Формы и методы трудоустройства выпускников
«Самый несчастный человек - это тот, для кого в мире не нашлось работы».
Т. Карлейль (1795 - 1881), английский публицист, историк.
Второй, после набора абитуриентов ярко выраженной проблемой учебных заведений является трудоустройство выпускников. Сегодня ни одно из высших учебных заведений страны не проводит государственного распределения. Только 28 вузов системы МВД гарантированно обеспечивают работой после окончания института, а некоторых, распределенных в отдаленные уголки страны, еще и жильем. Поэтому к ним большой конкурс.
Сейчас, к сожалению, этим мало или вообще никто в других ВУЗах не занимается. Из-за этого снижается привлекательность таких учебных заведений для множества абитуриентов и студентов. Самостоятельное трудоустройство на сегодняшнем рынке труда для молодых специалистов по специальности осложнено тем, что и опытные и высококвалифицированные специалисты того же профиля, к сожалению, часто без работы.
В настоящее время выпускники трудоустраиваются в основном самостоятельно через молодежные биржи труда, центры занятости, ярмарки вакансий, по объявлениям. Иногда в этом принимают участие студенческие биржи труда, отделы маркетинга ВУЗов.
Комитеты по труду и занятости областных администраций, городские службы занятости и молодежные биржи труда преследуют вполне определенные цели. В первую очередь - свести вместе работодателей и потенциальных работников, причем оперативно на ярмарках вакансий. Ведь зачастую в центрах занятости заявки «отлеживаются» месяцами. Впрочем, ЦЗ предлагают своим клиентам постоянную работу, а на ярмарки приходят либо за дополнительным заработком, либо для того, чтобы «перекантоваться».
Но именно здесь начинаются трудности. Дело в том, что спрос не соответствует предложению не столько количественно, сколько качественно. Работодатели сегодня выдвигают такие требования, которым средний выпускник не соответствует. Яркий тому пример - выпускники колледжей и вузов. Казалось бы, уже они-то отвечают всем необходимым требования. Есть у них и современные знания, и языками владеют, и навыками работы на компьютере. Но нет у них необходимого опыта. По этому пункту они и не проходят. Поэтому руководители ЦЗ, бирж, ярмарок ставят задачу найти компромисс между возможностями своих клиентов с обеих сторон.
Даже закончившие учебу по суперсовременной специальности и не по одной - иногда не устраиваются на работу. Вначале ВУЗы набирают неоправданно много студентов, а потом не знают, куда их пристроить. Изначально готовят потенциальных безработных.
При подобном «трудоустройстве» возникают и другие проблемы. Сколько прошедших через ярмарки вакансий нашли работу, сказать невозможно. И это одно из «белых пятен» в их деятельности. Работодатели здесь работают недостаточно эффективно. Телефонные переговоры ни к чему не приводят. Даже на подобных ярмарках не присутствует сам «купец», то есть работодатель, чтобы собственными глазами увидеть «товар». Выпускники же, в свою очередь, тоже смогли бы присмотреться к своему потенциальному хозяину. Ведь случаи, когда фирма, объявляющая о найме, оказывается липовой или того хуже - неблагонадежной, нередки.
Вместе с тем, любое предприятие заинтересовано в людях, способных дать ему что-нибудь стоящее, и не важно, что это: блестящие идеи, услуги или «связи». У здравомыслящего руководителя всегда найдётся место для человека, имеющего определённый бизнес-план действий, если он принесёт явную выгоду этой компании.
Теперь остановимся на некоторых практических шагах решения проблемы трудоустройства.
• Главной целевой установкой ВУЗов должна быть подготовка конкурентоспособных специалистов, способных быстро адаптироваться к рыночной среде и пользоваться спросом на рынке труда. Поскольку учебные заведения реализуют функцию производителя специалистов, им необходимо выполнять маркетинговую функцию трудоустройства. При этом необходимо заботиться о прохождении практик и стажировок на предприятиях, с завоеванием должного авторитета студентами, и в конечном итоге содействовать трудоустройству.
• Специальное подразделение в ВУЗе должно изучать спрос потенциальных работодателей, корректируя на этой основе учебные программы. Маловероятно, что данные маркетинговые исследования по силам, существующим в ВУЗах отделам кадров.
