Организация работы банка по предоставлению кредита

КЛИЕНТОВ

Основные понятия.

Как уже говорилось выше, одним из важнейших направлений деятельности ком­мерческих банков является кредитование. Рассматривая основные субъекты банковского кредитования: акционерные и частные компании, кредитно-финансовые учреждения (банки), население, федеральные и местные органы власти, можно выделить клиентов, относящихся к категории корпоративных, заслуживающих особого внимания.

Корпоративные клиенты — это юридические лица—клиенты банка (кроме кредитных организаций) населения, субъектов Федерации и муниципальных образо­ваний.

Можно выделить две основные функции организации кредитования корпоративных клиентов банком:

1)макроэкономическая— выполнение основной банковской задачи аккумуляции денежных ресурсов для инвестирования развития экономики страны;

2) микроэкономическая — получение основных доходов, способствующее повыше­нию доходности и надежности банков.

Отметим также, что кредитование корпоративного заемщика имеет ряд специфиче­ских особенностей:

а) большой объем;

б) высокая доходность;

в) высокая рискованность.

Принимая во внимание специфику и особую важность данного вида кредитования, поставим себе главной целью рассмотреть в этой главе все аспекты организации этого процесса.

В современных российских условиях этот вид кредитования является одной из са­мых рискованных активных операций, и неразумный подход к его осуществлению спо­собен привести к потере ликвидности и в конечном счете к банкротству.

Организация работы банка по предоставлению кредита

Общая схема организации работы банка по предоставлению кредита состоит из не­скольких взаимодополняемых элементов и выглядит следующим образом.

/. Программирование

1.Выбор кредитной политики банка.

2.Разработка внутренних нормативных документов банка.

//. Предоставление банковской ссуды

1.Переговоры с заемщиком и первичный анализ заявки на
кредит.

2.Анализ кредитоспособности заемщика.

3.Принятие решения о предоставлении кредита и заклю­чение кредитного договора.

///. Текущий мониторинг кредитов

1.Оценка качества кредита.

2.Оценка соблюдения условий кредитного договора.

3.Оценка состояния обеспечения кредита.

IV. Погашение кредита

1.Добровольное погашение кредита.

2.Работа с проблемными ссудами.

Рассмотрим подробнее каждый из элементов.

Программирование — суть данной стадии заключается в оценке макроэкономиче­ской ситуации в стране в целом, региона, где работают потенциальные заемщики, а так­же способности персонала банка-кредитора к работе с различными категориями ссудо­получателей, в принятии ряда внутрибанковских нормативных документов.

Исходя из результатов проведенных исследований, руководство банка (обычно правление или Совет директоров банка) принимает меморандум кредитной политики, в котором определяются стратегия и тактика банка в области получения и предоставления кредитов. Меморандум кредитной политики принимается на определенный период вре­мени, однако в течение срока его действия в него могут вноситься некоторые изменения, соответствующие текущему состоянию дел на кредитном рынке.

Приведем основные положения, которые, как правило, содержатся в меморандуме кредитной политики банка.

1.Цели, на основе которых определяется кредитный портфель банка (виды, сроки погашения, размеры и качество кредитов).

2.Описание полномочий в области кредитования, которыми наделены вице-президент банка, отвечающий за кредиты, председатель кредитного комитета и кредит­ный инспектор (максимальные суммы и виды кредита, которые могут быть одобрены конкретным руководителем или сотрудником, и необходимые подписи).

3.Обязанности по передаче прав и предоставлению информации в рамках кредит­ной службы банка.

4.Практика обращения с просьбой о выдаче кредита; проверка, оценка и принятие решения по кредитным заявкам клиентов.

5.Перечень необходимых документов, прилагаемых к кредитной заявке и докумен­тации для обязательного хранения в кредитном деле (финансовая отчетность заемщика, кредитный договор, договоры залога, гарантии и т.д.).

6.Конкретные и подробные указания о том, кто отвечает за хранение и проверку кредитных дел, кто имеет право доступа к этим делам и в каком случае.

7.Основные правила приема, оценки и реализации кредитного обеспечения.

8.Описание политики и практики установления процентных ставок, комиссий по кредитам и условий их погашения.

9.Описание стандартов, с помощью которых определяется качество всех кредитов.

10.Указания относительно максимального лимита кредитов (т.е. максимально до­пустимого уровня соотношения суммы кредитов и совокупных активов банков).

11.Описание обслуживаемого банком региона, отрасли, сферы или сектора экономики, в которые должна осуществляться основная часть кредитных вложений.

12.Диагностика и методы анализа проблемных кредитов, характерные пути выхода из возникающих трудностей.

Четкое и подробное описание кредитной политики имеет важное значение для лю­бого банка. В нем раскрываются содержание всех процедур кредитования и обязанности сотрудников банка, связанных с этими процедурами. Соблюдение положений кредитной политики позволяет банку сформировать такой кредитный портфель, который способст­вует достижению целей банковской деятельности. Эти цели — обеспечение прибыльно­сти банка, контроля за управлением рисками, соблюдение требований законов.

Следующим шагом на стадии программирования организации работы банка по пре­доставлению ссуд является разработка внутренних нормативных документов. Это мо­гут быть инструкция о порядке выдачи кредитов, положение о кредитном комитете бан­ка (филиала), положение о внутреннем контроле и т.д.

Инструкция о порядке выдачи кредитов регламентирует организацию кредитного процесса, перечень требуемых документов от заемщика и стандарты подготовки проек­тов кредитных договоров, правила проведения оценки обеспечения.

В положении о кредитном комитете определяются регламент работы комитета, состав, лимит кредитных рисков данного кредитного комитета, процедура принятия решения.

Только после принятия этих документов, систематизирующих кредитный процесс, можно говорить о внутренней готовности банка к работе на второй основной стадии кредитования.

2. Предоставление банковского кредита

Процесс предоставления банковского кредита можно разделить на несколько этапов:

1)заявка на кредит и предварительные переговоры;

2)истребование необходимых документов;

3)оценка кредитоспособности заемщика;

4)принятие решения о предоставлении (непредоставлении) кредита;

5)заключение кредитного договора.

Рассмотрим подробно наиболее важные из них. В соответствии с разработанными и принятыми у каждого банка направлениями отбора сотрудники кредитного подразделе­ния (кредитные инспекторы) осуществляют прием заявок на получение кредита.

В заявке на кредит должны содержаться исходные сведения о требуемом кредитном продукте, а именно:

—цель кредитного продукта;

—размер кредитного продукта;

—вид и срок;

—предполагаемое обеспечение;

—планируемые источники погашения задолженности;

—краткая информация о фирме, ее основной деятельности, основных партнерах и перспективах развития.

Заявка оформляется на фирменном бланке организации и подписывается надлежа­щим должностным лицом (руководителем) организации, уполномоченным на соверше­ние названных кредитных сделок.

Как правило, при первичном обращении клиента за получением кредита невозмож­но заранее определить вид и конкретные условия кредитного продукта. В этой связи кредитный работник в ходе предварительных переговоров с заемщиком должен обеспе­чить получение комплексной информации о будущем заемщике. Переговоры с будущим заемщиком относительно будущего кредита проводятся кредитным инспектором. В ходе переговоров кредитный инспектор разъясняет клиенту основные требования и стандар­ты кредитования, уточняет сведения о будущем заемщике и его бизнесе, об основных характеристиках испрашиваемого кредита, механизме и источниках его погашения, предлагаемом обеспечении, об имеющихся кредитах других банков, а также устанавли­вает наличие необходимых предпосылок и условий для данной кредитной сделки.

В ходе переговоров кредитному инспектору следует выяснить наиболее ключевые, базовые вопросы, представляющие наибольший интерес для банка как кредитора. При этом следует распределить вопросы по следующим группам.

1. Сведения о заемщике:

—полное юридическое наименование клиента, включая указание на его организационно-правовую форму;

—как давно учреждена (функционирует) фирма;

—кто основные акционеры (участники) фирмы;

— какую основную продукцию выпускает фирма, какие виды услуг она оказывает;

— каковы основные финансовые характеристики фирмы (валюта баланса, объемы продаж, объем поступлений на счета в банке, какова средняя зарплата на предпри­ятии);

—кто основные поставщики и покупатели;

—на каких условиях продается продукция (оказываются услуги).

2. Вопросы по поводу заявки о кредите:

— каково назначение кредита;

—на каких условиях клиент желает получить кредит: сумма, срок, доля собственного финансового участия в проекте, проценты (комиссия);

—кредит какого вида намеревается получить клиент.

3. Вопросы, связанные с погашением кредита:

—источники погашения кредита;

—имеется ли у клиента положительный опыт работы с кредитными ресурсами.

4. Вопросы по поводу обеспечения кредита:

—какое обеспечение предлагается клиентом;

—насколько оно ликвидно, находится ли под контролем клиента и может ли быть продано;

—является ли клиент собственником закладываемого имущества либо оно является собственностью третьего лица;

—требуется ли разрешение какого либо органа на стадии юридического оформле­ния обеспечения;

— каким образом была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве обеспечения;

—подвержено ли обеспечение порче, каковы издержки по хранению обеспечен

5. Вопросы о взаимоотношениях клиента с другими банками:

—клиентом каких банков является будущий заемщик;

—обращался ли он к другим банкам за кредитом, какова его кредитная история;

—почему клиент обратился за кредитом именно в этот банк;

—имеются ли непогашенные кредиты и каков их характер.

