Наименование плательщика и номер его счета в банке;
4) Наименование получателя средств, номер его счета и наименование банка, назначение и сумма платежа;
5) другие реквизиты
Корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками представлена в таблице 6.
Таблица 6 – Корреспонденция счетов:
Курсовые разницы, возникшие при переоценке дебиторской задолженности отражаются на дату расчетов с нерезидентом и дату составления отчетности.
Существует группа налогов, которая связана с ВЭД. К ней относятся таможенные платежи. Таможенные платежи включают:
- таможенные сборы за оформление,
- таможенные пошлины,
- НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РБ,
- акцизы при ввозе товаров на таможенную территорию РБ.
Таможенные платежи уплачиваются по экспортным и импортным операциям. Планом счетов предусмотрено, что информация о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемых организациями, и налогом с дохода с его персонала отражается на счете 68,к которому предусмотрены субсчета.По кредиту сч. 68 отражаются суммы начисленных налогов, а по дебету – перечисленные в бюджет платежи. Дебетовое сальдо по сч. 68 показывает сумму возникшей дебиторской задолженности у организации, а кредитовое – сумму кредиторской задолженности перед бюджетом.
Корреспонденция счетов по расчетам по налогам представлена в таблице:
Содержание операций | Дт | Кт |
Начислены налоги, относимые на затраты | 20,23,26,44 | 68/1 |
Начислены налоги, уплачиваемые из выручки организации | 90/3 | 68/2 |
Начислены налоги из прибыли | 68/3 | |
Удержан подоходный налог | 68/4 | |
Удержан налог на доходы | 68/4 | |
Удержан налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющие деятельность через постоянное представительство | 68/4 | |
Уплачены таможенные платежи | 10,41,08 | 68/5 |
Перечислены таможенные платежи (кроме НДС) | 68/5 | 51,52 |
Начислена сумма НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РБ | 68/5 | |
Приняты к зачету налоговые вычеты к НДС | ||
Перечислены налоги, сборы, штрафные санкции в бюджет |
В организации аналитический учет по сч.68 ведется по каждому налогу, сбору, платежу в бюджет. Для этого для субсчетов открываются аналитические счета по видам налогов, сборов. Например, могут быть открыты субсчета второго порядка: 68/2-1 – НДС, уплачиваемый из выручки, 68/2-2 – акциз.
Основным документом, регламентирующим вопросы оформления и оплаты командировочных расходов по заграничным командировкам, является «Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.07.2010 г. № 115 (с изм. и доп) - (далее Инструкция № 115).
Направление работника в служебную командировку за границу производится на основании приказа нанимателя (руководителя).
Если командирование за границу осуществляется по приглашению зарубежной фирмы, организации, то кроме приказа используется приглашение (их надо регистрировать и обеспечивать сохранность), которое определяет условия нахождения за границей (оплата труда, проезда, питания, проживания и т.д.).
Приказ и приглашение являются основанием для расчета и выплаты валютных средств по командировке.
При командировании работника за границу наниматель устанавливает задание на командировку, которое должно носить конкретный характер. В задании указываются:
- государство и цель командировки;
- время нахождения за границей;
- плана встреч и переговоров с иностранными партнерами;
- перечень вопросов, подлежащих решению или изучению;
- при заключении договора (контракта) - предмет договора, условия поставок, формы расчетов и др., необходимые для реализации целей и задач.
Задание подписывает командированный работник руководитель и утверждается нанимателем..
Руководитель определяет форму и порядок предоставления письменного отчета о выполненной работе.
Также, как и при командировках по РБ, за командированным за границу работником сохраняется место работы, должность и заработная плата, не ниже среднего заработка за все дни командировки.
Наниматель должен выдать аванс в иностранной валюте и возместить работнику следующие виды расходов:
1) по проезду к месту служебной командировки и обратно;
2) за проживание вне места постоянного жительства (суточные);
3) по найму жилого помещения;
4) иные произведенные работником с разрешения нанимателя расходы.
Сумма аванса, подлежащая выдаче командированному работнику, рассчитывается исходя из норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу, с учетом расходов, предусмотренных Инструкцией № 115. Наниматель ознакамливает работника, командируемого за границу, с расчетом на выданный аванс, информирует о сроках представления отчета об израсходованных суммах аванса, а также ответственностью за нецелевое использование или невозвращение, выданных под отчет, валютных средств.
