Отпечатано в ППГ1 «Типография «Наука» 121099, Москва, Шубинский пер.. 6


[1] Материалы Министерства труда и социального развития РФ к заседанию «круг­лого стола» на тему: «Государственная политика в сфере оценки и эффективности ис­пользования национального богатства России», состоявшегося 19 июля 2001 г. в Сове­те Федерации.

[2] Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. Л° 283 была утверждена правительственная Программа перехода на международные стандарты по составле­нию if представлению финансовой отчетности предприятия (МСФО) с целью ее гар­монизации во всем мире. Однако из-за неразработанности методологических основ компенсационной политики в Российской Федерации, отсутствия единых правил, регламентирующих учет и отражение в отчетности данных по оплате труда и пенсион­ному обеспечению и их несопоставимости с мировой практикой, обобщенной в между­народных стандартах финансовой отчетности, существенно замедляется выполнение указанного выше постановления Правительства РФ.

[3] Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия / Пер. с фр. М.: ЮНИТИ, 1997. С. 14G.

[4] В данной работе понятия «организация», «фирма», «предприятие» используют­ся как синонимы.

[5] Парадигма теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве об­разца решения исследовательских задач

[6] Подробнее о моделях см.: Адамов В. Е., Ильенкова С. Д., Сиротина Т. П., Смирнов С. А. Экономика и статистика фирм. М.: Финансы и статистика. 1996. С. 53—92.

[7] См., например: Шеремет А. Д. Аудит: Учебник. М.: Инфра-М, 2000

[8] Робертсон Дж. Аудит / Пер. с англ. М., 1993. С. 4.

[9] См.: Шеремет А. Д., Суйц В. П. Лудит: Учебник. М.: Инфра-М, 2001.

[10] Steele F. Consulting for organisational change. 1975. P. 3

[11] Greiner L. E„ Metzger R. O. Consulting to management. 1983. P. 7.

[12] Block P. Flawless consulting: Л guide to geting your expertise used. 1981. P. 2.

[13] В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» одним из условий деятельно­сти аудиторской организации является наличие не менее пяти

[14] Международная организация труда (МОТ) — межправительственная организа­ция; создана в 1919 г. по решению Парижской мирной конференции как автономная организация Лиги (устав МОТ утвержден как ч. XIII Версальскою мирного договора 1919 г.). В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. К 1999 г. в МОТ входило более 200 государств (в том числе Россия). Деятельность МОТ распространяется в основном на четыре сферы: улучшение условий труда и жиз­ни; стимулирование занятости; раскрытие потенциала рабочей силы; развитие соци­альных институтов.

Для выполнения своих задач МОТ пользуется тремя дополняющими друг друга методами:

-установление международных норм и контроль за их соблюдением (Междуна­родный трудовой кодекс);

-техническое сотрудничество (программы и проекты затрагивают различные регионы планеты и концентрируются на следующих основных областях: развитие, подготовка кадров, условия и гигиена труда, трудовые отношения и т. п.);

-исследовательская работа, подготовка документации и распространение ин­формации.

[15] Шохин С. О., Воронина Л. И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения и России: Научно-методическое пособие. М.. 1997. С. 7.

[16] В России звание аудитора введено Петром 1. Должность аудитора совмещала и себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.

[17] Подробнее о становлении и развитии аудита в России см.: Данилевский Ю. Л. Аудит в России — реалии сегодняшнего дня (странички истории) // АиН. 1995. № 3 (12). С. 11.

[18] С 1998 г. «большая шестерка» из-за слияния двух фирм превратилась в «боль­шущ пятерку» и объединяет фирмы: Price Waterhouse Coopers, Andersen Worldwide, Ernst and Young, KPMG, Deloitte Touche Tohmat.su International.

[19] Робертсон Дж. Аудит / Пер. с англ. М., 1993. С. 4 6.

