Для чего нужна специализация
На свете миллионы дизайнеров, и все они соревнуются за клиентов. Заняв определенную нишу, вы сокращаете количество соперников и у вас появляется великолепная возможность получить желтую майку лидера в избранной вами сфере услуг.
Задумайтесь. Если у вас 100 клиентов за 10 лет и если каждый из этих проектов предполагает решение одной и той же конкретной задачи, будь то разработка айдентики, дизайн интернет-магазинов, оформление книг, вы станете специалистом – тем, с кем все мечтают работать, когда необходим определенный результат.
С другой стороны, если эти 100 проектов представляли собой 20 или 30 различных задач, вы нарабатываете широкий спектр навыков и сможете предоставить больший объем услуг, но тогда вы не станете профессионалом в узкоспециальной области. А раз так, у вас не будет повышенных расценок, к которым вы так стремитесь. Вам не удастся всегда заниматься именно той работой, которую вы по-настоящему и искренне любите.
Другое преимущество – из области привлечения клиентов и сарафанного маркетинга. Представьте, что вы подцепили клиента из финансового сектора. Вы разработали невероятной красоты айдентику и получили горячую благодарность. Клиент, без сомнения, встретится с целой армией финансистов, многие из которых станут вашими потенциальными заказчиками. Если сарафанное радио приведет их на ваш веб-сайт, где они ознакомятся с портфолио, изобилующим проектами для похожего бизнеса, вероятность того, что они обратятся к вам, будет гораздо выше, чем если в портфолио представлены заказы от ресторанов, приютов для животных или реклама услуг массажиста.
Так что, дифференцируясь, вы повышаете вероятность начала переговоров,
потому что в этом случае рекомендации исходят от ваших лучших продавцов – предыдущих клиентов.
Когда вы сфокусированы на чем-то конкретном, таким же оказывается контент вашего сайта. Как это помогает? Поисковики расценят ваше онлайн-присутствие как источник советов эксперта по теме, на которой вы специализируетесь. В качестве примера: по запросу «графический дизайн» Google выдаст примерно 153 миллиона результатов, по запросу «разработка айдентики» – менее одного миллиона. Как по-вашему, в каком случае проще бороться за первые строчки поисковиков?
Конечно, можно пойти еще дальше, нацелив поисковики на результат типа «дизайн WordPress-тем для компаний, предоставляющих услуги по выгулу собак». Однако повторюсь: специализация должна быть узкой до того предела, который в состоянии выдержать ваш бизнес.
Распределение рисков
Не навешивайте на себя ярлыки, надеясь на крошечный клиентский пул. К примеру, я специализируюсь на разработке айдентики. А если бы моей специализацией была разработка айдентики для пожарных бригад, вскоре я остался бы и вовсе без работы.
Когда я впервые задумался об индивидуальном предпринимательстве, то решил сосредоточиться на печатном дизайне, более конкретно – на дизайне флаеров в музыкальной индустрии. Я люблю музыку и дизайн, и это был мой способ соединить два моих пристрастия. Но вскоре стало очевидно, что он не поможет мне сколотить состояние. Музыкальные флаеры можно найти практически в любом студенческом портфолио, и нет недостатка в студентах, готовых потрудиться на благо своих любимых диджеев или групп. А поскольку мое имя никому ни о чем не говорило, конкуренция была слишком уж жесткой для такой узкой ниши.
Но одна из прелестей дизайнерской профессии заключается в том, что твои навыки могут пригодиться в любой отрасли. Каждому бизнесу требуется бренд-айдентика, хотя бы простой шрифтовой фирменный знак и фирменная гарнитура. Вы знаете, как сделать узнаваемой любую визуальную идентичность, как внушить доверие целевой аудитории фирмы, а владельцы бизнеса высоко ценят доверие потребителей.
Поиск своей ниши, как правило, сопряжен с пробами и ошибками. То, к чему вы так неравнодушны сегодня, завтра может опостылеть.
