Гос. Бюджет, принципы его построения, бюджетная система, дефицит, профицит
Бюджет-форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Задачи:
1) Перераспределение ВВП
2) Государственное регулирование и стимулирование экономики
3) Финансово обеспечить бюджетную сферу и социальную политику государства.
4) Осуществить контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Бюджетная система зависит от формы государственного устройства
В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней -государственный бюджет и местные бюджеты.
В федеративных государствах бюджетная система является трехуровневой
-государственный бюджет
- бюджеты членов федерации
- местные бюджеты.
Все бюджетные уровни существуют самостоятельно.
бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй уровень - бюджеты субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень - местные бюджеты.
федеральный бюджет финансирование общегосударственных органов власти и управления, финансирование обороноспособности государства, развитием науки, финансирование социальной сферы, экономики и СМИ.
Региональные бюджеты – финансируют органы государственного управления субъектов промышленности, содержание дорог, охрана окружающей среды.
Местные бюджеты -финансы распределяются между Отдельными группами населения.
Консолидированный бюджет РФ ~ это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, то есть бюджет субъекта РФ и местные бюджеты.
Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней, являются статистическим сводом бюджетных показателей.
Сбалансированность бюджетов
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов. Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета, превышение доходов бюджета над его расходами - профицитом бюджета.
превышение доходов над расходами, то до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности:
- сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;
- для федерального бюджета - сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов;
- предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
- увеличить расходы бюджета.
дефицит бюджета.
Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления, и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов - это допустимый дефицит, если он более 20% суммы доходов - это критический дефицит.
Размер дефицита
- федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.
- Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5% от собственных доходов данного бюджета.
- Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3% от собственных доходов.
Если дефицит превышает эти уровни, то необходимо искать источники финансирования дефицита бюджета
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внутренние и внешние источники.
Внутренние: кредиты, полученные Россией от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Внешние: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте; кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Внутренними источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть: государственные займы; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; кредиты, полученные от кредитных организаций.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в форме: муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций.