Стратегии международного маркетинга.
Стратегиями маркетинга называют совокупность основополагающих принципов и методов решения задач для достижения поставленной предприятием цели.
Международный маркетинг предусматривает постоянный анализ деятельности на внутреннем рынке (контроль за долей на рынке, товародвижением, товаром и т.д.), анализ внешнего рынка (анализ спроса на настоящий и перспективный товар), анализ конкуренции на внешних рынках, анализ маркетинговых возможностей (рост прибыли, динамику спроса), выбор наиболее перспективных внешних рынков, разработка и выбор стратегии маркетинга, анализ результатов и корректировка маркетинга.
Наиболее приемлемыми стратегиями являются
1. стратегия атаки, необходимая для активного занятия свободной ниши на внешнем рынке.
2. стратегия роста и стратегия.
3. стратегия освоения нового рынка.
Однако чаще всего международными фирмами и корпорациями применяются все стратегии комплексно.
Расширяя свою экспансию ТНК используют разнообразные формы
освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм.
К числу таких форм экономики ТНК обычно относятся:
1. лицензирование;
2. франчайзинг;
3. управленческие контракты;
4. оказание технических и маркетинговых услуг;
5. сдачу предприятий «под ключ»;
6. ограниченные по времени договоры по созданию совместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций.
5.Товарные маркетинговые стратегии.
Товарная стратегия - это разработка направлений оптимизации товарной номенклатуры и определение ассортимента товаров, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом.
Специалист в области международного маркетинга не может уйти от основного вопроса: должен ли он разрабатывать стандартный товар один для всех рынков или же приспосабливать товар к специфическим требованиям и особенностям каждого рынка?
Фирма-экспортер должна хорошо взвесить все преимущества и недостатки на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.
В действительности для этого необходимо учесть целый ряд параметров:
товар, его физические характеристики и функции, которые он обеспечивает;
снова товар, но уже с точки зрения того, что он символически представляет для покупателя;
рынок с его масштабами и покупательной способностью его агентов;
затраты на адаптацию (деньги, время, исследовательские усилия) и ожидаемые взамен выгоды;
размер предприятия-экспортера и его средства, а также его культура производства, часто обусловливающая стремление к однородности товаров или наоборот и т.д.
Ассортиментная политика – это разработка направлений оптимизации продуктового ряда и определения ассортимента услуг, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности туристского предприятия в целом.1
Формирование ассортимента может осуществляться:
создание параметрического ряда – горизонтальная стратегия;
дифференциация товара, предназначая каждый новый вариант для конкретного рыночного сегмента – концентрическая стратегия;
путем диверсификации производства и разработки товарной номенклатуры – конгломератная стратегия.
Важную роль в товарной политике играет управление ассортиментом (номенклатурой), главной целью которого является его оптимизация.
В процессе оптимизации управленческие воздействия направляются на главные характеристики номенклатуры (ассортимента):
широту – это сумма составляющих ее ассортиментных групп;
глубину – число вариантов каждого товара в рамках ассортиментной группы;
насыщенность – это общее количество всех производимых (продаваемых) услуг;
гармоничность – степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения общности конечного использования, требований производства и торговли.
Оптимизация ассортимента – это непрерывный процесс реализации товарной политики, и ассортимент не может быть оптимизирован один раз на весь период присутствия фирмы на рынке.
Брендинг - это создание, развитие и поддержка постоянной добровольной связи со стратегически важной группой потребителей, с помощью стабильного и надежного набора отличий, предполагающего неизменно высокое качество и удовлетворение.
6.Маркетинговое обеспечение международных коммерческих операций. Коммерческие операции на международных товарных биржах. Фьючерсные сделки. Аукционная торговля. Международные торги. Международная торговля лицензиями и ноу-хау. Международные арендные операции. Системы товародвижения в международном маркетинге.
Непосредственное совершение международных коммерческих сделок осуществляется с помощью следующих механизмов:
• операции на международных товарных биржах;
• аукционная торговля;
• международные торги;
• международная торговля лицензиями и ноу-хау;
• международные арендные операции.
Биржа в классическом понимании это:
1) место, где регулярно в одно и тоже время проводят торги по определенным товарам;
2) объединение торговцев и биржевых посредников, которые сообща оплачивают расходы по организации торгов, устанавливают правила торговли, определяют санкции за их нарушение; абсолютное большинство бирж - это не прибыльные организации, члены биржи получают выгоду не от ее функционирования, а от своего участия в торгах.
Международная биржа - особый вид постоянно действующего оптового рынка, охватывающий несколько государств, на котором совершаются сделки купли-продажи на определенные биржевые товары.
Международные биржи обслуживают конкретные мировые товарные и фондовые рынки. Могут участвовать представители деловых кругов разных стран.
Характерно:
-обеспечение свободного перевода прибыли, полученной от биржевых сделок;
-заключение спекулятивных (арбитражных) сделок (эта сделка дает возможности получения прибыли на разнице котировочных цен).
АУКЦИОННАЯ ТОРГОВЛЯ - продажа товаров с публичных торгов, при которой продаваемая вещь передается в собственность покупателю, предложившему за нее наивысшую цену. А.т., как правило, поручается специализированной организации, выступающей в отношениях по купле-продаже в качестве комиссионера. Аналогичным механизмом обладает принудительная аукционная продажа имущества неисправного должника по постановлению суда.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГИ
тендеры -международные конкурсы на право получения заказов, связанных с поставкой оборудования, строительством объектов, выполнением инжиниринговых услуг в разных странах. Условия таких конкурсов объявляются заранее.
Современное состояние мирового рынка лицензий и «ноу-хау»
Мировой рынок представляет собой систему международных экономических отношений по поводу установления цены и обмена товарами и услугами, а также обеспечения функционирования инфраструктуры рынка, включающей посредническую деятельность, кредитные, валютно-финансовые, страховые и другие операции.
Развитость и объем мирового рынка определяется уровнем международного разделения труда и степенью интернализации воспроизводственных комплексов стран мирового содружества.