Для определения целесообразности предоставления кредита кредитный инспектор истребует от заемщика следующие документы.

1.Заполненную и подписанную клиентом анкету. Анкета обычно содержит сведения о клиенте и его руководящих лицах.

2.Юридические документы:

а) учредительные и регистрационные документы; в зависимости от вида юридического лица — устав либо учредительный договор и устав, Свидетельство (решение о государственной регистрации;

б) карточка образцов подписей и печати (форма 0401026), заверенная нотариально;

в) документ, подтверждающий полномочия лица, имеющего право выступатъ от имени организации при ведении переговоров и подписывать кредитные договоры.

3. Финансовая отчетность:

а) баланс (форма № 1), отчет о финансовых результатах (форма № 2) не менее чем за 3 последние отчетные даты, отчет о движении денежных средств (форма № 4) и приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) за последний год, заверенные 1вым органом по месту регистрации;

б) расшифровка структуры дебиторской и кредиторской задолженности (пеосновных дебиторов и кредиторов заемщика, сумма долга по ним);

в) справки:

—о полученных кредитах и займах;

—о выданных поручительствах;

г) копии выписок из расчетных и текущих валютных счетов заемщика, за обслуживающим банком (банками).

4. Технико-экономическое обоснование (ТЭО, бизнес-план) использования отражающее экономическую эффективность и окупаемость затрат в течение период который испрашивается кредит.

В ТЭО должны быть отражены:

а) основные виды деятельности предприятия и размер уплачиваемых налогов;

б) цель, на которую испрашивается кредит, с указанием конкретных направ использования заемных средств;

в) предполагаемые сроки и сумма выпуска или приобретения продукции или (ваемых услуг с указанием расценок за единицу продукции или услуги;

г) планируемый рынок сбыта;

д) сумма ожидаемой прибыли от реализации (после уплаты платежей в бюджет),ТЭО обязательно должно быть проанализировано кредитным инспектором I

подписано с пометкой «Расчет проверен» и собственноручной подписью кре инспектора.

5.Договор (контракт), в связи с которым потребуется кредит.

6.В случае принятия в залог имущества от Залогодателя затребуются совующие документы по залоговому имуществу.

Получив указанные документы, кредитный инспектор должен убедиться, что сведе­ния, содержащиеся в этих документах, являются объективными и нефальсифицирован­ными. Если у кредитного инспектора при изучении представленных документов на залог возникают какие-либо сомнения относительно подлинности последних, он должен при­влечь для экспертизы специалистов соответствующего подразделения службы безопас­ности банка.

При необходимости от заемщика должны быть истребованы иные необходимые до­кументы, предусмотренные действующим законодательством.

3. Оценка кредитоспособности и платежеспособности клиента

Одним из самых важных этапов в организации процесса кредитования является оценка кредитоспособности и платежеспособности клиента. От правильной оценки час­то зависит жизнеспособность банка. Неправильная оценка может привести к невозврату кредита, что в свою очередь способно нарушить ликвидность банка и в конечном счете привести к банкротству кредитной организации. Поэтому банки придают огромное зна­чение разработке современной методологической базы оценки кредитоспособности, тес­тированию квалификации кредитных работников, а также совершенствованию системы контроля и оценки кредитных рисков.

Отметим различие в понятиях «платежеспособность» и «кредитоспособность».

Платежеспособность клиента— это его возможность и способность своевре­менно погасить все виды обязательств и задолженности.

Кредитоспособность же характеризует лишь возможность предприятия погасить ссудную задолженность.

В банковской практике при рассмотрении заявки на кредит оба эти понятия сущест­вуют в тесной взаимосвязи. Ведь без анализа платежеспособности существует опасность проявления в будущем факторов, которые прямо повлияют на кредитоспособность кли­ента. В то же время кредитоспособность клиента может быть гораздо выше его платеже­способности, так как погашение кредита возможно из средств, полученных от реализа­ции заложенного имущества, а также за счет средств гаранта (поручителя).

Итогом оценки кредитной заявки должно быть:

—формулирование выводов о кредитоспособности заемщика;

—определение вида и характеристик кредитного продукта, которые в наибольшей степени соответствуют общему направлению развития бизнеса банка с данным клиентом и особенностям данного клиента.

Оценка кредитных заявок обычно основывается на применении комплексной рей­тинговой системы оценки кредитных заявок, которая проводится в соответствии с дей­ствующими методиками определения группы кредитного риска кредитных продуктов (т.е. путем начисления баллов по заранее принятым критериям). При этом заполняется краткое досье клиента по установленной форме.

