Обеспечение общественного порядка в зонах расположения охраняемых объектов.
Эту функцию осуществляют в первую очередь милицейские подразделения вневедомственной охраны. Нарядам милиции данной службы вменяется в обязанность обеспечение охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в зоне своих постов и маршрутов патрулирования. При выполнении указанных задач их права, обязанности и тактика действий определяются Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности. Несмотря на то, что рассматриваемая функция для вневедомственной охраны является как бы <дополнительной», вклад милиции вневедомственной охраны в дело обеспечения общественного порядка весьма значителен.
Организация патрульно-постовой службы подразделений милиции охраны по единой дислокации с другими силами милиции значительно увеличивает плотность милицейских нарядов и расширяет возможности органов внутренних дел в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Определенную роль в охране общественного порядка играют и работники сторожевых и военизированных подразделений вневедомственной охраны.
Система и виды подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Систему вневедомственной охраны возглавляет Главное управление вневедомственной охраны МВД России. При МВД, ГУВД, УВД действуют управления (отделы) вневедомственной охраны. В их состав входят подразделения кадров и оргштатной работы; милицейской службы; военизированной и сторожевой охраны; по внедрению и эксплуатации технических средств охраны; материально-технического и хозяйственного обеспечения; информационно-аналитической и договорно-правовой работы; финансово-экономическое и иные подразделения. В непосредственном подчинении управлений (отделов) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД находятся строевые подразделения милиции, ремонтные мастерские, монтажные организации, самостоятельные автохозяйства, питомники служебного собаководства.
При городских и районных органах внутренних дел функционируют отделы (отделения) вневедомственной охраны, имеющие в непосредственном подчинении милицейские, военизированные и сторожевые подразделения. Они организуются при наличии общей численности работников охраны более 50 единиц с учетом возможности развития централизованной охраны с задействованной емкостью свыше 120 номеров на пульт с численностью не менее 20 единиц личного состава.
В состав вневедомственной охраны входят подразделения сторожевой охраны, подразделения военизированной охраны, строевые подразделения милиции, пункты централизованной охраны (ПЦО) и центры оперативного управления (ЦОУ).
1. Сторожевые подразделения вневедомственной охраны. Личный состав сторожевой охраны сводится:
— в сторожевые участки. Для руководства ими назначаются начальники охраны участков (служащие). В зависимости от характера объектов, их дислокации, технической укрепленности и других особенностей сторожевые участки могут создаваться с численностью от 15 до 40 человек. За каждым сторожевым участком закрепляется определенная часть города (райцентра, поселка), на территории которой его личным составом осуществляется охрана объектов;
— в подразделения охраны отдельных объектов. Они организуются для охраны предприятий, складов, баз и других крупных объектов, когда численность охраны на них составляет, как правило, 10 и более сторожей. Для непосредственного руководства этими группами назначаются начальники охраны объектов (служащие). В некоторых регионах страны руководство сторожевыми подразделениями осуществляют младшие инспектора охраны (младший начальствующий состав милиции).
Работники сторожевой охраны вооружаются, как правило, гладкоствольными ружьями или несут службу без оружия.
2. Военизированные подразделения вневедомственной охраны. Перечень объектов, охраняемых военизированными подразделениями, в нормативном порядке не определен. В соответствии с Наставлением по организации службы военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны, утвержденным приказом МВД России от 22 марта 1993 г. № 121, вид и численность охраны, дислокация и количество постов, взаимоотношения с собственниками определяются соглашениями сторон и закрепляются в договорах на охрану. При оформлении договорных отношений военизированной охране как виду подразделений вневедомственной охраны отдают предпочтение коммерческие банки, Ломбарды, объекты жизнеобеспечения населения, крупные промышленные предприятия, склады, учреждения культуры, иностранные фирмы и т.д.
Военизированные подразделения в зависимости от численности личного состава состоят из отрядов, команд, групп. Личный состав ВОХР в зависимости от должностей подразделяется на старший, средний, младший начальствующий и рядовой состав и при исполнении служебных обязанностей должен носить установленную форму одежды и знаки различия.
Военизированные подразделения имеют на вооружении нарезное оружие. В настоящее время практикуется вооружение стрелков ВОХР и сторожей газовым оружием. Комплектование военизированных и сторожевых подразделений охраны производится из числа граждан Российской Федерации, достигших 18-летнего возраста, отвечающих требованиям службы в охране. ВОХР комплектуется преимущественно гражданами, состоящими в запасе Вооруженных Сил. На работников сторожевой и военизированной охраны распространяется законодательство о труде и государственное социальное страхование.
При наличии на охраняемом объекте одновременно сторожевой и военизированной охраны первая в вопросах организации несения службы подчиняется соответствующему начальнику военизированного подразделения.
В соответствии с договорами с собственниками на сторожевые и военизированные подразделения могут быть возложены охрана спецпродукции при ее перевозках и сопровождение кассиров с денежными средствами, а также иные обязанности.
Численность вневедомственной охраны устанавливается из расчета на один круглосуточный пост (при семичасовом рабочем дне) 6 единиц в военизированных подразделениях и 4,53 единицы в сторожевых подразделениях охраны без учета работников административно-управленческого аппарата, бюро пропусков и служебного собаководства, инженерно-технических работников, занятых в эксплуатации технических средств охраны, а по военизированным подразделениям, кроме того, без учета начальствующего состава и обслуживающего персонала.
