Понятие страхования. Его функции
Страховая деятельность обусловлена определенными социально-экономическими потребностями общества. Являясь одним из элементов производственных отношений, страхование создает необходимые условия для проведения предупредительных мероприятий по предотвращению отрицательных последствий воздействия стихийных сил природы и других чрезвычайных событий. В случае возникновения ущерба от указанных обстоятельств страхование призвано возместить материальные потери, способствуя восстановлению разрушенных, поврежденных производственных сил, компенсируя вред, причиненный в социальной сфере, в том числе и отдельным членам общества.
Страхование является самостоятельным институтом финансовой системы государства и может быть охарактеризовано как экономическая и правовая категории.
Как экономическая категория страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных денежных и материальных фондов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов*. (* Сущность страхования как экономической категории подробно рассмотрена в экономической литературе. См., например: Страховое дело: Учебник/ Под ред. проф. Л.И. Рейтмана. М., 1992) С материальной точки зрения, страхование выступает в виде созданных денежных или материальных фондов, которые используются для возмещения ущерба, возникшего в результате стихийных бедствии и других непредвиденных обстоятельств.
Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организации и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества.
Создание страховых фондов имеет целью гарантировать восстановление нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных обстоятельств, а также положительное воздействие на укрепление финансов государства, его финансовой системы. Это обусловлено тем, что возмещение ущерба осуществляется, главным образом, из страховых фондов, а не за счет бюджетных средств, а также тем, что страхование является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
Страхование как самостоятельный институт финансовой системы осуществляет следующие основные функции.
Предупредительная функция страхования связана с возможностью проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей.
Восстановительная (защитная) функция страхования заключается в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы, происходит полное или частичное погашение убытков, понесенных страхователем.
Существование определенных видов страхования позволяет говорить о существовании сберегательной функции страхования, направленной на сохранение страховых взносов в течение длительного периода времени.
Контрольная функция страхования проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховые фонды на строго определенные цели, должны использоваться только в конкретных случаях и строго определенным кругом субъектов.
Первоначально страховые отношения возникали в связи с различными неблагоприятными явлениями природного характера. По мере развития общества страхование стало распространяться на события, обусловленные производственной деятельностью людей, развитием техники и т.п. Появление наиболее развитых форм страхования, при которых страхователь отделяется от страховщика, возникновение самостоятельных страховых организаций характерны для периода разложения феодализма. Начиная с XIV века страхование выступает как деятельность коммерческих организаций, направленная на извлечение прибыли. Преобладающим становится акционерное страхование.
Появление страхования в дореволюционной России относится к середине XVIII века и связано с открытием в Петербурге и Москве филиалов английских страховых обществ. В 1765 г. в Риге было основано первое отечественное страховое общество. В 1786 г. установлена государственная монополия на страхование и образованы государственные страховые общества при Государственном заемном банке (1786-1822) и Государственном ассигнационном банке (1797-1806), которые проводили операции страхования строений и товаров от огня (Россия считается родиной страхования от огневых рисков). В 1827 г. учреждено Первое Российское, в 1835 г. - Второе Российское страховые от огня общества. Для осуществления операций личного страхования создавались специальные акционерные общества. Послереформенный период (1861 г.) характеризуется резким увеличением числа акционерных обществ («Русское», «Коммерческое», «Варшавское», «Русский Ллойд», «Северное», «Якорь», «Волга»), что связано с развитием промышленного капитализма в России. Акционерные общества осуществляли такие виды страхования, как страхование движимого и недвижимого имущества от огня, транспортное страхование (судов, грузов), страхование от краж со взломом и др. Органы местного самоуправления (земства) проводили земское страхование, распространявшееся преимущественно на сельскую местность. В 1917 г. создается Земский страховой союз.
После революции 1917 года в России ставится задача национализации страхового дела. 28 ноября 1918 г. Совнаркомом РСФСР был принят декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике», в соответствии с которым все частные страховые общества ликвидировались, а их имущество и денежные средства переходили в собственность государства. Страхование во всех его видах было объявлено с этого времени монополией государства, которая просуществовала до экономической реформы 1990-х годов. Вся работа по страхованию осуществлялась органами Госстраха СССР.
Формирование рыночных отношений обусловило демонополизацию страхового дела и создало условия для возникновения страховых организаций и компаний, в том числе негосударственных, появления новых видов страхования, расширения возможности страхования физических лиц от непредвиденных неблагоприятных событий. Несмотря на объективные трудности, развитие национальной системы страхования за период с 1992 года по 1997 год характеризуется высокой динамикой: были созданы сравнительно крупные страховые организации, начала складываться инфраструктура рынка. В соответствии с соглашением, заключенным в 1994 году между Россией и странами Европейского союза, в нашей стране начиная с июля 1999 года легализуется деятельность иностранных страховщиков, которые в настоящее время могут быть лишь соучредителями страховых компаний при условии, что их доля в уставном капитале не превышает 49 процентов.
В научной литературе страхование рассматривается не только как экономическая, но и как правовая категория, т. к. общественные отношения, возникающие при создании и использовании страхового фонда, опосредуются нормами права*. (* Шиминова М.Я. Основы страхового права России. М., 1993.)
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Страхование, как уже отмечалось, наряду с другими мерами призвано предотвращать и ликвидировать отрицательные последствия чрезвычайных обстоятельств. Данная важная сфера деятельности в России основывается на соответствующей правовой базе, которая включает в себя значительное количество различных нормативных актов, в своей совокупности образующих страховое законодательство. Содержащиеся в нем нормы образуют комплексный правовой институт страховое право, регулирующее общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и использования специальных страховых фондов денежных и иных средств. Разнообразие и сложность названных общественных отношений обусловили необходимость их правового урегулирования нормами различных отраслей права, таких как административное, финансовое, гражданское, социального обеспечения и др.
