Второй элемент – кадры финансовых подразделений

Третий элемент – финансовые методы и модели – инструментарий практического управления финансов.

Основные типы методов:

1. Общеэкономические методы (кредитование, страхование, платежные системы и т.д.).

2. Специальные методы (дивидендная политика, франчайзинг, факторинг)

3. Прогнозно–аналитический метод (все статистические методы, методы экономического планирование).

Все методы можно классифицировать на формализованные и неформализованные.

Формализованные методы – имеют в своей основе строгие функциональные зависимости м/у показателями.

Неформализованные методы – носят описательный, экспертный характер.

Финансовые модели – условный аналог одной из сфер деятельности предприятия или деятельности предприятия в целом.

Лекция 2.

Четвертый элемент - Финансовые инструменты – любой договор между контрагентами, в результате которого одновременно возникает финансовый актив у одного контрагента и финансовые обязательства у другого.

Финансовые инструменты подразделяются на: первичные (кредиты, займы, кредиторская и дебиторская задолженность) и вторичные, производные от первых (опционы, фьючерсные компании).

Пятый элемент – Информационная база – бухгалтерская отчетность, законодательство в области финансов, информация банков, валютных фондовых бирж и т.д.

Шестой элемент – технические средства управления финансов (специализированные пр-мы, а так же средства, использующие интеллект).

Вопрос 2. Концепции финансов.

1)Концепция денежного потока.

Денежный поток – множество распределенных во времени выплат (оттоков) и поступлений денежных средств (притоков). Концепция рассматривает только реальное движение денежных средств.

Аннуитет – частный случай денежного потока, в котором денежные поступления равномерно распределены во времени и в каждом периоде одинаковы.

Согласно данной концепции предприятие рассм.как совокупность чередующихся оттоков и притоков денежных средств. Любая финансовая операция ассоциируется с некоторым денежным потоком. Причем денежные поступления не распределяются внутри периода, а сконцентрированы на одной из его границ: пренумеранда (в начале периода), постумеранда (в конце периода).

Классификация денежных потоков:

1.по масштабам:

-денежный поток по предприятию в целом,

-по подразделению,

-по отдельному проекту,

-по операциям.

2.по видам деятельности:

-поток по операционной деятельности,

-по инвестиционной деятельности,

-по финансовой деятельности (привлечение денежных средств).

3.по направлению:

-положительный,

-отрицательный.

4.по методу исчисления:

-валовой денежный поток,

-чистый денежный поток (приток- отток).

2)Концепция временной ценности денег (концепция стоимости денег во времени).

Одна и та же сумма денег в разные периоды имеет разную стоимость. В настоящее время эта стоимость всегда выше, чем в будущем периоде.

Это определяется действием 3-х факторов:

-инфляция,

-риск неполучения ожидаемой суммы денег,

-способность денег оборачиваться с определенным уровнем доходности.

Инструменты концепции:

-Настоящая стоимость денег (PV) – сумма будущих денежных средств, приведенная с учетом определенной процентной ставки к настоящему времени.

-Будущая стоимость денег (FV) – сумма, инвестированных в настоящий момент денежных средств, в кот.они превратятся через определенной время с учетом % ставки.

FV=PV+I(%)

-Процесс наращивания стоимости – процесс приведения настоящей стоимости к будущей.

-Дисконтирование – процесс приведения будущей стоимости к настоящей.

PV=FV-I

-Схема начисления простых % - сумма начисленных % выплачивается без присоединения к основной сумме долга.

FV=PV+PV*i+PV*i…=PV(1+i*n)

n-количество времени.

-Схема начисления сложных процентов – сумма начисленных % каждый раз присоединяется к основной сумме долга.

FV=PV+PV*i+(PV+PV*i)+…=PV(1+i)n

n-количество капитализации

Максимально возможное количество капитализации – раз в день – непрерывная капитализация.

Различают: А)%ставку (берется от настоящей стоимости),

Б)дисконтную ставку (берется от будущей стоимости) применяется однократно (продажа векселя с дисконтом).

В дисконтировании по умолчанию применяется схема сложных % с капитализацией раз в год. Ставка %, поток постумеранда.

ПР.: 1год – инвестиции 2 000 000 руб.

2 год – ЧДП – 1 000 000 руб.,

3 год – ЧДП – 2 000 000 руб.

-Формула Фишера d=i+r+риск r (примерно=8%)-облигации гос.займа,

I (примерно =5%)

-По желаемой норме доходности для инвестора (1.доходность альтернативных вложений, 2.средневзвешенная стоимость привлеченного капитала).

d=20% FV=PV(1+d)n

ЧДД= -2000 000/ (1+0,2)1+ 1 000 000/ (1+0,2)2 +2 000 000/(1+0,2)3 =100000

3)Концепция компромисса между риском и доходностью.

Получение любого дохода сопряжено с определенным риском. Высокие риски сопровождаются высокими возможными доходами, а низкие риски – низкими доходами.

Основные виды рисков:

1.Производственный (бизнес-риск) обусловлен отраслевой принадлежностью предприятия.

2.Финансовый риск – риск, обусловленный структурой источников финансовой деятельности предприятия.

Финансовый риск тем выше, чем выше доля краткосрочных заемных капиталов.

3.Процентный риск – риск потерь в результате изменения % ставок.

4.Систематический (рыночный риск) – риск, связанный с изменением коньюнктуры рынка.

5.Несистематический (специфический) риск – совокупная характеристика рисков конкретного хозяйствующего субъекта.

Существует 4 основных варианта поведения в потенциальных рискованных ситуациях:

1)игнорирование риска,

2)избегание риска (наиболее консервативная стратегия),

3)хеджирование риска (стратегия самострахования, создание фондов и резервов).

4)передача риска – (страхование, передача риска контр–агенту).

4)Концепция стоимости капитала

Состоит в том, что не существует бесплатных источников финансирования. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость, которую каждый раз присоединяет к основной сумме долга.

5)Концепция асимметричности информации.

Суть в том, что отдельные категории лиц владеют информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере в отличии от чистой конкуренции. Соответственно решения принимаются в условиях асимметричной информации.

Лекция 3

Наши рекомендации