Региональные налоги и сборы.
Важнейшим среди региональных налогов и сборов, уплачиваемых юридическими лицами и организациями, следует назвать налог на имущество предприятии.
Правовой основой уплаты налога на имущество организаций (предприятий) являются Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I), Федеральный закон Российской Федерации «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ, ст. 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2030-1, Закон РФ «О налоге на имущество предприятий» *(*ВВС. 1992. № 12. Ст. 599; № 34. Ст. 1976; 1993. № 4. Ст. 118; № 14. Ст. 486; № 25. Ст. 905; СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 3010; 1996. № 18. Ст. 1590; № 26 Ст. 2402; № 35. Ст. 503.) и другие нормативные правовые акты.
Плательщиками налога на имущество являются:
- предприятия;
- учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
- филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;
- компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне.
Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.
Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости.
Данным налогом не облагается имущество:
- бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
-- коллегий адвокатов и их структурных подразделений;
- предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- специализированных протезно-ортопедических предприятий;
- используемое исключительно для нужд образования и культуры;
- стационарных и передвижных клубов (домов и дворцов культуры); библиотек; музеев;
- зоопарков; парков культуры и отдыха; социально-культурных специализированных и многофункциональных комплексов и объединений; научно-методических центров творчества и культурно-просветительской работы; театров, стационарных и передвижных цирков; филармоний; кинопроката; кинотеатров; киноустановок; киностудий; планетариев;
- религиозных объединений и организаций;
- национально-культурных обществ;
- жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ и других организаций.
Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2% от налогооблагаемой базы.
Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.
При отсутствии решений органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации об установлении конкретных ставок налога на имущество предприятий применяется максимальная ставка налога.
Сумма налога исчисляется плательщиками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года, исходя из определяемой за отчетный период фактической среднегодовой стоимости имущества, рассчитанной с учетом уменьшения стоимости имущества, предусмотренной законодательством, и ставки налога.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей за отчетный период.
Ответственность плательщиков налога на имущество предприятий (организаций) наступает в соответствии с разделом VI Налогового кодекса Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
Налог с продаж предусмотрен ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации, введен в действие в соответствии с внесенными изменениями и дополнениями в Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 31 июля 1998 года.
Плательщиками налога признаются:
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения;
- иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;
- индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Объектом налогообложения является стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, в том числе, расчеты посредством кредитных и иных платежных карточек, чеков, перечисления со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (работ, услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги), а именно стоимость:
- подакцизных товаров;
- дорогостоящей мебели;
- радиотехники;
- одежды;
- деликатесных продуктов питания;
- автомобилей;
- мехов;
- ювелирных изделий;
- видеопродукции и компакт-дисков;
- услуг туристических фирм (поездки за границу);
- услуг по рекламе;
- услуг трех-, четырех и пятизвездочных гостиниц;
- услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-классов
пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов «люкс» и «СВ»;
- других товаров и услуг не первой необходимости по решению законодательных органов субъектов Российской Федерации.
Не является объектом налога с продаж стоимость:
- хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, круп, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;
- детской обуви и одежды;
- лекарств, протезно-ортопедических изделий;
- жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче в наем населению государственных или муниципальных жилых помещений, а также по предоставлению жилья в общежитиях;
- услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и организациями культуры и искусства при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительских мероприятий, в том числе стоимость входных билетов и абонементов;
- зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, и ценных бумаг;
- услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;
- услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
- услуг, предоставляемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, коллегиями адвокатов, профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- ритуальных услуг;
- услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов;
- товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;
- путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для инвалидов;
- других товаров первой необходимости в соответствии с перечнями, устанавливаемыми субъектами Российской Федерации.
При определении налоговой базы стоимость (работ, услуг) включает налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров.
Ставка налога - до 5%.
Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов.
Суммы платежей по налогу зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты в размере соответственно 40 и 60 процентов и направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.
Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. Правовая основа названного налога включает Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31 июля 1998 г., которым закреплено, что единый налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов власти субъектов Российской Федерации. Субъекты Федерации определяют: сферы предпринимательской деятельности; размер вмененного дохода; льготы; порядок и сроки уплаты и иные особенности взимания единого налога.
Вмененный доход - потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.
Со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не взимаются платежи в государственные внебюджетные, а также федеральные, региональные и местные налоги и сборы, предусмотренные Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», за исключением:
1) государственной пошлины;
2) таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
3) лицензионных и регистрационных сборов;
4) налога на приобретение транспортных средств;
5) налога на владельцев транспортных средств;
6) земельного налога;
7) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
8) подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами-предпринимателями без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в определенных сферах, о которых будет сказано позже;
9) удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.
Плательщиками налога являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в следующих сферах:
- оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг;
- оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и т. д.);
- оказание физическим лицам парикмахерских услуг, медицинских, косметологических, ветеринарных и зооуслуг;
- оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;
- оказание предпринимателем консультаций, а также бухгалтерских, юридических, аудиторских услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования;
- общественное питание;
- розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площадки;
- розничная выездная торговля горюче-смазочными материалами;
- оказание транспортных услуг предпринимателями и субъектами малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек;
- оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей.
