Приложение 2. Учетная политика образовательного учреждения
1. Бухгалтерский учет в НОУ ведется согласно Закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96 г. с последующими изменениями и дополнениями, «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» Приказ МФ РФ №34н от 29.07.98 г. и других нормативных документов и стандартов бухгалтерского учета (ПБУ 1/98; ПБУ 2/94; ПБУ 3/00; ПБУ 4/99; ПБУ5/01; ПБУ 6/01;ПБУ 9/99; ПБУ 10/99).
2. В организации используется следующий рабочий план счетов бухгалтерского учета (см. прил. 1).
3. В организации применяются следующие унифицированные и специальные формы первичных документов. В отдельные унифицированные формы внесены следующие изменения.
Унифицированные формы разработаны МФ РФ и ГК РФ по статистике. Специальные формы бухгалтерских документов разработаны в организации в соответствии с их деятельностью.
4. В организации используется механизированная (автоматизированная, журнально-ордерная, мемориально-ордерная, ручная упрощенная) форма ведения бухучета.
5. Правила документооборота и технология обработки учетной информации по движению объектов бухгалтерского учета составлены в соответствии с условиями деятельности организации.
6. В состав доходов от обычных видов деятельности НОУ включаются:
· Доходы от оказания основных образовательных услуг;
· Доходы от оказания дополнительных образовательных услуг;
· Доходы от оказания сопутствующих образовательному процессу услуг: обеспечение питанием, обеспечение проживанием, услуги по охране, услуги платного гардероба, информационно-консультационные услуги, экскурсионное обслуживание, услуги дополнительного медицинского обслуживания, услуги по физическому воспитанию и спорту, услуги по организации прочей досуговой деятельности;
· Доходы от уставной издательско-полиграфической деятельности;
· Доходы от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
· Доходы от деятельности учебно-производственных мастерских; учебных магазинов (ателье, кафе, парикмахерских, типографий и т.п.);
· Доходы от уставной торговой деятельности (помимо торговли в учебных магазинах);
· Доходы от посреднической деятельности (проведение семинаров, организация экстерната);
· Доходы от сдачи имущества в аренду и доходы от продажи излишнего имущества (основных средств, материально производственных запасов) включаются в состав доходов от обычных видов деятельности в случае их систематического получения (два раза и более в год) и сумме выручки составляющей пять и более процентов от общей суммы доходов НОУ за отчетный период.
Обычная деятельность НОУ, по реализации вышеперечисленных уставныхвидов услуг, работ и производству продукции не относится к предпринимательской, в части дохода, реинвестированного в НОУ на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в т.ч. на заработную плату) – основание ст.47 п.3 ФЗ “Об образовании” N 12-ФЗ от 13.01.1996г.
7. В состав операционных доходов НОУ входят следующие нерегулярные и несущественные доходы (не являющиеся предметом деятельности НОУ):
· Поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов НОУ;
· Поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленных образцов и других видов интеллектуальной деятельности;
· Поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
· Поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
· Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
8. В состав внереализационных доходов НОУ входят следующие несистематические виды доходов:
· Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров (обучения, информационно-консультационных услуг и проч.);
· Активы, полученные безвозмездно, в т.ч. по договору дарения;
· Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
· Поступления в возмещение причиненных организации убытков;
· Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
· Курсовые разницы;
· Сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);
· Прочие внереализационные доходы.
9. Учет доходов и расходов организации осуществляется в соответствии со сметой. Смета доходов и расходов организации составляется на календарный год и согласовывается в установленном порядке с учредителями. Смета может пересматриваться в течение года в зависимости от изменения источников дохода. Для целей управления составляется “Смета доходов и расходов” на учебный год.
10. Контроль за расходованием средств организации осуществляется ревизионной комиссией (учредителем, попечительским советом, другим органом) путем анализа «Сметы исполнения расходов организации» и других отчетных документов.
11. Выручка от обычных и прочих видов деятельности принимается к бухгалтерскому учету в сумме исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности и условий соответствующего договора.