Особую значимость для развития страхового дела имеют общественные отношения, складывающиеся между страховщиками и государственными органами, осуществляющими на современном этапе рыночных преобразований регулирование их деятельности и выполнение надзорных, контрольных функций по отношению к ним. Для этого в 1992 году в соответствии с Указом Президента была создана Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, преобразованная в 1996 году в Департамент страхового надзора в структуре Министерства финансов Российской Федерации. Отношения в области установления системы и структуры государственных органов, осуществляющих регулирование и надзор (контроль) за страхованием, а также прав и обязанностей должностных лиц названных органов, являются предметом правового регулирования административного права.
Страхование как один из институтов финансовой системы государства, который составляют финансовые отношения, образующиеся в процессе формирования и использования страховых фондов, является предметом правового регулирования финансового права. Так, нормы финансового права регулируют: источники формирования страхового фонда, его взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы государства, в частности с бюджетной системой; порядок использования средств фонда страхования; компетенцию органов государственной власти в области страхования (совместно с нормами административного права); обязательное государственное страхование и иные отношения в сфере страхования, возникающие в процессе создания, распределения и использования фонда страхования, т.е. такие, которые связаны с осуществлением государством финансовой деятельности.
Нормы гражданского права регламентируют основания возникновения различных страховых правоотношений, права и обязанности их субъектов, закрепляют объекты страхования, предусматривают существенные условия договора страхования, его форму, условия освобождения страховщика от обязанности по страховому обязательству и т.д.
Источниками страхового права являются нормативно-правовые акты разного уровня и, как отмечалось, ряда отраслей российского законодательства, что также обусловлено комплексным характером данного института. Наряду с указанными конституционными нормами к важнейшим нормативным актам, регулирующим страхование и являющимся основными в системе страхового законодательства, относятся: Гражданский кодекс РФ (ст. 927 - 970), Закон Российской Федерации «О страховании» от 27 ноября 1992 г. (в редакции Федерального Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г.), Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г., Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. * (* ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56; Российская газета. 1998. 4 января; 1999. 21 июля.) В названных законодательных актах раскрываются такие основные понятия и категории страхования, как страхователь, страховщик, страховой риск, страховой случай, страховая сумма, страховая выплата, страховая премия, страховой взнос, тариф, договор страхования и др.
В настоящее время также действует ряд законов, в которых закреплен правовой статус различных категорий граждан, осуществляющих определенные виды профессиональной деятельности. В них содержатся нормы, гарантирующие страховую охрану их жизни и здоровья (военнослужащие, сотрудники налоговых, таможенных, правоохранительных органов и др.), например, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» *.(* CЗ PФ. 1998. № 11.СТ.513.) Нормы, регулирующие страховые отношения, содержатся также в таких законах, как: «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О лизинге», «Об охране окружающей среды» и др. Отношения по страхованию регулируются и иными законодательными актами, например, Кодексом торгового мореплавания (гл. XII -о страховании от имущественных потерь); страхование банковских вкладов ст. 38 и 39 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 3 февраля 1996 г.); медицинское страхование - Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; страхование пенсий относится к социальному страхованию и регулируется Законом «О государственных пенсиях в РФ». В целом обязательное социальное страхование осуществляется в соответствии с Федеральным законом or 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования».
Источниками правового регулирования страхования являются и Указы Президента страны, такие как: «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 7 июля 1992 г. (в редакции от 6 апреля 1994 г.); «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 6 апреля 1994 г. и другие.
Отношения по страхованию регулируются постановлениями Правительства Российской Федерации: Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 ноября 1991 г. «О государственном обязательном бесплатном личном страховании граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, и лиц, командируемых в зоны с радиационным риском»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. «Об основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1998 г. «О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 1999 г. «О мерах по подготовке к переходу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Помимо названных актов высших органов государственной власти страховая деятельность регламентируется актами Министерства финансов Российской Федерации, например, Приказом от 22 февраля 1999 г, № 16 «Об утверждении Правил размещения страховщиками страховых резервов», инструкциями Государственной налоговой службы, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации по регулированию страховой деятельности в сфере валютных отношений; продолжают действовать инструкции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзора) и др.
Порядок страхования отдельных категорий работников регламентируется также нормативными актами отраслевых министерств и ведомств, например: приказом Министра внутренних дел от 16 декабря 1998 г. № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России»; приказом директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 15 февраля 1999 г. № 57 «Об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих органов федеральной службы безопасности и граждан, призванных на военные сборы»; приказом Министра юстиции РФ от 30 августа 1999 г. № 254 «Об обязательном страховании жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ».
Отношения по страхованию регламентируются также правилами об отдельных видах страхования, подавляющее большинство которых было издано до начала 90-х годов Министерством финансов СССР. Эти правила могут использоваться для регламентации отношений между участниками страхования и в настоящее время, но только по обоюдному согласию сторон.
На территории страны действуют некоторые международные договоры, например «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве», заключенное между нашей страной и Европейским союзом на острове Корфу 24 июня 1994 г., вступившее в силу с июля 1999 г. Если в международных договорах установлены иные правила, чем в страховом законодательстве России, то действуют правила международных договоров.
Понимание страхового права как комплексного, межотраслевого правового института позволяет сделать вывод о том, что эффективное воздействие на рассмотренные общественные отношения возможно только в единстве и взаимодействии составляющих его норм названных отраслей права.