Полномочия и ответственность органов и должностных
Лиц местного самоуправления
Предметы ведения и полномочия органов местного
Самоуправления
Предметы ведения местного самоуправленияхарактеризуют те сферы и объекты, которые находятся под прямым воздействием местного самоуправления, определяют те области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдик-. кция.
Конституция РФ и Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ используют для характеристики предметов ведения местного самоуправ-ления понятие «вопросы местного значения». Вопросы местного значенияможно определить как круг дел (объектов), решение которых обеспечивает локальную (для данной территории) жизнедеятельность муниципального образования и удовлетворение потребностей его жителей. Это вопросы, которые вправе самостоятельно решать местное самоуправление.
В отличие от Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ, который в ст. 6 указывал 30 вопросов местного значения, относящихся ко всем без исключения муниципальнымобразованиям, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ дифференцированно подходит к решению этого воп-роса. В нем определены вопросы местного значения для каждого вида муни-ципального образования. Так, ст. 14 содержит перечень вопросов местного значения поселения, ст.15 – перечень вопросов местного значения муници-пального района, ст. 16 включает перечень вопросов местного значения го-родского округа.
В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131 -ФЗ проводится различие между вопросами местного значения и полномочиями органов местного самоуправления по их решению.
Понятие «полномочия органов местного самоуправления» является новым для отечественного государствоведения.Впервые данное понятие упоминается в ст. 132 Конституции РФ, в соответствия с которой органы местного самоуправления обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного значения, а также могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
Таким образом, полномочия органов местного самоуправленияможно подразделить на две группы:
· «собственные» полномочия местного самоуправления, т.е. те полно-мочия, которые признает за местным самоуправлением государство;
· отдельные государственные полномочия, которыми федеральным за-
коном или законом субъекта РФ могут наделяться органы местного самоуправления с передачей необходимых для их осуществления мате-
риальных и финансовых ресурсов.
Собственные полномочия органов местного самоуправления мож-но определить как совокупность присущих им прав и обязанностей, необ-ходимых для решения вопросов местного значения и закрепляемых в уставе муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ.
Перечень собственных полномочий органов местного самоуправления
определенв ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Классификация полномочий органов местного самоуправления может осуществляться по различным критериям. Основным из них явля-ется направленность деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Анализ законодательства РФ позволяет выделить следующие основные группы полномочий органов местного самоуправления в зависимости от сферы деятельности:
· полномочия в области хозяйственного строительства;
· полномочия в области социально-культурного строительства;
· полномочия в области охраны общественного порядка;
· полномочия в области планирования, бюджетно-финансовой дея-
деятельности и управления муниципальной собственностью;
· полномочияв области использования иохраны земли и других природ-
ных ресурсов;
· полномочияв области строительства, транспорта, связи;
· полномочия в области коммунального, бытового иторгового обслу-
живания населения.
Вместе с тем следует отметить, что Федеральным законом от
29.12.2006 N 258-ФЗ органы местного самоуправления наделены правами
(полномочиями) на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных образований. Указанные полномочия не относятся также к отдельным государственным полномочиям, т.к в этом случае полномочия не передаются органам местного самоуправления конкретным федеральным законом или законом субъекта РФ с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов. Это так называемые «добровольные полномочия» муниципальных образований, поскольку они самостоятельно могут быть приняты ими к исполнению, но лишь при условии наличия у соответствующих муниципальных образований собственных материально-финансовых ресурсов для их осуществления. В связи с этим, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ дополнен ст.14.1, ст.15.1 и ст. 16.1, дифференцированно закрепляющих указанные «добровольные полномочия» за соответствующими видами муниципальных образований (поселения; муниципальные районы; городские округа).