12. Выручка от продажи образовательных услуг осуществляется методом «по отгрузке». При этом под образовательной услугой понимается выполнение образовательной программы согласно учебного плана и (или) воспитание и обеспечение содержания обучающихся.
13. Момент реализации образовательной услуги наступает по окончании учебного месяца (четверти, триместра, семестра, года), т.е. в момент перехода права собственности от НОУ к покупателю (заказчику) услуги. Авансом, полученные средства за обучение учащихся учитываются на счете 62/2 «Расчеты по авансам полученным» до момента выполнения образовательной программы.
14. Мера готовности образовательной услуги (НИОКР), превышающей половину учебного года (триместр, четверть, семестр) определяется поэтапно (по мере выполнения учебной программы за месяц, курс и т.д.).
Для бухгалтерского учета выполненных этапов образовательных услуг (НИОКР) длительного характера (учебный год) используется счет 46 ’’Выполненные этапы по незавершенным работам’’.
15. Выручкой не признается доход от обычных видов деятельности (отсутствует уверенность в получении оплаты, спустя 3 (…) месяца после заключения договора по образовательным услугам (сопутствующим услугам);
- спустя 5 месяцев по договорам по НИОКР
- ……………………………………………………….
В бухгалтерском учете при этом используется счет 98” Доходы будущих периодов”. Первичным документом, отражающим факт неуверенности в поступлении выручки является “Акт признания отсроченной выручки”.
16. В состав статей затрат НОУ на выполнение образовательных услуг включаются:
1. Материалы и сырье, лабораторное оборудование, инвентарь.
2. Топливо и энергия для образовательных нужд.
3. Заработная плата педагогического состава.
4. Отчисления на социальные нужды.
5. Расходы на подготовку и освоение образовательного процесса.
6. Амортизация основных средств.
7. Амортизация НМА.
8. Расходы на повышение квалификации педагогического состава.
9. Расходы на аренду и содержание зданий, помещений, оборудования и инвентаря.
10. Управленческие расходы.
11. Коммерческие расходы (расходы на рекламу).
17. Управленческие расходы НОУ признаются в себестоимости проданных образовательных услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (или полностью не признаются).
18. Коммерческие расходы НОУ по сбыту услуг, продукции учебных магазинов (мастерских, кафе), признаются в себестоимости проданных услуг (товаров) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (или полностью не признаются).
19. НОУ устанавливает следующие виды скидок на образовательные услуги, которые оговорены условиями договора. Скидки, предоставленные в отношении уже отчужденной образовательной услуги, отражаются в составе внереализационных операций.
20. К основным средствам относятся средства труда, имеющие срок полезного использования более 12 месяцев.
21. Начисление амортизации по основным средствам производится линейным способом (способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования). Данный способ применяется для зданий (сооружений). По группе: станки, оборудование, вычислительная техника применяется метод учета, по инструменту, производственному инвентарю применяется метод учета, по библиотечному фонду износ не начисляется, по транспортным средствам и т.п.
22. Сроки полезного использования объектов основных средств устанавливаются согласно срокам службы, указанным в ПСМ СССР от 22.10.90 N 1072.
23. Основные средства, приобретенные в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств оцениваются по рыночной стоимости обмениваемого имущества. Доход по данной сделке учитывается как операционный доход.
24. Изменение первоначальной стоимости основных средств в случаях их достройки, дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации относится на добавочный капитал организации.
25. Объекты основных средств, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения принимаются к учету по рыночной стоимости на дату оприходования. Затраты по доставке этих объектов основных средств включаются в их первоначальную стоимость. Основные средства, подаренные с целью использования в образовательном процессе, учитываются как внереализационные доходы.
26. Основные средства, предоставленные в аренду (безвозмездного пользования) учитываются по первоначальной стоимости как собственные на субсчете 01-3”Основные средства, предоставленные в аренду”. Амортизация по ним начисляется на счете 02-3 “Износ основных средств, предоставленных в аренду”. Расходы по текущему ремонту этих основных средств осуществляется за счет арендатора.
