Полномочия и ответственность органов и должностных

Лиц местного самоуправления

Предметы ведения и полномочия органов местного

Самоуправления

Предметы ведения местного самоуправленияхаракте­ризуют те сферы и объекты, которые находятся под пря­мым воздействием местного самоуправления, определяют те области жизнедеятельности населения муниципально­го образования, на которые распространяется его юрисдик-. кция.

Конституция РФ и Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ используют для характеристики предметов веде­ния местного самоуправ-ления понятие «вопросы местного значения». Вопросы местного значенияможно определить как круг дел (объектов), решение которых обеспечивает ло­кальную (для данной территории) жизнедеятельность му­ниципального образования и удовлетворение потребностей его жителей. Это вопросы, которые вправе самостоятельно решать местное самоуправление.

В отличие от Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ, который в ст. 6 указывал 30 вопросов местного значения, относящихся ко всем без исключения муниципальнымоб­разованиям, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ дифференцированно подходит к решению этого воп-роса. В нем определены вопросы местного значения для каждого вида муни-ципального образования. Так, ст. 14 содержит перечень вопросов местного значения поселения, ст.15 – перечень вопросов местного значения муници-пального района, ст. 16 включает перечень вопросов местного значе­ния го-родского округа.

В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131 -ФЗ про­водится различие между вопросами местного значения и полномочиями органов местного самоуправления по их ре­шению.

Понятие «полномочия органов местного самоуправле­ния» является новым для отечественного государствоведения.Впервые данное понятие упоминается в ст. 132 Кон­ституции РФ, в соответствия с которой органы местного самоуправления обладают полномочиями по самостоятель­ному решению вопросов местного значения, а также могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

Таким образом, полномочия органов местного самоуправ­ленияможно подразделить на две группы:

· «собственные» полномочия местного самоуправле­ния, т.е. те полно-мочия, которые признает за местным са­моуправлением государство;

· отдельные государственные полномочия, которыми федеральным за-

коном или законом субъекта РФ могут наделяться органы местного самоуправле­ния с передачей необходимых для их осуществления мате­-
риальных и финансовых ресурсов.

Собственные полномочия органов местного самоуправ­ления мож-но определить как совокупность присущих им прав и обязанностей, необ-ходимых для решения вопросов местного значения и закрепляемых в уставе муниципаль­ного образования в соответствии с Конституцией РФ, феде­ральными законами, законами субъектов РФ.

Перечень собственных полномочий органов местного са­моуправления

определенв ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Классификация полномочий органов местного само­управления может осуществляться по различным кри­териям. Основным из них явля-ется направленность дея­тельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Анализ законодательства РФ позволяет выделить следующие основные группы полно­мочий органов местного самоуправления в зависимости от сферы деятельности:

· полномочия в области хозяйственного строительства;

· полномочия в области социально-культурного строи­тельства;

· полномочия в области охраны общественного порядка;

· полномочия в области планирования, бюджетно-финансовой дея-

деятельности и управления муниципальной собственностью;

· полномочияв области использования иохраны земли и других природ-

ных ресурсов;

· полномочияв области строительства, транспорта, связи;

· полномочия в области коммунального, бытового иторгового обслу-

живания населения.

Вместе с тем следует отметить, что Федеральным законом от

29.12.2006 N 258-ФЗ органы местного самоуправления наделены правами

(полномочиями) на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных образований. Указанные полномочия не относятся также к отдельным государственным полномочиям, т.к в этом случае полномочия не передаются органам местного самоуправления конкретным федеральным законом или законом субъекта РФ с передачей необходимых для их осуществления мате­риальных и финансовых ресурсов. Это так называемые «добровольные полномочия» муниципальных образований, поскольку они самостоятельно могут быть приняты ими к исполнению, но лишь при условии наличия у соответствующих муниципальных образований собственных материально-финансовых ресурсов для их осуществления. В связи с этим, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ дополнен ст.14.1, ст.15.1 и ст. 16.1, дифференцированно закрепляющих указанные «добровольные полномочия» за соответствующими видами муниципальных образований (поселения; муниципальные районы; городские округа).

Наши рекомендации