• Поддерживая постоянную обратную связь с потенциальными работодателями ВУЗ, как минимум, должен облегчать трудоустройство своих выпускников. Как максимум ВУЗ может получить средства от работодателей на развитие или оплату за обучение конкретного студента.
• Выполняя маркетинговые функции необходимо выявить и изучить спрос на специалистов по этапам:
- сбор информации и формирование выборки респондентов по сегментам потенциальных работодателей;
- почтовые и личные опросы с применением средств ПР;
- обработка и анализ данных (формирование портфеля заказов потенциальных потребителей на требуемый уровень качества подготовки выпускников;
- разработка вариантов достижения целевой установки и выбор оптимального по согласованию сторон (ВУЗа, студента, предприятия);
- контроль и корректировка принятых решений в зависимости от изменений конъюнктуры рынка труда.
• В программу - минимум целесообразно включить блок вопросов, которые:
- определяли бы принципиальное отношение работодателей к приему молодых специалистов, подготовленных в соответствии с государственным стандартом профессионального образования, а также имеющих одну - две дополнительные специальности;
- детализировали бы факторы, влияющие на спрос со стороны работодателей (количество, пол выпускника, обеспеченность жильем, изменение потребностей при появлении вузов конкурентов и т.д.);
- могли бы составить прогноз социальных условий для молодых специалистов;
- определяли бы варианты их деловой карьеры.
• Если преследуется цель - максимум, содержание анкеты дополняет блок вопросов, выясняющий общий платежеспособный спрос в денежном выражении и самое главное для ВУЗа - свою долю, т.е. сумму дохода, которую вы можете получать от подготовки молодых специалистов, удовлетворяя требования заказчиков.
• Следующий этап включает:
• Опрос - анкетирование студентов - старшекурсников;
- Формирование рациональной модели дополнительного образования по согласованию пожеланий выпускников и заказчиков;
- Выбор способов достижения цели (за счет ВУЗа, внутри вузовского и/или межвузовского партнерства).
• На студентов выпускников должна быть и другая информация - рекламная: что может практически выполнять, имеет ли бизнес-план на свои идеи, что может полезного предложить, какие имеет навыки, дополнительные специальности, увлечения, спортивные достижения и другие выгоды для данного предприятия.
• Выпускники, имеющие обоснованные амбиции, могут сами предложить проект трудового контракта или другие документы, необходимые для конкурса (аукциона) на вакантное место.
Предложенная технология партнерства ВУЗов и предприятий в подготовке кадров может трансформироваться с учетом реальных особенностей и конкретных ситуаций, возникающих на практике.
• Необходимо, также чтобы ваши специалисты службы маркетинга знали сами и учили выпускников умению «подать» себя. Уважающие себя бизнесмены берут на работу людей, кое-что понимающих в этом искусстве, а также более или менее искушенных в психологии работодателей. И здесь важное значение имеют рекомендации как устные, так и письменные.
• Большинству молодых специалистов требуется в жизни, например, не знание 3-4 иностранных языков или изощренных математических методов, а получить за годы учебы вторую жизненно-важную профессию. Это кроме решения проблемы трудоустройства помогает во время учебы окунуться в неидеализированную действительность, заработать собственные деньги, приобрести практические навыки, а затем успешнее руководить. Например, для:
- студентов технических ВУЗов приобрести престижную профессию автослесаря, или специалиста по ремонту ПЭВМ;
- медицинских - массажиста, косметолога, медсестры;
- педагогических - воспитателя дошкольных учреждений, гувернантки;
- туристического бизнеса - экскурсовода;
- технологических швейных производств - швеи, закройщика, портного, вышивальщицы, модистки, специалиста по демонстрации моделей;
- экономических ВУЗов, бизнесу, менеджменту - бухгалтера (со знанием ПК), офис-менеджера (секретаря-референта), повара, официанта, бармена, парикмахера, кондитера, продавца и т.д.;
- получить права на вождение автомобилем, катером, яхтой - выгодно многим студентам и ВУЗу. Нужно службе маркетинга всего лишь организовать курсы.
