Методы выявления и учет задолженностей по налоговым обязательствам
Налоговые задолженности по методу выявления группируются и различаются:
1) задолженность по предоставленной декларации;
2) задолженность начисленных сумм налогов, штрафов и пени по результатам проверки;
3) задолженность по не представленным декларациям.
Налоговые задолженности можно сгруппировать также по следующим признакам:
1) по видам налогов;
2) по методу начисления: самоначисление и уведомление. Наряду с прямыми методами существуют и косвенные методы исчисления.
Налог, который начислен, является долгом перед государством и подлежит уплате в доход бюджета.
В целях создания действенного учета задолженностей, каждая из них должна фиксироваться с учетом всех этих характеристик. Они важны, поскольку имеют существенное значение при определении основных видов задолженностей, таких как налоговых обязательств.
По Налоговому Кодексу установлены: пени по просроченным налоговым платежам; штрафы за снижение налогов, текущих и авансовых платежей и объектов налогообложения и др. штрафные санкции.
Своевременно неуплаченные суммы налогов, в т.ч. текущие и авансовые платежи, взыскиваются в бюджетной ставке рефинансирования Национального банка РК, за каждый день просрочки (включая день уплаты).
Суммы переплат или неправильного удержания возвращаются налогоплательщику с выплатой процентов в размере 1.5 - кратной официальной ставки рефинансирования Национального банка РК за каждый день просрочки (включая день уплаты). Налогоплательщик не представивший в срок налоговую декларацию штрафуется в размере 10% от суммы, подлежащей к уплате, но неуплаченной по декларации.
За занижение размера сумм авансовых и текущих платежей и сумм в Декларации, повлиявшие на недоплату, налагается штраф в размере 50 % от заниженной суммы налога.
Рассмотрим отдельные меры взыскания.
Нарушение срока постановки на учет влечет взыскание штрафа в размере 10 месячных расчетных показателей. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации влечет взыскание штрафа в размере 25 месячных расчетных показателей.
Незаконное воспрепятствование налогоплательщиком доступу должностного лица влечет взыскание штрафа в размере 25 месячных расчетных показателя. Отказ от представления документов по запросу налогового органа - штраф в размере 20 месячных показателя. Нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения влекут от 10 до 25 месячных расчетных показателя.
Кроме того, за нарушения законодательства ответственность несут и банки в виде следующих взысканий:
1. 5 % от сумм совершенных расходных операций по расчетным и иным банковским счетам;
2. пеня за несоблюдение очередности списания со счетов сумм налогов;
3. за каждый день просрочки пени в размере официальной ставки рефинансирования за каждый день просрочки с перечислением в местный бюджет;
При расчете штрафных санкций в отделах учета Налоговых Комитетов принята следующая формула определения суммы пени:
П = (сумма Н * СР : 100 * 1,5 * КПД) : 365;
где П - сумма пени, Н - ставка рефинансирования, КПД - количество просроченных дней.
Записи начисленных сумм пени производятся с округлением до одного тенге. (Примеры и санкции условные).
Пример № 1. Налогоплательщик представил декларацию по НДС за декабрь 1999 год в установленный срок, т.е. 15 января. Его среднемесячная оплата за квартал по НДС составляет 200 т.т. (до 500 месячных расчетных показателей). Фактически налог уплачен в бюджет 1.02.00. вместо 15.01.00.
В этом случае:
Количество просроченных дней - 17
Ставка рефинансирования - 52 %
Годовая процентная ставка - 78 (52 * 1,5)
Сумма начисленной пени - 7265,75 тг.
(200 т.т. * 100 * 1.5 * 17); 365 или округленно 7266 тенге.
Пример № 2. Налогоплательщик, имеющий среднемесячный платеж (свыше 500 месячных показателей) производит текущие 10- дневные платежи в следующие сроки:
- 19.01 вместо 13.01 - 250 т.т.
- 26.01 вместо 23.01 - 300 т.т.
- 7.02 вместо 3.02 -280 т.т.
Суммы этих 10 - дневных платежей исчислены к фактическому обороту в каждый 10-дневный срок, и плательщик представляет свою декларацию 15.02.00.
Расчет пени производится в следующем порядке:
1. Сумма пени за несвоевременную уплату 13.01.00.
1. КПД - 6 (включая 19.01, но исключая 13.01) '
2. Ставка рефинансирования - 52 %
3. Годовая процентная ставка - 78 %
4. Сумма П = 3205 тенге (250 т.т. * 100 * 1.5 * 6) : 365.
2. Сумма пени за несвоевременную уплату текущего платежа за 23.01.00.