[20] См.: Международные стандарты аудита / Пер. с англ. New York: IFAC, 1999

[21] Подробнее см., например: Основы аудита: Учебник / Иод ред. проф. Я. В. Соко­лова. М.: Бухгалтерский учет, 2000. С. 98—104.

[22] В Российской Федерации требования независимости при осуществлении финан­сового аудита определены Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. .К» 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации».

[23] Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международ­ных стандартов ИСО. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской картфабрики ВСЕ ГГ И, 1999. С. 206-207.

[24] Робертсон Дж. Аудит / Пер. с англ. М., 1993. С. 17—18

[25] Робертсон Дж. Указ. соч. С. 5.

[26] Па основе рекомендаций ИСО 10011-2 предприятие само разрабатывает инст­рукции для внутреннего аудитора и внутреннего главного аудитора, в которых уста­навливает их обязанности, права и ответственность.

[27] Робертсон Дж. Укал. соч. С. 6.Внешний аудит, проводимый независимой от предприятия и заказчика организа­цией, называется аудитом третьей стороной. Данный вид аудита используется при сер­тификации.

[28] Например, в отношении финансовою аудита в России действует постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355 «06 основных критериях (системе по­казателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (фи­нансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке».

[29] Робертсон Дж. Указ. соч. С. 7.

[31]См.: Робертсон Дж. Укал. соч. С. 7.

[32]Управляемой является подсистема, производящая работы, товары, услуги, а уп­равляющей — собственники, совет директоров, администрация.

[33] Технология — это искусство, мастерство + совокупность методов обработки, из­готовления, изменения состояния, свойства, формы предмета труда

34 В отечественных нормативных документах термин «аудит качества» подменяет­ся термином «проверка качества». Такую подмену нельзя признать обоснованной, по­скольку ауди т качества — лишь один из видов проверки качества.

[35] Т3 1985 г. изданы проекты пяти международных стандартов ИСО (МС ИСО 9000, МС ИСО 9001, МС ИСО 9002, МС ИСО 9003 и МС ИСО 9004) на системы качества. В 1987 г. эти стандарты одобрены и введены в действие. Вместе с ранее выпущенным терминологическим стандартом ИСО 8402 они образовали основополагающий ком­плекс международных документов по качеству, охватывающий практически все воз­можные области применения.

[36] В России МС ИСО 9001, 9002 и 9003 приняты как ГОСТ 40.9001-88, ГОСТ 40.9002-88, ГОСТ 40.9003-88 и введены в действие с 1 января 1989 г. (при пересмотре этих стандартов в 1996 г. они получили обозначения ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96 и ГОСТ Р ИСО 9003-96).

[37] Аутосорсииг (outsourcing) — термин, обозначающий передачу организации некото­рых, обычно непрофильных, областей деятельности специализированным компаниям. Он охватывает не только традиционные разработки и закупки комплектующих изде­лий и материалов, но и такие области, как бухгалтерский учет, обеспечение информа­ционной безопасности, реклама и маркетинг, сбыт и распределение продукции и др.

[38] Первый конкурс на соискание Премии Правительства РФ в области качества со­стоялся в 1997 г. Его лауреатами стали в из 68 участвовавших организаций. Учредители Европейской премии по качеству руководствовались принципом премия должна вру­чаться самому лучшему из конкурсантов. Первой ее получила «Рен Ксерокс Лимитед».

• [39] Основанный в 1996 г. в Чикаго Всемирный совет по качеству (World Quality Council WQC) учредил всемирную премию в области качества для предприятий, которые стремятся повысить качество своей продукции и берут на себя обязательство постоянно совершенствоваться в этом с целью служить примером другим предприяти­ям. Комитетом по присуждении премии подготовлено и выпущено специальное посо­бие, содержащее 100 принципов менеджмента качества, позволяющих повысить каче­ство на любом предприятии. Все принципы сгруппированы в 10 блоков: культура удовлетворения клиента, стратегия информационной политики, бенчмаркинг, инфор­мация и анализ данных, лидерство и участие в управлении, планирование и принятие решений, кадровая политика, постоянное повышение квалификации, системы произ­водства и управления, осознание результатов производства.