Вместе с тем процесс оценки качества заявки не должен сводиться исключительно к ее анализу по указанной рейтинговой системе классификации (т.е. к расчету группы риска), поскольку такая классификация не может учесть все факторы, влияющие на ито­говую оценку конкретной кредитной заявки. Кроме того, ориентация на чисто количест­венный метод анализа часто приводит к слишком общим выводам, в которых игнориру­ются особенности, присущие конкретному клиенту или продукту, а также не принима­ются во внимание факторы, влияющие на группу риска. Например, при одинаковом уровне риска заемщиков обороты по их счетам, показатели их финансового состояния и их доходность для банка (т.е. факторы, которые необходимо принимать во внимание при решении вопроса о предоставлении кредита) могут сильно различаться.

Оценка кредитоспособности клиента обычно базируется на анализе следующих критериев:

1)качество управления компанией (уровень менеджмента);

2)характер кредитуемой сделки;

3)опыт работы банка с данным конкретным клиентом (кредитная история);

4)состояние отрасли и региона, конкурентоспособность клиента, положение кон­
кретного клиента в указанной отрасли;

5)финансовое положение клиента;

6)возможность предоставления клиентом имущества для использования в качестве иного обеспечения.

Руководство должно обладать достаточно высокой компетенцией и опытом, чтобы ставить реалистичные финансовые цели и задачи.

Опыт работы банка с клиентом (характер взаимоотношений с клиентом). Прежде всего, кредитный инспектор должен оценить прочность взаимоотношений банка с кли­ентом и его историю. К факторам, которые нужно проанализировать при оценке харак­тера взаимоотношений банка с клиентом, относятся:

—длительность взаимоотношений заемщика с банком по кредитованию, предос­тавлению банком клиенту других продуктов, имеющих кредитные риски, по расчетно-кассовому обслуживанию и по другим видам банковских услуг (продуктов);

—количественные параметры операций банка с данным клиентом по всем видам продуктов (суммы и сроки кредитов, гарантий и др., суммы оборотов по счетам, суммы депозитов и др.);

—кредитная история.

Анализ внешней среды (региональные и отраслевые факторы) является важным аспектом прогноза риска банка по каждой запрашиваемой ссуде.

Оценив связанные с кредитной заявкой факторы внешней среды, в которой функ­ционирует заемщик, уровень менеджмента и конкурентоспособность продукции, работ, услуг, предоставляемых (оказываемых) клиентом, кредитный инспектор приступает к анализу финансовой отчетности.

Детальный комплексный финансовый анализ заемщика (движение денежных средств, платежеспособность, ликвидность, соотношение собственных и заемных средств) и объекта кредитования производится на основании имеющейся в распоряже­нии кредитного инспектора документации. При этом инспектором должны использо­ваться документы, предоставленные самим заемщиком, полученные из других источни­ков, а также документы, уже имеющиеся в банке и ранее предоставленные заемщиком (по предыдущим кредитам и при получении других услуг).

Основными источниками финансовой информации для анализа являются: бухгал­терский баланс предприятия (форма № 1 по ОКУД); отчет о финансовых результатах (форма № 2); отчет о движении средств (форма № 4); приложение к балансу (форма № 5). Обязательным является изучение финансового состояния заемщика в динамике. Для этого необходимо получение бухгалтерской отчетности заемщика не менее чем за 3 последних квартала (за исключением предприятий с иностранными инвестициями).

Комплексный анализ финансового состояния заемщика целесообразно проводить в следующей последовательности:

1)анализ структуры активов и пассивов заемщика;

2)анализ денежных потоков заемщика;

3)анализ финансовой устойчивости заемщика;

4)анализ эффективности деятельности заемщика.

Анализ структуры активов и пассивов заемщика

После составления заключения и расчета группы риска (классности заемщика) кредитный инспектор выносит окончательное решение вопроса на рассмотрение кредитного комитета.

4. Заключение кредитного договора

В случае принятия на заседании соответствующего кредитного комитета банка по­ложительного решения о предоставлении конкретному клиенту кредита и его условиях, принятые условия сообщаются клиенту.

После достижения соглашения с заемщиком по всем существенным и необходимым условиям договора, установленным соответствующим решением кредитного комитета банка, ему предлагается подписать в 3 экземплярах кредитный договор установленного образца. Одновременно от заемщика требуется представить письмо-распоряжение о бес­спорном списании денежных средств с его счета для погашения задолженности по кре­диту и процентам за пользование предоставленным кредитом.

Основные условия кредита — сумма, срок, обеспечение — устанавливаются кре­дитным комитетом банка. Указанные основные условия соответственно фиксируются в кредитных договорах.

Остальные условия договора устанавливаются следующим образом:

—срок уплаты процентов за кредит, как правило ежемесячно (в исключительных
случая ежеквартально);

—ставка процентов устанавливается в договоре, как правило, не более чем на 60 календарных дней от даты заключения кредитного договора, после чего новая процент­ная ставка фиксируется в дополнительном соглашении к кредитному договору.

Наши рекомендации