3. Строевые подразделения полиции вневедомственной охраныпри ОВД создаются в целях обеспечения охраны имущества собственников и объектов на договорной основе, более эффективного использования личного состава милиции в борьбе с преступностью, охране общественного порядка, улучшения руководства нарядами милиции, повышения уровня воспитательной работы и профессиональной подготовки сотрудников. Они входят в состав милиции общественной безопасности и находятся в подчинении начальников управлений, отделов, отделений вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД, горрайорганах внутренних дел. Строевые подразделения милиции вневедомственной охраны (полки, батальоны, роты, взводы) иногда называют «ночной» милицией, поскольку они в отличие от подразделений патрульно-постовой службы работают в основном в ночное время. Строевые подразделения милиции вневедомственной охраны включают в себя руководящий и командный состав; милиционеров групп задержания пунктов централизованной охраны; сотрудников милиции, несущих службу на постах и маршрутах патрулирования; сотрудников милиции, обеспечивающих охрану отдельных особо важных объектов и содержащихся за счет средств, поступающих за их охрану (так называемая объектовая или ведомственная милиция); сотрудников милиции, осуществляющих сопровождение грузов, и других сотрудников милиции.
Выполнение договорных обязательств строевые подразделения милиции вневедомственной охраны обеспечивают путем:
— оперативного реагирования нарядов милиции на срабатывания средств охранно-пожарной сигнализации, подключенных к пультам централизованного наблюдения;
— патрулирования охраняемых объектов или выставления на них постов;
— осуществления пропускных (внутриобъектовых) режимов на охраняемых объектах иих территориях;
— сопровождения грузов и материальных ценностей.
4. Пункты централизованной охраны (ПЦО) — это подразделения вневедомственной охраны, обеспечивающие непосредственную охрану объектов от краж и пожаров при помощи пультов централизованного наблюдения (ПЦН), концентрируемых в одном помещении. Централизованная охрана — не только наиболее надежный, но и экономически выгодный вид охраны. В настоящее время задействованная емкость ПЦО составляет более 1 млн. номеров.
Впервые этот вид охраны был введен в Ленинграде. Принцип его заключается в следующем: установленная на объектах сигнализация по линиям телефонной связи этих объектов или радиоканалам подключается через АТС к ПЦН. В случае проникновения на охраняемые объекты посторонних лиц нарушается система блокировки и на ПЦН поступают звуковой и световой сигналы («тревога»). По получении такого сигнала дежурный ПЦО немедленно направляет на объект наряд милиции.
В задачи ПЦО кроме непосредственной охраны объектов входят оперативное руководство и контроль за несением службы всеми нарядами вневедомственной охраны, а также контроль за своевременным устранением неисправностей сигнализации, установленной на охраняемых объектах.
В структуру ПЦО входят: начальник, дежурный ПЦО, группы задержания (все — сотрудники милиции), а также дежурные ПЦН и сотрудники технической группы — инженеры, электромонтеры (все — вольнонаемный состав). Личный состав групп задержания включается в строевые подразделения милиции вневедомственной охраны. Дежурный ПЦО находится в оперативном подчинении дежурной части органа внутренних дел.
Перспективной формой централизованной охраны являются объектовые ПЦО (сейчасих около 500), создаваемые на крупных предприятиях (заводские ПЦО) и в жилых массивах (микрорайонные ПЦО).
5. Центры оперативного управления (ЦОУ) создаются в структуре вневедомственной охраны при горрайорганах в соответствии с приказом МВД России от 28 апреля 1995 г. № 164 «О внесении изменений и дополнений в нормативные акты МВД России» на базе имеющихся пунктов централизованной охраны и строевых подразделений милиции численностью не менее 50 человек.
Основными задачами ЦОУ являются: охрана имущества собственников на основе договоров, участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений в зоне постов и маршрутов патрулирования. Начальник центра подчиняется начальнику отдела вневедомственной охраны и одновременно является его заместителем.Ему подчинены командир строевого подразделения и начальник дежурной части. В обязанности начальника центра включены разноплановые задачи, которые в отделах без ЦОУ возлагаются на разных заместителей начальника отдела, например, разработка мер по повышению
устойчивости работы средств ОПС, разработка дислокации милицейских постов и автомотопатрульных маршрутов отдела и др.
В состав дежурной смены ЦОУ включаются начальник смены, инспектор-дежурный, помощник инспектора-дежурного, дежурный пульта управления, группы задержания, милиционер-кинолог, электромонтер. Начальник дежурной части занимает положение, близкое к заместителю командира строевого подразделения милиции, он подчиняется командиру указанного подразделения и является прямым начальником всего его личного состава.
При невозможности создания в отделе вневедомственной охраны ЦОУ и наличии в нем строевого подразделения общей численностью не менее 50 человек, в нем организуется дежурная часть. Перед ней ставятся задачи организации оперативного управления нарядами и обеспечения надежной охраны имущества собственников на договорной основе, эффективного использования личного состава в борьбе с преступностью, охране общественного порядка, взаимодействия с другими нарядами органов внутренних дел в раскрытии преступлений «по горячим следам».