Проблема обеспечение права на информацию налогоплательщика.

Налогоплательщики могут получать в налоговых органах по месту учета бесплатную устную и письменную информацию о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, формах и правилах заполнения налоговых деклараций и др.

С 24.05.08 действует новый порядок предоставления налоговыми органами таких сведений.

Приказом Минфина РФ от 18.01.08 №9н утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения.

Указанный Административный регламент имеет больший приоритет, чем Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденным Приказом ФНС РФ от 09.09.05 № САЭ-3-01/444 . Это значит, что Регламент ФНС РФ может применяться налогоплательщиками в части, не противоречащей данному Административному регламенту Минфина РФ.

Особенности Административного регламента

В пункте 1 ст. 21 НК РФ указано, что налогоплательщики имеют право на получение от налоговых органов по месту учета бесплатной информации (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах. Кроме того, в налоговых инспекциях можно получить сведения о порядке исчисления и уплаты налогов, и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, о формах налоговых деклараций (расчетов) и разъяснений о порядке их заполнения. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно предоставлять указанную информацию.

По сравнению с Регламентом ФНС РФ Административный регламент не внес особых корректив в действия налоговых инспекций, но в нем более подробно прописана последовательность действий налоговых органов, что дает возможность налогоплательщикам повысить осведомленность о собственных правах и обязанностях. Сроки исполнения обязанности по информированию налогоплательщиков приведены в соответствие с требованиями налогового законодательства, а при предоставлении отдельных информационных услуг налоговым органам установлены еще более жесткие сроки.

В данном Регламенте приводится также весьма объемная информация, содержащая сведения о территориальных органах ФНС РФ, а именно: код региона, наименование территориального налогового органа, адрес его официального сайта, почтовые и интернет-адреса, контактные телефоны.

Следует отметить, что для налогоплательщиков немаловажное значение имеют вопросы проведения сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, которые, к сожалению, не освещены в Административном регламенте.

Информационные услуги для налогоплательщиков

В соответствии с п. 21 Регламента налоговые органы могут бесплатно предоставить налогоплательщикам следующие услуги:

-индивидуальное информирование налогоплательщиков в устной форме;

-индивидуальное информирование налогоплательщиков на основании обращений в письменной форме;

-публичное информирование налогоплательщиков;

-индивидуальное информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;

-прием налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальное информирование налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций (расчетов).

Оказание налоговыми органами информационных услуг в соответствии с устными или письменными обращениями налогоплательщиков подразумевает предоставление любой информации, касающейся налогообложения. Это могут быть сведения:

-о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, соответствующих письменных разъяснениях Минфина России по вопросам применения налогового законодательства и других нормативных правовых актов, правах и обязанностях налогоплательщиков, и полномочиях налоговых органов;

-о формах и форматах налоговых деклараций, порядке их заполнения и представления, сроках представления;

-о реквизитах и иных сведениях, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

-о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам налогоплательщика;

-о приеме налоговых деклараций.

В пункте 12 Регламента перечислены основания, при наличии которых налоговый орган вправе отказать в предоставлении информации. Итак, не осуществляется информирование:

-по вопросам, рассмотрение которых не входит в компетенцию налогового органа;

-о сведениях, не подлежащих разглашению, или сведениях конфиденциального характера;

-при письменных обращениях: по анонимным обращениям, по обращениям, оформленным без полной адресно-реквизитной информации и подписи руководителя юридического лица и печати, от представителей без документов, удостоверяющих их полномочия (т.е. без доверенностей);

-о правильности применения налогоплательщиками налогового законодательства;

-о проведении экспертиз договоров, а также учредительных документов организаций;

-налогоплательщиков лично (их представителей) в целях получения конфиденциальной информации в устной или письменной форме без представления документов, удостоверяющих личность (подтверждающих полномочия их представителей);

-дубликатные обращения – повторные по вопросу, по которому уже был дан ответ, или если это дубликат обращения, направленный в иной государственный орган;

-обращения, не поддающиеся прочтению, содержащие нецензурные или оскорбительные выражения.