Приобретение второй - промежуточной специальности на первых курсах способствовало 20 процентам студентов России иметь постоянный заработок.
• Проблемы трудоустройства нет и не может быть для студентов и выпускников института бизнеса, менеджмента, экономистов - огромный выбор разного рода занятий: хочешь - становись руководителем своего малого предприятия, частным предпринимателем, фермером, коммерсантом. Нужно только определить для себя, какой именно род занятий привлекает. Если такового нет, кто мешает создать его?
• Часто ВУЗы сами того не подозревая готовят на разных факультетах членов новых команд: менеджер, бухгалтер, финансист, экономист, психолог, социолог. Нужно только создать из них союз. Организовать «мозговой центр» и работать им вместе. С помощью преподавателей, службы маркетинга ВУЗа это будет великолепное предпринимательское новообразование своей собственной ниши. И чем раньше они это создадут, тем лучше. Когда уже есть 3-4 человека, к ним присоединится и пятый и шестой.
• С помощью службы маркетинга можно еще в процессе обучения студентов создавать малые вузовские предприятия. Кроме решения проблем трудоустройства, прохождения практики, это источники получения новых доходов. И чем больше таких предприятий будет у вуза, тем солиднее доходы, известность, привлекательность для абитуриентов. Здесь поле для творчества никем и ничем не ограничено. Игнорируют это только недальновидные или чрезвычайно занятые ректоры, а чаще скупые, которые, как всем известно, платят или теряют дважды.
• Множество возможностей для зарабатывания студентами денег предоставляет деятельность собственного ВУЗа, например: работа на кафедрах и лабораториях, участие в организации выставок и семинаров, аукционов, курсов повышения квалификации, консалтинговые услуги, работа на кухне, в гараже, АХЧ службе, охране. Нужно только оплачивать каждый труд. Использование собственных студентов, а не наемных рабочих со стороны - всегда выгоднее. Это их дом, альма-матер и относиться к нему они будут на много лучше, чем наемные люди с улицы.
• Для молодых специалистов трудоустройство тесно связано с государственной политикой доходов, налогов. Без кардинального изменения приоритетов и расширения функций политики доходов, ее согласование с политикой занятости, сложно решать проблемы притока в педагогические, технические, культурные и некоторые другие вузы. Никакая политика занятости не может быть успешной, если она не опирается на значительную дифференциацию в оплате труда работников, имеющих различия в профессиональной подготовке, квалификации и выполняющих работу разной степени сложности.
• Проблема трудоустройства для выпускников некоторых вузов зависит от маркетинговых требований приведения в соответствие спроса и предложения на специалистов. Для этого необходим пересмотр планов приема и выпуска, а также учебных программ в сторону сокращения подготовки специалистов по профессиям в наибольшей степени затронутых безработицей. Как правило, это может быть осуществлено без снижения общих объемов приема и выпуска. Одновременно на базе действующих учебных мощностей будет расширяться подготовка высококвалифицированных кадров, дефицит, которых стал препятствием на пути реформ.
• Необходимо создать все условия для максимальной заинтересованности учебных заведений в подготовке квалифицированных кадров с соответствующими потребностями рынка труда. Для этого вузы должны быть полноправными агентами ранка, т.е. свободно продавать свои специфические услуги и результаты (специалистов) по рыночным ценам как принято, например, в профессиональном спорте. Это будет мощный толчок к пересмотру всех форм, методов, учебных программ обучения, не взирая на органы образования. Им рулить сверху проще, когда не отвечаешь за результаты работы.
• Одна из главных задач этих органов - создать для государственных ВУЗов национальную, региональные программы занятости выпускников на пять лет. При этом такие программы должны составляться по методу «скользящего плана», т.е. ежегодно корректироваться и продлеваться еще на один год.
• В некоторых регионах полезно существенно поощрять предпринимателей к увеличению занятости молодых специалистов, путем предоставления им налоговых льгот, кредитов, разных субсидий. Это относится к выпускникам инвалидам, детям без родителей и другим.
Главные факторы, от которых существенно зависит постоянный приток абитуриентов и растут доходы вы теперь хорошо знаете. Методы решения этих проблем также уже известны. Однако они не могут быть полными без целевой программы достижения уверенного успеха.