Сергей Ирин, Минск, август 1999 г.
· Структура
Объем и сложность бизнес-плана зависит от масштаба реализуемого проекта. Стиль изложения информации должен быть достаточно ясен и лаконичен, следует избегать подробных технических деталей. Необходимо помнить о том, что этот документ пишется для людей с экономическим образованием. Изложение должно быть наглядным и сопровождаться схемами и графиками. Часто банки предоставляют клиентам краткие указания по разработке бизнес-планов в виде описания его краткой структуры и требуемых таблиц. Рекомендуется составлять бизнес-план в соответствии с рекомендациями по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденными приказом Минэкономики Республики Беларусь. Бизнес-план для проектов связанных с финансированием текущих активов проще по своей структуре, чем дано в рекомендациях (надо просто опустить лишние разделы). Приведенная ниже структура бизнес-плана является типовой и может изменяться в зависимости от вида деятельности предприятия, направления использования кредита, вида кредита. Представленная структура ориентирована на инвестиционный проект и может быть значительно сокращена при описании проекта на пополнение оборотных средств и торгово-посреднических сделок.
Примерная структура бизнес-плана:
Резюме.
Отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его задача заключается в отражении сути бизнес-плана в сжатой и доступной форме. В резюме отражается:
(a) идея проекта;
(b) описание продукта, его новизны, социальной значимости и конкурентных преимуществ;
(c) основные итоги маркетинговых исследований и финансово-экономических расчетов;
(d) требуемая сумма инвестиций, условия кредитования.
1. Характеристика предприятия.
Отражается общая характеристика предприятия:
(a) название, реквизиты; юридический статус, форма собственности;
(b) описание отрасли и предприятия: история образования и развития; достижения и неудачи; слабые и сильные стороны; особенности деятельности; характеристика материально-технической базы и используемых технологий; загрузка производственных мощностей; выпускаемая продукция;
(c) основные показатели финансово-экономической деятельности;
(d) описание стратегии развития: главные цели и задачи развития; название реализуемого проекта; актуальность и новизна предлагаемого проекта; стадии проработки основных этапов проекта; конкретные мероприятия по достижению указанных целей; обоснование собственных источников финансирования проекта; исходные данные по проекту.
2. Описание продукции.
В этом разделе описывается продукция, которая будет производиться предприятием:
(a) область применения и функциональное назначение; основные характеристики; соответствие стандартам; контроль качества; гарантийное и пост гарантийное обслуживание; наличие патентов, лицензий и сертификатов, новизна используемых технологий и потребительских свойств;
(b) план мероприятий по усовершенствованию продукции с целью повышения ее конкурентоспособности: предполагаемые проблемы в освоении продукции; совершенствование упаковки и модификация продукции; повышение качества продукции;
3. Анализ рынка и стратегия маркетинга.
(a) общая характеристика рынков на которых планируется сбыт продукции и доля на них предприятия; динамика развития рынков и прогноз тенденций их изменения; основные факторы влияющие на изменение рынка; основные требования потребителей к продукции;
(b) оценка возможностей конкурентов основные данные о выпускаемой ими продукции – технический уровень, цена, качество; техническое и финансовое состояние конкурирующих предприятий; конкурентные преимущества;
(c) контрактные и предконтрактные документы на реализацию продукции
(d) обоснование стратегии маркетинга: стратегия сбыта; ценовая политика; система реализации; политика послепродажного обслуживания; оценка динамики сбыта; обоснование затрат на рекламу и маркетинг; план продвижения продукции на рынок;
4. Производственный план.
Производственный план разрабатывается на срок реализации проекта и включает в себя описание:
(a) программа производства и реализации продукции;
(b) производственные мощности: инвестиции в основные фонды; обоснование используемых технологий; контрактные и предконтрактные соглашения на поставку оборудования; место реализации проекта;
(c) материально техническое обеспеченье: сырьевые ресурсы и их поставщики; схемы материально-технического обеспечения; теплоэнергетические ресурсы; риски ресурсного обеспечения;
(d) издержки производства и сбыта продукции: обоснование по каждой статье издержек;
(e) экологическая оценка проекта;
3. Организационный план.