При направлении в командировку за границу работнику выдается аванс наличными денежными средствами.
Окончательный расчет с работником должен быть произведен не позднее 30 дней с даты представления авансового отчета.
Для учета операций по расчетам с подотчетными лицами применяется счет 71- активный счет, сальдо которого отражает или сумму задолженности подотчетных лиц предприятию (по дебету), или задолженность предприятия перед ними (по кредиту).
По дебету счета записываются суммы, выданные под отчет (на основании расходных кассовых ордеров). По кредиту – суммы, использованные согласно авансовым отчетам, и суммы, сданные по приходным кассовым ордерам как неиспользованные.
Регистром для учета операций по движению подотчетных сумм и расчетам с подотчетными лицами служит журнал-ордер №7.
Это комбинированный регистр, сочетающий аналитический и синтетический учет. Форма записи в нем – линейная: каждой выданной под отчет сумме отводится в ж/о одна строка (линейка), которая открывается при выдачи авансов. По мере представления утвержденного авансового отчета, сдачи в кассу неиспользованных сумм или получение денег в погашение перерасхода, записи сумм по этим операциям будут произведены на этой же строке.
Основанием для заполнения ж/о №7 являются: 1) расходные кассовые ордера на суммы, выданные под отчет; 2) авансовые отчеты – на израсходованные суммы; 3) приходные или расходные кассовые ордера на сумму расхождения между полученными или израсходованными деньгами (возврат остатка или возмещение перерасхода).
Возмещение расходов производится на основании приказа нанимателя и подтверждающих документов в оригинале о фактически произведенных за время командировки расходах: счета, квитанции и др.
В авансовом отчете работник отчитывается за следующие произведенные им расходы
1. по проезду к месту служебной командировки и обратно;
2. за проживание вне постоянного местожительства (суточные);
3. по найму жилого помещения;
4. иные расходы.
В бухгалтерском учете данные операции отражены в таблице7.
Таблица 7 –Корреспонденция счетов по учету расчетов с подотчетными лицами:
Содержание хозяйственной операции | Дебет | Кредит | Сумма | |
RUB | BYN | |||
Выдано в подотчет с кассы | 383,58 | |||
Суточные 2*30$ | 10.12.4 | 3772.24 | 115.11 | |
Ночные | 10.12.4 | 377,22 | 11,51 | |
Страховка ОСАО «Ресо-Галантия» | 10.12.4 | 2362,01 | 72,08 | |
Заправка ООО «Лукойл» | 10.3 | 1207,50 | 36,85 | |
Заправка АО «Газпромнефть» | 10.3 | 1141,80 | 34,84 | |
Заправка ОАО «Калуганефтепродукт» | 10.3 | 1238,40 | 37,79 | |
Заправка ИП «Боровик» АЗС №8 | 10.3 | 1209,95 | 36,92 | |
ООО ЛУКОЙЛ стеклоомыватель | 10.3 | 484,00 | 14,77 | |
ОАО «Калуганефтепродукт» масло моторное | 10.3 | 280,00 | 8,54 | |
Внесено в кассу неиспользованные суммы | 496,88 | 14,96 | ||
Переоценка дебеторской задолженности | 0,21 |
По возвращению из командировки работник организации представляет авансовый отчет. Производится списание использованных подотчетных сумм на приобретенные материалы по курсу НБ РБ на дату представления авансового отчета.
Если работник был в командировке за границей, то на момент представления авансового отчета, при изменении курса НБ РБ изменился то переоценивается дебиторская задолженность в иностранной валюте:
Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведется по
каждому подотчетному лицу в разрезе отдельно выдаваемых сумм. Учетные записи осуществляются в журнале-ордере 7 или ведомости учета расчетов.
Порядок проведения внешнеторговых операций в Республике Беларусь регулируется Указом Президента РБ № 178 от 28.03.2008 г. «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций с последующими Указами президента РБ, внесшими в данный указ изменения и дополнения.
Согласно установленному порядку для проведения внешнеторговой сделки необходимо осуществить ее регистрацию.