27. Объекты основных средств, полученные по договору аренды (безвозмездного пользования) учитываются на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре аренды (безвозмездного пользования). Капитальные вложения в эти основные средства зачисляются в собственные основные средства в сумме фактически произведенных затрат.
28. Доходы, полученные от систематического предоставления объектов основных средств в аренду, относятся к доходам от обычных видов деятельности и, в случае реинвестирования этих доходов в образовательный процесс, деятельность, приведшая к их получению не относится к предпринимательской.
29. К нематериальным активам, используемым на срок свыше 12 месяцев, относятся права, возникающие из лицензионных авторских договоров, патентов, свидетельств на полезные модели, товарные знаки и т.д., а также договоров на произведения науки, литературы и искусства, на программы ЭВМ, базы данных и др.
30. Начисление амортизации по нематериальным активам производится линейным способом (способом списания стоимости пропорционально объему выполненных услуг в человеко-часах, других натуральных единицах списания).
31. Материально-производственные запасы (в т.ч. малоценные и быстроизнашивающиеся предметы), принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных за плату, включает в себя все затраты по заготовке, доставке и доведению материально-производственных запасов до состояния, пригодного для использования.
32. Материально-производственные запасы, изготовленные силами производственных школьных мастерских (или иных производственных подразделений) определяются исходя из фактических затрат по их изготовлению. При этом в состав затрат включаются расходы учитываемые по статьям себестоимости конкретного изделия.
33. Материально-производственные запасы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения принимаются к учету по рыночной стоимости на дату оприходования и учитываются как внереализационные доходы.
34. Материально-производственные запасы, приобретенные в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств оцениваются по рыночной стоимости обмениваемого имущества. Доход по данной сделке учитывается как операционный доход.
35. Материально-производственные запасы, переданные в залог, учитываются обособленно на счетах 10-3”Материалы, переданные в залог” по фактической себестоимости их приобретения.
36. Разница между фактической себестоимостью устаревших или поврежденных материально-производственных запасов и ценой их фактической реализации, относится на финансовые результаты и учитывается в составе внереализационных расходов организации.
37. При отпуске материально-производственных запасов (материалы, сырье, топливо, готовая продукция) в производство или ином выбытии применяется метод оценки средней себестоимости (метод ФИФО, метод ЛИФО, по себестоимости каждой единицы).
38. К малоценным и быстроизнашивающимся предметам относится часть материально-производственных запасов организации, используемая в течение не более 12 месяцев. В бухгалтерском учете эти МБП отражаются на субсчете 10/9 " Инвентарь и хозяйственные принадлежности".
39. Результаты переоценки материально-производственных запасов (в случае снижения стоимости по отношению к первоначальной) учитываются в составе внереализационных расходов.
40. В организации создаются следующие резервы и фонды: фонд накопления и фонд потребления за счет чистой прибыли, резерв по сомнительным долгам на величину согласованной дебиторской задолженности с организациями и физическими лицами, резерв на обесценивание ценных бумаг, ремонтный фонд в размерах плановых ремонтов и модернизаций, резерв на выплату отпускных сумм и премий по итогам года (учебного года).
41. Списание управленческих расходов осуществляется:
- непосредственно по окончании отчетного периода на счет учета реализации услуг (см.п.17);
- с предварительным отнесением на счет учета расходов основного производства.
При этом распределение управленческих расходов между различными видами основной деятельности (или основной и предпринимательской деятельностью) производится пропорционально объему выручки по каждому виду деятельности (объему заработной платы основного персонала, объему отработанных человеко-часов или других натуральных показателей).
42. Уплата налога на прибыль производится путем авансовых платежей (ежемесячно по фактическим расчетам прибыли).
43. Педагогическим работникам осуществляется доплата на приобретение книгоиздательской продукции в пределах 1 (и более) МРОТ за счет прибыли организации.