В данном разделе в соответствии с основными этапами реализации проекта дается комплексное обоснование организационных мер и мероприятий. Важное место отводится организационно-штатной структуре и выборе системы управления предприятием, проектом, персоналом. Подбор и подготовка менеджеров и персонала, обоснование требуемой квалификации и численности работников.
4. Инвестиционный план.
Включает в себя календарный график реализации проекта, согласованных во времени мероприятий для его осуществления начиная от принятия инвестиционного решение и промышленных работ и заканчивая погашением задолженности перед банком. При разработке графика указывается перечень работ и потребность в финансовых ресурсах.
(a) расчет инвестиционных издержек определяемых как сумма основного капитала (капитальные затраты) и чистого оборотного капитала;
(b) сводные данные по источникам финансирования проекта: собственные средства; кредиты банков; государственные средства;
(c) расчет погашения задолженности по источникам финансирования;
5. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности.
(a) Расчет чистой прибыли от реализации проекта;
(b) Расчет потока денежных средств;
(c) Проектно-балансовая ведомость;
6. Показатели эффективности проекта.
Оценка инвестиций строится на сопоставлении ожидаемой чистой прибыли от реализации проекта с инвестированным в проект капиталом. Основные показатели:
(a) чистый дисконтированный доход; внутренняя норма доходности; индекс рентабельности;
(b) уровень безубыточности;
(c) коэффициент покрытия задолженности; рентабельность; коэффициент финансовой независимости; коэффициент структуры капитала; коэффициент оборачиваемости; коэффициент текущей ликвидности;
7. Юридический план.
В этом разделе описывается организационно-правовая форма предприятия, уточняются отдельные юридические аспект деятельности;
К бизнес-плану должны прилагаться соответствующие договора, контракты, соглашения и прочие документы, подтверждающие изложенные данные.
Бизнес-план является одним из ключевых документов предоставляемых в банк заемщиком. По степени проработки бизнес-плана и его соответствия общепризнанным канонам банк судит о серьезности намерений и профессиональной подготовке должника.
· Проектный анализ
Анализ кредитуемого проекта один из ключевых моментов кредитного мониторинга клиента. Особую остроту он принимает, когда рассматривается сложный инвестиционный проект. Проблема заключается в том, что банковским служащим трудно однозначно судить о том, является ли проект жизненно способным или нет. Это обусловлено тем, что они не располагают специальными знаниями из той области, в которой реализуется проект. Например, проект создания и производства нового вида органического удобрения может грамотно оценить только группа специалистов в которую будут входить химики, биологи, технологи, маркетологи и т.д. Притом все эти люди должны иметь специализацию и опыт именно в сфере производства и торговли удобрениями. Ожидать, что рядовой банковский клерк произведет подобный анализ более чем наивно. Из этого следует, что работа банка по анализу бизнес-плана на 90% состоит из перепроверки данных изложенных в бизнес-плане. Таким образом, если бизнес-план написан очень грамотно, со ссылками на выводы специалистов, с приложениями необходимых экспертных заключений, отзывов авторитетных организаций, банк будет склонен доверять представленным документам. В противоположность этому – если бизнес-план выполнен неумело и по дилетантски, а данные ничем не подтверждены, то банк не будет склонен ему доверять. В этом случае вам порекомендуют обратиться в консалтинговую компанию, чтобы она произвела соответствующий анализ проекта и оформила результаты в виде бизнес-плана. Услуги консалтинговых компаний стоят очень недешево, поэтому гораздо выгоднее инвестировать деньги в знания собственных специалистов.
Хотя банковские служащие и не являются бизнесменами, они имеют определенный опыт того, какие проекты успешны, а какие нет. Информация об успешных и неуспешных проектах распространяется довольно быстро. Основное требование к проекту это коммерческая прибыльность и способность генерировать денежные потоки достаточные для покрытия текущих расходов по проекту и по обслуживанию кредита. Если проект социально значим (здравоохранение, производство детского питания и т.п.) или соответствует государственным приоритетом (новые технологии в жилищном строительстве, экспорт, новые технологии и т.п.) то это тоже очень хорошо, поскольку кредитование такого проекта укрепляет имидж банка в глазах государства, а это имеет далеко не последнее значение. В настоящее время доля инвестиционных проектов в кредитном портфеле банков невелика. Основное предпочтение банки отдают кредитованию торгово-посреднической деятельности и оборотных средств предприятий. Это связано с тем, что в текущих условиях реализация любого инвестиционного проекта сопряжена со значительными рисками. Банки идут по пути наименьшего сопротивления, стараясь вкладывать деньги в проекты имеющие высокий уровень прибыльности и оборота денежных средств. Конечно, это не способствует подъему промышленности и развитию новых технологий, но надо помнить о том, что такое отношение банков это только индикатор инвестиционной привлекательности отечественной промышленности.