Регистрация сделки – это проставление на документе, посредством которого оформлено заключение внешнеторгового договора (а также при необходимости и на приложениях к внешнеторговому договору) оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверенный электронной цифровой подписью работника банка.
Регистрация сделки будет проводится уполномоченным работником банка, обслуживающим счет экспорте или импортера. Регистрация сделки будет осуществляться по заявительному принципу в день представления экспортером или импортером документа, посредством которого оформлен внешнеторговый договор.
Согласно Указу Президента № 178 резиденты должны обеспечить прекращение обязательств нерезидентами в полном объеме - при экспорте не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (работ, услуг). Датой прекращения обязательств нерезидента при экспорте товаров (работ, услуг) является дата поступления денежных средств от экспорта.
Если таможенное оформление товаров в соответствии с законодательством не производится, то экспортером (импортером) оформляется статистическая декларация.
Статистическая декларация –декларация установленной формы, которая оформляется экспортером (импортером) по каждому факту отгрузки (поставки) товаров, осуществляемой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1000 евро и более.
Декларациипредставляется в центр статистического декларирования или в пункт таможенного оформления для регистрации должностными лицами таможенных органов.
Основанием для бухгалтерских записей по учету экспортных товаров, являются надлежащим образом оформленные документы, фиксирующие движение товаров:
- счет–фактура (инвойс) предприятия поставщика, с приложением спецификаций, дубликатов или товарно-транспортных накладных (СМR-накладная), квитанций железнодорожного сообщения, коносаментов, авианакладных, свидетельствующих об отгрузке товаров в установленные адреса;
- приемные акты, подтверждающие поступление товаров в порты или на склады;
- счета на иностранных покупателей, выписанные на основании отгрузочных документов;
- коммерческие или другие акты, свидетельствующие о недостачах, излишках или порче товаров;
- приемные акты иностранных экспедиторов, складские свидетельства, приемные акты консигнаторов и другие документы, подтверждающие движение экспортных товаров за границей.
Выручка от реализации экспортной продукции (товаров, работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете на момент ее признания по мере отгрузки товаров, продукции (работ, услуг) и предъявлению к оплате расчетных документов (метод начисления).
Учетные записи осуществляются в журнале-ордере № 11 или другом регистре бухгалтерского учета.
Учёт затрат на производство экспортной продукции осуществляется на счёте 20 «Основное производство», так же как и затрат на производство продукции, поставляемой на внутренний рынок.
Материалы, приобретенные за иностранную валюту оцениваются в пересчете по официальному курсу НБ РБ на дату их приобретения Датой приобретения импортных ТМЦ считается дата отметки в ГТД либо дата, указанная в товарно-транспортной накладной (если товар не проходит таможенного оформления).
При списании стоимости импортных сырья и материалов на производство экспортной продукции составляется проводка дебетуются счета учета затрат и кредитуется счет 10 «Материалы».
Учет готовой экспортной продукции осуществляется следующим образом. Готовая продукция, предназначенная для реализации на экспорт приходуется на счёте 43 «Готовая продукция». Её оценка производится по фактическим затратам на производство и доведения до обусловленного условиями контракта качества.
Для учёта реализации экспортной продукции, товаров, работ, услуг предназначен счёт 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».
Аналитический учёт по счёту 90 ведётся по каждому виду реализованных на экспорт товаров, работ, услуг, а так же по видам деятельности.
Операции по реализации экспортной продукции, товаров (работ, услуг) при признании выручки по отгрузке (методом начисления) отражается в бухгалтерском учёте представлены в таблице
:
1. Дт 62, 76 Кт 90/1 – на сумму контрактной стоимости экспортной продукции, товаров (работ, услуг) в оценке по курсу НБ РБ на дату отгрузки продукции и предъявлению расчетно-платежных документов к оплате.
2. Дт 90/4 Кт 41, 43/Э, 20 – списывается фактическая себестоимость экспортной продукции, товаров (работ, услуг)
3. Дт 44 Кт 76, 68 - на сумму начисленных таможенных сборов за таможенное оформление, таможенных пошлин
Дт 76, 68 Кт 51 (52) - На сумму уплаченных таможенных пошлин и сборов.
