Основные термины и определения. Судно - плавучее сооружение, имеющее водонепроницаемый корпус и предназначенное для перевозки грузов и пассажиров
Судно - плавучее сооружение, имеющее водонепроницаемый корпус и предназначенное для перевозки грузов и пассажиров, водного промысла или выполнения других хозяйственных задач.
Грузовое судно - судно, предназначенное для перевозки грузов (сухогрузное, наливное, комбинированное, рефрижераторное, промыслово-транспортное).
Пассажирское судно - судно, предназначенное для перевозки более 12 пассажиров.
Сухогрузное судно - судно, предназначенное для перевозки различных грузов, кроме жидких грузов наливом.
Наливное судно - судно, предназначенное для перевозки жидких грузов наливом.
Комбинированное судно - судно, предназначенное для перевозки наливом нефти и нефтепродуктов, а также насыпных и других сухих грузов.
Контейнеровоз - судно, предназначенное и специально оборудованное для перевозки грузов в контейнерах международного образца.
Паром - судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств и пассажиров между береговыми пунктами.
Рыболовное судно - судно, используемое непосредственно для лова рыбы, а также для добычи других живых ресурсов вод.
Стоечное судно - судно, постоянно эксплуатирующееся у берега (дебаркадеры, причальные понтоны, плавучие гостиницы, ремонтные мастерские, насосные станции и т. п.)
Судно смешанного (река-море) плавания - судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях и в морских районах.
Толкач - судно, имеющее сцепное устройство и предназначенное для вождения методом толкания других судов.
Буксир - судно, имеющее буксирное устройство и предназначенное для буксировки других судов.
Разъездное судно - судно, предназначенное для перевозки 12 пассажиров и менее.
Плавучий кран - крановое сооружение на плавучем основании понтонного типа для выполнения грузоподъемных операций.
Механизмы плавучего крана - дизель-генераторы, приводные двигатели и механизмы подъема, поворота, изменения вылета и передвижения крана.
Верхние строения плавучего крана - грузоподъемные устройства, установленные на понтоне плавучего крана.
Земснаряд - судно, предназначенное для проведения дноуглубительных и других путевых работ.
Регистровая вместимость - вместимость судна по правилам обмера в соответствии с Международной конвенцией. Различают полную (валовую) и чистую регистровую вместимость. Валовая вместимость включает объем всех помещений судна, чистая - только грузовых и пассажирских помещений.
Примечание: в зависимости от регистровой вместимости определяется большинство сборов, налогов и оплат за услуги.
Валовая вместительность - полный объем всех помещений судна в метрах кубических. Валовая вместимость в регистровых тоннах -это валовая вместимость в метрах кубических, деленная на 2,83.
Водоизмещение порожнем - водоизмещение судна в тоннах без груза, топлива, смазочного масла, балластной, пресной и котельной воды в цистернах судовых запасов, а также без пассажиров, экипажа и их вещей, но с водой, топливом, маслом в судовых системах и механизмах.
Грузоподъемность судна - количество груза в тоннах, которое может быть размещено на судне при погружении его на определенную осадку и обеспечении условий безопасности плавания.
Дедвейт - разность между водоизмещением судна при осадке по конструкционную ватерлинию, соответствующую назначенному летнему надводному борту, и водоизмещением порожнем.
Элементы судна - регламентируемые Правилами Регистра конструктивные элементы: корпус, надстройка, судовые устройства и оборудование.
Освидетельствование судов - форма технического надзора и контроля за судами, осуществляемых Регистром.
Свидетельство судовое - документ, выдаваемый портовыми властями и классификационным органом и удостоверяющий соответствие судна требованиям контролирующих организаций.
Акт освидетельствования - документ, выдаваемый органом технического надзора (Регистра) и подтверждающий соответствие того или иного конструктивного элемента судна и (или) судна в целом требованиям этого органа.
Классификация судов - присвоение судам определенного класса Регистра.
Ремонт судна - выполнение комплекса технических мероприятий для восстановления на определенный интервал времени частично или полностью утраченных построечных качеств судна вследствие естественного износа или по другим причинам.
Текущий ремонт - поддержание технико-эксплуатационных характеристик судна в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстро изнашивающихся элементов.
Капитальный ремонт - восстановление технико-эксплуатационных характеристик судна и (или) восстановление всех элементов судна, включая базовые.
Бербоут-чартер (bare-boat charter) - договор об аренде (фрахтовании) судна на длительный срок, по которому неукомплектованное экипажем и неснаряженное судно за обусловленную плату передается в пользование-владение.
Остаточная стоимость замещения (для судна) - восстановительная или заменяющая стоимость судна, за вычетом физического, функционального и внешнего (экономического) износа.
Право собственности на судно - право владения и распоряжения судном, определенное законом страны, флаг которой носит судно, и подтвержденное соответствующим свидетельством.
Тайм-чартер (time-charter) - договор фрахтования судна на время, по которому судовладелец, оставаясь собственником судна и сохраняя контроль над экипажем, предоставляет его на определенный срок в распоряжение фрахтователя для перевозки любых законных грузов в любой порт в пределах определенного договором района плавания, за исключением мест, недоступных для данного судна.
Тайм-чартерный эквивалент (Time-charter equivalent) - постоянный среднесуточный доход судна при рейсовом фрахтовании, который должен получать судовладелец на любом направлении перевозки.
Фрахтовая ставка (rate of freight) - цена за перевозку единицы груза.Классификация судов
Методика оценки стоимости распространяется на суда (строящихся, находящихся в эксплуатации, выведенных из эксплуатации и аварийных), классифицируемых по следующим признакам:
• морские, речные, смешанного плавания;
• водоизмещающие и нетрадиционные скоростные (на воздушной подушке, на подводных крыльях, скоростные катамараны, экранопланы с малой площадью ватерлинии, глиссеры и т.п.);
• самоходные и буксируемые.
К вышеперечисленным относятся суда следующего назначения:
• транспортные для перевозки грузов и (или) пассажиров, универсальные и специализированные;
• технического флота;
• промысловые и перерабатывающие;
• служебно-вспомогательные и обслуживающие;
• культурно-бытовые, спортивные, прогулочные.
Для целей оценки стоимости суда делятся на классы и категории. В зависимости от позиционирования на рынке суда как имущество подразделяются на два класса:
• специализированное имущество;
• неспециализированное имущество.
В зависимости от целей владения суда как специализированное и неспециализированное имущество делятся на следующие категории:
1) используемые владельцем в коммерческих целях в основной деятельности предприятия;
2) используемые в личных целях (для проживания и отдыха владельца);
3) используемые в качестве объекта инвестиций;
4) недостроенные суда, находящиеся во владении в качестве незавершенного производства;
5) используемые владельцем с целью обеспечения основной деятельности предприятия (служебно-вспомогательные и обслуживающие суда);
6) полностью оборудованные и функционирующие как самостоятельный бизнес и оцениваемые исходя из их коммерческого потенциала;
7) суда, находящиеся во владении, но не используемые в деятельности предприятия владельца (из-за отсутствия фрахта, по техническим причинам и т.д.).
Порядок отнесения судов к конкретному классу и категории согласовывается с клиентом, если иное не предусмотрено действующими нормативными актами.