Последний абзац примечателен тем, что содержит мягкую иронию разработчиков Административного регламента, в принципе допускающих вероятность употребления налогоплательщиками ненормативной лексики в отношении работников налоговых органов.

Следует отметить, что Административный регламент в большей степени соответствует современным условиям ведения бизнеса, поскольку в нем предусмотрена возможность информационного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов с помощью телекоммуникационных каналов связи (ТКС).

Разъяснения налоговых и финансовых органов

Согласно п. 13 Административного регламента, должностные лица налоговых органов, ответственные за исполнение указанной государственной функции, обязаны принимать все необходимые меры для исчерпывающих ответов на обращения налогоплательщиков. Для этой цели должны использоваться информационные ресурсы налоговых органов, информационно-справочные системы, действующие нормативные правовые акты, а также разъяснения Минфина РФ и методические материалы.

Однако при этом не следует переоценивать реальные возможности налоговых органов, которые не уполномочены давать правовую оценку действующего законодательства. В случае если поставленный в письменном обращении вопрос не урегулирован законодательством о налогах и сборах и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также отсутствует разъяснение Минфина РФ по данному вопросу, налоговый орган должен сообщить об этом в своем ответе налогоплательщику (п. 51 Административного регламента).

Таким образом, видно, что в настоящее время полномочия по ведению разъяснительной работы и предоставлению письменных разъяснений налогоплательщикам отделены от полномочий по информированию и переданы исключительно Минфину РФ. Как указывается в Письме Минфина РФ от 21.09.04 № 03-02-07/39 , по вопросам применения законодательства о налогах и сборах следует обращаться в Минфин РФ и другие финансовые органы. Напротив, в конкретных хозяйственных ситуациях по вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов следует обращаться в налоговые органы по месту своего учета.

Иными словами, в настоящее время налоговые органы уполномочены не консультировать в полном смысле этого слова, а лишь информировать субъектов налогообложения о существовании отдельных норм законодательства о налогах и сборах. Информирование в данном случае должно пониматься как доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

В отличие от перечисленных вопросов, входящих в компетенцию налоговых органов, финансовое ведомство дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, т.е. поясняет, как в том или ином случае применяются конкретные нормы. Исследуя спорный вопрос налогообложения, финансовый орган не просто указывает норму, которой следует руководствоваться в данной ситуации, но и определяет условия и пределы применения этой нормы.

Задача финансовых органов – толкование действующего законодательства. В тех случаях, когда необходим аналитический подход, ответ будет включать методологическое разъяснение законодательства не только налогового, но и отраслевого: гражданского, семейного, трудового и др. При этом финансовые органы не оценивают налоговые последствия каких-либо действий налогоплательщика. К обязанностям финансового ведомства не относится консультирование предпринимателей по выбору наиболее оптимального для них порядка уплаты налога, проведение экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций. Минфин РФ не занимается разработкой методик оценки показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов налогообложения, а также оценкой конкретных хозяйственных операций и подтверждением экономического характера проводимых в организации акций. В компетенцию финансовых органов не входит рассмотрение конкретных споров и разногласий, возникших у налогоплательщика с налоговыми органами и иными ведомствами, и организациями.

Направляемый в финансовый орган запрос должен касаться фактически произведенной в рамках хозяйственной деятельности предпринимателя операции, по которой данный предприниматель является к тому же и налогоплательщиком. Финансовый орган вправе отказать в ответе по гипотетической операции, которая может возникнуть лишь в будущем, поскольку предприниматель на момент составления запроса не является налогоплательщиком по такой операции.

Не секрет, что основной причиной обращения за разъяснениями является нечеткое определение в российском налоговом законодательстве терминов, формулировок, а также установленный правил исчисления и уплаты налогов. За официальной позицией по указанным вопросам следует обращаться в финансовые органы.