4. Дт 44 Кт 76 - на сумму начисленных расходов по транспортировке,
страхованию , экспедированию и других расходов по реализации экспортной продукции
5. Учтённые на счёте 44 расходы списываются на Дт 90/6 «Расходы на реализацию»:
Дт 90/6 Кт 44
6. Списываются в полной сумме условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы»:
Д-т 90/5 «Управленческие расходы» К-т 26
7. Списываются затраты в части условно-постоянных косвенных общепроизводственных затрат, относимых к управленческим расходам (согласно учетной политике), учитываемые на счете 25:
Д-т 90/5 «Управленческие расходы» К-т 25
Если такие затраты включаются в себестоимость продукции, то они списываются в дебет счетов 20, 23
8. При реализации экспортной продукции ставка НДС – 0%, акциз не взимается (действует принцип взимания косвенных налогов «по стране назначения»). Ставка НДС 0% применяется при наличии документального подтверждения факта экспорта товаров.
Подтверждением факта экспорта товаров являются:
- внешнеторговый контракт, на основании которого реализуются товары;
- подтверждение о вывозе товаров за пределы таможенной территории РБ.
Подтверждение о вывозе товаров – это копия декларации на товары с отметкой таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой и отметкой «Товар вывезен», а также даты выдачи подтверждения.
Импорт— это получение резидентом РБ товаров в том числе по сделкам не связанным с перемещением через государственную границу РБ), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента РБ.
Согласно Указу президента № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», с учетом изменений и дополнений резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме:
1) при экспорте – не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (работ, услуг);
2) при импорте – не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.
Датой отгрузки (поступления) товаров считается дата их помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК Таможенного Союза и определенные НБ РБ для целей валютного контроля . Если согласно законодательству таможенное оформление не производится, то датой поступления товаров считается дата их оприходования в установленном порядке импортером.
Оприходование товаров считается дата их принятия к бухгалтерскому учету в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, пересчет стоимости приобретаемого имущества по курсу НБ РБ в белорусские рубли, производится или на дату таможенного оформления, указанной в ГТД или на дату поступления этого имущества, указанной в товарно-транспортной накладной соответственно.
Датой проведения платежа по импорту считается дата списания денежных средств со счета импортера.
Импортные ТМЦ принимается к учету по фактической себестоимости.
В фактическую себестоимость импортируемых ТМЦ включается стоимость ТМЦ по контрактным ценам, а также расходы по оплате таможенных пошлин и таможенных сборов, других таможенных процедур, а также по заготовке и доставке импортных ценностей до места их использования, включая расходы по страхованию, а также затраты по доведению о состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.
Аналитический учет импортных товаров ведется по учетным партиям.
Особое значение для организаций, осуществляющих импортные операции имеет правильное отражение в бухгалтерском учете расходов, связанных с приобретением и реализацией импортных товаров.
Расходы, связанные с приобретением импортных товаров относятся на увеличение их стоимости (счета 41, 10, 07 и др.), а расходы, связанные с их реализацией - на издержки обращения (счет 44«Расходы на реализацию», на отдельные субсчета .
В бухгалтерском учёте, операции по приобретению импортных товарно – материальных ценностей отражается следующим образом:
1. Оприходование импортных товарно – материальных ценностей (работ, услуг) производится по их контрактной стоимости в пересчёте в белорусские рубли по курсу НБ РБ на дату таможенного оформления товаров или на дату его оприходования (если товар не проходил таможенное оформление):
Дт 07, 08, 10, 20, 41 Кт 60, 76
2. Отражается сумма таможенных сборов за таможенное оформление:
Дт 07, 08, 10, 20, 41,44 Кт 60, 76 - на сумму начисленных таможенных сборов
Дт 68, 76 Кт 51, 52 - на сумму уплаченных таможенных сборов
3. Отражается сумма таможенной пошлины:
Дт 07, 08, 10, 20, 41 Кт 68, 76 - на сумму начисленной таможенной пошлины
Дт 68, 76 Кт 51, 52 - на сумму уплаты
4. Отражается НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РБ:
Дт 18/1,2,3,4 Кт 68 - На сумму начисленного НДС
Дт 68 Кт 51, 52 - На сумму уплаты
5. Отражаются акцизы при ввозе товаров на таможенную территорию РБ:
Дт 07, 08, 10, 20, 41 Кт 68 - на сумму начисленных акцизов
Дт 68 Кт 51, 52 - На сумму уплаты
6. Отражаются расходы по доставке товарно – материальных ценностей:
Дт 07, 08, 10, 20, 41,44 Кт 76 - на сумму начисленных к оплате расходов
Дт 76 Кт 51, 52 - на сумму уплаченных расходов
7. Перечисление денежных средств иностранному поставщику товарно – материальных ценностей:
Дт 60, 76 Кт 52 - на сумму Кт задолженности в иностранной валюте пересчитанную по курсу НБ РБ на дату расчётов с не резидентом
8. Отражается переоценка кредиторской задолженности перед не резидентом:
- на дату расчётов
- на дату составления бухгалтерской отчётности.