[40] IDEF-0 (Integrated computer aided manufacturing DEFinition) — вариант методо­логии описания больших систем (SADT), применяемый для функционального моде­лирования и позволяющий описать бизнес-процессы и функции управления в виде взаимосвязанных процедур. IDEF-1X -- вариант SADT, применяемый для моделиро­вания информационной структуры организации.

[41]SADT — методология описания больших систем; позволяет эффективно анализи­ровать и проектировать деятельность коммерческих и производственных организаций.

[42] Подробнее см.: Одегов Ю. Г., Журавлев П. В. Управление персоналом. М.: Финста- тинформ, 1997; Журавлев II. В., Карташов С. Л.. Маусов II. К., Одегов Ю. Г. Персонал: Словарь определений и понятий. М.: Экзамен. 2000; Одегов Ю. Г. Управление персона­лом в структурно-логических схемах. М.: Альфа-Пресс. 2008.

[43] См.: Гармагиев А. А., Захаров В. М. Организационный и кадровый аудит. Белго­род: Центр социальных технологий, 1998.

[44] Подробнее о корпоративной (организационной) культуре см.: Карташова Л. В., Никонова Т. В., Соломапидина Т. О. Организационное поведение. М.: Инфра-М, 1999; Соломанидипа Т. О. Организационная культура компании. М., 2003.

[45] Подробнее о кадровой политике организации см.: Одегов Ю. Г., Журавлев П. В. Управление персоналом. М.: Финстатинформ, 1997 См.: Управление персоналом. М.: ИГ1К госслужбы, 1997.

[46] В настоящее время существуют два принципиальных подхода к учету человече­ских ресурсов: так называемые модели активов (или затратные) и модели полезности. Первые предлагают ведение учета затрат на капитал (по аналогии с основным капита­лом) и его амортизации. В торые модели предлагают непосредственно оценивать эф­фект тех или иных кадровых инвестиций.

[47] Русский перевод ИСО 9004-1 раздел «Персонал» называет «Кадры», что явно не­удачно. Известно, что первоначальное значение слова «кадры» — постоянный состав военной части, не увольняемый в случае демобилизации в мирное время. В годы совет­ской власти это значение было перенесено и на основной состав сотрудников предпри­ятий. Значение слова «персонал» — состав сотрудников предприятия, образованный персонами, т. е. особами, личностями. Отличие этих двух понятий очевидно. Персо­нал не обезличенная, беспрекословно подчиняющаяся команде воинская часть. Ак­цент на персонификации (индивидуальности) работников предприятия, сделанный в стандартах ИСО, очень важен. Он дает возможность российским предприятиям при внедрении стандартов реализовывать подходы школы «человеческих отношений» — одного из наиболее прогрессивных направлений менеджмента.

[48]См.: Свиткип М. 3., Мацута В. Д., Рохлин К. М. Менеджмент качества и обеспече­ние качества продукции на основе международных стандартов ИСО. СПб: Изд-во Санкт-Петербургской картфабрики ВСЕГГ.О. 1999. С. 284.

1 Чикагская экономическая школа сформировалась в Чикагском университете в 1940—1950-е гг. Родоначальником этой школы является лауреат Нобелевской пре­мии Милтон Фридмен. Основная доктрина — ограничение вмешательства государст­ва в экономику. В сфере Чикагской экономической школы в 1970-х it. сформирова­лась «теория человеческого капитала».

2Эффективность по Парето (эффективность распределения ресурсов): результат

по любому направлению не может быть улучшен за счет ухудшения результатов по другим направлениям.

[51] См., например: Стюарт Т. Богатство от ума. Минск: Парадокс. 1998.

