Организация работы банка по предоставлению кредита
КЛИЕНТОВ
Основные понятия.
Как уже говорилось выше, одним из важнейших направлений деятельности коммерческих банков является кредитование. Рассматривая основные субъекты банковского кредитования: акционерные и частные компании, кредитно-финансовые учреждения (банки), население, федеральные и местные органы власти, можно выделить клиентов, относящихся к категории корпоративных, заслуживающих особого внимания.
Корпоративные клиенты — это юридические лица—клиенты банка (кроме кредитных организаций) населения, субъектов Федерации и муниципальных образований.
Можно выделить две основные функции организации кредитования корпоративных клиентов банком:
1)макроэкономическая— выполнение основной банковской задачи аккумуляции денежных ресурсов для инвестирования развития экономики страны;
2) микроэкономическая — получение основных доходов, способствующее повышению доходности и надежности банков.
Отметим также, что кредитование корпоративного заемщика имеет ряд специфических особенностей:
а) большой объем;
б) высокая доходность;
в) высокая рискованность.
Принимая во внимание специфику и особую важность данного вида кредитования, поставим себе главной целью рассмотреть в этой главе все аспекты организации этого процесса.
В современных российских условиях этот вид кредитования является одной из самых рискованных активных операций, и неразумный подход к его осуществлению способен привести к потере ликвидности и в конечном счете к банкротству.
Организация работы банка по предоставлению кредита
Общая схема организации работы банка по предоставлению кредита состоит из нескольких взаимодополняемых элементов и выглядит следующим образом.
/. Программирование
1.Выбор кредитной политики банка.
2.Разработка внутренних нормативных документов банка.
//. Предоставление банковской ссуды
1.Переговоры с заемщиком и первичный анализ заявки на
кредит.
2.Анализ кредитоспособности заемщика.
3.Принятие решения о предоставлении кредита и заключение кредитного договора.
///. Текущий мониторинг кредитов
1.Оценка качества кредита.
2.Оценка соблюдения условий кредитного договора.
3.Оценка состояния обеспечения кредита.
IV. Погашение кредита
1.Добровольное погашение кредита.
2.Работа с проблемными ссудами.
Рассмотрим подробнее каждый из элементов.
Программирование — суть данной стадии заключается в оценке макроэкономической ситуации в стране в целом, региона, где работают потенциальные заемщики, а также способности персонала банка-кредитора к работе с различными категориями ссудополучателей, в принятии ряда внутрибанковских нормативных документов.
Исходя из результатов проведенных исследований, руководство банка (обычно правление или Совет директоров банка) принимает меморандум кредитной политики, в котором определяются стратегия и тактика банка в области получения и предоставления кредитов. Меморандум кредитной политики принимается на определенный период времени, однако в течение срока его действия в него могут вноситься некоторые изменения, соответствующие текущему состоянию дел на кредитном рынке.
Приведем основные положения, которые, как правило, содержатся в меморандуме кредитной политики банка.
1.Цели, на основе которых определяется кредитный портфель банка (виды, сроки погашения, размеры и качество кредитов).
2.Описание полномочий в области кредитования, которыми наделены вице-президент банка, отвечающий за кредиты, председатель кредитного комитета и кредитный инспектор (максимальные суммы и виды кредита, которые могут быть одобрены конкретным руководителем или сотрудником, и необходимые подписи).
3.Обязанности по передаче прав и предоставлению информации в рамках кредитной службы банка.
4.Практика обращения с просьбой о выдаче кредита; проверка, оценка и принятие решения по кредитным заявкам клиентов.
5.Перечень необходимых документов, прилагаемых к кредитной заявке и документации для обязательного хранения в кредитном деле (финансовая отчетность заемщика, кредитный договор, договоры залога, гарантии и т.д.).
6.Конкретные и подробные указания о том, кто отвечает за хранение и проверку кредитных дел, кто имеет право доступа к этим делам и в каком случае.
7.Основные правила приема, оценки и реализации кредитного обеспечения.
8.Описание политики и практики установления процентных ставок, комиссий по кредитам и условий их погашения.
9.Описание стандартов, с помощью которых определяется качество всех кредитов.
10.Указания относительно максимального лимита кредитов (т.е. максимально допустимого уровня соотношения суммы кредитов и совокупных активов банков).
11.Описание обслуживаемого банком региона, отрасли, сферы или сектора экономики, в которые должна осуществляться основная часть кредитных вложений.
12.Диагностика и методы анализа проблемных кредитов, характерные пути выхода из возникающих трудностей.