Составляются следующие бухгалтерские проводки:
Дт 91 Кт 60, 76 - на сумму положительной курсовой разницы
Дт 60, 76 Кт 91 - на сумму отрицательной курсовой разницы.
Согласно Закону № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» суммы предварительной оплаты и авансов, выданных поставщикам за поставленные импортные товарно-материальные ценности не подлежат переоценке в связи с изменением курсов иностранных валют НБ РБ.
валюте должны пересчитываться по курсу НБ РБ на дату установления цены.
2.5 Бухгалтерская отчетность
Завершающим этапом учетного процесса является бухгалтерская отчетность. В ней нарастающим итогом отражаются показатели, характеризующие имущественное и финансово - хозяйственное положение предприятия
Отчетность - это система показателей финансово- хозяйственной деятельности предприятия. Правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности определены Законом «О Бухгалтерском учете и финансовой отчетности Данные бухгалтерского учета служат основанием для составления всех видов отчетности, использующих денежный измеритель – финансовой, налоговой и статистической.
Финансовая отчетность состоит из:
Баланс – это отчет о финансовом состоянии предприятия, отраженный на определенную дату его активы, обязательства и собственный капитал. Баланс предприятия составляется на конец последнего дня отчетного периода. Отчет о финансовых результатах – это отчет о доходах, расходах и финансовых результатах деятельности предприятия.
Отчет о движении денежных средств – это отчет, отражающий поступление и расходование денежных средств в результате деятельности предприятия в отчетный период.
Отчет о собственном капитале – это отчет, отражающий изменения в собственном капитале предприятия в течении отчетного периода.
Основным требованием, предъявляемым к представлению информации в финансовых отчетах, является правдивое отражение деятельности предприятия. Необходимым условием такого отражения является обеспечение качественной характеристики информации: достоверность, доходчивость, уместность и сопоставимость.
Финансовая отчетность содержит данные о: предприятии (название, организационно-правовую форму и место нахождения, краткое описание основной деятельности, название органа управления, в ведении которого находится предприятие, или название его материнской (холдинговой) компании и др.); дате отчетности или отчетном периоде.
При составлении бухгалтерской отчетности используются такие понятия как отчетный период, отчетная дата. Отчетность делится на периодичность составления 1)промежуточная – включает в себя месячную, квартальную, полугод. 9 мес. Промежуточный отчет называют периодическим отчетом. Годовой отчет составляется по итогам работы за год.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации или лицами, на которых возложена ответственность за состояние учета и отчетности организации.
Перед составлением годовой отчетности проводится обязательно инвентаризация на 1 октября в составе назначенной приказом руководителя предприятия комиссией.
Инвентаризация– проверка наличия и состояния материальных ценностей (основных и оборотных фондов) в натуре, а также денежных средств, остатков средств на счетах в банке и остальных расчетов с дебиторами и кредиторами. Инвентаризации подлежат все имущество организации и все виды финансовых обязательств. Инвентаризация обязательна для всех организаций и учреждений.
С помощью инвентаризации проверяют правильность данных текущего учета и выявляют допущенные ошибки: отражают неучетные хозяйственные операции, контролируют сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц.
Обнаруженные излишкиматериальных ценностей по рыночной стоимости приходуются и зачисляются на финансовые результаты предприятия с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.