Федеративное устройство России обусловило многоуровневую систему налогов и сборов, которая структурирована по территориальному признаку: федеральные налоги и сборы, региональные налоги, местные налоги. Поэтому законодательство РФ о налогах и сборах разъясняет Минфин РФ, а законодательство субъектов РФ о налогах и сборах и нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах – финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований соответственно.

Порядок получения устной и письменной информации

В Административном регламенте изложена последовательность действий налоговых органов при обращении налогоплательщика за информацией в устной или письменной форме, а также по телекоммуникационным каналам связи.

При устном информировании налогоплательщик получает ответ в момент обращения. Регламентированное время информирования составляет 45 минут. Оно включает как период ожидания налогоплательщиком своей очереди, так и время устной консультации специалиста налогового органа. Причем максимальное время ожидания в очереди составляет 30 минут, а максимальное время предоставления информации - 15 минут.

Если налогоплательщик не удовлетворен предоставленной устной информацией, в инспекции ему должны предложить направить обращение в письменной форме и сообщить необходимые для этого реквизиты налогового органа.

Информирование налогоплательщиков на основании письменных запросов осуществляется в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения в инспекции ФНС России (п. 39 Административного регламента). Возможность дополнительного продления срока исполнения обращения налоговым органам не предоставлена. Такой же срок исполнения установлен и для обращений, направляемых в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. При этом налоговый орган на следующий рабочий день после получения запроса налогоплательщика (при направлении запроса налогоплательщиком лично и соответствии ЭЦП подписи налогоплательщика) должен отправить подтверждение о его получении - квитанцию о приеме.

Следует отметить, что при направлении запросов в электронном виде через специализированных операторов связи налогоплательщики не получают ни подтверждения налогового органа о дате получения обращения, ни квитанции о приеме запроса. Ведь направляемый в электронном виде информационный запрос не подписан ЭЦП налогоплательщика.

В то же время электронные обращения принимаются к рассмотрению в налоговых органах в том же порядке, что и обращения, направленные по почте, при условии, что налогоплательщик указал все необходимые реквизиты. Такое сознательное отклонение от требований Административного регламента допускается налоговыми органами в пользу налогоплательщиков, поскольку порядок использования главного реквизита электронного документа - ЭЦП сегодня подробно урегулирован только в налоговых органах, налогоплательщики же далеко не все имеют электронно-цифровую подпись.

В Приложении №4 к Регламенту приведен рекомендуемый образец письменного обращения налогоплательщика. Однако если обращение будет изложено в произвольной форме, то налоговый орган вправе отказать в его рассмотрении только в случае отсутствия в нем хотя бы одного из обязательных реквизитов налогоплательщика:

для физического лица - фамилии, имени, отчества, подписи и почтового адреса физического лица;

для организации - полного наименования организации, ИНН, ее почтового адреса, фамилии, имени, отчества и подписи руководителя или уполномоченного представителя организации, подавшего обращение, печати организации (если обращение представлено на бумажном носителе не на бланке организации).

Рекомендованный образец формы запроса приведен в приложении №4 к Административному регламенту.

Согласно Регламенту публичное информирование налогоплательщиков осуществляется по инициативе налоговых органов в следующих формах:

-путем размещения информации на интернет-сайтах ФНС России и региональных управлений;

-размещения информации в опубликованных официальных изданиях налоговых органов, СМИ;

-размещения информации на информационных стендах налоговых органов;

-проведения с налогоплательщиками семинаров, круглых столов и иных информационно-просветительских мероприятий.

Состояние расчетов налогоплательщика

Информирование о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, пеням и штрафам осуществляется при обращении налогоплательщика в налоговый орган лично, по запросу, направленному по почте или переданному по ТКС. В данном случае информация предоставляется в виде справки о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам, выдаваемой налоговым органом в течение пяти рабочих дней.