Четкое и подробное описание кредитной политики имеет важное значение для любого банка. В нем раскрываются содержание всех процедур кредитования и обязанности сотрудников банка, связанных с этими процедурами. Соблюдение положений кредитной политики позволяет банку сформировать такой кредитный портфель, который способствует достижению целей банковской деятельности. Эти цели — обеспечение прибыльности банка, контроля за управлением рисками, соблюдение требований законов.
Следующим шагом на стадии программирования организации работы банка по предоставлению ссуд является разработка внутренних нормативных документов. Это могут быть инструкция о порядке выдачи кредитов, положение о кредитном комитете банка (филиала), положение о внутреннем контроле и т.д.
Инструкция о порядке выдачи кредитов регламентирует организацию кредитного процесса, перечень требуемых документов от заемщика и стандарты подготовки проектов кредитных договоров, правила проведения оценки обеспечения.
В положении о кредитном комитете определяются регламент работы комитета, состав, лимит кредитных рисков данного кредитного комитета, процедура принятия решения.
Только после принятия этих документов, систематизирующих кредитный процесс, можно говорить о внутренней готовности банка к работе на второй основной стадии кредитования.
2. Предоставление банковского кредита
Процесс предоставления банковского кредита можно разделить на несколько этапов:
1)заявка на кредит и предварительные переговоры;
2)истребование необходимых документов;
3)оценка кредитоспособности заемщика;
4)принятие решения о предоставлении (непредоставлении) кредита;
5)заключение кредитного договора.
Рассмотрим подробно наиболее важные из них. В соответствии с разработанными и принятыми у каждого банка направлениями отбора сотрудники кредитного подразделения (кредитные инспекторы) осуществляют прием заявок на получение кредита.
В заявке на кредит должны содержаться исходные сведения о требуемом кредитном продукте, а именно:
—цель кредитного продукта;
—размер кредитного продукта;
—вид и срок;
—предполагаемое обеспечение;
—планируемые источники погашения задолженности;
—краткая информация о фирме, ее основной деятельности, основных партнерах и перспективах развития.
Заявка оформляется на фирменном бланке организации и подписывается надлежащим должностным лицом (руководителем) организации, уполномоченным на совершение названных кредитных сделок.
Как правило, при первичном обращении клиента за получением кредита невозможно заранее определить вид и конкретные условия кредитного продукта. В этой связи кредитный работник в ходе предварительных переговоров с заемщиком должен обеспечить получение комплексной информации о будущем заемщике. Переговоры с будущим заемщиком относительно будущего кредита проводятся кредитным инспектором. В ходе переговоров кредитный инспектор разъясняет клиенту основные требования и стандарты кредитования, уточняет сведения о будущем заемщике и его бизнесе, об основных характеристиках испрашиваемого кредита, механизме и источниках его погашения, предлагаемом обеспечении, об имеющихся кредитах других банков, а также устанавливает наличие необходимых предпосылок и условий для данной кредитной сделки.
В ходе переговоров кредитному инспектору следует выяснить наиболее ключевые, базовые вопросы, представляющие наибольший интерес для банка как кредитора. При этом следует распределить вопросы по следующим группам.
1. Сведения о заемщике:
—полное юридическое наименование клиента, включая указание на его организационно-правовую форму;
—как давно учреждена (функционирует) фирма;
—кто основные акционеры (участники) фирмы;
— какую основную продукцию выпускает фирма, какие виды услуг она оказывает;
— каковы основные финансовые характеристики фирмы (валюта баланса, объемы продаж, объем поступлений на счета в банке, какова средняя зарплата на предприятии);
—кто основные поставщики и покупатели;
—на каких условиях продается продукция (оказываются услуги).
2. Вопросы по поводу заявки о кредите:
— каково назначение кредита;
—на каких условиях клиент желает получить кредит: сумма, срок, доля собственного финансового участия в проекте, проценты (комиссия);
—кредит какого вида намеревается получить клиент.
3. Вопросы, связанные с погашением кредита:
—источники погашения кредита;
—имеется ли у клиента положительный опыт работы с кредитными ресурсами.
4. Вопросы по поводу обеспечения кредита:
—какое обеспечение предлагается клиентом;
—насколько оно ликвидно, находится ли под контролем клиента и может ли быть продано;
—является ли клиент собственником закладываемого имущества либо оно является собственностью третьего лица;
—требуется ли разрешение какого либо органа на стадии юридического оформления обеспечения;
— каким образом была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве обеспечения;
—подвержено ли обеспечение порче, каковы издержки по хранению обеспечен
5. Вопросы о взаимоотношениях клиента с другими банками:
—клиентом каких банков является будущий заемщик;
—обращался ли он к другим банкам за кредитом, какова его кредитная история;
—почему клиент обратился за кредитом именно в этот банк;
—имеются ли непогашенные кредиты и каков их характер.
