Источники эффективной деятельности ТНК
1. Использование преимуществ владения природными ресурсами (или доступа к ним), капиталом и знаниями, особенно результатами НИОКР, перед фирмами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность в одной стране и удовлетворяющими свои потребности в заграничных ресурсах только путем экспортно-импортных сделок.
2. Возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом размеров их внутреннего рынка, темпов экономического роста, цены и квалификации рабочей силы, цен и доступности остальных экономических ресурсов, развитости инфраструктуры, а также политико-правовых факторов, среди которых важнейшим является политическая стабильность.
3. Возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК, включая заемные средства в странах расположения зарубежных филиалов, и приложение его в наиболее выгодных для компании обстоятельствах и местах.
4. Использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира.
5. Постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно переводить потоки капиталов в те государства, где складываются условия для получения максимальной прибыли, и одновременно распределять финансовые ресурсы с минимальными рисками (включая риски от колебания курсов национальных валют).
6. Рациональная организационная структура, которая находится под пристальным вниманием руководства ТНК, постоянно совершенствуется. Опыт международного менеджмента, включая оптимальную организацию производства и сбыта, поддержание высокой репутации фирмы.
Структура международной компании:
1) Головная материнская компания - это административный центр всей системы предприятий ТНК. В ее функции входит: принятие решений о слиянии с другими компаниями, приобретении новых фирм и ликвидации неэффективных подразделений; формирование долгосрочной производственной, инвестиционной и финансовой политики филиалов и корпорации в целом; контроль над финансами и НИОКР зарубежных филиалов.
2) Основные организационные формы зарубежных филиалов:
1. Дочерняя компания (subsidiary) — входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания имеет право решающего голоса в силу владения более половиной акций с правом решающего голоса и назначает руководителей этого предприятия.
2. Ассоциированная компания (associate) - входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания владеет не менее 10, но не более 50% акций. Головная компания не контролирует, но принимает участие в контроле над этим предприятием.
3. Отделение (branch) - вид зарубежного филиала, которым головная компания владеет полностью или он является частью совместного предприятия ТНК. Отделения могут иметь форму: представительства головной компании за рубежом; партнерства, в том числе с местными предпринимателями; имущества (корабли, самолеты, газо- или нефтедобывающие платформы), принадлежащего головной компании и функционирующего за границей не менее одного года.
Стратегические альянсы в международном бизнесе предполагают, что компании-участники, оставаясь независимыми, заключают соглашение о сотрудничестве в рамках четко оговоренных сфер деятельности, в основном с целью совместного завоевания новых рынков сбыта и продвижения продукции и услуг. При этом одна компания может одновременно иметь альянсы с несколькими десятками других компаний.
Первоначально альянсы преследовали цели исключить дублирование функций, снизить операционные издержки и ограничивали сферу своей деятельности на отдельном географическом и/или товарном рынке. В настоящее время их цели усложнились, масштабы расширились и распространяются уже на глобальные рынки. Стратегические альянсы между компаниями, в том числе и ТНК, являются, как правило, долгосрочными и охватывают различные сферы деятельности, от инвестирования и научно-технических разработок до совместного производства, сбыта и управления готовым объектом. Современный характер стратегических альянсов определяется многочисленностью партнеров, сотрудничеством с конкурентами и в большинстве своем относительно короткими сроками существования. Результативными и долговечными альянсы, как правило, бывают в тех случаях, когда объединению подлежат не только и не столько основные и финансовые фонды участников, а их бизнес-знания и управленческие навыки. Успех альянсов во многом зависит от степени доверия, сходства культур и взаимопонимания его участников.
Основными формами стратегических альянсов международных фирм являются: лицензирование, владение на долевых началах, контракты на управление, контракты «под ключ», коллективные контракты, франчайзинг.
Типы стратегических альянсов: 1. Альянсы горизонтального типа — создаются с фирмами, осуществляющими хозяйственную деятельность на той же стадии производственного процесса, оказывающими одинаковые услуги; 2. Альянсы вертикального типа — формируются с поставщиками сырья или потребителями продукции. 3. Альянсы фирм, производящих и оказывающих взаимодополняемые товары и услуги (крупные авиаперевозчики с местными региональными авиакомпаниями).
Основные выгоды создания стратегических альянсов: Доступ к каналам маркетинга и продаж партнера и его положению на рынке, Доступ к продуктам, технологиям и интеллектуальной собственности (ИС) партнера, Доступ к финансовым ресурсам партнера, Новые рынки для товаров и новые товары для покупателей, Усиление бренда на рынке с помощью каналов партнера, Ускоренная разработка новых продуктов и выход с ними на рынок, Сокращение стоимости и риска научно-технических разработок и создания инновационных технологий, Быстрое достижение критической массы и нужных масштабов, Установка технологических стандартов в отрасли и выпуск первых продуктов, отвечающих этим стандартам, Утилизация побочных продуктов, Доступ к менеджерскому мастерству.