Автоперевозчика и экспедиторов
Ответственностью перевозчика является соблюдение правил или договорных условий перевозки.
Субъектом страхования выступают транспортные организации, осуществляющие перевозку и выдающие перевозочный документ (товарно-транспортную накладную, коносамент, билет и т.д.). Объектом страхования является ответственность перевозчика за вред, причиненный пассажирам, грузовладельцам или иным третьим лицам.
В гражданской авиации страхователями являются лица, эксплуатирующие воздушное судно на законных основаниях. Под вредом, причиненным пассажирам и грузовладельцам, понимается ущерб, причиненный их жизни и здоровью, багажу и грузу, а также задержка в доставке и низкое качество услуг при перевозке.
Ответственность перед третьими лицами означает возмещение страховщиком ущерба, который авиаперевозчик (страхователь) обязан выплатить за гибель или причинение увечья третьему лицу, а также ущерба его имуществу в результате страхового события, связанного с полетом воздушного судна или выпадением из него каких-либо объектов. Она регламентируется Римской конвенцией о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности.
На наземном транспорте условия наступления и объем ответственности перевозчика определяются национальными законодательными нормативными актами транспортных ведомств (уставами, руководствами и т.д.) для внутренних перевозок, а также нормами международного права для внешних перевозок.
Ответственность автоперевозчика в международном сообщении регламентирована положениями Женевской конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам, заключенной в 1956 г., и протоколом о ней от 1978 г.
Правовой основой международных перевозок на железнодорожном транспорте являются «Единые правовые предписания для договора о международных перевозках железнодорожным транспортом» и Бернское соглашение о международных железнодорожных перевозках, подписанное в 1980 г. Страны, не подписавшие Конвенцию, оформляют договор перевозки на основании соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении. Условия смешанных автомобильно-железнодорожных перевозок определены Женевской конвенцией 1980 г.
В случае потери всего груза Женевской конвенцией о договоре международной перевозки грузов по дорогам, предусмотрено возмещение перевозчикам оплаты за перевозку, таможенных сборов и пошлин и прочих расходов, связанных с перевозкой грузов, в полном размере. При частичной потере груза – в пропорции, соответствующей размеру ущерба.
Согласно этим ограничениям компенсация перевозчика по дорогостоящим товарам может быть незначительной по сравнению с их реальной стоимостью. Поэтому для грузоотправителей дополнительной гарантией качественной и своевременной доставки грузов служит страхование ответственности перевозчика.
Страхованием покрываются, как правило, следующие страховые риски:
· ответственность за гибель и повреждение груза, принятого к перевозке;
· финансовые убытки, понесенные клиентом страхователя вследствие невыполнения им полностью или частично своих договорных обязательств (просрочку в доставке груза, неправильную его засылку по вине страхователя, выдачу груза вопреки указаниям о задержке выдачи);
· ответственность перед таможенными органами вследствие нарушения таможенного законодательства (штрафы и прочие денежные взыскания, налагаемые таможенными органами на страхователя, конфискация груза и т.д.)
· ответственность перед третьими лицами в случае причинения им вреда (их здоровью, жизни и имуществу) перевозимым грузом, включая расходы по оказанию медицинской помощи и погребению;
· расходы, связанные с расследованием обстоятельств страхового случая и защитой интересов страхователя в судебных и арбитражных органах.
Договор страхования заключается на срок одной грузоперевозки или от одного месяца до одного года и действует на территории, направлении или пределах маршрута следования.
Ответственность страховщика начинается с момента принятия страхователем груза к перевозке и завершается при его сдаче грузополучателю.
Страхование ответственности перевозчика в настоящее время является достаточно распространенным видом страхования в международной практике и, как правило, проводится специализированными страховщиками. Наиболее известный из них – ассоциация «ТТ клуб», включающая помимо головного офиса в Лондоне шесть региональных отделений. Координатором ассоциации в странах СНГ и Балтии является страховая компания «ПАНДИТРАС»