Указанная справка информирует налогоплательщика о текущем состоянии его расчетов. В запросе можно уточнить способ получения справки (лично или почтовым отправлением) и дату, на которую она предоставляется. Если способ получения справки в запросе не указан, то оформленная справка будет направлена налогоплательщику по почте заказным письмом.

В приложениях №8, 9 и 10 к Регламенту приведены формы справок о состоянии расчетов организаций и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц с налоговыми органами. В каждой из форм имеется пометка, что справка не подтверждает исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. Однако любой налогоплательщик легко сообразит, что нули и цифры со знаком «+» в выданной ему справке свидетельствуют об отсутствии в данной момент задолженности по налогам, пеням и штрафным санкциям.

Рекомендованный образец формы запроса приведен в Приложении №7 к Административному регламенту.

Прием налоговых деклараций

На основании ст. 80 НК РФ налогоплательщик (его представитель) имеет право представить налоговую декларацию (расчет) на бумажном носителе лично или почтовым отправлением с описью вложения либо передать в электронном виде по ТКС.

Если налогоплательщик (его представитель) подает декларацию в налоговый орган лично, то максимальное время приема налоговой декларации не должно превышать 10 минут, а время ожидания в очереди - 30 минут (п. 130 Административного регламента). За это время сотрудник налогового органа обязан:

-проверить у налогоплательщика (его представителя), представившего налоговую декларацию, документы, подтверждающие личность и соответствующие полномочия представителя налогоплательщика;

-проверить соответствие налоговой декларации установленной форме;

-зарегистрировать налоговую декларацию в информационном ресурсе инспекции;

-проставить по просьбе налогоплательщика (его представителя) на поданной им копии налоговой декларации отметку о принятии и дату приема.

Блок-схемы приема налоговых деклараций (расчетов), приведенные в Приложениях №11, 11-1 и 11-2 к Административному регламенту, позволяют наглядно увидеть последовательность движения в налоговом органе отчетности, представленной налогоплательщиком.

В случае необходимости за пять рабочих дней до установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговых деклараций начальнику налоговой инспекции или его заместителю Административным регламентом предоставлено право определить иное максимальное время ожидания налогоплательщика в очереди, но не более двух часов (при условии обеспечения приема всех обратившихся не позднее чем за 40 минут до окончания рабочего дня).

В п. 133 Административного регламента перечислены причины, по которым налоговая декларация не может быть принята у налогоплательщика:

-отсутствие документов, подтверждающих личность налогоплательщика или уполномоченного представителя, или отказ в предъявлении таких документов;

-представление налоговой декларации не по установленной форме (формату) и не в установленном порядке;

-отсутствие в налоговой декларации, представленной на бумажном носителе, подписи налогоплательщика или его уполномоченного представителя и (или) печати;

-отсутствие в налоговой декларации ЭЦП налогоплательщика или его уполномоченного представителя либо несоответствие ЭЦП.

При наличии указанных оснований в отчетности, представленной налогоплательщиком лично или направленной по почте, налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление о необходимости уточнения налоговой декларации в течение пяти рабочих дней. Уведомление по форме, приведенной в Приложении №13 к Административному регламенту, направляется по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем принятия налоговой декларации.

При сдаче отчетности в электронном виде по ТКС налоговый орган в аналогичном порядке в тот же срок, что и при приеме отчетности, направленной по почте, проводит проверку наличия всех обязательных реквизитов и отсутствия оснований, по которым налоговая декларация не принимается (п. 155 Административного регламента). При наличии оснований, при которых отчетность не может быть принята, налогоплательщику также в электронном виде по ТКС направляется уведомление об отказе в принятии налоговой декларации с указанием причины.

Уведомление, направляемое в электронном виде по ТКС, оформляется по той же форме (Приложение №13 к Административному регламенту), что и аналогичное уведомление, направляемое по почте.

Если налоговая декларация представлена в соответствии с установленным форматом и ЭЦП соответствует подписи налогоплательщика (его представителя), налоговый орган направляет налогоплательщику (его представителю) квитанцию о приеме налоговой декларации. Затем в соответствии с Регламентом в течение двух рабочих дней со дня направления такой квитанции налоговый орган проводит входной контроль с данной налоговой декларации. При выявлении недостатков и (или) противоречий между представленными сведениями налогоплательщику направляется в электронном виде по ТКС уведомление об уточнении налоговой декларации.

Порядок сверки расчетов по налогам

С 07.10.07 применяется новая форма Акта совместной сверки расчетов, утвержденной Приказом ФНС РФ от 20.08.07 № ММ-3-25/494. В данном Акте отражаются результаты сверки расчетов по налогам, сборам пеням и штрафам.

Организация проходит сверку в обязательном порядке, если она:

-относится к крупнейшим налогоплательщикам (ежеквартально);

-переходит из одной налоговой инспекции в другую;

-ликвидируется или реорганизуется.

Начиная с 01.01.2007 г. инспекция проводит сверку по желанию организации (подп. 11 п. 1 статьи 32 НК РФ). По инициативе налогоплательщика сверка может проводиться:

-для уточнения платежа, если налог был перечислен по неправильному коду бюджетной классификации (КБК);

-для зачета или возврата переплаченного налога;

-для получения справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Чтобы провести сверку, организация должна подать в налоговый орган заявление. В нем следует указать дату сверки и перечислить виды налогов, по которым ее нужно провести. Заявление может быть представлено сотрудником организации лично или отправлено по почте. В случае личного представления во втором экземпляре инспектор отдела работы с налогоплательщиками по просьбе сотрудника проставляет отметку о принятии и дате представления информации. Такая подпись может помочь, если инспекция затянет процедуру проверки.

Акт совместной сверки формируется отдельно по каждому виду налога (сбора) и КБК (разд. 1 и 2 Акта совместной сверки).

Согласно Акту совместной сверки в случае несогласия с данными Акта совместной сверки налогоплательщику, плательщику сборов, налоговому агенту в разд. 1 рекомендуется написать: «Согласовано с разногласиями» и в графе 4 по строке с суммой, к которой имеются вопросы, указать сумму по данным налогоплательщика.

Актом совместной сверки предусмотрено, что налоговый орган и налогоплательщик в специальных строках указывают свое мнение относительно расхождений, а также свои предложения по устранению разногласий.

Также в Акте совместной сверки указывается, устранены ли расхождения. В случае если они не устранены – указывается причина.

Контроль за процессом информирования

В Административном регламенте предусмотрен раздел, содержащий положения об осуществлении контроля в налоговых органах за исполнением функции по бесплатному информированию налогоплательщиков и об ответственности должностных лиц налоговых органов. Так, например, контроль за исполнением обращений налогоплательщиков в устной или письменной форме, а также за информированием о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам осуществляется ежедневно начальниками структурных подразделений налогового органа, ответственных за такое информирование. Контроль за исполнением публичного информирования налогоплательщиков осуществляется ежемесячно теми же начальниками структурных подразделений налогового органа, ответственных за данное информирование, а также дополнительно начальником инспекции ФНС России или его заместителем (руководителем Управления ФНС России или его заместителем).

Контроль за организацией приема налоговых деклараций (расчетов) и информированием налогоплательщиков о результатах приема осуществляется ежедневно начальниками соответствующих структурных подразделений налогового органа по данным информационного ресурса.

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения информационной функции структурными подразделениями определяются начальником инспекции ФНС России.

Заключительным разделом Регламента определены основные положения порядка обжалования актов (решений) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц при исполнении государственной функции бесплатного информирования налогоплательщиков.

Подробное изложение в Административном регламенте последовательности информирования налогоплательщиков делает работу налоговых органов более прозрачной и позволяет налогоплательщикам контролировать действия должностных лиц налогового органа.