Но для вас ваша ниша может казаться очевидной. Вы уже делали это. Вы не воспринимаете это как работу, и даже перерыв на обед представляется нежелательной заминкой.
Что же из этого следует? Пока вы не станете индивидуальным предпринимателем и не попробуете заняться любимым делом, пока не направите энергию на то, чтобы ублажать своих заказчиков, а не своего босса, вы не сможете полностью контролировать собственную карьеру и заработок.
С этого момента все будет иначе.
Глава 4
«За» и «Против» индивидуального предприятия
Еще до того как начать, я знал, что будет непросто. Столько людей говорили мне об этом раньше, многие предостерегали, советуя подольше поработать по найму, перед тем как перейти в индивидуальные предприниматели.
Впервые я серьезно задумался о том, чтобы работать на себя, когда трудился
«на дядю» и довольно мерзко повредил лодыжку, играя в футбол. Я взял больничный, но вполне мог продолжать заниматься тем же делом дома. И оказалось, что вовсе не обязательно каждый день мотаться в офис, но мой начальник не горел желанием рассредоточивать кадры, так что я начал размышлять на тему домашней студии. Где-то через год я окончательно переключился, официально известив работодателя, что ухожу, – так он стал моим первым клиентом.
Одна из очень важных рекомендаций, которой я пренебрег, заключалась в том, чтобы поговорить с кем-нибудь опытным о превратностях современного бизнеса в этой сфере. Нужно спросить совета у других, прежде чем совершить прыжок. Отдельный урок, который я быстро самостоятельно усвоил, можно свести к следующему: чтобы прийти к успеху, нужно по-настоящему хотеть этого, потому что если ты этого не хочешь, есть тысячи других, кто готов действовать, тысячи других, кто заполучит твоих клиентов, прежде чем ты даже произнесешь: «К какому сроку вам это нужно?» Я недостаточно ясно осознавал это. Уверен, более опытные дизайнеры помогли бы мне подготовиться к объему работ, в которые я ввязался.
Но сейчас мы говорим не о ком-то. Вы читаете эту книгу. И вы располагаете данными, которых у меня не было. Вот некоторые «за» и «против» из репертуара моих первых семи лет работы в качестве независимого дизайнера.
«За»: Вы сами планируете рабочее время
Больше никаких с девяти до пяти с понедельника по пятницу. Больше не надо насиловать себя по утрам, чтобы выползти из постели ради прибыли начальника. Когда я собираюсь в послеобеденное время посетить стоматолога, отправиться в банк или просто прогуляться вдоль берега – я свободен. Мне не нужно спрашивать разрешения или ставить кого-то в известность, куда я иду. Разумеется, здесь так же важен режим работы и строго определенные часы, когда клиенты могут найти вас, но в основном у вас будет гораздо больше гибкости в организации своей жизни.
«Против»: Все думают, что вы работаете 24 часа 7 дней в неделю
Я стал работать с клиентами со всего мира и из различных часовых поясов. Брать на себя ответственность за каждую деталь проекта было ново для меня, и я поначалу упустил из виду разницу во времени. Так что мой телефон звонил посреди ночи, когда я уже был в постели, видел десятый сон и, конечно же, не помышлял обслуживать клиентов.
«За»: Вы сами назначаете цену
У каждого свой собственный потолок. Не существует каких-либо предустановленных рамок, в которые бы вас определили, и нет никакого ежегодного обозрения по расценкам, указав на которое вы убедили бы своего начальника, что заслуживаете перехода на следующий уровень. Как индивидуальному предпринимателю вам придется самостоятельно решать, сколько стоят ваши навыки. Это стало для меня мощным стимулом и одновременно головной болью.
«Против»: Как узнать, сколько запросить?
