Что невозможно передать во временное возмездное пользование?
Сказанное выше не означает, что все, что имеет коммерческую ценность, может быть объектом отношений найма. Напротив, есть объекты, которые по своей сути не могут передаваться во временное возмездное пользование. Объектом аренды могут быть непотребляемые, индивидуально-определенные вещи, которые в процессе эксплуатации не утрачивают своих свойств.
Исходя из изложенного, в аренду не могут быть переданы следующие объекты:
а) доли в праве. Невозможность аренды данной категории объясняется прежде всего тем, что доля в праве не является материальной субстанцией - вещью. В аренду могут передаваться земельные участки и другие обособленные природные объекты, а не доли в праве аренды на них (см. постановление ФАС МО от 12.03.2004 N КГ-А40/1255-04)*(71). Заключение договора аренды доли в праве без выдела ее в натуре является превышением полномочий по распоряжению объектом общей долевой собственности и влечет ничтожность договора (см. постановление ФАС ВВО от 25.08.2005 N А43-1731/2005-12-75). Суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании долга по аренде земельного участка, так как суд пришел к выводу о незаключенности договора, поскольку доля в праве аренды совместно используемого земельного участка, хотя бы и без выдела в натуре, объектом аренды быть не может (см. постановление ФАС МО от 13.07.2005 N КГ-А40/6167-05);
б) акции. Практика столкнулась с попыткой передать в аренду акции*(72). На наш взгляд, существует единственно верное решение данного вопроса: признать недействительными договоры аренды акций. Именно так и поступил ФАС ПО в постановлении от 28.03.2005 N А57-23381/04-5. Аргументы, не позволяющие использовать институт имущественного найма для подобного рода операций, сводятся к следующему. Акции (согласно действующему законодательству, и в частности, ст. 16 Закона о рынке ценных бумаг), являясь именными эмиссионными ценными бумагами, существуют в бездокументарной форме. А коль скоро так, то акция, не являясь вещью, уже исключительно в силу данного обстоятельства не может выступать объектом договора аренды.
Однако это не единственное препятствие в передаче акций в возмездное владение и пользование. Если на какой-то момент пренебречь тем фактом, что акция не вещь, то и последующий анализ не позволяет допустить возможность аренды акций. Акция, будучи эмиссионной ценной бумагой, очевидно, является генерической (родовой, а значит, заменимой) вещью - все акции в пределах одного выпуска имеют одинаковый номинал и предоставляют один и тот же объем прав, а кроме того, получают единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг). Как известно, в аренду возможно передать вещи уникальные, но не родовые*(73).
Третья причина, не позволяющая отнести акции к объектам договора аренды, заключается в природе арендных отношений. Смысл получения вещи в аренду состоит в возможности извлечения ее полезных свойств*(74). Извлечение полезных свойств предполагает использование фактических свойств вещи. Ценность акций состоит в тех возможностях, которые предоставляют заключенные в таких ценных бумагах права (в доктрине, говоря о классических документарных акциях, различают права на бумагу и права из бумаги). Так вот, передав в аренду акцию (напомним, что речь идет о документарных акциях), невозможно извлечь ее полезные свойства путем получения тех прав, которые заключены в такой ценной бумаге (право на управление, на получение информации, право на получение дивидендов, ликвидационного остатка)*(75). Полезные свойства акции как вещи могут заключаться в возможности использования ее материального носителя и ничего более. Надо ли говорить, что такое пользование экономически бессмысленно?
Хозяйственный смысл пользования бездокументарными бумагами состоит в возможности получения так называемых "корпоративных" прав (права на управление, права на голосование и т.п.). Иными словами, речь идет о тех правах, которые в силу природы ценных бумаг могут принадлежать исключительно акционеру. В данном случае перед нами очередная попытка обойти закон, а именно право преимущественной покупки, установленное в ст. 7 Закона об АО;
в) доли участника в уставном капитале. Доля в уставном капитале общества, хотя и не поименована в ст. 128 ГК в качестве объекта гражданского права, по сути им является. Все сказанное относительно акций в равной степени можно распространить и на долю в уставном капитале. Практики, свидетельствующей о попытках передать в аренду долю в уставном капитале, нами не найдено.