В Административном регламенте четко определены сроки исполнения административных процедур по информированию налогоплательщиков.

Вместе с тем подробное описание организационной работы внутри и между отделами инспекции, приведенное в данном документе, не является целесообразным. Ведь слишком подробная информация о последовательности действий должностных лиц налоговых органов не представляет особого интереса для налогоплательщиков, а лишь увеличивает объем документа и снижает вероятность того, что налогоплательщики внимательно изучат его.

Кроме того, в Приложении №1 к Административному регламенту содержится перечень всех налоговых органов с почтовыми адресами, номерами телефонов справочных служб, факсов и иной контактной информацией. В случае изменения хотя бы одного из этих реквизитов справочная информация, представленная в Регламенте, уже будет неактуальной.

Время информирования налогоплательщиков и время ожидания в очереди, установленное в Административном регламенте, сегодня может соблюдаться в налоговых инспекциях с большим трудом. Особенно это касается периода сдачи отчетности. Единственный срок, установленный налоговым органам в пункте 39 Административного регламента, - максимальное время ожидания налогоплательщиком в очереди при представлении письменного обращения в инспекцию лично, которое составляет 30 минут, обычно не превышается только по той причине, что в это окно почти не бывает очереди.

С целью получения контактной информации о должностных лицах налоговых органов удобнее пользоваться интернет-сайтами региональных управлений налоговых органов, поскольку размещаемая на них информация в случае каких-либо ее изменений обновляется в оперативном порядке.

В других случаях соблюдать на практике установленное Регламентом предельное время ожидания в очереди и время информирования налогоплательщиков налоговыми органами не представляется возможным. Например, налоговая неграмотность граждан порождает массу вопросов к сотрудникам налоговых органов и зачастую 15 минут информирования бывает недостаточно. А если в соответствии с Регламентом предложить налогоплательщику обратиться в письменной форме, то это вызовет в большинстве случаев недовольство, поскольку налогоплательщик уже потратил личное время и желает получить подробную информацию в момент обращения, а не через 30 дней.

Практически каждому налогоплательщику знакома ситуация в инспекции в период сдачи отчетности. На практике те "счастливчики", которые сдают налоговые декларации на бумажном носителе лично, вряд ли проходили эту процедуру за 10 минут, отведенных Регламентом. Ведь, кроме того, что сотрудник налогового органа должен проверить документы лица, представляющего декларацию, и правильность ее заполнения, отметку на налоговой декларации он не поставит до тех пор, пока налогоплательщик не сдаст дополнительно дискету с файлом налоговой декларации.

В противном случае сотрудник налоговой инспекции предложит направить отчетность почтовым отправлением или в электронном виде по ТКС, мотивируя это тем, что требуются большие временные затраты при работе с отчетностью на бумажных носителях. В результате такого взаимодействия должностного лица налогового органа и налогоплательщика время ожидания в очереди для последующих налогоплательщиков, естественно, превысит установленные в Регламенте 30 минут.

В пункте 13 Административного регламента продублированы нормы ст. 33 НК РФ об обязанностях должностных лиц налоговых органов:

-действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами;

-принимать все необходимые меры для исчерпывающих ответов на обращения налогоплательщиков;

-корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство, а также в вежливой форме информировать налогоплательщиков по существу обращений.

Обязанности отдела работы с налогоплательщиками

Отделы работы с налогоплательщиками в настоящее время имеются во всех налоговых инспекциях. Большая часть входящей и немалая часть исходящей документации проходит именно через эти отделы. Основная тяжесть работы по информированию налогоплательщиков также ложится на работников этого подразделения.

В отделах работы с налогоплательщиками должна быть организована справочно-информационная служба, куда налогоплательщик может обратиться с устными и письменными вопросами. Информирование налогоплательщиков проводится как в очном порядке, так и по телефону в течение всего рабочего дня, включая и обеденный перерыв.