Выявленные недостачиматериальных ценностей в пределах норм естественной убыли списываются на издержки производства и обращения. В таком случае нормы убыли применяются только при выявлении фактических недостач. Если отсутствуют данные нормы, утвержденные законодательством РФ, то убыль рассматривается как недостача сверх норм.
Недостачи и порча материальных ценностей, превышающие нормы естественной убыли, относят на виновных лиц.
Дебет счета 73 «Расч с персоналом по прочим операциям»
Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов».
Если виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, то убытки от недостач и порчи списываются на финансовые результаты предприятия.
Для целей налогообложения величина списанных убытков от недостач и порчи суммируются с суммой прибыли (убытка) отчетного периода при расчете налоговой базы налога на прибыль.
Бухгалтерский баланс
В бухгалтерском балансе показываются данные о стоимости активов, собственного капитала, обязательств на конец отчетного периода. Он состоит из двух частей – актива и пассива (собственный капитал и обязательства). Показатели баланса составляются по данным главной книги , сальдо счетов из которых переносятся в соответствующие статьи баланса, которые сгруппированы в разделы. Бухгалтерский баланс состоит из пяти разделов:
В активе: раздел I «Долгосрочные активы», раздел II «Краткоср активы».
В пассиве: («Собственный капитал и обязательства») раздел III «Собственный капитал», IY «Долгосрочные обязательства», Y «Краткосрочные обязательства».
В разделе I «Долгосрочные активы» приводится информация об остатках основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, вложений в долгосрочные активы, оборудования к установке и строительных материалов, долгосрочных финансовых вложений, долгосрочной дебиторской задолженности, отложенных налоговых активов и других долгосрочных активов.
В разделе II «Краткосрочные активы»приводится информация об остатках запасов, долгосрочных активов, предназначенных для реализации, расходов будущих периодов, краткосрочной дебиторской задолженности , краткосрочных финансовых вложений, денежных средств и их эквивалентов, прочих краткосрочных активов.
В разделе III «Собственный капитал» приводится информация о величине собственного капитала организации.
В разделе IV «Долгосрочные обязательства» приводятся информация о долгосрочных обязательствах организации , погашение которых ожидается более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
В разделе V «Краткосрочные обязательства» показываются обязательства по погашению краткосрочных кредитов и займов (за исключением процентов по ним), учитываемые на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».
Конечный финансовый результат, показывается в «Отчете о прибылях и убытках», при определении которого за определенный период учитываются все доходы и расходы этого периода. Информация о формировании конечного финансового результата накапливается нарастающим итогом в течение отчетного года на счете 99 «Прибыли и убытки». Посредством противопоставления оборотов о доходах (кредит счета) и расходах (дебет счета) выявляется прибыль (убыток) отчетного года.
Отчет о прибылях и убытках состоит из двух частей.
В первой частипоказывается прибыль (убыток) от текущей деятельности: из суммы выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, учитываемой по кредиту счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» вычитаются суммы себестоимости реализованной продукции, работ, услуг и определяется сумма валовой прибыли.
Затем отражаются управленческие расходы, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные затраты», а также условно-постоянная часть затрат, учитываемых на счете 25 «Общепроизводственные затраты», списываемые при определении финансовых результатов непосредственно в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» приводятся суммы расходов на реализацию, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию» и относящиеся к реализованной продукции, выполненным работам, оказываемым услугам.
Путем вычитания из суммы валовой прибыли суммы управленческих расходов и расходов на реализацию определяют прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг. Далее приводятся прочие доходы по текущей деятельности и прочие расходы по текущей деятельности, учитываемые на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и определяется прибыль (убыток) от текущей деятельности. Для этого к сумме прибыли (убытка) от реализации продукции, товаров, работ, услуг, прибавляется сумма прочих доходов по текущей деятельности и вычитается сумма прочих расходов по текущей деятельности.
Во второй части отчета приводятся доходы и расходы по инвестиционной деятельности. Отдельными статьями отражаются доходы по инвестиционной деятельности и расходы по инвестиционной деятельности, учитываемые по кредиту и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». В составе данных статей отдельными подстатьями указываются более подробный перечень доходов и расходов по инвестиционной деятельности. Затем отражаются доходы по финансовой деятельности и расходы по финансовой деятельности, учитываемые по кредиту и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». В составе указанных статей также отдельными подстатьями приводится подробный перечень доходов и расходов по финансовой деятельности.