4.4.5. Документы по кредитуемой сделке.
В коммерции г-н Гранде был похож на тигра и на боа: он умел лечь, свернуться в клубок, долго вглядываться в свою добычу и ринуться на нее; потом он разевал пасть своего кошелька, проглатывал очередную долю экю и спокойно укладывался, как змея, переваривающая пищу; все это проделывал он бесстрастно, холодно, методично. Оноре де Бальзак. ЕВГЕНИЯ ГРАНДЕ. |
Предприятие должно предоставить в банк документы подтверждающими подлинность кредитуемых сделок являются и последующие движение прокредитованных ценностей. Перечень этих документов будет конкретно определяться в каждом конкретном случае исходя из цели кредита и реализуемого проекта. Условно эти документы можно сгруппировать следующим образом:
· Кредитуемые договора
Это договора, на основании которых будут производиться перечисления кредитных средств:
ü договора/контракты на покупку товаров или сырья, на поставку оборудования, договора подряды на выполненные работы и на оказание услуг и т.п. Законодательство допускает, что некоторые виды сделок допускают отсутствие двухстороннего договора между покупателем и продавцом – в этом случае основанием оплаты является счет-фактура. При валютном кредитовании дополнительно следует предоставить информацию по контрагентам – получателям кредитных средств: место и дата регистрации (если это не указано в реквизитах), а также паспорта сделок. Обратите внимание, что в этом случае требуется переоформление паспорта сделки – указание номера ссудного счета как счета с которого будет произведена оплата
ü Факт выполнения работ, оказания услуг, поставки товароматериальных ценностей должен подтверждаться соответствующими актами, накладными, таможенными и статистическими декларациями.
· Договора вспомогательного характера
Это могут быть договора на переработку прокредитованных ТМЦ, установку (наладку) прокредитованного оборудования, договора перевозки, хранения, страхования прокредитованных ТМЦ, аренды площадей на которых будет располагаться прокреддитованное оборудование, обучения персонала и т.п. Указанные договора должны отображать весь цикл движения прокредитованных ТМЦ и сопутствующих процессов. Они свидетельствуют о том, что Вами проработана вся цепочка кредитуемого проекта.
· Договора на получение выручки
Необходимо предоставить договора в соответствие с которыми Вы будите получать выручку. Например, это могут быть договора на реализацию производимой продукции. Эти договора будут свидетельствовать о том, что Ваше предприятие будет получать выручку, которая пойдет в счет погашения кредита и процентов.
Возможна ситуация, когда вышеназванные договора Вами еще не заключены, т.к. Вы считаете целесообразным сделать это только после согласия банка на выделение кредита. В этом случае рекомендуем предоставить в банк договора и протоколы о намерениях, переписку с покупателями и поставщиками.
Банк, безусловно, интересует репутация Ваших партнеров по бизнесу и его беспокоит, чтобы вас "не кинули", т.к. от этого во многом зависит возврат кредита. Особое внимание к кредитуемым контрактам. В современных условиях выполнить такую проверку сложно, т.к. у нас еще не создана необходимая инфраструктура в виде информационных агентств предоставляющих подобные услуги, а возможности самих банков ограничены. Негативная информация о ваших партнеров может привести к тому, что банк может отказаться кредитовать по этому контракту и потребовать замены поставщика. Негативную реакцию у банка вызывает следующее:
ü Контракты с фирмами из оффшорных зон;
ü Отсутствие штрафных санкций в договоре;
ü Слишком обширный раздел «форс-мажорные обстоятельства»;
ü Ссылка в договоре на проведение судебных разбирательств по договору в далеком зарубежье (например, Арбитражный суд Швейцарии или Кипра);
ü Большая доля предоплаты.