В данном подразделении осуществляется также прием налоговых деклараций юридических и физических лиц. На информационных стендах инспекции размещается актуальная для налогоплательщиков информация. В налоговых инспекциях должен также функционировать компьютер свободного доступа, где граждане могут «скачать» на дискету, компакт-диск, флэш-карту интересующую их информацию по вопросам налогообложения.

Через отдел работы с налогоплательщиками может быть заказана сверка расчетов по налогам и справки о состоянии расчетов по налогам и сборам по формам №39-1 (для организаций и индивидуальных предпринимателей) и №39-1ф (для обычных граждан).

3. Задача: В местной газете «Вести Урюпинска» вышла документальная статья журналиста Петрова под заголовком «Осторожно: преступники!», в котором была раскрыта и описана криминальная обстановка на городском рынке. В частности, в статье содержались такие высказывания, как «Всем известно, что городской рынок Урюпинска – оплот наркомании, проституции и преступности. Как вам скажет любой горожанин, здесь можно купить все: начиная от марихуаны и заканчивая автоматами Калашникова»; и «Очевидно, что администрации рынка выгодно такое положение вещей, ведь от многомиллионного теневого бизнеса немалая доля перепадает и ей в карман. Достаточно сказать, что директор рынка достраивает себе дом на 500 (!) кв.м. Трудно представить, что это строительство осуществляется на накопленные им с зарплаты деньги»;

Через некоторое время ГУ «Городской рынок Урюпинска», директор рынка Ахметов А.А., предъявили иски к газете и к журналисту Петрову как соответчикам, в котором, сославшись на ст. 43 Закона «О СМИ» просили признать вышеуказанные сведения не соответствующими действительности, порочащими честь и достоинство, требовали сделать опровержение и компенсировать моральный вред.

1) ГУ «Городской рынок Урюпинска», предъявляя иск в арбитражный суд к газете и к журналисту Петрову, пояснил, что сообщенные в статье сведения – ложь, основанная на слухах и распространенная с подачи конкурентов (сетевых магазинов). На рынке в полной мере соблюдается закон, органами правопорядка ни разу за последние три года не было зафиксировано правонарушений, никаких иных реальных доказательств нет.

2) Директор рынка Ахметов заявил, что в статье содержится грубая ложь, так как его дом не 500, а всего 300 метров, более того он строится за счет жены.

Газета и журналист парировали тем, что они получили сведения из надежных источников, которые просили не раскрывать их имена. Прямых обвинений нет. В статье излагаются общеизвестные факты. Предъявленные требования – нарушение свободы слова. Журналист Петров отдельно заявил в отношении иска ГУ «Урюпинский рынок», что так как он является физическим лицом, то дело не может слушаться в в арбитражном лице, несмотря на то, что соответчик – юридическое лицо.

Между тем, газете и журналисту по заявлению прокурора было выдано предупреждение Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации в частности статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", которой предусмотрено, что под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.

1. Оцените доводы сторон

2. Какому суду подведомственно дело?

3.Какое решение должно быть принято?

Ответ:

Доводы стороны Газеты «Вести Урюпинска»:

1. Статья в газете на указание о криминальной направленности центрального рынка.

Доводы стороны ГУ «Городской рынок Урюпинска»:

1. Сославшись на ст. 43 Закона «О СМИ» просили признать вышеуказанные сведения не соответствующими действительности, порочащими честь и достоинство, требовали сделать опровержение и компенсировать моральный вред.

2. Сообщенные в статье сведения – ложь, основанная на слухах и распространенная с подачи конкурентов (сетевых магазинов). На рынке в полной мере соблюдается закон, органами правопорядка ни разу за последние три года не было зафиксировано правонарушений, никаких иных реальных доказательств нет.

3. Директор рынка Ахметов заявил, что в статье содержится грубая ложь, так как его дом не 500, а всего 300 метров, более того он строится за счет жены.

Наши рекомендации