Объектом налогообложения является вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период по единому налогу устанавливается в один квартал.
При осуществлении нескольких видов деятельности на основе свидетельства учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности.
Ставка налога - 20% вмененного дохода.
Сумма единого налога рассчитывается в соответствии с требованиями Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
Размер вмененного дохода и значения иных составляющих формул расчета единого налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Суммы единого налога, уплачиваемые организациями, зачисляются, в установленных в Законе размерах, в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, а также в бюджета субъектов Российской Федерации и местные бюджета.
Суммы единого налога, уплачиваемые предпринимателями, зачисляются в бюджета субъектов Российской Федерации и местные бюджета, а также в государственные внебюджетные фонды в установленных Законом размерах.
Документом, подтверждающим уплату единого налога, является свидетельство о его уплате.
На каждый вид деятельности выдается отдельное свидетельство. Оно выдается за период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога.
Законодательный акт о введении единого налога принимается представительным органом субъекта Российской Федерации и публикуется не позднее чем за один месяц до начала очередного налогового периода по единому налогу. Не позднее одного месяца со дня официального опубликования указанного нормативного правового акта все предприниматели и организации обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, произведенный ими в соответствии с принятым нормативным правовым актом.
Сбор на нужды образовательных учреждений. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской. Федерации о налогах» от 22 декабря 1992 г. дополнил налоговую систему РФ целевым сбором на нужды образовательных учреждений. Поскольку данный сбор отнесен к региональным, право на его установление является компетенцией законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Так, в Москве в 1994 году был принят соответствующий Закон «О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц». Он имеет строго целевой характер и должен использоваться на дополнительное финансирование образовательных учреждений.
Плательщиками сбора являются предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, расположенные на территории субъекта РФ.
Объектом сбора является фонд оплаты труда налогоплательщика.
Закон РФ определяет предельный размер ставки сбора, который не должен превышать 1% от годового фонда оплаты труда плательщика.
Сроки уплаты сбора устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с налоговыми органами.
Сбор зачисляется в бюджеты субъектов Федерации.
Местные налоги и сборы
В соответствии с законодательством о налогах и сборах юридические лица и организации уплачивают не только федеральные и региональные налоги и сборы, но и привлекаются к уплате местных налогов и сборов.
Основным местным налогом, который уплачивается не только юридическими лицами и организациями, но и физическими лицами (гражданами), является земельный налог.
Земельный налог установлен Законом РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» * (с изменениями и дополнениями). (* ВВС РФ. 1991. № 44: Ст. 1424; 1992. № 10. Ст. 469; № 34. Ст. 1976; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1860; № 35. Ст. 3503; 1996. № 1. Ст. 4; 1997. № 26. Ст. 2954; № 47. Ст 5342- 1998 №1. Ст. 5; №31. Ст. 3810.)
Правовой основой уплаты земельного налога являются Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I), Федеральный закон Российской Федерации «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ, ст. 21 Закона РСФСР «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., Закон РСФСР № 1738-1 «О плате за землю» от 11 октября 1991 г. и другие нормативные правовые акты.
В соответствии с законодательством использование земли в Российской Федерации является платным. Предусмотрены следующие формы платы за землю: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли, которая устанавливается для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита.
Земельный налог является источником доходов бюджета и одной из форм платы за землю.
Плательщиками налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату и земельный налог не вносят.
Объект налогообложения - земля, которая подразделяется на два вида:
1) сельскохозяйственного назначения;
2) несельскохозяйственного назначения.
При взимании налога на земли сельскохозяйственного назначения различаются две группы налогоплательщиков.
В первую группу входят колхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия. С них взимается только земельный налог. Если предприятие имеет доходы от несельскохозяйственной деятельности, то оно уплачивает соответствующие налоги.
Ко второй группе относятся сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы и др.) по перечню, утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федераций. Эти предприятия уплачивают, кроме налога на землю, и другие налоги в установленном порядке.
Единицей налогообложения земли сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья) является один гектар пашни (1 га). Единицей налогообложения других земель сельскохозяйственного назначения и несельскохозяйственного назначения является один квадратный метр (1 м2).
Закон РФ устанавливает среднюю ставку (размер) земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации. С учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, исходя из средних ставок налога с одного гектара пашни, устанавливают и утверждают ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий также устанавливаются органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с законодательством установлена широкая система льгот по взиманию платы за землю.
Полностью освобождаются от уплаты земельного налога, например, заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования; участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны; инвалиды I и II групп; высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения; санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, а также принадлежащие профсоюзам; военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать и более лет, жены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявших кормильца при исполнении им служебных обязанностей; земли, используемые пожарной службой, и т. д.
Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в их распоряжении. Органы местного самоуправления также имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в пределах суммы, остающейся в их распоряжении в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков.
Юридические лица непосредственно сами исчисляют земельный налог и ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.
Гражданам начисление земельного налога производится органами государственной налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежное извещение об уплате налога.
Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляются пени в размере 0,7% от суммы недоимки за каждый день просрочки.
В соответствии со ст. 14 Налогового кодекса РФ после введения на территории субъекта РФ налога на недвижимость на его территории прекращает действие земельный налог.