Не принимаются договора несущие в себе признаки недействительных сделок:
ü Сделка, не соответствует требованиям законодательства: не соблюдена форма сделки (например, обязательная письменная форма); не определены существенные условия; не произведена обязательная государственная регистрация сделки (например, сделки с недвижимым имуществом, в т.ч. аренда на срок не менее 1 года); не соблюдено обязательное нотариальное удостоверение сделки;
ü Сделка, совершение которой запрещено законодательством;
ü Сделки, совершенные недееспособными либо ограниченно дееспособными лицами (по операциям с участием физических лиц);
ü Сделка, при совершении которой полномочия лица на совершение сделки ограничены договором либо полномочия органа юридического лица - его учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в законодательстве либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и при ее совершении такое лицо или орган вышли за пределы этих ограничений (по операциям кредитования). Еще раз напоминаем о тех возможных ограничениях на полномочия руководителей предприятия, которые могут содержаться в учредительных документах (как это было описано ранее).
ü Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями его деятельности либо юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью.
ü При совершении финансовых операций по переводу долга и уступке требования должен быть соблюден порядок их оформления (по сделкам требующим нотариального удостоверения или государственной регистрации уступка требования и перевод долга оформляется соответственно).
Другими словами - чем выгоднее договор (в смысле защиты его интересов) для заемщика, тем приятней он для банка.
К договорам с фирмами, которые являются в том или ином смысле родственными заемщику банк относится крайне настороженно. Если заемщик и его поставщик имеют одного и того же учредителя, если имеет место совмещение руководящих должностей, то банк часто рассматривает это как попытку "увода" кредитных средств.
Основными ошибками при предоставлении документов является их некорректное оформление:
ü Нестыковки в датах, суммах и количествах;
ü Договора заключены между головным предприятием и его филиалами;
ü Накладные заполняются не по правилам, с пропуском реквизитов и граф (например, не указываются должности лиц передавших/принявших ТМЦ., нет ссылки на доверенность и т.п.). Помимо того, что банк не примет такие накладные, предприятие рискует уплатить штраф в размере 10% от суммы накладной в соответствии с Указом Президента РБ;
ü Накладные отпечатаны на компьютере, а не выполнены типографским способом как это требуется законодательством;
ü Накладные выписываются старой формы (иногда даже образцов 70-80-х годов времен СССР). Сейчас это встречается не так часто как 5 лет назад. В основном этим грешат колхозы и прочие предприятия из провинции. Такие накладные банк не примет. Требуйте накладные по установленной форме - формы ТТН-1 или формы N ТН-2, утвержденные приказом Министра статистики и анализа Республики Беларусь. Введение специализированных бланков форм накладных возможно только министерствами, ведомствами и концернами по согласованию с Минстатом, Минфином и Главной государственной налоговой инспекцией;
ü Что касается накладных выписанных нерезидентами (например, товаро-транспортные накладные Российской Федерации), то здесь вопрос не однозначен. Действующее законодательство не обязывает белорусские банки знать и соблюдать право стран – поставщиков товара и проверять формы ТТН на соответствие иностранным правовым актам. То же можно сказать и о бухгалтерии заемщика. Однако, это не значит, что все банки согласны с таким положением вещей. В частности, когда речь идет о РФ, многие из них требуют только типовые межотраслевые формы № 1-Т утвержденные Госкомстатом РФ в 1997 г.