Это новая территория. Никто не сможет сказать вам точно, какую цену назначить тому или иному проекту. Никто, кроме вас, ничего не знает о вашем образовании и опыте работы. Никто не знает, сколько внимания уделяется деталям, которые вы привносите в каждый проект. Вам и карты в руки. Кто-то другой может помочь, и мы рассмотрим этот вариант внимательнее в главе 16, но в итоге решать все равно вам. Непростое решение.
«За»: Вы занимаетесь тем, что любите
Вот потому-то вы в этом так долго и варитесь. Вы любите это. Подумайте о друзьях и родственниках, задайтесь вопросом, многие ли из них действительно любят свою работу. Когда я задумываюсь о близких людях и о том, сколькие из них работают ради того, чтобы оплачивать счета и содержать свои семьи, меня переполняет благодарность за то, что я нахожусь на своем месте.
Вам бы любить свою работу еще и потому, что не все, что делает дизайнерский бизнес таким привлекательным, легко и просто. Ваша страсть поможет преодолеть трудные времена и те ситуации, когда определенные проекты удаются не совсем так, как вам хотелось бы. Но есть и другие ситуации, которые могут стать испытанием для вашей любви. Откройте главу 14, чтобы получить совет, как поступать в таких случаях.
«Против»: Кое-кто считает, что раз вы любите свою работу, то сделаете ее и даром
Если вы еще не сталкивались с подобной проблемой, значит, скоро столкнетесь. В тот самый день, когда я пишу эти строки, я получил очередное письмо от потенциального клиента, в бюджете которого не предусматривались затраты на дизайн. Что он предлагал мне? Ссылку на мое портфолио в футере его веб-сайта.
«Вам же нужна реклама!»
Такое случается противоестественно часто, люди верят, что могут получить что-то просто так, – неважно, продукт это или услуга. Благодарю покорнейше. Когда вы уважаете себя и свой труд и не скрываете это, другие тоже научатся уважать то, что вы им можете предложить.
«За»: Вы сами устанавливаете правила
В этом как раз и заключается громадное преимущество малого бизнеса перед крупной организацией. Если вы собираетесь развернуть новую маркетинговую кампанию, вы можете начать процесс хоть сегодня. Никаких переговоров по итогам переговоров и самонадеянных попыток предсказать результат, прежде чем вложить деньги. Вперед. Здесь вы решаете.
В самом начале мне хотелось привлечь местную клиентуру – людей, которые могли встретиться со мной лично, и таким способом я мог завязать больше связей, чем если бы общался с ними только онлайн. Разработал дизайн канцелярии, отдал заказ в местную типографию, навел глянец на портфолио, надел свою лучшую обувь, и вот я в центре города. Был ли успех? Да не особо, но я же попытался. Решил прибегнуть к холодному прозвону и предложить свои услуги. Просто решил и сделал. Несколько дней подготовки – вот и все, что мне потребовалось. Теперь представьте, что компания Coca Cola собралась взять на вооружение квартирный маркетинг. Как по-вашему, сколько совещаний и сколько месяцев ушло бы на приготовления?
«Против»: никто не объясняет правила
Признаю, что многое из того, что я делал поначалу, было продиктовано интуицией. Оглядываясь назад, могу сказать, что был как-то чересчур наивен.
Свой первый бизнес я назвал New Dawn Graphics. Ну да, теперь мне за это неловко. Сайт был спроектирован так, как будто за ним стоит команда профессионалов, а вовсе не то, чем мой бизнес являлся, то есть мной. Изначально у меня было намерение привлечь других людей в свою компанию, а также внештатников в случае больших объемов работы, но в те далекие дни ничего из этого не получилось, и мне становилось все менее комфортно с таким пространным названием.
Когда я в итоге сменил фирменное название на David Airey, моим ошибкам еще был не конец. Я наделал их уйму – особенно в том, что касалось сайта, – о худших из них я расскажу в главе 10. (Если не знаете, как придумать бренд, в главе 7 есть великолепный совет от Бернадетт Джива.)