[52] При написаниираздела использованы фрагменты из киш и: Врукинг Э.Интел­лектуальный капитал. СПб.: Питер, 2001.

[53] См.: Солодова 11.Г. Методические подходы к проведению кадрового аудита в не­устойчивых деловых организациях // Известия ИГЭА. 2005. № 3 А.

[54] См.: Лобанов А. А.. Иванцевич Дж. М. Человеческие ресурсы управления. М.: Де­ло, 1985.

[55] Мониторинг управления персоналом — способ проведения специальных наблю­дений за системой управления персоналом и кадровыми процессами.

[56] См.: Бутрин Д. М. Новая социальная политика // Коммерсантъ. 2008. № 17: http://www.undp.nl/download.prmt

[57] Показатель социальной ответственности — добровольное использование части прибыли на общественные нужды благотворительность, спонсорство, меценатство. В ряде западных стран даже существуют законы об обязательной социальной ответст­венности, которая доносит до тех. кого сейчас называют стейкхолдерами (акционеров, деловых партнеров компании, СМИ и т. д.), информацию об уровне социальных обя­зательств компании и степени их выполнения.

[58] См.: Соболева И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии //Вопросы экономики. 2005. № 10. С. 90—92.

[59] В советское время социальная ответственность отечественным компаниям была привита довольно сильно, хотя в те времена все это называлось несколько по-иному, да и понималось тоже иначе. В России нецелесообразно разрабатывать какие-то осо­бые стандарты. Ведь во внедрении социальной ответственности в первую очередь за­интересованы компании, выходящие на мировые рынки, а так же они должны играть по уже существующим там правилам.

[60] Патернализм (от лат. pater — отец, patemus — отцовский) — в социально-трудо­вых отношениях означает практику решения ряда социальных проблем наемных работ­ников усилиями (или за счет средств) предпринимателя (работодателя). Следует иметь в виду, что инструменты патернализма, хорошо зарекомендовавшие себя в России кон­ца XIX начала XX в., сегодня уже не обеспечивают гармонизации отношений между работодателем и наемным работников. Для формирования социальной ответственнос­ти предпринимателя одних инструментов патернализма сегодня явно недостаточно.

[61] Dobers P., Wolff R. Competing with Soft Issues. From Managing the Environment to Sustainable Business Strategies // Business Strategy and the Environment. 2000. Vol. 9. Issue 3.

[62] В опросе приняли участие 420 респондентов, значительную часть которых со­ставляли нредставите.1 и крупного и среднего российского бизнеса.

[63] Данные всех раундов обследования гибкости рынка труда ЦИРТ ИЭ РАН (1991—2001) показывают, что доля российских промышленных предприятий, имев­ших программы второго типа, устойчиво удерживалась на уровне не менее 70%. Одна­ко за рассматриваемый период существенно снизились регулярность и разнообразие предоставляемых предприятиями социальных услуг (подробнее см.: Экономика про­мышленных предприятий. Занятость, доходы и льготы для работников. М: ИЭ РАН. 2001. С. 30-35).

[64] См.: Соболева И. Указ.соч. С. 92—93,95—97.

[65] В последнее время некоторые российские олигархи выступили с программными статьями, затрагивающими концептуальные вопросы развития социальной политики (см., например: Дерипаска О. Преодоление неравенства путь к долгосрочной ста­бильности // Независимая газета. 2004. 19 февр.).

[66] К стратификационным характеристикам обычно относят: статус занятости, уро­вень образования, уровень доходов, размер имущества, религиозную принадлежность, социальное происхождение и т. п. С помощью социальной стратификации анализиру­ют структуру общества и его слоев, выявляют причины и признаки социального рас­слоения

[67] См.: Егоршин А. П.. Распопов В. П., Шишкова Н. В. Этика деловых отношений: Учебное пособие. Н. Новгород: НИМБ. 2005. С. 133—134.