1. КПД - 3
2. П = 1923 тенге (300 т.т. * 52 :100 * 1.5 * 3) : 365
3. Сумма пени за несвоевременную уплату текущего платежа за 3.02.
1. КПД - 4
2. П = 2393 тенге (280 т.т. * 52 :100 * 1.5 * 4) :365
Итого сумма пени за среднемесячный платеж составляет = 7521 тенге (3205 + 1923 +2393)
Пример № 3. Вновь рассмотрим пример № 2 по декларации от 15.02.97. Здесь наблюдается просрочка платежей, но занижение суммы НДС не обнаружено, тогда штрафы не применяются. В этом случае начисляется только пени за несвоевременную уплату текущих платежей.
Пример № 4. Данные те же (пример № 2), но текущие платежи произведены после 15.02. (1.03). Согласно текущего платежа не занижение, т.к. текущие платежи рассчитаны согласно реальному обороту в точение каждого из декадных периодов. В связи с тем, что налогоплательщик представил декларацию с достоверными данными, которые не уплачены в срок, то штрафы не принимаются, а суммы пени рассчитываются по-новому.
Пример № 5. Рассмотрим пример № 2, но предположим, что третий текущий платеж был занижен на 80 т.т. (200 т.т. вместо 280 т.т.), но пени начисляются на 280 т.т., а не на 200 т.т.
Штрафные санкции:
Так как сумма текущих платежей за один из периодов была занижена, налогоплательщик будет, подвергнут штрафу в размере 50 % от заниженной суммы текущих платежей (от 80 т.т.), что по нашему примеру составляет 40 т.т., таким образом, штрафная санкция будет равна 40 т.т.
Начисление по НДС
В ст. 72.2 Закона "О налогах…" определено, что суммы текущих платежей идут, за счет налога, заявленного в декларации за отчетный период платежа. Таким образом, необходимо разделить начисление пени в 2 этапа:
1. период, предшествующий крайнему сроку подачи декларации;
2. последний период.
Рассмотрим пример № 2 и 4. I этап - за уплату текущих платежей:
а) (250 т.т. * 52 : 100 * 1.5 * 33) : 365 = 17630 тенге
б) (300 т.т. * 52 : 100 * 1.5 * 23) : 365 = 14745 тенге
в) (280 т.т./52 : 100 * 1.5 * 12) : 365 = 7180 тенге
II этап - последующий период (не включая 15.02., но включая 1.03.) Всего платежей за месяц = 830 т.т. (830 т.т. * 52 : 100 * 1.5 * 15) : 356 = 26605 тенге. Общая сумма начисленной пени за два этапа составит - 66160 тенге или (17630 + 14745 + 7180 + 26605).
Пример № 6. Рассмотрим пример № 2, в котором 15,02 считается крайним сроком подачи декларации. Но факту трех просроченных задолженностей были начислены пени: 3205,1923 и 2393 тенге.
Так как налогоплательщик уплатил все налоги в бюджет (посредством текущих платежей) до окончательного срока подачи декларации (до 1.02.), то пени за исключением уже начисленных, не начисляются.
На лицевых счетах и карточках налогоплательщиков отражаются все суммы начисленных и уплаченных штрафов и пени.
Периодично налоговые органы готовят справки и информацию о взысканных штрафа и пени с тем, чтобы регулярно и достоверно начислять премии налоговым инспекторам за счет этих сумм.
Начисление суммы налогов и штрафных санкций могут быть налогоплательщиком обжалованы в административном или судебном порядке.
Порядок рассмотрения писем, жалоб и заявлений по вопросам, налогообложения регламентируется главой 43 Закона "О налогах…" и специально изданными Методическими указаниями (Письмо НК от 1 июля 1997 года), где регламентированы моменты организации работы в органах налоговой службы по учету и рассмотрению писем, жалоб налогоплательщиков по платежам и расчетам налогов и штрафов.
С этой целью письма, заявления, жалобы налогоплательщиков подлежат обязательной регистрации и рассмотрению в журналах, отдельно от правительственной и общей корреспонденции (ф. № 1 пл.). На каждом письме, или жалобе дается надпись "В дело", личная подпись должностного лица, принявшего решение, и исполнителя.
Руководители и другие должностные лица органов Налогового Комитета обязаны проводить личный прием руководителей юридических лиц или граждан не реже одного раза в месяц. Вышестоящие органы обязаны систематически проверять состояние дел и проводить анализ работы с заявлениями, жалобами и т.п. Результаты их должны влиять на результаты аттестации работников налоговых органов.