С другой стороны, вы же были внимательны, пока трудились в студии, разве нет? Может быть? Если все-таки нет, жизненно необходимо начать это делать прямо сейчас. Прислушивайтесь к как можно большему количеству советов, пока еще работаете по найму, – как управлять проектом, как заключать сделки с клиентами, как вести бухгалтерию, как устанавливать цены и т. д., – поскольку чем лучше вы подготовлены, тем легче осуществится ваш переход в индивидуальное предпринимательство. К примеру, мой холодный прозвон и вариант с квартирным маркетингом – это не лучшие способы наладить контакты с потенциальными клиентами. В главе 11 содержатся гораздо более полезные советы в области маркетинга.
«За»: хотите в отпуск – отправляетесь в отпуск
Друзья собираются в горящий тур? Внезапно открылась продажа билетов на фестиваль? В последнее время стресс стал для вас нормальным состоянием? Больше не нужно выделывать кульбиты, втискивая свои каникулы между отпусками коллег. Единственная забота теперь – клиент, проектом которого вы заняты на текущий момент. Воздайте ему все почести, потом подумайте о себе. Над вами нет начальника, чтобы выдать рождественский бонус или подарить укороченный рабочий день. Все эти привилегии теперь на ваших плечах. Так что не дайте им сползти.
Став независимым, а значит, больше работая, я увидел и больше уголков мира, я проводил отпуск в Малайзии, Испании, России, Таиланде, в США, Индии, Китае, Турции, Вьетнаме и еще много где. У меня могло и не быть всего этого, продолжи я работать на кого-то другого.
«Против»: отпуск не оплачивается
Явный недостаток индивидуального предпринимательства – можете забыть об отпускных, оплачиваемом больничном и отпуске по уходу за ребенком. Эти блага больше не для вас, разве что вы обеспечите себе пассивный денежный поток (мы затронем эту тему в главе 20).
«За»: Придется научиться жонглировать навыками
Дизайн, брендинг, маркетинг, коммуникации, управление проектами, бухгалтерское дело, связи с общественностью, управление бизнесом, информационные технологии, веб-разработка – это всего лишь несколько навыков, которые вам нужно будет освоить. Что там люди говорят об остроте жизни?
В аспирантуре я изучал менеджмент, и, несмотря на то что мне не доводилось руководить командой работников, этот курс дал мне много полезного, познакомив меня с недизайнерской стороной моего бизнеса. Нужно, так сказать, быть всесторонне образованным.
«Против»: иногда хочется заняться тем, что нравится
Совершенно уверен, что вам хочется побыть дизайнером как раз в тот момент, когда от вас требуется перевоплотиться в бухгалтера. Я с головой ушел в дизайнерский поиск для одного проекта, и тут подошло время заняться счетами и подать налоговую декларацию.
В данной ситуации решение, конечно же, простое – тайм-менеджмент. Налогами я приучил себя заниматься в конце финансового года, это правильнее, чем позволять им отнимать время от дизайна. Суть в том, что вы не можете игнорировать другие навыки, неважно, насколько вам нравится их применять.
«За»: Клиенты приходят из разных сфер деятельности и со всего мира
Одна из лучших составляющих моей работы заключена в многообразии обращающихся ко мне клиентов. Они могут жить как на другой стороне земного шара, в абсолютно другой среде, так и на другом конце города. На самом деле мой сайт оптимизирован для поисковиков таким образом, что через него с гораздо большей вероятностью на меня выйдут клиенты с противоположного берега Атлантики. (Вы найдете совет, как поднять свой рейтинг в поисковых системах, в главе 10.)
Меня вдохновляет не только то, что я работаю с разными людьми, но и многообразие природы их бизнеса. Занимаясь одним проектом, я многое узнал о серфинге, работая над другим – о текиле, следующие побудили меня исследовать мир высокой моды, достижения в области медицины, цифровой музыки. Границы сфер, которые предстоит изучить, определяются только клиентами, с которыми мы решаем сотрудничать, и это делает нашу работу особенно интересной.