[68] GRI — неправительственная международная организации со штаб-квартирой в Амстердаме. Цель GRI — способствовать повышению качества управления социаль­ными аспектами деятельности компаний, их прозрачности и социальной ответствен­ности. Разработанные GR1 инструменты социальной отчетности являются сегодня на­иболее универсальными и общепризнанными. Стандарта GR1 строятся на основе принципов корпоративной ответственности, отраженных в Глобальном договоре ООН, рекомендациях ОЭСР и совместимы с другими стандартами, которые носят бо­лее частный характер. Отчетность компаний по индикаторам GR1 признается как под­тверждение соответствия ее деятельности условиям Глобального договора ООН.

[69] См.: Карагорд В. С. Теория и методология международной системы корпоратив­ной социальной отчетности: Лвтореф. дисс. на соискание ученой степени доктора эко- н. наук. М.. 2006. С. 34-35.

[70] См.: Вестник ассоциации менеджеров. 2005. >6 12 (82); 2006. № I (83).

[71] Социальная диагностика получила широкое применение в практике обследова­ния состояния дел в организации с целью оценки ее «болевых точек».

[72] См.: Справочник по управлению персоналом. 2005. № 3. С. 34.

[73] Проблемы социальной ответственности бизнеса подробно рассмотрены авторами в работах: Социальная ответственность предпринимателя: от идеи к российской реаль­ности // Управление персоналом. 2004. № 7—9; Менеджеры и собственности: друзья или врага? // Кадровик. 2005. № 5,6; Роль менеджмента в управлении персоналом со­временного предприятия // Генеральный директор: управление промышленным пред­приятием. 2005. № 9.

[74] См.: Рулинский В. И. Повышение эффективности управления предприятием маши­ностроительного комплекса на основе концепции социальной ответственности: Авто- реф. дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук. Орел, 2006. С. 10 11,16—17.

[75] С.м.: Смирнова И. Ответственность подразумевает эффективность // Вестник Ассоциации менеджеров. 2005. № 5—6 (75—76). С. 14—15.

[76] См.: Гурдин К. Львы и медведи КСО // Вестннк Ассоциации менеджеров. 2005. №4(74). С. 14-15.

[77] См.: Лифанов Р. В. Оценка эффективности управления корпоративными отношени­ями: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук. М., 2005. С. 9—И, 17.

[78] См.: Персонал-Микс. 2006. № 1—2. С. 25.

[79] См.: Острогорский Л. Отчет о доброте // Ведомости. 2007. 26 аир.

[80] Идеальным примером можно считать социальный отчет компании ВР за 2005 г., который вышел 6 апреля 2006 г. Там подробно исследуются причины взрыва на НИЗ 23 марта 2005 г. в Техасе и описываются меры, принятые компанией после трагедии: смена руководства завода, принятие пятилетней программы технических преобразова­ний и профессиональной переподготовки (инвестировано около 1 млрд дат.), созда­ние нового подразделения компании, ответственного за совершенствование мер в об­ласти промышленной безопасности. В отчете отмечено, что должность старшего вице-президента но вопросам промышленной безопасности занял сотрудник, возглав­лявший комиссию компании по расследованию причин аварии в Техасе, а на специ­ально созданную должность вице-президента по технике безопасности приглашен бывший сотрудник компании DuPont с мировой репутацией в этой области. Отчет был заверен компанией Ernst & Young. Особое замечание аудитора гласит, что он по­сетил Н ИЗ в Техасе в декабре 2005 г. и убедился, что соответствующие меры компани­ей ВР были приняты.

[81] См.: Персонал-Микс. 2006. № 1—2 (по материалам опроса на сайте журнала «Персонал-Микс»: www/personal-mix.ru).

[82] Концепция российской модели социального аудита обсуждена и одобрена Уче­ным советом Академии труда и социальных отношений 27 февраля 2007 г.

