Почему, чтобы делать деньги, деньги не нужны... больше не нужны
Недавно во время одного из моих занятий по инвестированию меня спросили:
— В какую Интернет-компанию вы мне посоветуете инвестировать?
Я ответил:
— Зачем инвестировать в чью-то Интернет-компанию? Почему бы вам не создать свою собственную и пригласить людей инвестировать в нее?
Как говорилось ранее, существует множество книг по инвестированию, где рассказывается о том, как покупать активы. Мы хотим научить вас создавать активы, которые покупают активы. Так почему бы не уделить некоторое время тому, чтобы рассмотреть возможность создания актива, вместо того чтобы его просто покупать? Я говорю это потому, что еще никогда не было так просто создать собственный актив.
Миру — 10 лет
11 октября 1998 года крупнейшая брокерская фирма "Merrill Lynch" поместила в нескольких ведущих газетах Америки рекламную заметку на всю страницу, в которой объявила, что миру только что исполнилось 10 лет. Почему только 10? Потому, что примерно столько прошло с того момента, когда рухнула Берлинская стена. Именно это историческое событие, по мнению некоторых экономистов, ознаменовало конец индустриального и начало информационного века.
До наступления информационного века большинство людей могли быть только инвесторами извне. Теперь, когда миру 10 лет, все больше и больше людей могут инвестировать изнутри. Когда я отвечал на вопрос об инвестировании в чью-то Интернет-компанию и рекомендовал создать свою собственную, то имел в виду следующее: "Сейчас информационный век. Так почему бы вам не стать человеком изнутри вместо того, чтобы становиться человеком извне?"
Три века
В аграрном веке богатым был тот, кто владел замком, с которого просматривались бескрайние просторы плодородных сельскохозяйственных земель. Это были люди, именуемые монархами и дворянами. Если вы по своему рождению не относились к этому сословию, то являлись человеком извне, и у вас было очень мало шансов стать человеком изнутри. Жизнь подчинялась правилу 90/10. И те, которые составляли 10%, входили в них благодаря браку, рождению или завоеваниям. Остальные 90% были холопами или крепостными, работающими на земле, но не владеющими ничем.
В аграрном веке, если вы были хорошим, работящим человеком, то пользовались уважением. Уважение к трудолюбию передавалось от родителей к детям. Именно к тем временам восходит ненависть к богатым: 90% населения трудились, чтобы содержать остальные 10%, которые, в обычном понимании, не работали. Эта идея тоже передавалась от родителей к детям. Она популярна и по сей день и, как и раньше, передается из поколения в поколение.
Затем наступил индустриальный век, и богатство перешло от сельскохозяйственных земель к недвижимости. Появились новые дома, заводы, склады и шахты — все они разместились на земле. Начались изменения... и внезапно добротная плодородная сельскохозяйственная земля упала в цене, поскольку богатства переместились к владельцам стоящих на ней зданий. Произошло нечто интересное: внезапно богатая плодородная земля стала стоить меньше, чем земля каменистая, которую трудно возделывать. Каменистая земля стала цениться выше, потому что она была дешевле, чем плодородная, могла держать более высокие здания, такие как небоскребы или заводы, а также часто содержала природные ресурсы, такие как нефть, железо и медь, которые питали индустриальный век. Когда произошла смена веков, состояния многих фермеров сократились. Чтобы поддерживать свой жизненный уровень, они вынуждены были больше работать и обрабатывать большие площади.
Именно в это время стала популярной идея "Ходи в школу, чтобы устроиться на работу". В аграрном веке формальное образование не было необходимым, поскольку профессии передавались от отца к сыну (пекари учили своих детей быть пекарями и т. д.). К концу этой эры начала становиться популярной идея работы или, точнее, одной работы на всю жизнь. Вы шли в школу, после чего получали эту одну-единственную работу на всю свою жизнь, карабкались вверх по корпоративной лестнице, а после ухода на пенсию компания и правительство заботились о вас.
В индустриальном веке люди незнатного происхождения могли становиться богатыми и могущественными. Истории о взлетах "из грязи — в князи" подстегивали амбициозных. Предприниматели начинали с нуля и становились миллиардерами. Когда Генри Форд решил начать массовое производство автомобилей, он нашел дешевый каменистый участок земли, который был не нужен фермерам, неподалеку от маленького городка под названием Детройт. Так родилась эта огромная отрасль промышленности. Семья Фордов стала, по сути, новым дворянством, и все вокруг них, занимающиеся вместе с ними бизнесом, тоже становились новыми богатыми дворянами. Новые имена становились такими же престижными, как имена королей и королев, — Рокфеллер, Стэнфорд, Карнеги. Люди уважали и ненавидели их за колоссальное богатство и власть.