«Против»: Велика вероятность, что не с каждым из своих клиентов вы встретитесь лично
Нет ничего лучше личной встречи, если нужно завязать отношения, но подавляющее большинство моих клиентов – за океаном, при всем желании мне вряд ли удастся установить с ними прочную связь. Это вовсе не означает, что я не способен превзойти ожидания своих клиентов. Речь только о том, что я не всегда могу быть в том же помещении и видеть удовольствие на их лицах.
И все же есть здесь и плюсы: в ходе многих проектов я существенно сэкономил время, когда все, что требовалось для взаимодействия с клиентом, – это видеозвонок, а не часы, которые я потратил бы на то, чтобы встретиться с ним лично.
«За»: Дорога от спальни до рабочего места – всего десять метров
Не залезаешь в промерзшую машину каждое зимнее утро, не прокладываешь себе дорогу в потоке машин в час пик, чтобы попасть на работу, не платишь за бензин и за парковку – все это чудесные напоминания, почему я выбрал индивидуальное предпринимательство. Теперь я трачу деньги и время на то, чтобы выбираться в город, когда мне удобно, и употребляю эти ресурсы на что хочу.
«Против»: не получится оставить работу «в офисе»
Когда рабочее место там, где ты живешь, слишком легко заработаться. Когда твой офис всего в нескольких метрах от гостиной, велико искушение вернуться к работе, когда гораздо важнее провести время с семьей. Не берите ноутбук в постель, поскольку хороший сон вам обеспечен, только если вы ассоциируете постель со сном, а не с просмотром телевизора или с чтением и, уж конечно, не с работой. Много бессонных ночей я положил в свое время на то, чтобы, подперев себя подушкой, отвечать на письма. Это быстро привело к неспособности выключить компьютер, и когда мне все же удавалось немного поспать, с головной болью я просыпался от собственного зубовного скрежета (или от тычка жены, которой этот скрежет мешал спать). Самодисциплина важна невероятно.
«За»: работать можно даже на свежем воздухе
Сияет солнце, и небо необъятное и голубое… определенно не тот день, чтобы торчать в офисе. На волю! Берем ноутбук (голову прихватим тоже) – и в парк, на пляж, в деревню, в летнее кафе. Помните, что я говорил про каникулы и отгулы? Вы вольны бросить ноутбук в офисе, лучше возьмите с собой любимого человека.
«Против»: Погода не всегда благоприятствует
Не уверен, что это минус. Вернитесь к аргументу про десять мет ров. Его же вполне достаточно.
Раздел II
Кем быть?
Самое трудное – начать. Милион отличных идей приходят и уходят каждый день, потому что люди не воплощают их в жизнь. Теперь все иначе. Теперь все зависит от вас. Вы начинаете свой день, и он пройдет блестяще.
Чтобы направить вас по верному пути, в этой главе освещаются правила бизнеса и объясняется, как составить и реализовать бизнес-план, как создать свой бренд и запустить собственный сайт, который обеспечит вам приток клиентов, какие законы вам необходимо знать, а еще здесь много другой жизненно важной информации, которой с вами поделятся маститые специалисты.
Глава 5
Основная работа или субподряд?
Выбор. Вам придется делать его тысячи раз. Это как раз то, о чем я всерьез не задумывался в начале своего индивидуального предпринимательства. Когда я работал на кого-то другого, то большую часть корпоративных решений принимали мои коллеги и начальники, я же сосредоточивался на решениях относительно печати и веб-менеджменте. Но теперь меня касается все – от расчета рентабельности и выведения сальдо до маркетинговых приемов и связей с общественностью.
Это решение будет приниматься снова и снова: я могу выбрать и то и другое – сделку непосредственно с клиентом (человек покупает текущую разработку) или со студией либо агентством (клиент нанимает организацию, которая заключает с дизайнером субдоговор на разработку).
У обоих подходов есть плюсы и минусы. Вы сами решите, какая работа вам больше подойдет.