ü Наименование ТМЦ в накладной и договоре не совпадает или несколько различается (пиво "Баварское" и баварское пиво - не совсем одно и то же);
ü Вместо договоров и накладных в банк предоставляют некие экзотические документы типа "счет-наряд" (изобретение некоторых государственных структур). С этими документами тоже будут проблемы;
ü Договора имеют ссылки на приложения и спецификации (неотъемлемые части договоров), хотя самих приложений и спецификаций нет. Отговорки типа ("ну это мы имеем в виду накладные" не проходят);
ü Договора просрочены. В принципе, если поставка/оплата просрочена, то можно говорить о том, что предприятие просто платит за это пеню и это банка не касается, но ведь в этом случае договор может быть и расторгнут. Поэтому лучше пролонгировать договор, заключив дополнительное соглашение;
ü Договора подписаны лицами не имеющими на то достаточных полномочий (например, заместителями) или не утверждены вышестоящими органами - учредителями, министерствами (если такая процедура предусмотрена уставными документами);
ü Условия оплаты не соответствуют требуемым. Например, написано "предоплата", а платится по факту, или "расчет выставлением на инкассо", а надо платежной инструкцией;
ü Несоответствие договоров купли-продажи Указу Президента Республики Беларусь № 117 от 07.03.2000 г. «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» - не указание цели приобретения товара (для собственных нужд или для перепродажи), не приложены лицензии на оптовую торговлю.
При решении вопроса о предоставлении кредита на проведение строительно-монтажных работ (новое строительство, реконструкция производства) необходимо представить следующие документы:
ü Разрешение заказчику - застройщику на производство строительных работ, выдаваемое органами Государственного строительного надзора (при необходимости - Проматомнадзора);
ü Решение местного исполнительного и распорядительного органа о строительстве;
ü Копию государственного акта на право собственности , владения , пользования земельным участком или копию удостоверения на право временного пользования земельным участком;
ü Согласованную в установленном порядке проектно-сметную документацию в полном объеме;
ü Заключение государственной вневедомственной экспертизы по инвестиционному проекту без замечаний (при необходимости - заключение экологической экспертизы);
ü Договор генерального подряда, заключенный в соответствии с Правилами о договорах подряда и капитальном строительстве;
ü График производства работ и освоения денежных средств;
ü Внутрипостроечный титульный список;
ü Приказ об утверждении заказчиком проектно-сметной документации и сметной стоимости строительства в базовых ценах;
ü Договор между заказчиком и проектной организацией о проведении авторского надзора;
ü Приказ заказчика о закреплении инженерно-технических работников, осуществляющих производство работ и технический надзор на объекте строительства;
ü Действующую на территории республики лицензию на выполнение соответствующих видов работ;
ü График приобретения оборудования в сметных и текущих ценах;
ü Справку пересчета сметной стоимости строительства в текущие цены на основании индексов изменения стоимости по элементам затрат;
ü Справку о фактически выполненных и оплаченных на начало кредитования, а также планируемых на период освоения капитальных вложений объемах работ в ценах 1991 года по объектам и видам затрат в разрезе источников финансирования;
ü Отчет об объемах строительно-монтажных работ заказчика на начало года и последнюю отчетную дату - форма №2 КС (в случае кредитования не завершенных строительных работ);
ü Справку налогового органа о декларировании источников инвестиций , если по инвестиционному проекту предполагается приобретение готовых или незавершенных строительством объектов, за исключением жилья, с объемом инвестиций равным 50000 минимальных заработных плат и выше.
· Лицензии и разрешения
Если Ваша деятельность в рамках кредитуемого проекта требует лицензий или специальных разрешений, то их копии так же необходимо предоставить в банк. В частности это относится к разрешениям и лицензиям требуемым в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 117 от 07.03.2000 г. «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров», а так же к лицензиям и разрешениям на отдельные виды деятельности.
4.4.6. Документы по обеспечению обязательств.
Для обеспечения своих обязательств по кредитному договору, заемщик в обязательном порядке предоставляет банку залог или поручительство от третьего лица. С этой целью в банк предоставляются документы, перечень которых подробно будет рассмотрен нами в следующей главе.
v После подготовки всех вышеперечисленных в п.4.4. документов они собираются в одну папку с приложением их перечня и передаются в кредитный отдел банка. Рекомендуем сделать перечень в двух экземплярах и попросить работника банка сделать на Вашем втором экземпляре отметку о принятии документов. Если ваш комплект документов будет неполон, то работник банка может не принять пакет документов, но, как правило, некоторые не очень значительные документы разрешается донести позднее. Следует отметить, что, если процесс сбора (переделки, доноски и т.п.) документов растянется на значительный срок и вымотает много нервов и времени у кредитных работников, то, в принципе, банк вправе прекратить рассмотрение документов «ввиду неспособности заемщика предоставить в банк требуемый пакет документов».
5. Обеспечение обязательств.