Однако в индустриальном, как и в аграрном веке, лишь немногие контролировали большую часть богатств. По-прежнему действовало правило 90/10, но теперь в 10% попадали не за счет рождения, а за счет собственной решимости. Правило 90/10 выполнялось просто потому, что требовались огромные усилия и координация, а также много денег, людей, земли и власти, чтобы создать богатство и управлять им. Например, создать автомобильную, нефтедобывающую или горнодобывающую компанию — по-прежнему весьма капиталоемкое дело. Чтобы создать компанию такого типа требуются огромные денежные средства, большие площади и много умных образованных людей. А кроме того, чтобы поднять такой бизнес, часто уходят годы на бюрократическую волокиту — экологические экспертизы, разрешения, трудовое законодательство и многое другое. В индустриальном веке уровень жизни большинства людей повысился, но контроль над истинными богатствами по-прежнему оставался в руках немногих. Но правила изменились.
Правило 90/10 изменилось
Когда Берлинская стена рухнула и появилась Всемирная Паутина, правила изменились. И в первую очередь это касается правила 90/10. Хотя, скорее всего, 10% населения всегда будут контролировать 90% денег, цена вступления в эти 10% изменилась. Сегодня для этого не обязательно родиться в королевской семье, как это было в аграрном веке. Не нужно иметь огромные суммы денег, большие площади и много людей. Сегодня плата за вход — это идея, а за идеи не нужно платить.
В информационном веке требуется лишь информация, другими словами, идеи, чтобы стать очень богатым. Поэтому совершенно незаметные в финансовом отношении люди уже через год могут войти в список богатейших людей планеты. Такие люди часто далеко обходят тех, кто сколачивал свои состояния в прошлые времена. Студенты колледжей, у которых никогда не было работы, становятся миллиардерами. А школьники старших классов скоро будут обходить студентов колледжей.
Помню, как в начале 90-х я прочитал в газете следующее: "Многие русские граждане при коммунистическом режиме жаловались, что их созидательные способности подавляются. Теперь, когда коммунистического режима больше нет, многие русские граждане обнаружили, что у них не было созидательных способностей". Лично я считаю, что у каждого из нас есть блестящая созидательная идея, уникальная для каждого из нас, и она может быть превращена в актив. Проблема русских, как и многих других людей, заключается в том, что у них нет рядом такого человека, как мой богатый папа, который научил бы их понимать силу треугольника Б—И. Я думаю, очень важно научить большее количество людей быть предпринимателями и превращать свои уникальные идеи в бизнес, который будет создавать богатство. Если мы это сделаем, наше процветание будет только увеличиваться по мере триумфального шествия информационного века по планете.
Впервые за всю историю появилась вероятность того, что правило 90/10 больше не будет соблюдаться. Больше не нужны деньги, чтобы делать деньги. Больше не нужны огромные земельные участки или ресурсы, чтобы стать богатым. Больше нет необходимости иметь друзей в высоких сферах, чтобы стать богатым. Больше не имеет значения, прибыли ли ваши предки в Америку на корабле "Mayflower". He имеет значения ни то, какой университет вы закончили, ни ваш пол, ни ваша раса, ни ваши религиозные убеждения. Сегодня все, что нужно, — это идея, а, как любил повторять богатый папа, "деньги — это идея". Для многих людей самое трудное — это изменить старую идею. Есть истина в старом высказывании: "Нельзя научить старую собаку новым трюкам". Я думаю, правильнее будет сказать так: "Нельзя научить того, кто цепляется за старые идеи, новым трюкам, независимо от того, молод он или стар".
Поэтому, когда меня спрашивают: "В какую Интернет-компанию вы бы инвестировали?" — я отвечаю: "Почему бы не инвестировать в свою собственную Интернет-компанию?" Я не предлагаю тому, кто спрашивает, создавать непременно Интернет-компанию. Я лишь предлагаю ему рассмотреть идею, возможность создания своей собственной компании. На самом деле франшизы и сетевой маркетинг сейчас доступны через Интернет. Даже когда люди просто рассматривают для себя вероятность создания собственного бизнеса квадранта Б, их ум переключается с тяжелой работы и собственных физических возможностей на владение большими богатствами. Все, что нужно, — это идея, а мы живем в век идей. Я не предлагаю этим людям уходить с работы и бросаться создавать свои компании. Я предлагаю им сохранить за собой свою работу и рассмотреть возможность создания бизнеса в свободное время.