Отдельной статьей «Иные доходы и расходы» показываются иные доходы и расходы организации, учитываемые по кредиту (дебету) счета 91 «Прочие доходы и расходы» не показанные по предыдущим статьям.
Следующая статья отчета отражает общую сумму прибыли (убытка) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности. Данный показатель определяется следующим образом: из суммы доходов от инвестиционной деятельности вычитается сумма расходов по инвестиционной деятельности, прибавляется сумма доходов по финансовой деятельности, вычитается сумма расходов по финансовой деятельности. Прибавляется сумма иных доходов или вычитается сумма иных расходов.
Затем суммированием итоговых показателей по двум разделам выводится общий результат «Прибыль» (убыток) до налогообложения.
Кроме того, в отчете приводятся показатели по следующим статьям: «Налог на прибыль»; «Изменение отложенных налоговых активов»; «Изменение отложенных налоговых обязательств»; «Прочие налоги и сборы», исчисляемые из прибыли (дохода)».
По статье чистая прибыль (убыток) приводится величина конечного финансового результата деятельности организации.
Данные по статье «Чистая прибыль (убыток)» корректируются путем прибавления либо вычитания данных по статьям «Результат от переоценки долгосрочных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток)» и «Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток)» и определяется «совокупная прибыль (убыток)».
Также в отчете показывается «Базовая прибыль (убыток) на акцию» и «Разводненная прибыль (убыток) на акцию», рассчитанные в соответствии с законодательством.
В отчете об изменении капитала (форма 3) приводится информация об остатках, увеличении и уменьшении уставного, резервного и добавочного фондов, а также прибыли (в т.ч. распределенной и нераспределенной) и убытка. Движение каждого фонда в отчете расшифровывается по источникам пополнения и причинам уменьшения.
В составе резервного фонда показываются раздельно резервы, созданные в соответствии с законодательством, и резервы, созданные в соответствии с учредительными документами.
Для заполнения перечисленных показателей отчета по форме 3 необходимо использовать данные синтетического и аналитического учета по счетам 80 "Уставный фонд", 82 "Резервный фонд", 83 "Добавочный фонд", 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", 92 "Внереализационные доходы и расходы" (в части расходов на потребление), 99 "Прибыли и убытки".
В отчете о движении денежных средств (форма 4) организации приводят сведения о денежных поступлениях и расходах в отчетном периоде. В нем расшифровываются дебетовые и кредитовые обороты за год по счетам учета денежных средств (Инструкция о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденная постановлением Минфина РБ от 14.02.2008 № 19). В отчете указывают данные по бухгалтерским счетам, отраженным по стр. 260 "Денежные средства" формы 1 "Бухгалтерский баланс": 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках" (включая счета, открытые по кредитным договорам), 57 "Переводы в пути". Поступление и перечисление денежных средств между структурными подразделениями юридического лица отражаются по страке "прочие поступления" и строке "прочие выплаты" в гр. 4 отчета (т.е. по текущей деятельности).
Примечания к отчетности входят в состав годовой и промежуточной (квартальной) индивидуальной бухгалтерской отчетности, представляемой организацией и характеризует деятельность организации в отчетном периоде.
В отличие от остальных форм индивидуальной бухгалтерской отчетности форма примечаний к ней нормативно не регламентирована. Структуру примечаний к бухгалтерской отчетности организации определяют самостоятельно. Но в гл. 7 Инструкции N 111 установлен перечень вопросов, которые в обязательном порядке в них раскрываются:
- описание основных направлений деятельности организации, основные показатели ее деятельности;
- способы ведения бухгалтерского учета, принятые в организации согласно учетной политике;
- дополнительную информацию по статьям бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменении собственного капитала, отчета о движении денежных средств, отчета об использовании целевого финансирования, представленную в том порядке, в котором статьи следуют в указанных отчетах;
- дополнительную информацию, которая не содержится в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете об изменении собственного капитала, отчете о движении денежных средств, отчете об использовании целевого финансирования, но уместна для понимания бухгалтерской отчетности ее пользователями;
Кроме того, существует ряд нормативных правовых актов, которые также предъявляют требования к содержанию примечаний к бухгалтерской отчетности. К ним относятся:
- стандарт бухгалтерской отчетности "Объединение организаций", утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.12.2004 N 184 (далее - Стандарт N 184);
- инструкция по бухгалтерскому учету "Резервы, условные обязательства и условные активы", утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28.12.2005 N 168 (далее - Инструкция N 168);
- Инструкция по бухгалтерскому учету инвестиций в зависимые хозяйственные общества;
- Инструкция по бухгалтерскому учету раскрытия информации об аффилированных лицах;
- Инструкция о финансовых инструментах;
- Инструкция по учету господдержки.