44. В организации производится оплата дополнительных отпусков продолжительностью 5 и более дней (в соответствии с коллективным договором).
45. Инвентаризация имущества и обязательств организации проводится:
По денежным средствам ежеквартально (или...)
По расчетам с бюджетом, внебюджетными фондами ежеквартально (или...)
По расчетам с дебиторами (учащимися, юридическими лицами) - ежемесячно (или...)
По основным средствам - до 1 ноября
По основному имуществу - ежегодно до 1 ноября
46. Сроки погашения расходов будущих периодов устанавливаютс6в течение 6 месяцев (года, двух) в случаях, не оговоренных в договорах на поставку продукции (работ, услуг).
47. Порядок расчета с подотчетными лицами устанавливается приказом по организации.
48. При расчетах с населением при оказании платных услуг используются ККМ (бланки строгой отчетности).
Приложение 3.Смета доходов и расходов образовательного учреждения
на ____________________ год
Статьи | Всего на год (руб.) | В т.ч. по кварталам (руб.) | ||||
I | II | III | IV | |||
Остаток средств на начало года | ||||||
Статьи доходов | ||||||
1. Доходы от основной деятельности (плата за обучение) | ||||||
2. Доходы от уставной (не образовательной деятельности) | ||||||
3. Операционные доходы | ||||||
3.1. Арендная плата | ||||||
3.2. Доходы от выбывшего имущества | ||||||
4. Бюджетное финансирование | ||||||
5. Внереализационные доходы | ||||||
6. Благотворительные взносы, пожертвования | ||||||
7. Гранты, гуманитарная помощь | ||||||
8. Прочие доходы (спонсорские взносы) | ||||||
9. Чрезвычайные доходы | ||||||
Итого доходов | ||||||
Статьи расходов | ||||||
1. Расходы на образовательную деятельность | ||||||
1.1.Заработная плата педагогического состава с начислениями | ||||||
1.2.Материалы, используемые в учебном процессе, в т.ч. по внеклассной воспитательной работе | ||||||
1.3.Расходы на учебно-методическую литературу | ||||||
1.4.Затраты на приобретение инвентаря, вычислительной техники и других основных средств | ||||||
1.5.Оплата лицензии | ||||||
1.6.Коммунальные платежи | ||||||
- арендная плата | ||||||
- отопление, освещение, вода | ||||||
- содержание помещений/материалы и зарплата с начислениями уборщиков | ||||||
1.7.Почтово-телеграфные расходы | ||||||
1.8.Абонентная плата за телефон | ||||||
1.9.Оплата контрагентских услуг (транспортные расходы, посещение музеев, театров) | ||||||
1.10.Медицинское обслуживание | ||||||
1.10.1. Учащихся | ||||||
1.10.2. Педагогического состава | ||||||
1.11.Заработная плата АУП с начислениями | ||||||
1.12.Расходы на командировки и конференции | ||||||
1.13.Расходы на повышение квалификации педагогического состава | ||||||
1.14.Материальная помощь персоналу образовательного учреждения с начислениями | ||||||
1.15.Расходы на проведение олимпиад, конкурсов | ||||||
1.16.Содержание и ремонт зданий, в т.ч. | ||||||
- текущий ремонт | ||||||
- капитальный ремонт | ||||||
1.17.Прочие расходы (в т.ч. налог на пользователей автомобильных дорог) | ||||||
1.18.Обязательные налоги, оплачиваемые за счет прибыли | ||||||
2. Расходы от обычной (не образовательной, уставной деятельности) | ||||||
2.1.Расходы в соответствии с договорами с другими организациями | ||||||
2.2.Прибыль, направляемая на образовательные нужды | ||||||
3. Операционные расходы | ||||||
4. Использование бюджетных средств | ||||||
5. Внереализационные расходы | ||||||
6. Расходы на благотворительную программу | ||||||
7. Расходы по полученным грантам | ||||||
8. Расходование спонсорских средств | ||||||
Всего расходов |