Система показателей для оценки уровня использования вторичных материальных ресурсов
1. Коэффициент использования вторичных материальных ресурсов. Определяется как отношение объема потребляемых вторичных ресурсов к общему их количеству. Рассчитывается по каждому виду ресурсов
2. Удельный вес продукции, полученной из вторичного сырья. Рассчитывается по отдельным видам готовой продукции в стоимостном или натуральном измерении.
3. Доля вторичного сырья в общем объеме потребляемого сырья. Расчеты ведутся в стоимостном и натуральном измерении объемов сырья.
Режим ресурсосбережения включает в себя комплекс источников экономии материальных ресурсов и мероприятий, обеспечивающих использование этих источников.
источники:
-снижение веса изделий (снижение абсолютной материалоемкости);
-применение прогрессив ньгх норм расхода материальных и топлив но-энергетических ресурсов;
-использование отходов производства (повторное использование материалов и ТЭР);
-импортозамещение (замена импортных материалов отечественными);
-рациональное использование природных ресурсов.
Для получения реальной экономии за счет данных источников необходимо осуществлять следующие мероприятия:
1.Совершенствовать конструкцию изделий, Применять на предприятиях новейшую технику и ресурсосберегающие технологии, особенно технологии нового поколения
2.Совершенствовать нормирование расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), устанавливать нормы расхода, соответствующие новейшим достижениям науки и техники.
3.Применять прогрессивные виды сырья и материалов, обеспечивающие высокое качество продукции и снижение затрат на ее изготовление.
4.Использовать на предприятии (или реализовывать на сторону) отходы основного производства, повторно использовать отработанные ТЭР (вода, пар и др.).
5.Увеличить комплексность и глубину переработки сложного сырья с максимальным отбором полезных компонентов (нефть, картофель, молоко и др.).
6.Создать и применять на предприятии действенную систему экономических стимулов, заинтересовывающих в экономии материальных ресурсов и ТЭР
10.ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ПРЕДПР.
Промышленная собственность означает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть применены в промышленном производстве, торговле и других сферах.
Охрана прав обладателей объектов промышленной собственности осуществляется путем выдачи патентным органом от имени государства охранных документов - патентов или свидетельств.
На изобретение выдается патент сроком на 20 лет с возможностью продления до 5 лет по ходатайству патентообладателя.
Полезная модель- это объект промышленной собственности, относящийся к конструктивному выполнению средств производства и предметов потребления (устройствам), являющийся новым и промышленно применимым. Полезная модель охраняется патентом, выдаваемым на 5 лет с возможным продлением срока действия, но не более чем на 3 года.
Промышленный образец - это художественное или художественно-конструкторское решение внешнего вида изделия, являющееся новым и оригинальным.
Патент на промышленный образец действует в течение 10 лет с возможным продлением этого срока до 5 лет.
Топологияинтегральной микросхемы - это зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. Исключительное право на топологию удостоверяется свидетельством, выдаваемым сроком на 10 лет. Законом предоставляется охрана только оригинальной топологии.
Селекционные достижения- это сорта растений и породы животных. Патентная система охраны предусмотрена только для новых сортов растений. Сорту предоставляется правовая охрана, если он обладает новизной, отличимостью, однородностью и стабильностью. Право на сорт удостоверяется выдачей патента сроком на 25 лет.
Товарный знак (знак обслуживания) - это обозначение, которое предназначено для того, чтобы отличать товары или услуги одних производителей от однородных товаров или услуг других производителей Знаки обслуживания - это обозначения, связанные с предоставлением различного рода услуг
Фирменное наименование- это специальное наименование, являющееся частью полного или сокращенного наименования юридического лица, используемое для отличия его от других юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в тождественной или сходной области предпринимательства или в других областях деятельности.
Географическое указание- это обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории страны либо местности, если этот товар обладает особыми свойствами, определяемыми характерными для этого товара природными условиями и /или человеческими факторами (многолетний опыт, традиции) либо сочетанием природных условий и этих факторов.
Под ноу-хауследует понимать совокупность полностью или частично конфиденциальных знаний и опыта, включающих сведения научного, технического, управленческого, финансово-экономического и коммерческого характера, использование которых обеспечивает наиболее эффективное осуществление различных видов деятельности и дает определенные преимущества их владельцу. Ноу-хау не является объектом охраны авторским либо патентным правом.
Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, регулируются авторским правом. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.
Права исполнителей на исполняемые произведения, права производителей фонограмм на их фонограммы и права организаций эфирного или кабельного вещания охраняются как смежные права.
Патентные исследования— это исследования технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности на основе патентной и другой информации.
Патентные исследования проводят при:
-разработке научно-технических прогнозов;
-разработке планов развития науки и техники;
-создании объектов техники;
-освоении и производстве продукции;
-определении целесообразности экспорта промышленной продукции и экспонировании ее образцов на международных выставках и ярмарках;
-продаже и приобретении лицензий;
-при решении вопроса о патентовании созданных объектов промышленной собственности и в других целях.
Нематериальные активы— это группа активов предприятия, не имеющих материально-вещественного содержания и характеризующихся долговременным использованием в хозяйственном обороте предприятия, способностью приносить доход и, как правило, возможностью отчуждения.