[83] Манн P.. Mtmep Э. Контроллинг для начинающих / Пер. с нем. М., 1992. С. 8.

[84] См.: Ананькина Е. Л., Датиючкин С. В., Данилочкина Н. Г. и др. Контроллинг как ин­струмент управления предприятием / Под ред. Н. Г. Данилочкиной. М., 1999. С. 7—8.

[85] В России создание специальной службы для осуществления контроллинга еще не получило широкого распространения. Такие службы существуют лишь на инофир­мах, совместных предприятиях и в крупных организациях. Организации, которые не могут пока позволить себе создан ие службы контроллинга, привлекают для данной ра­боты либо специалистов из консалтинговых фирм, либо поручают эту работу времен­ному коллективу из представителей собственного менеджмента.

[86] Центр ответственности — это сегмент (структурное подразделение) внутри пред­приятия, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решение. Деле­ние предприятия на центры ответственности — фундамент для создания на предприятии системы управленческого учета, важнейшего элемента всей системы контроллинга.

[87] Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления / Пер. с нем. М.. 1993. С. 10.

[88] Цель оперативного контроллинга — создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятие своевременных решений по оптимиза­ции соотношения затраты — прибыль. Цель стратегического контроллинга — обеспе­чение выживаемости предприятия и отслеживание движения предприятия к намечен­ной стратегической цели развития.

[89] Подробнео см.: Ананысина К. А., Дапилпчкин С. В., Дтшлочкина II. Г. и др. Указ. соч. С. 15.

[90] См : Мани Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих/Пер. с нем. М., 1992. С. 58.

[91] Невозможно оценивать безошибочно, можно лишь сократить число ошибок, ко­торое обычно обратно пропорционально субъективной уверенносгн оценивающего в своей правоте. Поэтому считается, что объективизму оценок лучше учиться у неуве­ренных в себе людей.

[92] Бабынина Л. С. Служба управления персоналом и бюджетирование в организа­ции //Справочник по управлению персоналом. 2003. № 12,

[93] См.: Вестник отдела кадров. 2005. № 5. С. 11.

[94] Для решения этих задач возможно использование программы «1C: Финансовое планирование».

[95] См.; Основы инновационного менеджмента: теория и практика. М.: НПО; Эконо­мика, 2000.

[96] См.: Российский статистический ежегодник. М., 1999. С. 208.

[97] Расчеты проводились исходя из следующих данных: численность аудиторской, фирмы — 25 человек, срок осуществления аудиторской проверки - от 1 до 4 недель в зависимости от размера организации, количество аудиторов, осуществляющих аудит на одном предприятии. - от 3 до 10 человек в зависимости от размера организации, об­щее количество организаций в России — 3106,4 тыс.

[98] См.: ИианецГ. И.. Калинский В. И. Комментарий к Конституции Российской Фе­дерации. Вопросы и ответы / Под общ. ред. В. И. Чсрвоника. М.: ТАНДЕМ; ЭКМОС, 2001. С. 24.

[99] См.: Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. М., 2000. С. 156.

[100] См.: Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. М.. 2000. С. 158.

[101]Сумма рассчитана исходя из следующих данных: размер штрафа — от 100 до 1000 МРОТ, где 1 МРОТ = 300 руб. (по состоянию на 1 июля 2000 г.).

[102] Данные Госкомстата России на конец июня 2001 г.

[103]См.: Крылов К. Д. Законодательство России о профессиональных союзах. Основные законодательные акты. М.: Профи:(дат, 1996. С. 28.

[104] Приказ Минфина России от 1 апреля 2002 г. № 2бн.

[105] Приказ Минфина России от 1 апреля 2002 г. № 2бн.

[106] Постановление Госкомстата России от 27 апреля 2001 г.

[107] С 1992 г. этот показатель не учитывается статотчетностью

[108] Проблемы организации, нормирования и производительности труда. М.: Инсти­тут труда Министерства труда РФ, 1995.

Наши рекомендации