Для определения целесообразности предоставления кредита кредитный инспектор истребует от заемщика следующие документы.
1.Заполненную и подписанную клиентом анкету. Анкета обычно содержит сведения о клиенте и его руководящих лицах.
2.Юридические документы:
а) учредительные и регистрационные документы; в зависимости от вида юридического лица — устав либо учредительный договор и устав, Свидетельство (решение о государственной регистрации;
б) карточка образцов подписей и печати (форма 0401026), заверенная нотариально;
в) документ, подтверждающий полномочия лица, имеющего право выступатъ от имени организации при ведении переговоров и подписывать кредитные договоры.
3. Финансовая отчетность:
а) баланс (форма № 1), отчет о финансовых результатах (форма № 2) не менее чем за 3 последние отчетные даты, отчет о движении денежных средств (форма № 4) и приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) за последний год, заверенные 1вым органом по месту регистрации;
б) расшифровка структуры дебиторской и кредиторской задолженности (пеосновных дебиторов и кредиторов заемщика, сумма долга по ним);
в) справки:
—о полученных кредитах и займах;
—о выданных поручительствах;
г) копии выписок из расчетных и текущих валютных счетов заемщика, за обслуживающим банком (банками).
4. Технико-экономическое обоснование (ТЭО, бизнес-план) использования отражающее экономическую эффективность и окупаемость затрат в течение период который испрашивается кредит.
В ТЭО должны быть отражены:
а) основные виды деятельности предприятия и размер уплачиваемых налогов;
б) цель, на которую испрашивается кредит, с указанием конкретных направ использования заемных средств;
в) предполагаемые сроки и сумма выпуска или приобретения продукции или (ваемых услуг с указанием расценок за единицу продукции или услуги;
г) планируемый рынок сбыта;
д) сумма ожидаемой прибыли от реализации (после уплаты платежей в бюджет),ТЭО обязательно должно быть проанализировано кредитным инспектором I
подписано с пометкой «Расчет проверен» и собственноручной подписью кре инспектора.
5.Договор (контракт), в связи с которым потребуется кредит.
6.В случае принятия в залог имущества от Залогодателя затребуются совующие документы по залоговому имуществу.
Получив указанные документы, кредитный инспектор должен убедиться, что сведения, содержащиеся в этих документах, являются объективными и нефальсифицированными. Если у кредитного инспектора при изучении представленных документов на залог возникают какие-либо сомнения относительно подлинности последних, он должен привлечь для экспертизы специалистов соответствующего подразделения службы безопасности банка.
При необходимости от заемщика должны быть истребованы иные необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством.
3. Оценка кредитоспособности и платежеспособности клиента
Одним из самых важных этапов в организации процесса кредитования является оценка кредитоспособности и платежеспособности клиента. От правильной оценки часто зависит жизнеспособность банка. Неправильная оценка может привести к невозврату кредита, что в свою очередь способно нарушить ликвидность банка и в конечном счете привести к банкротству кредитной организации. Поэтому банки придают огромное значение разработке современной методологической базы оценки кредитоспособности, тестированию квалификации кредитных работников, а также совершенствованию системы контроля и оценки кредитных рисков.
Отметим различие в понятиях «платежеспособность» и «кредитоспособность».
Платежеспособность клиента— это его возможность и способность своевременно погасить все виды обязательств и задолженности.
Кредитоспособность же характеризует лишь возможность предприятия погасить ссудную задолженность.
В банковской практике при рассмотрении заявки на кредит оба эти понятия существуют в тесной взаимосвязи. Ведь без анализа платежеспособности существует опасность проявления в будущем факторов, которые прямо повлияют на кредитоспособность клиента. В то же время кредитоспособность клиента может быть гораздо выше его платежеспособности, так как погашение кредита возможно из средств, полученных от реализации заложенного имущества, а также за счет средств гаранта (поручителя).
Итогом оценки кредитной заявки должно быть:
—формулирование выводов о кредитоспособности заемщика;
—определение вида и характеристик кредитного продукта, которые в наибольшей степени соответствуют общему направлению развития бизнеса банка с данным клиентом и особенностям данного клиента.
Оценка кредитных заявок обычно основывается на применении комплексной рейтинговой системы оценки кредитных заявок, которая проводится в соответствии с действующими методиками определения группы кредитного риска кредитных продуктов (т.е. путем начисления баллов по заранее принятым критериям). При этом заполняется краткое досье клиента по установленной форме.