Методы по оценке объектов интеллектуальной собственности рассматриваются с позиции подходов: - затратного, рыночного, доходного.
Под лицензией понимается предоставление прав на использование изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, ноу-хау и других научно-технических достижений владельцем этих прав - лицензиаром другому заинтересованному лицу— лицензиату за обусловленное вознаграждение и на определенных условиях.
По объему передаваемых прав лицензии подразделяются на неисключительные (простые), исключительные и полные.
При простой (неисключительной) лицензии лицензиар на согласованных условиях предоставляет лицензиату право на изготовление и продажу определенной продукции, но в то же время такие же права оставляет и за собой.
При исключительной лицензиипредоставляется право монопольного пользования объектом лицензии одному лицу на конкретном рынке в объеме, определяемом условиями договора.
Полная лицензия дает лицензиату все права на использование объекта лицензии без ограничения территории и срока действия
Государственная система стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности, созданных в порядке выполнения служебного задания, принятая в РБ, включает:
-вознаграждение авторам (соавторам) за создание объектов промышленной собственности;
-вознаграждение авторам (соавторам) за использование объектов промышленной собственности;
-вознаграждение лицам, содействующим созданию и использованию объектов промышленной собственности.
Единовременное вознаграждение за создание объекта промышленной собственности выплачивается патентообладателем в размере не менее 10 минимальных заработных плат за один объект в трехмесячный срок после выдачи патента.
Вознаграждение за использование служебного объекта промышленной собственности выплачивается на основании договора с нанимателем, получившим патент, или его правопреемником в размере не менее 10% от прибыли, остающейся после уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, ежегодно получаемой патентообладателем от его использования, а также поступлений, приходящихся на данный объект промышленной собственности от заключенных лицензионных соглашений.
Вознаграждение за использование объекта промышленной собственности, полезный эффект от которого не выражен в прибыли, выплачивается автору (соавторам) за каждый год использования в размере не менее 15 базовых величин.
Вознаграждение лицам, содействующим созданию и использованию объекта промышленной собственности, выплачивается в следующих размерах:
-за содействие созданию объекта промышленной собственности -не менее 4 базовых величин для лиц, содействующих созданию данного объекта;
-за содействие использованию объекта промышленной собственности - не менее 3% от прибыли, остающейся после уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, за первые три года использования объекта промышленной собственности (в том числе от продажи лицензии на данный объект) или не менее 10 базовых величин за каждый объект промышленной собственности, полезный эффект от которого не выражен в прибыли.
СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТ-ТИ ПРЕДПР.
Планирование - это экономический способ (или инструмент) управления предприятием. Планирование представляет собой процесс составления плана применительно к объекту и предмету планирования. Экономическая сущность планирования заключается в том, чтобы реализовать экономический закон накопления капитала на предприятии
Принципы планирования- непрерывность, оптимальность, стабильность, комплексность, выделение приоритетов, осмысление альтернатив, системность, оценка критериев., (эконом-сть, огранич единство и ее подраздел., научность)
Методы планирования: нормативный, балансовый, сетевой, графический, программно-целевой, экономико-математический.
Все многообразие планов можно классифицировать следующим образом.
1.Исходи из временного периода, выделяют долгосрочные, среднесрочные, годовые, квартальные, месячные, декадные, дневные, почасовые планы.
2.По формам представления бывают стратегические планы, бизнес-планы и текущие планы.
3.По видам документов - бумажный (рукописный или машинописный) и электронный вариант: задание, наряд, смета, бюджет, калькуляция, бизнес-план, техэкономплан и др.
4.По предмету планирования (группировка представлена выше).
5.По объекту планирования (систематизация представлена выше).
Классификация планирования:
По видам
-стратег
-текущая
По времени
-долгоср
-краткоср
-среднеср
По обьекту
-план орг-ии
-план отдела
По видам док-ов
-бизнесс-план
-программа
-проект
-прогноз
-задание
-указ-наряд
По предмету планирования
-план обьема продаж в натур и стоим-м выр-ии
-числен работников и опл труда
-дох, расх, приб
-фин-ия инвестиц и научн исследований
6. по методам планирования:
-балансовый
-нормативный
-сетевой
-графич
-программно-целевой
-эконом-матем.
Стратегия планир включает 4 вида деят-ти
1.распред рес
2. адаптация к внешн среде
3.координация регулир хоз процессов
4.организ……
Этапы процесса стратегич планир:
1.Опред миссии орг-ии
2.формиров целей и задач орг
3.анализ и оцека внешней среды
4.анализ и оценка внутр стр орг
5.разраб и анализ стратегич альтернативы
6.выбор стратегии.
Стратегические альтернативы:
1.страт концентрации роста
2. страт интегрир роста
3.диверсифик
4.сокращение стратегии
Структура и формулировки разделов бизнес-плана.
1.Резюме
2.Описание бизнеса
3.План маркетинга
4.Инновации и инвестиции
5.Производство продукции
6.Управление и персонал
7.Страхование рисков
8.Юридич план
9.издержки орг-ии
10.Финансовый план