Принцип целевого использования кредита
Этот принцип кредита распространяется на подавляющее большинство кредитных сделок. Данный принцип кредита выражает необходимость целевого использования полученных в кредит средств.
Таким образом, заемщик должен использовать кредит на определенные цели - это является строгим условием.
Например, кредит, полученный для покупки автомобиля не должен быть использован на погашение долга по квартплате.
Кредитный отдел банка контролирует соблюдение данного принципа, проводя последующие проверки целевого расходования средств.
3.
Основными видами планирования являются внутренний и внешний бизнес-планы.
Внутренний бизнес-план
Внутренние бизнес-планы («для себя») предназначены исключительно для использования внутри компании и имеют несколько целей:
Во-первых, описать и проанализировать реально существующее положение дел в компании. Такой план не должен скрывать никаких недостатков или тонкостей, не сглаживать острых углов и противоречий в работе компании. В нем показываются и анализируются все трудности, изъяны и недочеты, которые необходимо исправлять и с которыми нужно бороться всем работникам фирмы.
Во-вторых, доказать степень реальности достижения целей, качественных или количественных уровней, намеченных в определенной бизнес-идее или проекте.
В-третьих, показать руководству целесообразность возможного реформирования или реорганизации работы структурных подразделений или всей компании в целом для достижения намеченных результатов.
Внешний бизнес-план несколько похож на некую «рекламу» бизнес-идеи или уже существующей фирмы, хотя и обязан быть в должной мере правдоподобным.
Необходимость составления инвестиционного бизнес-плана (плана развития) появляется при поиске инвесторов для привлечения финансовых вложений, кредитных организаций для получения кредитов на максимально выгодных условиях при реализации бизнес-идеи, а также для дальнейшего развития уже существующего бизнеса. При намерении владельца продать свой бизнес для возможных покупателей тоже необходимо разработать и представить соответствующий бизнес-план.
Типы бизнес-планов
В практике планирования выделяют несколько типов бизнес-планов, в зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие. Можно выделить следующие типы бизнес-планов:
1) производственный (внутренний) бизнес-план, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде для решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами. Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения, а также и трудовых отношений с учетом прошлой деятельности, с учетом конъюнктуры рынка;
2) инвестиционный бизнес-план, который является инструментом для привлечения инвесторов. Он предусматривает строительство (освоение инвестиций), изменение технологии, все то, что связано с такой экономической категорией, как инвестиции (капитальные вложения). В инвестиционном плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов - обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им. Многие банки, инвестиционные структуры разработали соответствующие стандарты, формы инвестиционных бизнес-планов;
3) бизнес-план финансового оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом. Этот бизнес-план проходит достаточно длительный и сложный период согласования с кредиторами, с собственниками неплатежеспособного предприятия. Порядок согласования, структура бизнес-плана и методика его составления разработаны и утверждены Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
4) бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств предприятия или для реализации широкомасштабных проектов развития действующего производства.
При открытии своего дела, когда потенциальный владелец бизнеса излагает свои бизнес-идеи кредиторам или инвесторам в виде бизнес-плана, он сам начинает глубже и основательней понимать сущность и перспективы своего будущего бизнеса.