В организации предоставляются следующие статистические отчеты:
1. Отчет о вводе в эксплуатацию объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал Ф 4-ис (инвестиции);
2. Отчет об использовании календарного фонда времени Ф 1-т (фонд времени);
3. Отчет о результатах Ф 12-ф (прибыль);
4. Отчет по труду Ф 12-т;
5. Отчет о наличии и движении основных средств и других долгосрочных активов Ф 1-ф (ОС);
6. Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг) Ф 4-ф (затраты);
7. Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров Ф 6-т (кадры).
3 Экономический анализ
3.1 Анализ производства и реализации продукции на внутреннем и внешних рынках
3.2 Анализ основных средств организации
3.3 Анализ трудовых ресурсов организации
3.4 Анализ материальных ресурсов организации
3.5 Анализ затрат на производство и себестоимости продукции
3.6 Анализ финансовых результатов деятельности организации
3.7 Анализ активов организации и источников их формирования
3.8 Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности организации
3.9 Анализ эффективности использования капитала организации
4 Учет денежных средств в национальной и иностранной валюта..
4.1 Сущность, виды, классификация денежных средств…………
4.2 Нормативно-правовая база учета денежных средств………………
4.3 Движение денежных средств и их документальное оформление…………
Заключение………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………
Приложение……………………………………………………………………
Приложение А
Таблица 1 – Динамика экономических показателей деятельности организации за___2014-2015 ___ гг.
Показатель | 2014 год | 2015 год | Отклонение | Темпы роста, % |
1 Объем производства продукции в фактических ценах, млн. руб. | 106,6 | |||
2 Объем производства продукции в сопоставимых ценах, млн. руб. | 102,7 | |||
3 Выручка от реализации продукции, млн.руб. | 120,9 | |||
4 Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. | 116,7 | |||
5 Управленческие и сбытовые расходы, млн. руб. | 107,5 | |||
6 Прибыль от реализации, млн. руб. | 277,8 | |||
7 Прибыль до налогообложения, млн. руб. | -611 | 138,95 | ||
8 Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб. | -6875 | 96,9 | ||
9 Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, чел. | -23 | 98,1 | ||
10 Материальные затраты, млн.руб. | 118,9 | |||
11 Фонд заработной платы промышленно-производственного персонала, млн. руб. | 33026,9 | 33261,3 | 234,4 | 100,7 |
12 Фондоотдача, руб. | 0,79 | 0,87 | 0,08 | 110,1 |
13 Материалоотдача, руб. | 2,05 | 1,84 | -0,21 | 89,7 |
14 Среднегодовая производительность труда одного работника, млн. руб. | 142,4 | 12,6 | 108,8 | |
15 Среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. | 4876,0 | 4987,33 | 111,3 | 102,3 |
16 Рентабельность реализованной продукции, % | 3,7 | 8,9 | 5,2 | Х |
17 Рентабельность продаж, % | 3,3 | 7,7 | 4,4 | Х |
18 Собственные оборотные средства на конец года, млн.руб. | -3,889 | -4,303 | -0,414 | 110,6 |
19 Коэффициент текущей ликвидности на конец года | 0,94 | 0,94 | - | Х |
20 Коэффициент обеспеченности краткосрочных активов собственными оборотными средствами на конец года | -0,11 | -0,11 | - | Х |
21 Коэффициент обеспеченности обязательств активами на конец года | 0,39 | 0,36 | -0,03 | Х |
22 Среднегодовая стоимость краткосрочных активов, млн.руб. | 105,9 | |||
23 Коэффициент оборачиваемости краткосрочных активов, раз | 3,38 | 3,46 | 0,08 | Х |