Вместе с тем процесс оценки качества заявки не должен сводиться исключительно к ее анализу по указанной рейтинговой системе классификации (т.е. к расчету группы риска), поскольку такая классификация не может учесть все факторы, влияющие на итоговую оценку конкретной кредитной заявки. Кроме того, ориентация на чисто количественный метод анализа часто приводит к слишком общим выводам, в которых игнорируются особенности, присущие конкретному клиенту или продукту, а также не принимаются во внимание факторы, влияющие на группу риска. Например, при одинаковом уровне риска заемщиков обороты по их счетам, показатели их финансового состояния и их доходность для банка (т.е. факторы, которые необходимо принимать во внимание при решении вопроса о предоставлении кредита) могут сильно различаться.
Оценка кредитоспособности клиента обычно базируется на анализе следующих критериев:
1)качество управления компанией (уровень менеджмента);
2)характер кредитуемой сделки;
3)опыт работы банка с данным конкретным клиентом (кредитная история);
4)состояние отрасли и региона, конкурентоспособность клиента, положение кон
кретного клиента в указанной отрасли;
5)финансовое положение клиента;
6)возможность предоставления клиентом имущества для использования в качестве иного обеспечения.
Руководство должно обладать достаточно высокой компетенцией и опытом, чтобы ставить реалистичные финансовые цели и задачи.
Опыт работы банка с клиентом (характер взаимоотношений с клиентом). Прежде всего, кредитный инспектор должен оценить прочность взаимоотношений банка с клиентом и его историю. К факторам, которые нужно проанализировать при оценке характера взаимоотношений банка с клиентом, относятся:
—длительность взаимоотношений заемщика с банком по кредитованию, предоставлению банком клиенту других продуктов, имеющих кредитные риски, по расчетно-кассовому обслуживанию и по другим видам банковских услуг (продуктов);
—количественные параметры операций банка с данным клиентом по всем видам продуктов (суммы и сроки кредитов, гарантий и др., суммы оборотов по счетам, суммы депозитов и др.);
—кредитная история.
Анализ внешней среды (региональные и отраслевые факторы) является важным аспектом прогноза риска банка по каждой запрашиваемой ссуде.
Оценив связанные с кредитной заявкой факторы внешней среды, в которой функционирует заемщик, уровень менеджмента и конкурентоспособность продукции, работ, услуг, предоставляемых (оказываемых) клиентом, кредитный инспектор приступает к анализу финансовой отчетности.
Детальный комплексный финансовый анализ заемщика (движение денежных средств, платежеспособность, ликвидность, соотношение собственных и заемных средств) и объекта кредитования производится на основании имеющейся в распоряжении кредитного инспектора документации. При этом инспектором должны использоваться документы, предоставленные самим заемщиком, полученные из других источников, а также документы, уже имеющиеся в банке и ранее предоставленные заемщиком (по предыдущим кредитам и при получении других услуг).
Основными источниками финансовой информации для анализа являются: бухгалтерский баланс предприятия (форма № 1 по ОКУД); отчет о финансовых результатах (форма № 2); отчет о движении средств (форма № 4); приложение к балансу (форма № 5). Обязательным является изучение финансового состояния заемщика в динамике. Для этого необходимо получение бухгалтерской отчетности заемщика не менее чем за 3 последних квартала (за исключением предприятий с иностранными инвестициями).
Комплексный анализ финансового состояния заемщика целесообразно проводить в следующей последовательности:
1)анализ структуры активов и пассивов заемщика;
2)анализ денежных потоков заемщика;
3)анализ финансовой устойчивости заемщика;
4)анализ эффективности деятельности заемщика.
Анализ структуры активов и пассивов заемщика
После составления заключения и расчета группы риска (классности заемщика) кредитный инспектор выносит окончательное решение вопроса на рассмотрение кредитного комитета.
4. Заключение кредитного договора
В случае принятия на заседании соответствующего кредитного комитета банка положительного решения о предоставлении конкретному клиенту кредита и его условиях, принятые условия сообщаются клиенту.
После достижения соглашения с заемщиком по всем существенным и необходимым условиям договора, установленным соответствующим решением кредитного комитета банка, ему предлагается подписать в 3 экземплярах кредитный договор установленного образца. Одновременно от заемщика требуется представить письмо-распоряжение о бесспорном списании денежных средств с его счета для погашения задолженности по кредиту и процентам за пользование предоставленным кредитом.
Основные условия кредита — сумма, срок, обеспечение — устанавливаются кредитным комитетом банка. Указанные основные условия соответственно фиксируются в кредитных договорах.
Остальные условия договора устанавливаются следующим образом:
—срок уплаты процентов за кредит, как правило ежемесячно (в исключительных
случая ежеквартально);
—ставка процентов устанавливается в договоре, как правило, не более чем на 60 календарных дней от даты заключения кредитного договора, после чего новая процентная ставка фиксируется в дополнительном соглашении к кредитному договору.