- Умные речи! - сказал Гобсек и наградил меня рукопожатием. Никогда еще с тех пор, как я веду дела, ни один человек так ясно не излагал мне цели своего посещения. А какие гарантии? - спросил он, смерив меня взглядом, и тут же сам себе ответил: - Никаких. Оноре де Бальзак. ГОБСЕК. |
Для обеспечения своих обязательств по кредитному договору, заемщик в обязательном порядке предоставляет банку обеспечение. Исключение составляют заемщики, кредитование которых осуществляется по счету контокорренту - в этом случае обеспечение не является обязательным.
Вопрос обеспечения является одним из самых ключевых при рассмотрении банком заявки на кредит. Часто клиента удивляет, почему банк так придирчив к вопросам обеспечения, ведь у него и в мыслях нет не возвратить кредит. Такая придирчивость не должна восприниматься как знак недоверия, поскольку банк-кредитор должен исходить из самого худшего варианта развития событий.
· Виды обеспечения
В качестве обеспечения по кредитному договору может выступать:
ü Залог;
ü Поручительства и гарантии;
ü Гарантийный депозит денег;
ü Страхование кредитодателем риска не возврата кредита;
ü Перевод на кредитодателя правового титула (на имущество и имущественные права);
ü Другие виды обеспечения в соответствии с действующим законодательством;
Основными формами обеспечения обязательств по кредитным договорам являются залог и поручительство. Допускаются комбинированные формы обеспечения, совмещающие в себе залоги различных видов и поручительства, как от заемщика, так и от третьих лиц.
· Ликвидность обеспечения
Принимая обеспечение по кредиту, банк хочет, чтобы оно было ликвидным и достаточным. Другими словами банк хочет быть уверенным в том, что в случае неисполнения вами своих обязательств перед банком в части возврата денежных средств (кредита, процентов, пеней и штрафов) он сможет без проблем в сжатые сроки реализовать обеспечение и вырученных средств будет достаточно для покрытия задолженности.
· Достаточность обеспечения
Обеспечение должно обеспечивать требование по кредиту в том объеме, какой оно может иметь к моменту удовлетворения: сумма кредита, проценты за весь период, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, расходов залогодержателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию.
В общем случае, сумма полного требования по кредиту не может быть точно высчитана до выдачи кредита, т.к. неизвестно когда наступит (если наступит) момент обращения взыскания на залог, и какой в этот момент будут задолженность по кредиту, процентам, пеням и штрафам. Определим сумму обеспечения, которую хочет иметь банк. Расчет требуемой суммы залога производится методом суммирования следующих величин:
1. сумма кредита;
2. сумма процентов за весь срок кредитования;
3. сумма возможных пеней и штрафов;
4. расходы по взысканию задолженности.
Последние две величины определить сложно, поэтому для их покрытия вводится понятие страхового запаса. Его величина устанавливается банком (например, в размере 30%). Формула принимает следующий вид:
Сумма залога: = ( [1] + [2] + [3]+ [4] ) *1,3.
Как правило, банки имеют свои методики оценки обеспечения и расчета его требуемой суммы.
Ориентировочную сумму требуемого обеспечения вам назовут в отделе кредитования исходя из условий запрашиваемого кредита. Она может изменится в процессе рассмотрения кредитной заявки.
5.1. Залог.
В силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Оформлением залоговых отношений в банке занимается все тот же отдел кредитования. В некоторых крупных и продвинутых банках имеется специальный отдел залоговых отношений.
5.1.1. Залогодатель и предмет залога.
- Сейчас я принесу вам кое-что, и вы, думается мне, будете вполне удовлетворены, сказал де Трай и выбежал из комнаты. Оноре де Бальзак. ГОБСЕК. |
Залогодателем может быть как сам заемщик, так и третье лицо (в том числе физическое лицо – например, руководитель предприятия-заемщика). Залогодателем вещи может быть ее собственник либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения. Предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного его жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.
· Описание предмета залога
При наличии возможности, лучше всего представить банку несколько вариантов залога. Перечень имущества, которое Вы предлагаете банку в качестве залога лучше всего предоставить в виде таблицы содержащей следующие графы (для материального имущества):